О прохождении преддипломной практики
Сливкова, Ю. В. С47 Преддипломная практика : методические указания / Ю. В. Сливкова.. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2014. – ?? с. ISBN
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам дневного и заочного отделений, обучающихся по направлению 100101 «Гостиничное дело», при прохождении преддипломной практики. Преддипломная практика является обязательной частью учебного процесса, основной целью которой является: закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение и развитие профессиональных навыков, формирование инициативности и самостоятельности бакалавра гостиничного дела. Преддипломная практика является подготовительным этапом к выполнению выпускной квалификационной работы, направлена на сбор информации по теме.
УДК 649.9 ББК65.432
ISBN
©Омский государственный институт сервиса, 2014
Введение Основной целью прохождения преддипломной практики является закрепление полученных в процессе обучения знаний и сбор сведений для написания выпускной квалификационной работы. Залогом успешного прохождения практики является создание условий для вовлечения студента в практическую деятельность предприятия, апробации его профессиональной пригодности, формирования способности быстро адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям. Инициативный студент, проявляющий интерес к предпринимательской деятельности, готовность развивать и закреплять навыки коммерческой организации и управления гостиничным предприятием, в будущем будет востребован работодателями. В период прохождения преддипломной практики студенты должны интенсивно заниматься научно-исследовательской и аналитической работой, поэтому роль консультационной поддержки руководителя практики и дипломной работы сложно переоценить. Методические рекомендации призваны упростить работу студента по упорядочению собранной информации и составлению отчета. Защита отчета по преддипломной практике является своего рода репетицией защиты дипломной работы, позволяет выявить и устранить недостатки.
1. Общие положения
Преддипломная практика предшествует написанию дипломного проекта и проводится в 8 семестре 4 курса. Продолжительность практики составляет 4 недели. Направление на практику оформляется индивидуальным (коллективным) договором с предприятием, являющимся основанием для издания соответствующего приказа, и сопровождается заданием по сбору, обработке и анализу информации по проблеме, соответствующей теме дипломной работы. Исследования, проведенные на базе объекта преддипломной практики, ложатся в основу исследовательской главы дипломной работы. Непосредственно перед началом преддипломной практики, руководитель практики от института проводит организационное собрание, на котором студентам сообщают сроки и порядок организации работы, требования к оформлению необходимой документации. Для непосредственного участия в деятельности гостиничного предприятия (или отдельной службы) и реализации задач преддипломной практики студент получает индивидуальное задание, которое выполняет самостоятельно или под контролем руководителя практики. Полученные задания находят отражение в дневнике преддипломной практики. Руководитель дипломной работы осуществляет постоянную консультационную поддержку студента. По результатам практики в установленный срок студентом предоставляется отчет и собранные материалы. Защита отчета по преддипломной практике является основанием для допуска студента к защите ВКР. Во время прохождения преддипломной практики студенты подчиняются действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка и несут ответственность своевременное выполнение поставленных руководителем практики от предприятия задач. В соответствии с договором о прохождении преддипломной практики, руководитель практики от предприятия в праве назначить студента на должность, соответствующую профилю подготовки. Формой отчетности является дневник прохождения практики, отчет и характеристика-отзыв на студента (должны быть заверены подписью руководителя практики от организации и печатью предприятия). Отчет о прохождении практики вместе с дневником сдается в установленный срок.
