Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Европейское прикладное искусство



2019-05-24 424 Обсуждений (0)
Европейское прикладное искусство 0.00 из 5.00 0 оценок




Коллекции западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа складывались постепенно, на протяжении двух с половиной веков, и в настоящее время они дают исчерпывающую картину развития художественных ремесла и промышленности Западной Европы. По величине и полноте подбора памятников, это не только самое большое, насчитывающее около 65.000 экспонатов, собрание прикладного искусства в России, но и одно из самых значительных в мире.

§ Искусство Средних веков

Коллекция искусства Средних веков насчитывает около 1000 экспонатов V–XV веков. Ядро ее составляют памятники, поступившие в Императорский Эрмитаж в составе собрания А. П. Базилевского в 1885 году. После 1917 года коллекция выросла главным образом за счет экспонатов, переданных из музея Императорского Общества поощрения художеств, частных собраний М. П. Боткина, графов Шуваловых, графов Строгановых. Наиболее значительным дополнением стали предметы из музея Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица). К сожалению, богатейшее к этому моменту собрание понесло значительный ущерб в 1930-х годах, когда было продано более двух десятков первоклассных памятников. Основная часть экспонатов нынешней фондовой коллекции – изделия из драгоценных металлов и медных сплавов, слоновой кости, дерева, кожи, ткани и вышивки – относятся к XII–XV векам.

Достаточно полно в собрании представлены изделия западноевропейской резной кости: романский раздел включает такие шедевры, как пластинки от раки Сан Мийян де ла Когойя, а готический раздел украшают статуэтки Мадонны с младенцем и пластинки от ларца со сценами из романа о Тристане и Изольде. Значительно собрание эмалей, включающее около сотни лиможских изделий XII–XIV веков, в том числе знаменитый Реликварий святой Валерии, а также памятники северных школ XII века и итальянские и испанские прозрачные эмали на серебре XIV–XV веков. Большой интерес представляет группа бронзовых фигурных водолеев XII–XV веков, среди которых и фигуры львов, составляющие большинство, и уникальные, найденные на территории России, водолей в виде рыцаря с драконом и водолей в виде мужской головы. Собрание художественного металла венчают два главных шедевра коллекции – романский реликварий в виде фигуры святого Стефана и готический крест святого Трудперта, экспонируемые в Галерее драгоценностей. Основная экспозиция искусства Средних веков располагается в Романовской галерее Малого Эрмитажа.

§ Итальянская керамика XV-XVIII вв.

