Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерная памятка для рефлексивного анализа урока (1)



2018-06-29 1624 Обсуждений (0)
Примерная памятка для рефлексивного анализа урока (1) 0.00 из 5.00 0 оценок




Практика преддипломная у студентов филф 6 курс з/о 2 недели- с 9 марта по 22 марта 2017г.

Задания были пересмотрены с учетом того, что практика новая и студенты собирают материалы для ВКР.

Задания:

1) Психологический анализ урока или мероприятия предполагаемого урока (в ВКР)+ план-конспект урока/ мероприятия.

Общий отчет по ПП: «Психологические аспекты ПП»

 

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного мероприятия.

2. Психолого-педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие проводится, его соответствие возрастным особенностям учащихся).

3. Цель и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование компьютерных, других технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.

5. Содержательная сторона занятия:

А) соответствие содержания занятия поставленной цели и задачам;

Б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

В) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;

Г) приёмы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

Д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.

6. Особенность личности педагога, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.

7. Психолого-педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся для совершенствования отношений в коллективе. Ваши замечания и предложения.

 

Выбрать любую схему (из приведенных ниже) и сделать психологический анализ урока

Примерная памятка для рефлексивного анализа урока (1)

 

Общее впечатление от проведённого урока. Всё ли запланированное реализовано. Если нет, то каковы возможные причины. Что необходимо изменить, предусмотреть, предпринять для достижения лучшего результата.

1. Первые минуты урока.

А) как зашли в класс (бодро, энергично, не спеша и т.д.)? Как поздоровались?

Б) удалось ли с первых минут привлечь внимание всех учащихся? Как повели себя, когда к уроку приступили не все сразу? Что им сказали, каким тоном? Какова была реакция учащихся на это?

В) как сформулировали цель урока, создали мотивацию, создали ли установку на работу?

Г) удалось ли сразу наладить контакт, создать рабочую атмосферу?

Д) как включали учащихся в учебную деятельность?

2. Управление вниманием учеников на уроке.

А) видели ли вы весь класс или только отдельных учеников?

Б) как привлекали внимание отвлекающихся: словесно, неожиданным вопросом, постукиванием по столу и т.д.?

В) были ли наглядные пособия, игры, какова их эффективность?

Г) сколько видов деятельности выполнили дети на уроке?

Д) спрашивали вы всех или только желающих?

Е) задавали ли определённые вопросы конкретным ученикам?

Ж) как осуществлялось диалоговое общение?

3. Управление восприятием учеников на уроке.

А) подготовлены ли все учащиеся к восприятию цели урока?

Б) эффективность создаваемых наглядных образов. Уместны ли были наглядные пособия, их достаточность или перегруженность?

В) всегда ли ученики воспринимали то, что должны были увидеть?

Г) всегда ли воспринимаемый учащимися материал соответствовал основным целям урока?

Д) не скрывалась ли сущность явления под её видимостью?

Е) не мешала ли излишняя детализация выделению и акцентированию главных мыслей, положений?

Ж) как формировался чувственный опыт учащихся?

З) учитывались на уроке особенности репрезентативной систем учащихся: аудиальной, визуальной и кинестетической?

И) какие причины ошибок восприятия, как их избежать?

4. Управление осмысливанием учебного материала.

А) как учитываете соотношение новой и имеющейся информации в целях эффективности понимания учебного материала?

Б) удалось ли сформировать запланированные понятия на уроке?

В) как устанавливались связи между понятиями внутри предмета и между предметами?

Г) насколько эффективными оказались применяемые приёмы активизации мышления?

Д) удачно ли выбирались ориентиры, эталоны, мерки для сравнения изучаемых понятий?

Е) какова степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач?

Ж) как учитывались индивидуальные особенности мышления на уроке?

З) справятся ли ученики с домашними заданиями на базе приобретённого учебного материала на уроке?

5. Управление процессом запоминания учащимися учебного материала.

А) насколько эффективна логическая обработка материала для запоминания?

Б) как моделируется содержание урока для его лучшего запоминания? Учили ли учащихся свертыванию материала в логические схемы, модели?

В) насколько эффективны используемые приёмы для запоминания учебного материала?

Г) как осуществлялась актуализация памяти учащихся?

Д) эффективность способов проверки знаний учащихся

Е) учёт индивидуальных особенностей памяти учащихся.

6. Оценивание деятельности учащихся.

А) особенности оценивания ответов каждого учащегося

Б) оценка чаще положительная или отрицательная? Какая была реакция учащихся?

В) удалось ли вам передать своё отношение к ответам эмоционально?

Г) как учитывали индивидуальные особенности учеников?

Д) тон разговора с учениками, его особенности

Е) как реагировали ученики на замечания? Как реагировали они, если оспаривали ваше замечание (вступили в дискуссию, обрывали её и т.д.)

Ж) как оценили учащихся в конце урока и объяснили свои оценки?

7. Обратная связь.

А) какое было настроение класса и отдельных учеников?

Б) как оценивается готовность ученика к ответу? Какая реакция при неготовности ученика отвечать?

В) как оцениваете понимание учащимися нового учебного материала? Какие действия предпринимаете при непонимании?

Г) ваше поведение при приближении конфликта? Правильно ли определяете объект конфликта?

Д) слушают ли вас ученики с интересом или нет?

Е) атмосфера на уроке (бодрая, рабочая, сонная, безразличная)

Ж) что удачное (неудачное) было при управлении мышлением учащихся, при управлении запоминанием материала учащимися?

8. Подведение итогов.

А) все ли стороны педагогического общения представлены на уроке:

- адаптирован ли ваш материал к уровню учащихся?

- понимаете ли вы друг друга?

- есть ли между вами контакт?

- видите ли вы состояние учеников?

- часто ли вы шутите и каков характер ваших шуток? Не обижаются ли на них ученики?

Б) все ли этапы педагогического общения представлены на уроке?

В) проходит ли урок в форме монолога или диалога?

Г) как управляете деятельностью учащихся на уроке?

 

План психологического анализа урока (2)

I. Психологическая цель урока

1.Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели.

2.В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.

3.В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приёмы, используемые на уроке, и весь стиль в целом отвечают поставленной психологической цели.

II. Стиль урока

1.В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

А) соответствие нагрузки на память и мышление учащихся;

Б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

В) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, ученика) и самостоятельного поиска;

Г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие – учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует, кто решает её);

Д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

Е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения ( напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

Ж) педагогический такт учителя;

З) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения).

2.Особенности самоорганизации учителя:

А) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению);

Б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и т.д.).

III. Организация познавательной деятельности учащихся

1.В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

А) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

Б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение и др.);

В) как достигалась сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

Г) какие использовались формы работы для актуализации памяти учащихся (воспроизведение ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала, индивидуальный опрос, беседа с классом, упражнения по повторению и др.).

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

А) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, «открытия», выведение формул и т.д.);

Б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

В) какими приёмами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);

Г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное), как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

Д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условия её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, обработка результатов, оформление работы).

3. Закрепление результатов работы:

А) формирование навыков с помощью упражнений;

Б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

IV. Организованность учащихся

1.Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся ( в возможных пределах).

2.Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

V. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Как учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели, и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

 



2018-06-29 1624 Обсуждений (0)
Примерная памятка для рефлексивного анализа урока (1) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерная памятка для рефлексивного анализа урока (1)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)