2. Цели и задачи практики
Преддипломная практика предполагает применение приобретенных за время обучения теоретических знаний, практических умений и навыков при самостоятельном решении конкретных оперативных и управленческих задач. В связи с этим целью преддипломной практики является сбор, обработка, систематизация и анализ информации для решения поставленной руководителем (выбранной студентом) конкретной проблемы или задачи организации (в случае, когда тема дипломного проекта Дл предприятием), разрабатываемой в дипломной работе. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1. Определить актуальность и значение выбранной темы исследования для конкретной организации или ее подразделения. 2. Рассмотреть имеющийся в организации опыт решения организационных задач. 3. Изучить степень разработанности проблемы на примере других предприятий отрасли. 4. Проанализировать статьи, монографии, нормативную и технологическую документацию, статистические данные по выбранной теме. 5. Изучить материально–техническую базу и социально экономические условия производства и предоставления услуг объекта практики, определить характер влияния этих условий на решение исследуемой проблемы 6. Собрать необходимый статистический материал, динамику результатов и показателей деятельности организации для проведения анализа и разработки предложений по ее разрешению. 7. Систематизировать собранную информацию, представив в виде таблиц, графиков, диаграмм схемы, оформить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным материалам. 8. Определить направления дополнительных исследований, необходимых при написании дипломной работы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело определены общекультурные и профессиональные компетенции, обеспечивающие успешное решение перечисленных задач и достижение поставленной цели. Таким образом, студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями (далее ОК): – стремлением к постоянному совершенствованию и саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства; готовностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития и устранения недостатков (ОК-8); – способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12). – способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13). К профессиональным компетенциям (далее ПК) стандартом отнесены следующие: – студент должен обладать готовностью к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-1); – готовностью применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем (ПК-9); – готовностью применять нормативно-технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность (ПК-10); – готовностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя (ПК-13); – готовностью к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности (ПК-14). Наличие перечисленных компетенций определяется способностью студента к исследовательской, организационной, предпринимательской и консультационной деятельности.
3. Структура и содержание отчета по преддипломной практике
Типовая программа преддипломной практики определяется выпускающей кафедрой с учетом специфики деятельности, интересов и возможностей подразделений предприятия, на базе которых она проводится. Конкретное содержание исследовательской работы студента планируется руководителем выпускной квалификационной работы, согласовывается с руководством подразделения, в котором она выполняется, и фиксируется в индивидуальном задании на практику. Прохождение преддипломной практики может быть организовано как на базе определенного подразделения, так и на предприятии в целом, посредством последовательного вовлечения студента в производственную деятельность предприятия. Независимо от темы дипломной работы и занимаемой в процессе прохождения преддипломной практики должности, студент изучает: – организацию процесса проектирования и производства гостиничного продукта и его компонентов; – клиентскую базу гостиничного предприятия и методы обслуживания, в соответствии с выявленной спецификой контингента; – используемое техническое, программное и нормативно-технологическое обеспечение; – организацию работы подразделений и кадровое обеспечение; – сбытовую политику и рекламную деятельность гостиницы. Отчет по преддипломной практике должен содержать следующие элементы и основные разделы: 1. Титульный лист (Приложение 1). 2. Задание на преддипломную практику (Приложение 2). 3. Договор на проведение преддипломной практики. 4. Отзыв руководителя преддипломной практики от предприятия (Приложение 3). В отзыве предприятия отражается Ф.И.О. студента, наименование предприятия, сроки практики, приводятся сведения о знаниях, умениях, навыках студента, о его личных и профессиональных качествах, о полноте и качестве собранной на предприятии информации, анализе проблем и предложенных путях их решения, дается общая оценка деятельности студента в период практики. 5. Дневник прохождения преддипломной практики (Приложение 4); Дневник должен быть полностью заполнен студентом и заверен печатью и подписью руководителя практики от предприятия. 6. Пояснительная записка (текст отчета). Пояснительная записка имеет следующую структуру: В содержании указываются наименования разделов отчета, наименования приложений. Во введении указывают основную цель работы, ее научную и практическую значимость, актуальность, краткое описание проведенных исследований и их результаты. Далее следует подробная характеристика предприятия-объекта практики. Указывается организационно-правовая форма, основные виды деятельности, организационная структура управления, материально-техническая база предприятия. В основной части необходимо привести постановку задачи, отразить все полученные результаты работы в соответствии с выбранной специализацией, индивидуальным заданием и рекомендованным списком разрабатываемых вопросов. В заключении подводятся итоги проведенной работы, перспективы дальнейших исследований, самоанализ. В качестве приложений к отчету могут выступать организационно-правовые документы предприятия, прейскуранты, примеры рекламной печатной продукции, различные виды договоров с контрагентами и другие документы, используемые студентом в процессе исследования.