В Эрмитаже хранится первоклассная коллекция итальянской майолики эпохи Возрождения. Это собрание сопоставимо с лучшими коллекциями Европы и характеризует основные этапы развития и центры керамического производства Италии XV-XVI веков. Майоликовые мастерские Сиены, Деруты, Кастельдуранте, Урбино, Губбио, Венеции создавали многообразную, оригинальную, виртуозную по своей росписи керамику, связанную с достижениями высокого искусства эпохи Возрождения, живописи, скульптуры, архитектуры. Большое влияние на роспись итальянской майолики оказали крупнейшие художники того времени, такие как Рафаэль, Пинтуриккио, Микеланджело, Энео Викко, Пармиджанино и другие. Роспись майолик исполнялась по гравюрам с картин этих художников. Эрмитажное собрание итальянской майолики cформировалось в XIX - начале XX столетия в результате покупки музеем в 1885 году богатейшей коллекции прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения, принадлежавшей А. П. Базилевскому, поступления в 1920 годы коллекций М. П. Боткина и графини Е. В. Шуваловой, А. С. Долгорукова и Ф. И. Паскевича. В 1925 году в Эрмитаж была передана часть собрания Музея училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. В коллекции Эрмитажа находится меццо-майолика, которая создавалась в Италии в XIII-XVI веках в Леньяно, Болонье, Ферраре, Перудже, Читта ди Кастелло и других местах. Ее отличие от собственно майолики состоит в том, что при ее изготовлении использовалась прозрачная бесцветная свинцовая глазурь, иногда окрашенная в массе. При такой технике роспись исключалась, но зато имелась возможность процарапывания по нескольким слоям разноцветного ангоба (глиняной обмазки черепка) или нанесения "яшмового" узора из окрашенных в массе глазурей. В том числе здесь имеется великолепная экспрессивная работа феррарских мастеров, исполненная в данной технике. Это чернильница с фигурой св. Георгия, покрытая цветными свинцовыми глазурями, исполненная в конце XV в. Майолика - это керамика, покрытая оловянной глазурью. Окисел олова выступал как замутнитель, делавший глазурь белой и непрозрачной. Когда глазурь высыхала до порошкообразного состояния, ее поверхность расписывали минеральными красками и во время обжига при температуре 950 градусов краски сливались с глазурью. Ранняя редкая группа флорентийской майолики второй четверти XV столетия в Эрмитаже представлена тремя образцами, это так называемое "синее семейство" аптечных ваз с росписью, исполненной синей краской и изображающей птиц и растительные мотивы. Их декор восходит к испано-мавританским фаянсам, оказавшим большое влияние на раннюю итальянскую майолику. В Эрмитаже имеются майолики начала XVI века из Сиены, а также изготовленные в Фаэнце с росписью istoriato на античные и библейские сюжеты по голубому фону (a berettino), исполненные в особой, несколько архаизирующей манере. В коллекции находятся работы керамистов Урбино, также декорировавших свои произведения росписью istoriato. Среди них шедевры крупнейших мастеров, таких как гармоничный и утонченный Никола да Урбино и Ксанто Авелли. В собрании так же фигурирует покрытая золотистым люстром керамика Деруты и Губбио. Кроме того, в его составе есть произведения интереснейшего дерутинского художника Джакомо Манчини, именуемого Эль Фрате, и мастера из Губбио, Джорджо Андреоли. Собрание майолики Кастелли в Эрмитаже дает возможность продемонстрировать основные этапы развития этого значительного и необыкновенно продуктивного центра керамического производства в XVI-XVIII столетиях. Здесь представлена отличающаяся яркой образностью керамика Орсини-Колонна, группа аптечных ваз с полихромной росписью в синих тонах с изображениями святых и античных героев, великолепная синяя с золотом майолика турчино (XVI в.), полные динамизма произведения Франческо и Карл'Антонио Груэ (XVII в.) и майолика в стиле рококо Кармине Джентили (XVIII в.). Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм нашли свое своеобразное воплощение в керамике Кастелли. В эрмитажной коллекции представлена также майолика Лигурийского побережья с кобальтовой и полихромной росписью конца XVII-XVIII веков. Она изготовлялась в Савоне, Генуе и Альбиссоле под влиянием делфтского фаянса и непосредственно китайского фарфора. Это массивные блюда и аптечные сосуды с росписью руин, парусных лодок, человеческих фигур, растительных мотивов, витающих в пространстве как бы на отдельных островках.

§ Французская керамика XVI-XX вв.

