Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Священномученик Василий, епископ Кинешемский и его роль в скаутском движении.



2019-05-24 223 Обсуждений (0)
Священномученик Василий, епископ Кинешемский и его роль в скаутском движении. 0.00 из 5.00 0 оценок




Доклад на георгиевские чтения.

Наши чтения посвящены памяти св. мч. Георгию Победоносцу Издавна на Руси, святой Георгий почитался как покровитель христолюбивого воинства. Георгий называется Победоносцем за терпение и мужество, с каким победил все страдания. Святой Георгий Победоносец является покровителем Москвы и России, украшает герб нашей страны и столицы. Мало кто знает, что он является и покровителем скаутов, всего скаутского движения. День памяти Георгия Победоносца, 6 мая, является днем рождения скаутского движения, в этот день проходят торжественные парады скаутов, а с мая 1945 года стал еще и днем победы над фашисткой Германией в годы Великой Отечественной Войны. Мой доклад будет посвящен одному из выдающихся деятелей скаутского движения, скаут мастеру, святому сщмч. Василию, епископу Кинешемскому.

Вениамин Сергеевич Преображенский широко известен в скаутском мире, как выдающийся идеолог русского скаутского движения в период 1914-1917 годов. Но мало кто знает, что Вениамин Сергеевич Преображенский и святитель Василий, епископ Кинешемский – один и тот же человек! До своего рукоположения в сан был одним из основателей скаутского движения.

Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии (ныне Ивановская область) в благочестивой семье священника Сергия и матушки Павлы.

После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин Сергеевич для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию и 1910-1911 г.г. прожил в Лондоне. Там же он познакомился с английским опытом скаутского движения, слушал лекции самого Баден-Пауэлла – основателя мирового скаутинга, и других скаутских руководителей (1). Вероятно, что именно этот «английский» период жизни Вениамина Сергеевича Преображенского повлиял на его профессиональный выбор: после возвращения в Россию он выбирает преподавательскую деятельность и в 1914 году заканчивает педагогический институт.

В 1914 году В.С. Преображенский предпринял специальную поездку в Англию, где он провел некоторое время в летнем скаутском лагере, беседовал со многими руководителями английской скаутской организации и изучал скаутскую литературу, в чем помогло ему хорошее знание английского языка (2). Позже в 1915 году выходит е го книга «Бойскауты. Для изучения скаутского опыта будущий святитель несколько дней провел в скаутском лагере. Он наблюдал за лицами ребят во время чтения молитвы, богослужений и пении скаутского гимна. Его тогда поразила серьезность лиц ребят, их вдумчивость во время чтения молитвы, и церковных служб, их громкие и звонкие голоса, где виделся талант пения у многих ребят. Вениамин Сергеевич Преображенский увидел и понял полезность и важность скаутской методики в воспитании детей, особенно мальчиков. В своей книги «Бой скауты» он писал: «Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, т.е. активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер. Школьное обучение неизбежно выдвигает на первый план рассудочную деятельность, ставя активность и развитие эмоций лишь во вторую очередь, а при таких условиях идеал гармоничной личности не может быть осуществлен.
Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны».
Накануне 100-летия скаутского движения в России Господь нам открывает личность святителя Василия, как активного деятеля скаутизма в России в первые годы его становления.
Приведем мысли самого святителя по поводу скаутского движения: «В основе скаутского движения лежат, несомненно, верные принципы.
Русское общество не может отнестись к этому безучастно.
Российская форма скаутизма выталкивает все ненужное, неподходящее, оставляя лишь здоровое ядро.
. По признанию самого основателя, Баден-Пауэлла, это - лишь своего рода «первая помощь» против недостатков современного воспитания. Но в этой «первой помощи» заложены богатые возможности, и их необходимо использовать и развивать»
(5).

Святитель Василий много уделял внимания религиозному мировоззрению и религиозному чувству скаутов. Он считал, что для формирования личности, важно создать полное и цельное мировоззрение. А личность может быть цельной только при условии веры в Бога, только оно способно сформировать правильные идеи истины, добра и кротости. По мнению святителя Василия Кинешемского, здесь может помочь наблюдение над природой, этим чудесным творением Бога, и сближение с ней может быть одним из средств познания Творца. По дивной картине природы, любуясь её красотой можно познать Творца, стоит только присмотреться к явлениям природе, к её удивительной и необъятной красоте. Наблюдение над природой, этим чудесным творением Бога, и сближение с ней может быть одним из средств познания Творца.
Кроме того, созерцание природы и размышление об ее явлениях в конечном итоге приводить к мысли, что и в нас самих действует та же высшая сила, творящая жизнь. Мы так же, как и окружающая нас природа, - творение этой Силы. Является сознание единства с природой, с другими людьми, со всей вселенной. А это сознание единства очень важно в моральном отношении, так как порождает любовь и бережное, заботливое отношение окружающему миру.

Святитель Василий Кинешемский особое внимание уделял пользе чтения книг Священного Писания для скаута, подчеркивал необходимость и полезность этого для духовного становления подростка, главное, чтобы подросток глубоко вникал в слова Писания. В своей книги «Бой скауты» он пишет: «Нужно, чтобы истина прошла чрез наше чувство, чтобы мы ощутили ее сердцем, а это, скорее всего, бывает тогда, когда мы осуществим ее на деле. Тогда она становится для нас жизненной, имеющей действительное значение, а не прописной только истиной».
Наконец, для развития религиозного чувства нужна молитва. «Лучше всего молитесь, когда вы совсем одни. Тихонько склоните колени, подумайте, что пред вами бесконечно Добрый и Любящий вас Отец, Который горячо, горячо вас любить и хочет поэтому, чтобы вы были тоже добрым, хорошим, и очень скорбит, когда видит ваши проступки, ваши нехорошие дела, чувства и мысли. И смотрит Он на вас то ласковым, то скорбящим, но всегда любящим взором и ждет, когда придете вы сами к Нему с раскрытой душой и расскажете Ему все-все о своих радостях и огорчениях, о своих надеждах и о своем отчаянии, о своих нуждах и желаниях, о своих добрых и дурных делах».

Вот такие наставления в религиозной жизни давал скаутам святитель, священномученик Василий епископ Кинешемский.

Касаясь нравственного воспитания скаута, святитель уделил внимания следующим моментам: вот что нужно, прежде всего: взаимная любовь, взаимное доброжелательство, взаимное доверие, взаимное понимание и взаимные, хорошие отношения.

Таким образом, «внося в нашу жизнь любовь к другим и, улучшая взаимные отношения между людьми, мы работаем на пользу всего государства, укрепляем его и содействуем его благоустройству.
Следовательно, это - наш долг. В исполнении этого долга перед родиной мы все, без исключения, можем принять участие, так как каждый, может внести любовь, нежность, доброжелательство в свои отношения к другим людям, его окружающим. Выполняя этот долг, каждый из нас может принести пользу родине, неся мир в отношении с людьми. Общая взаимная любовь, в конце концов, выгодна для каждого. Когда все любят друг друга, живут дружно между собой, каждый заботится о других больше, чем о себе. Очевидно, что в этом случае о каждом члене патруля заботятся все остальные, т.е. остальные семь человек». 



2019-05-24 223 Обсуждений (0)
Священномученик Василий, епископ Кинешемский и его роль в скаутском движении. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Священномученик Василий, епископ Кинешемский и его роль в скаутском движении.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)