4. Направления исследований для преддипломной практики
Наиболее общими направлениями исследований при прохождении преддипломной практики являются следующие: 1. Организационная структура управления и ее правовое обеспечение. Исследования могут быть направлены на выявление дублирования функций подразделений, усовершенствование должностных инструкций, устранение потерь и искажения информации, повышение оперативности управления, организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением. Теоретической базой для подобного рода исследований является организационно-правовая документация организации. Возможные методы исследования: наблюдение, интервьюирование, социометрия. 2. Технология производства и оказания услуг. В этой сфере исследования можно сосредоточить на способах планирования и контроля деятельности отдельных направлений производства и сбыта продукции и услуг. По результатам анализа существующих форм контроля и планирования разрабатываются рекомендации по усовершенствованию. Возможные методы исследования: наблюдение, интервьюирование, анализ нормативной документации. 3. Научно-исследовательская, опытно-конструкторская и техническая подготовка производства гостиничного продукта. В этой сфере исследования будут посвящены разработке и внедрению новых услуг, на основе всестороннего анализа имеющихся ассортимента и производственных мощностей. 4. Материально-техническое и кадровое обеспечение управления в гостиничном бизнесе. Разрабатывая данное направление, студенту необходимо сделать всесторонний анализ материально-технической базы гостиничного предприятия, сопоставить ее состояние с требования нормативных документов. Посредством опроса клиентов определить преимущества и недостатки. Достаточность кадрового обеспечения определяется посредством наблюдения и установления вертикальных и горизонтальных связей между отдельными сотрудниками и подразделениями. 5. Номенклатура и качество предоставляемых услуг. В данной области исследования научные изыскания студента будут направлены на выявление существенных для клиентов предприятия параметров качества услуг. 6. Информационное обеспечение и информационные технологии управления предприятием. 7. Организация и управление маркетингом исследование рынка, продукта, конкурента и конкурентных преимуществ. Направление исследований студента на преддипломной практики определяется совместно с руководителем ВКР и оформляется индивидуальным заданием на практику (приложение 2). На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.
5.Требования к оформлению отчета по преддипломной практике
Отчет по преддипломной практике является основным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики. Основными правилами при выполнении оформлении отчета по преддипломной практике являются единообразие логичность изложения материала. Поддерживается структура отчета, отраженная в содержании. Изложение текста и оформление отчета по преддипломной практике следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ Р 6.30 – 97. Объем отчета должен быть не менее 30 страниц до библиографического списка. При наборе текста использовать шрифт № 14 Times New Roman Cyr. Интервал между строк полуторный. Интервал между заголовком и текстом раздела обеспечивается пропуском одной строки (Enter). Абзацный отступ – 1,25 см. Левое поле – 2,5 см; правое – 1,5 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см. Набор текста необходимо делать с автоматическим переносом, текст выравнивать по ширине. Для выделения названий ключевых частей отчета: введения, разделов, заключения, используется жирный шрифт. Сокращения следует оговаривать при первом их упоминании, например: гостиничный комплекс (далее – ГК). Для оформления перечислений можно использовать разные маркеры, например: –, •, ♦, ● и т. д. При оформлении исследовательской части отчета, связанной с анализом результатов опроса и интервью, а также при анализе организационной структуры управления рекомендуется использование различных изобразительных средств. Весь графический материал (рисунки, схемы, чертежи, диаграммы) оформляется как рисунок. На каждый рисунок в тексте обязательна ссылка. Подрисуночная подпись обязательна и оформляется 13 кеглем, курсивом. От текста рисунок с обеих сторон пропуском одной строки. Для структурирования числовой и организационной информации рекомендуется использование таблиц. Также как и на рисунок, на таблицу делается обязательная ссылка в тексте. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. Для обоснования целесообразности проводимых исследований и разработок, следует подбирать необходимые источники по теме: литературу, рабочие отчеты, техническую документацию предприятия, Интернет-источники. По ходу изложения в тексте делают ссылки на литературные источники в квадратных скобках. Оформленный в соответствии с вышеозначенными требованиями отчет предоставляется на проверку руководителю практики от предприятия с целью подтверждения подлинности сведений и корректировки выводов и результатов исследования. Согласованный отчет подшивается в папку-скоросшиватель, подписывается исполнителем и руководителями практики от института и предприятия и допускается к защите.