В собрании Эрмитажа находится значительная коллекция керамики Франции XVI-XVII веков, насчитывающая более двухсот экспонатов. Здесь представлены наиболее важные центры французского керамического производства. Керамика поступила в Эрмитаж в XIX - начале XX столетия в основном с коллекцией А. П. Базилевского, а также из собрания Шуваловых и Музея Общества поощрения художеств. Тонкий инкрустированный цветными глинами и покрытый прозрачной глазурью фаянс Сен-Поршера изготовлялся во Франции в XVI веке. Столь же драгоценный, как и редкий, он всегда вызывал бесконечные вопросы исследователей по поводу его происхождения и авторства. В Эрмитаже находятся четыре так называемые сен-поршера, декорированные орнаментом моресков. Две чаши и солонка поступили в 1885 году из собрания А. П. Базилевского и еще одна солонка в 1925 из коллекции графини Е. В. Шуваловой. Из тех же коллекций происходит керамика Сентонжа и Бове XVI-XVII веков с рельефным декором, часто исполненным тиснением при помощи штампа, или с орнаментом, процарапанным по ангобу. В этих местах глазурь окрашивалась в массе в коричневый или зеленый цвет. Получила также распространение и пятнистая полива. В собрании Эрмитажа разнообразно представлена керамика круга крупнейшего французского мастера XVI столетия Бернара Палисси, покрытая окрашенной в массе свинцовой поливой. В каталоге коллекции А. П. Базилевского данная керамика приписывалась мастерской самого Б. Палисси, что, несомненно, было далеко от действительности. В настоящее время большинство этих экспонатов считаются работами последователей мастера и относятся к XVII-XIX векам. Особенно широко известны так называемые сельские глины Бернара Палисси - блюда и чаши с фигурками рептилий, отлитых прямо с живых существ. Творчество Бернара Палисси, не имевшее аналогий ни в итальянской, ни во французской керамике, было в то же время, характерным явлением искусства маньеризма. Из восьми "сельских глин", находящихся в Эрмитаже, следует особо выделить глубокое овальное блюдо из собрания А. П. Базилевского, приписываемое нами мастерской Б. Палисси, а возможно, и самому мастеру. Авонская керамическая пластика, покрытая прозрачной, окрашенной в массе свинцовой глазурью, по своему часто жанровому характеру и непритязательному колориту отвечала духу скромности и простоты, характерному для времени Генриха IV. Ее производство было налажено во дворце Фонтенбло, а затем в Авоне. В Эрмитаже находится значительная коллекция фигурок такого рода, насчитывающая двадцать пять экземпляров, из них семь предметов с уверенностью можно отнести к XVII веку. В число датированных XVII столетием вошли - бюст Генриха IV, фигура кормилицы (одна из трех, имеющихся в Эрмитаже), группа "Христос и самаритянка" (одна из двух, находящихся в собрании), "Нептун на гиппокампе". В постоянной экспозиции Эрмитажа представлена керамическая многоярусная двухметровая конструкция, служившая навершием крыши. Это богато декорированное сооружение, приписывается нами нормандским центрам керамического производства в Манербе или Пре д'Оже. Такие "Epis de faitage" служили изящным завершением нормандских замков в конце XVI - начале XVII века. Влияние итальянского искусства, имевшее определяющее значение для развития ренессансной культуры Франции, нашло свое последовательное отражение в формировании стиля французской керамики XVI-XVII веков. Широкое развитие здесь получило производство майолики, завезенное во Францию итальянскими мастерами. Французы, воспринявшие новую для себя технику, проявили в майолике свой вкус, свои представления о способах декорировки и понимание маньеристических изобразительных мотивов. Так, в Эрмитаже находится тарелка Антуана Сигалона, работавшего в Ниме во второй половине XVI столетия. Этот мастер смог внести национальное своеобразие в новый для Франции вид керамики. В Эрмитаже прекрасно представлена майолика Невера XVII столетия, которая отражает все этапы развития местных мастерских. Эта керамика поступила в Эрмитаж в 1830-е годы и в XIX веке находилась в Галерее драгоценностей. На постоянной экспозиции демонстрируется целая группа неверских ваз первой половины и середины XVII века, формы которых явно исполнены под влиянием китайского фарфора. Наиболее значительными и оригинальными работами керамистов Невера являются вазы второй половины XVII века массивных монументальных форм, в которых отразился сплав черт барокко и классицизма во вкусе эпохи "Большого стиля" времени Людовика XIV. Французская керамика XVIII столетия представлена в Эрмитаже фаянсами мануфактур Невера, Руана, Мустье, Страсбурга, Марселя и многими другими. В это время на руанской мануфактуре продолжали изготовлять фаянс высокого обжига, успешно использовали лучевой декор и орнамент ламбрекенов, характерные для этого производства в конце XVII столетия. В эрмитажной коллекции находится также руанский фаянс с изображением рогов изобилия, столь типичным для этого производства в XVIII веке. Из произведений руанской мануфактуры в собрании Эрмитажа наиболее впечатляет своей монументальной декоративностью "Аллегория Зимы" в виде бюста седовласого старика в одеянии, расписанном полихромными цветами. С 1710-х годов на фабрике Клересси в Мустье изготовляли фаянс с кобальтовой росписью, декорированный в стиле Жана Берена, который был необыкновенно популярен всю первую половину XVIII века. С конца 1730-х годов на мануфактуре Жозефа Олери стали расписывать керамику с изображением комических фигурок людей и животных в манере Жака Калло, выдержанную в основном в зеленых и оранжевых тонах. Фаянс с этими видами декора также фигурирует в коллекции Эрмитажа. Керамика Страсбурга представлена продукцией мануфактуры Ханнонгов. Это керамика с кобальтовой росписью в руанском стиле 1720-х годов, а также фаянсы 1740-х с цветочным орнаментом. Она декорировалась восточными "индианскими" цветами, а затем появившимися позже натуралистическими "cтрасбургскими цветами", исполненными под влиянием немецкого фарфора в самых свежих тонах, какие только позволял введенный там в конце 1740-х годов муфельный обжиг. При этом виде обжига изделие расписывалось по уже обожженой глазури с последующим обжигом при более низкой температуре. Такая технология позволяла значительно расширить палитру, так как некоторые краcки не выдерживали жара "высокого обжига", применявшегося ранее при изготовлении майолики. Продукция мануфактур Марселя, таких как фабрики вдовы Перрен, Оноре Сави, Гаспара Робера и других, начавших свою деятельность в середине XVIII столетия представлена в Эрмитаже во всем многообразии. Здесь керамисты также используют муфельный обжиг. В росписи керамики рокайльных форм мастера обращались к работам Жана Пиллемана в стиле шинуазри, а также к галантным сценам Антуана Ватто, Франсуа Буше, Никола Ланкре, к видам морского порта Жозефа Верне и пейзажам с руинами в духе Гюбера Робера. Необыкновенно популярны были и изображения различных плодов моря - рыб, раковин, моллюсков. В основном французская керамика XVIII века поступила в 1925 году из Музея училища барона А. Л. Штиглица, коллекции Шуваловых и Галереи драгоценностей. Начало XIX столетия представлено в эрмитажной коллекции сервизом парижской фабрики Крэй, датированным 1819 годом и поступившим в Эрмитаж в 1925 году из Музейного фонда. Фаянсовый сервиз имеет классические формы, покрыт свинцовой прозрачной глазурью с печатным декором. По технике и стилю исполнения он является подражанием английской керамики Д. Веджвуда. К последней четверти XIX столетия относятся работы Теодора Дека, поступившие в Эрмитаж из Музея училища барона А. Л. Штиглица в 1929 году. Этот крупный керамист, известный своими техническими инновациями, работал в Париже с 1856 года. Для его декоративных ваз часто характерны монументальные формы, влияние восточной керамики, например, фаянсов Изника, а также черты стиля модерн. Гораздо ярче стиль ар нуво проявился в керамике Эмиля Галле, который, начал свою деятельность в 1870-х годах в Нанси. Фаянсы Галле более редки, чем прославившие его изделия из стекла. В эрмитажном собрании находятся только три экспоната, поступившие в 1980 - 1990-е годы. Стиль модерн представлен в Эрмитаже также работами Огюста Делаерша, великолепными вазами Мориса Дени. В 1985 году Надин Леже передала в дар Эрмитажу впечатляющую коллекцию керамики Пабло Пикассо. Художник изготовлял керамику в 1950-х годах в Валорисе, на юге Франции, и воплотил в ее формах и росписи многие черты, свойственные его живописным работам. Французская керамика XVI-XVIII веков представляет собой необыкновенно многообразное и художественно значимое явление. Оно теснейшим образом связано с развитием не только французского, но и итальянского, фламандского искусства, а также с современной ей живописью, графикой, ювелирным делом, обработкой металла.

§ Западноевропейская мебель

Собрание западноевропейской мебели насчитывает около тысячи предметов итальянского, французского, немецкого, нидерландского и английского производства. Самыми ранними образцами являются дубовые и ореховые поставцы французской и немецкой работы XV - начала XVI веков, украшенные готической резьбой, сундуки и епископские кресла. Хорошо представлена мебель эпохи Возрождения. Здесь прежде всего следует упомянуть превосходное собрание итальянских сундуков с плоской и рельефной резьбой, датируемых XVI веком. Французская мебель первой половины XVI века характеризуется рядом вещей переходного периода - это поставец и епископское кресло, в декоре которых соединяются средневековый складчатый орнамент и гротески, типичные для мебели эпохи Возрождения. Ряд интересных изделий позволяет познакомиться с немецкой и испанской мебелью XVI века. Коллекция памятников мебельного искусства VII века представлена большим количеством разнообразных и выдающихся по своему художественному значению произведений. Из французской мебели этого периода, сочетающей в формах и декорировке величественную пышность стиля барокко со строгим благородством, присущим французскому классицизму, следует упомянуть шкаф работы знаменитого мастера Ж.-А.Буля. К концу XVII- началу XVIII века относятся превосходный стол из золоченого дерева с благородной и строгой резьбой и обитая вышивкой софа, в форме и отделке которой уже проявляются признаки перехода от барокко к его следующей стадии - рококо. Целый ряд интересных экспонатов характеризует немецкую, фламандскую и итальянскую мебель стиля барокко. Широко отражено творчество выдающегося немецкого мебельщика конца XVIII века Д.Рентгена, исполнявшего многочисленные заказы иностранных дворов работавшего также и для России. Широко и разнообразно представлено мебельное искусство европейских стран XIX века.

§ Западноевропейские изделия из металла

Собрание западноевропейского художественного металла в Эрмитаже охватывает большой исторический период - с XII до начала XX века. Насчитывающее около пяти тысяч произведений, оно является одним из крупнейших в мире. Значимость его, однако, определяется не столько количеством экспонатов, сколько качественным составом. Собрание включает интересную группу средневековых памятников, весьма многочисленные изделия из серебра и бронзы эпохи Возрождения, всемирно известные коллекции французского и английского серебра XVIII века. Серебряное дело средних веков представлено в Эрмитаже рядом выдающихся образцов. Это прежде всего реликварий XII века в виде фигуры дьякона. Из памятников готического стиля следует отметить процессионный крест из монастыря св.Трудперта близ Фрайбурга. Эпоха Возрождения вызвала к жизни многие типы изделий из металла. Это время характеризуется расцветом плакетного искусства. В музее хранятся бронзовые, серебряные и свинцовые плакетки итальянских, немецких и нидерландских мастеров. Коллекция серебра этого периода представлена в основном немецкими блюдами и кубками. Собрание французского серебра в Эрмитаже дает возможность проследить развитие этого вида художественно ремесла на протяжении всего XVIII века.. Мировую известность получили пладеменажи Клода Баллена Младшего и бутылочные передачи знаменитого Тома Жермена. Коллекция английского серебра включает изделия XVI-XIX веков и славится, главным образом, произведениями XVIII века. Среди них такие известные, как трон работы Н.Клаузена из Малого Тронного зала Зимнего дворца и уникальное произведение Чарльза Кендлера - монументальный холодильник для вина, над которым мастер трудился четыре года. Коллекция западноевропейского серебра XIX века не столь известна как собрание XVIII века, однако и в это время русский двор продолжал покупать и заказывать отдельные предметы и целые сервизы крупным ювелирам и фирмам Западной Европы

§ Западноевропейские ювелирные изделия

Собрание ювелирных изделий в Эрмитаже весьма значительно и в некоторых своих разделах не уступает крупнейшим мировым коллекциям такого рода. Основная часть собрания хранится в Особой или, как ее еще называют, Золотой кладовой Эрмитажа; она вобрала в себя экспонаты, находившиеся в XIX веке в Галерее драгоценностей, Бриллиантовых комнатах Зимнего дворца, а также вещи, поступившие после 1918 года из национализированных коллекций. Кроме того, много предметов хранится в других фондах и на экспозициях музея. Значительный интерес представляет небольшая, но весьма ценная коллекция произведений эпохи Возрождения. Среди перстней, подвесок и других изделий этого времени выделяется уникальная изумрудная подвеска в форме каравеллы испанской работы последней четверти XVI века. К XVII столетию относится ряд изделий из коралла, местом изготовления которых был город Трапани на Сицилии. Из меди, серебра и ярких живописных кораллов итаьянские мастера создавали своеобразные скульптурные композиции, чаши, иконы. Основную часть эрмитажного собрания составляют изделия XVIII века. Это разнообразнейшие табакерки, мушечницы, туалетцы, нессесеры, часы, веера, флакончики для духов, перстни и прочие изысканные мелочи. Искусство французских ювелиров отличают виртуозность техники, прекрасное владение разнообразными материалами. Помимо золота и камня они работали с черепахой, перламутром, лаком. Им также было присуще тонкое знание различных видов эмали, искусство создания которых позже достигло высокого расцвета в творчестве женевских мастеров. Для работ английских ювелиров характерна великолепная чеканка - пластичная, изящная по рисунку, с мягкими переходами планов. Ярким образцом этой техники может служить ручное зеркало (ок. 1760), подаренное турецким султаном Османом III Елизавете Петровне. Нельзя не отметить и качество обработки драгоценных камней на английских изделиях, что подтверждает славу лондонских бриллиантщиков этой поры. Произведения немецких ювелиров славились высоким качеством обработки цветного камня. Особый интерес представляют табакерки саксонских мастеров, отличительной чертой которых является применение каменных мозаик. Следует отметить, что коллекция ювелирных изделий XIX века продолжает пополняться и в наше время. Это ювелирные наборы, разного рода туалетные коробочки, портсигары, часы в художественно оформленных корпусах. Интересна группа работ в стиле модерн, среди которых несколько произведений знаменитого Рене Лалика.

§ Западноевропейский фарфор

Собрание западноевропейского фарфора насчитывает около 15 тысяч образцов. По разнообразию представленных в нем европейских мануфактур, высокому художественному уровню изделий, среди которых немало уникальных, эрмитажная коллекция бесспорно может считаться одной из лучших в мире. Значительное место в собрании занимает Мейсенский фарфор. Особенной редкостью являются изделия 1720-1730 годов, периода, связанного с именем И. Г. Херольда, возглавлявшего живописную мастерскую. К лучшим произведениям 1750 -1760 годов может быть отнесен "Охотничий сервиз". Разнообразна мейсенская пластика - фигуры и группы, исполненные по моделям ведущих скульпторов: И.Ф.Эберлейна, И.Г.Кирхнера и особенно И.И.Кендлера. Блестящими произведениями XVIII - первой трети XIX века представлена Берлинская мануфактура. Гордостью собрания является крупнейший фарфоровый ансамбль XVIII века "Берлинский десертный сервиз" с грандиозным настольным украшением - подарок Фридриха II Екатерине Великой. В Эрмитаже имеются также изделия других немецких производств: мануфактур в Хехсте, Франкентале, Нимфенбурге и заводов в Тюрингии. Австрийский фарфор представлен изделиями Венской мануфактуры XVII - первой трети XIX веков. Среди них нельзя не упомянуть "Сервиз с гербом" (ок. 1735) периода Дю Пакье и "Кобальтовый сервиз", подаренный Иосифом II цесаревичу Павлу Петровичу в 1786 году. С французским фарфором первой половины XVIII века знакомят изделия мануфактур Сен-Клу, Шантийи, Меннеси. Коллекция включает в себя одно из крупнейших мировых собраний фарфоровой мануфакруры в Венсенне и Севре. Следует выделить "Зеленый сервиз" (1756) и знаменитый "Сервиз с камеями" (1778 - 1779) , созданный по заказу императрицы Екатерины II. Интересными образцами проиллюстрированы различные периоды деятельности этой мануфактуры в XIX веке, в числе которых предметы "Египетского сервиза", подаренного Наполеоном Александру I. Большая и весьма ценная коллекция изделий конца XVIII - первой половины XIX века представлена работами частных парижских заводов - Диля и Герара, Наста, Дарта, Фейе и др. С английским фарфором знакомят изделия заводов в Бау, Дерби, Челси, Вустере - посуда, пластика, а также собрание табакерок, мушечниц, игольников, флаконов, печаток. Выдающийся памятник английского керамического искусства середины XIX века - "Десертный сервиз" завода Даниель подарок королевы Виктории Николаю I. Эрмитаж обладает также хорошо подобранными коллекциями итальянского, испанского, датского, голландского и шведского фарфора XVIII-XIXвв. Изделия в стиле модерн немногочисленны, но представлены подлинными шедеврами. Из них в первую очередь следует отметить вазу с растительным декором и бисквитные фугуры танцовщиц по моделям скульптора Агатона Леонара ван Вейдефельдта, исполненные на Севрской мануфактуре.

§ Западноевропейский текстиль

Собрание западноевропейских шпалер, насчитывающее около 300 образцов, - крупнейшее в России и позволяет проследить основные стадии развития шпалерного ткачества в различных европейских странах на протяжение пяти веков. Самыми ранними являются фрагменты немецких стенных ковров XV- начала XVI века, а также французкие шпалеры того же времени. Украшением собрания по праву может считаться серия шпалер "История девы Марии", вытканная в начале XVI века в одной из франко-фламандских мастерских по заказу клермонского епископа Жака д'Амбуаз. Ведущим центром шпалерного ткачества в XVI веке была Фландрия и, в первую очередь, Брюссель. Среди многочисленных изделий середины и конца XVI века самыми интересными могут считаться два стенных ковра из серии "Сотворение мира", вытканных в Брюсселе. Фламандские и французские шпалеры XVII века дают представление о развитии стиля барокко в этой области прикладного искусства. Особенно ярко характерные черты шпалерного ткачества второй половины XVII века проявились в больших стенных коврах по картонам Шарля Лебрена, исполненных на королевской гобеленовой мануфактуре в Париже. Не менее разнообразны образцы шпалер XVIII века - от легких и изящных композиций Берена до работ по картонам Буше, виртуозно выполненных, но являющихся по существу имитацией живописи. Шпалерное ткачество XIX века отражено рядом характерных французских, немецких, бельгийских и английских стенных ковров. Среди них выделяется замечательная шпалера, вытканная в Англии в конце XIX века по картону Берн Джонса в мастерской Вильяма Морриса. Собрание тканей Эрмитажа включает около пяти тысяч единиц хранения и отражает развитие западноевропейского ткачества с XIII по начало XX века. Самыми ранними памятниками являются фрагменты итальянских и испанских узорных шелковых тканей и льняных тканей Перуджии XIII-XIV веков. О шелковом ткачестве эпохи Возрождения дают представление великолепные церковные облачения XV-XVI веков, происходящие из разных художественных центров Италии. Не менее интересны и разнообразны шелковые ткани XVII-XVIII веков, отражающие развитие орнаментов стиля барокко и рококо. Европейское текстильное производство XIX - начала XX века представлено рядом образцов, интерпретирующих орнаменты стилей прошедших эпох и изделиями, в которых воплотились особенности стиля модерн. Эрмитажная коллекция кружева насчитывает более 1500 образцов. Наиболее интересны итальянские кружева XVI века с геометрическим узором и стилизованными изображениями людей и животных. Чрезвычайно разнообразны кружева XVII века, воплотившие особенности стиля барокко. Изделия XVIII века - тонкие шитые иглой венецианские гипюры с мелким узором, французские кружева Алансон и Аржантан, плетеные брюссельские кружева Англетер, а также многочисленные образцы фламандских кружев - показывают эволюцию стиля рококо в этой области скусства. Французские и бельгийские кружева XIX века представлены крупными изделиями - купонами юбок и шлейфов, шалями и мантильями из алансонских и брюссельских кружев.

§ Западноевропейские витражи

Эрмитажная коллекция витражей, насчитывающая около 400 предметов, включает живописные стекла XV–XIX веков, изготовленные в разных странах, и представляет собой богатую по подбору и интереснейшую часть европейского наследия. Собрание витражей, как и многие другие музейные коллекции, складывалось постепенно в течение почти двухсот последних лет. Живописные стекла поступали и большими коллекциями, и единичными экземплярами. Первые упоминания о них относятся к периоду правления императора Николая I. Известно, что интерьеры Арсенала – музея оружия в Царском Селе – были украшены витражами и, хотя их использовали лишь как вспомогательный материал, по своему составу такая коллекция уже представляла одно из наиболее значительных собраний этого вида искусства. В 1886 году император Александр III решил расформировать Царскосельский Арсенал, а все его фонды передать на хранение в Эрмитаж, так витражи оказались в музее. К сожалению, эта часть собрания понесла большие потери во время распродаж предметов искусства в 1930-х годах, в частности, музей лишился подписных витражей швейцарской школы. Дальнейшие поступления относятся к более позднему периоду. Так, в 1926–1932 годах Государственному Эрмитажу были переданы коллекции музея Центрального училища технического рисования (А.Л. Штиглица), в том числе 115 витражей, которые были куплены на различных аукционах в странах Западной Европы; 40 живописных стекол поступили в 1932 году из музея Императорского Общества поощрения художеств. Остальные витражи передавались из различных источников, в том числе из частных собраний, в 1918–1940-х годах. Отдельные экземпляры приобретаются и в настоящее время.

§ Западноевропейское стекло

§ Европейская декоративная бронза, осветительные приборы и предметы интерьера

Эрмитажная коллекция предметов декоративной бронзы, складывавшаяся на протяжении второй половины XVIII – ХХ века, насчитывает около 2000 предметов и является одной из лучших в России. Наиболее важной и многочисленной частью собрания по праву считается французская декоративная бронза XVIII–XIX веков (около 1000 предметов), составляют ее каминные гарнитуры: часы и канделябры, настенные часы-картели, настольные украшения, сюрту-де-табли, чернильницы, осветительные приборы. В собрании есть также голландские часы XVII–XVIII веков, английские напольные и настольные часы XVIII–XIX веков, несколько экземпляров часов итальянских мастеров. Историческая часть коллекции происходит из обстановки парадных залов Эрмитажа и жилых покоев обитателей императорской резиденции, а также из вещей, находившихся в Галерее драгоценностей и Гофмаршальской части (кладовой для хранения сервизов). Основа собрания была заложена в екатерининское время, предметы, специально купленные у иностранных купцов или привезенные из Европы, украшали «Эрмитаж Ея Императорского Величества»: напольные часы с музыкальным механизмом, выполненные в мастерских Давида Рентгена, французские каминные часы с группой «Подаренный поцелуй» по модели Ж.-А. Гудона, разнообразные настольные украшения из самоцветов с золоченой бронзой. В особую группу можно выделить экспонаты, имеющие мемориальное значение и так или иначе связанные с династией Романовых: «Чесменская чернильница» мастера Б.-О. де Майи, приобретенная Екатериной II в Париже при посредничестве барона Ф.-М. Гримма; парадный ансамбль – часы и консоль на сюжет мифа об Амуре и Психее работы прославленного французского бронзовщика П.-Ф. Томира, некогда украшавшие Михайловский замок Павла I; монументальный малахитовый храм-ротонда, выполненный П.-Ф. Томиром и итальянским камнерезом Ф. Сибиллио, подаренный А. Н. Демидовым Николаю I. Получить представление о бронзе французского классицизма (время царствования Людовика XVI) можно благодаря работам лучших мастеров эпохи – Р. Осмона, Ф. Ремона, П.-Ф. Томира, – размещенным в постоянной экспозиции музея. Стиль ампир широко представлен на экспозиции «Под знаком Орла…» в здании Главного штаба на Дворцовой площади. Особенно интересны здесь парадные украшения для стола – сюрту-де-табли, приобретенные для коронационных торжеств и украшения праздничных императорских приемов. На сегодняшний день Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций настольных украшений, в основном выполненных фирмой П.-Ф. Томира: 12 плато и 77 предметов. Сюрту-де-табли (франц. «главное (особенное) на столе») золоченой бронзы представляют собой грандиозные и многопредметные ансамбли из ваз, канделябров, корзин для цветов и фруктов, многоярусных конфектур с хрустальными тарелками, установленных на зеркальных плато, окруженных бордюром из бронзы. Среди памятников эпохи историзма, породившей широкое промышленное производство обстановочной бронзы и предметов интерьера, в собрании Эрмитажа следует выделить работы крупнейших парижских фирм XIX века Ф. Барбедьенна, А. Жиру, Деньера. После 1917 года эрмитажная коллекция предметов декоративной бронзы пополнилась многими произведениями из национализированных частных собраний известнейших аристократических фамилий – князей Юсуповых, графов Шереметевых, графов Шуваловых – и из петербургских императорских дворцов – Гатчинского, Елагиноостровского, Александровского дворца в Царском Селе. В настоящее время через Фондово-закупочную комиссию продолжается приобретение предметов декоративной бронзы, имеющих историческую и художественную значимость.

§ Европейская резная кость ХVI-ХХ вв.

Эрмитажная коллекция резной кости ХVI–ХХ веков – собрание, на примере которого можно проследить развитие косторезного искусства этого времени в европейских странах. Включая около 700 предметов, оно поражает разнообразием форм и, хотя является в своей основе собранием изделий прикладного искусства, иногда демонстрирует примеры мелкой пластики, принадлежащие резцу того или иного знаменитого скульптора. Коллекция начала складываться еще при Петре I, который привез из своих зарубежных вояжей ларец со сценами «Грехопадение». Затем последовали дипломатические подарки, преподнесенные, по-видимому, императрице Анне Иоанновне в 1734 году: «Конная статуя Августа II Сильного» и «Жертвоприношение Авраама». Обе скульптуры работы известного немецкого резчика Симона Трогера. Многие произведения поступили в коллекцию из так называемой Галереи драгоценностей, в которой наряду с ювелирными украшениями были и изделия из слоновой кости. Большое количество предметов поступило в Государственный Эрмитаж в 1920-х годах, после национализации частных коллекций и музеев. Из собрания князей Юсуповых поступили три предмета, которые с полным основанием можно назвать шедеврами эрмитажной коллекции, – фигуры «Венеры», «Меркурия» и группа «Спящие Амур и Психея», происходящие из дома П.-П. Рубенса и принадлежащие резцу одного из его учеников. Из собрания графов Шуваловых поступила подписная фигурка «Путто могильщика» работы знаменитого немецкого скульптора Б. Пермозера. Из Царскосельского арсенала происходят два олифанта начала XVI века, которые были изготовлены португальскими косторезами и создавались для короля Эммануэля Счастливого. Бюст императрицы Анны Иоанновны работы немецкого мастера И.-Х.-Л. Люке, подписанный им, передан из Аничкова дворца. Не менее интересны кубки и кружки, выполненные косторезами в соавторстве со знаменитыми ювелирами ХVII–ХVIII веков, причем искусная и тонкая резьба мастеров не только не уступает ювелирной отделке, но главенствует в этом творческом тандеме. Следует также отметить большую группу изделий XIX века, которые б<



2019-05-24 424 Обсуждений (0)
Европейское прикладное искусство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Европейское прикладное искусство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)