6. Контроль знаний студентов при прохождении преддипломной практики
Контроль знаний студентов при прохождении преддипломной практики включает следующие формы: текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль прохождения студентами преддипломной практики осуществляется руководителем практики от института. Руководители посещают организации для согласования и уточнения задач практики, контроля посещаемости, контроля соответствия выполняемых работ профилю подготовки. Промежуточный контроль заключается в контроле за своевременным представлением отчетной документации: отчета по практике, дневника и отзыва руководителя практики от предприятия. Итоговая аттестация включает в себя защиту отчета о прохождении преддипломной практики. Отчет по преддипломной практике должен быть сдан на проверку в соответствии с графиком прохождения преддипломной практики после окончания практики. Защита отчета по преддипломной практике проводится институте перед преподавателями выпускающей кафедры. Дата защиты определяется завершением практики и заранее сообщается студентам. Для защиты студент обязан подготовить презентацию в формате Microsoft PowerPoint, защитное слово, отражающее основные положения проделанной работы продолжительностью не более 5-7 минут, соответствующим образом оформленный отчет, с подписью и оценкой руководителя практики, оформленный дневник с подписями, печатью объекта практики. Оценка по практике выставляется на основе следующих критериев: 1. Глубина теоретических и профессиональных знаний, заложенных в основу проведенных исследований. 2. Содержание и качество представленных студентом материалов, собранных во время практики. 3. Осознанность выводов и практическая обоснованность результатов исследования, характеризующие умениям применять полученную информацию. При оценке учитывается число и характер ошибок, недостатки работы, обозначенные руководителем практики от предприятия. Оценка «отлично» ставится студенту, в установленные сроки предоставившему отчетную документацию полностью соответствующую предъявляемым требованиям. Студенту, который легко ориентируется в работе, грамотно защищает результаты проведенных исследований, осознает и может обосновать их практическую значимость и актуальность. Оценка «отлично» ставиться только при наличии положительной оценки руководителя практики от предприятия и полностью выполненном индивидуальном задании. Оценка «хорошо» ставится студенту, в установленные сроки предоставившему отчетную документацию полностью соответствующую предъявляемым требованиям, однако в защитном слове имеются неточности, выводы о результатах проведенных исследований недостаточно развернуты, а также если студент затрудняется при ответе на дополнительные вопросы непосредственно касающиеся проделанной работы. Оценка «хорошо» ставиться только при наличии положительной оценки руководителя практики от предприятия и полностью выполненном индивидуальном задании. Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, в установленные сроки предоставившему отчетную документацию соответствующую предъявляемым требованиям, имеющему композиционно не выстроенное защитное слово, не достаточно убедительную презентацию или при наличии большого количества замечаний к результатам выполнения индивидуального задания. Оценка «удовлетворительно» ставиться только при наличии положительной оценки руководителя практики от предприятия и выполненном индивидуальном задании. Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, нарушившему сроки предоставления и требования к оформлению отчетной документации, не выполнившим в установленные сроки задание по преддипломной практике. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, к защите выпускной квалификационной работы не допускается.
Заключение
Организация преддипломной практики студентам профиля подготовки 101100 «Гостиничное дело» предполагает окончательное формирование и развитие профессиональных и общекультурных компетенций. Студент успешно прошедший практику может считаться полноценным специалистом в области гостиничного дела, готовым к решению управленческих, организационных и ряда технических задач. При формировании данных методических указаний акцент был сделан на самостоятельность аналитической работы студентов, однако мы подчеркиваем важность научного руководителя выпускной квалификационной работы, как консультанта. Назначая индивидуальное задание и рекомендуя последовательность выполнения работ, руководитель задает тон написания качественной выпускной квалификационной работы. В процессе выполнения программы практики, соответствующей написанию аналитической части дипломной работы студент должен исходить из того, что разрабатываемая им дипломная работа должен иметь практическую ценность, содержать элементы научного исследования и включать решение определенных задач с помощью современных методов. Преддипломная практика позволяет апробировать полученные в процессе обучения навыки, определить их достаточность и пути самосовершенствования, проявить себя и заложить базу для успешного трудоустройства. Приложение 1 Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТСТУТ СЕРВИСА
Факультет туризма и прикладной информатики Кафедра Гостиничное дело
ОТЧЕТ о прохождении преддипломной практики В ООО «Отель «Турист»
Студент: гр Гс101, Петрова Елена Александровна ___________ (подпись)
Руководитель практики от ООО «Отель «Турист» Иванов Иван Иванович ___________ (подпись)
Руководитель от ОГИС канд. пед. наук, доцент Кулагина Евгения Викторовная ___________ (подпись)
ОМСК-2014 Приложение 2 Образец оформления задания на преддипломную практику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТСТУТ СЕРВИСА
Факультет туризма и прикладной информатики Кафедра Гостиничное дело
ЗАДАНИЕ
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |