Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Общая характеристика учебного процесса



2019-05-24 277 Обсуждений (0)
II. Общая характеристика учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.

К основным целям общего начального образования относятся:

· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

· воспитание нравственных и эстетических чувств учащегося, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

· освоение школьниками системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе.

Обучение информатике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками курса информатики основной школы. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет, и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на этапе пропедевтического обучения.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере.

Развитие логического и алгоритмического мышления школьников будет способствовать освоению ими таких тем, как «Представление информации в виде схем и таблиц», «Алгоритмы», «Элементы формальной логики», «Формализация и моделирование», а также других логически сложных разделов информатики. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как, например, «Информация и информационные процессы», «Виды информации», «Организация и поиск информации». Кроме того, практическую работу на компьютере можно рассматривать как метапредметный результат образования, применяемый на других уроках.

Современные профессии предъявляют высокие требования к интеллекту работников и, как правило, связаны с использованием средств ИКТ. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо прежде всего развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

В программе авторского коллектива под руководством А.В.Горячева рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние данного компонента на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.

При изучении технологического компонента используется учебное пособие по информатике и ИКТ «Мой инструмент компьютер», дополнительно рекомендуется использовать справочники-практикумы, описывающие работу в конкретных компьютерных инструментальных средах.

При изучении общеобразовательного (логико-алгоритмического) компонента в 1 классе используется учебное пособие (рабочая тетрадь) «Информатика в играх и задачах», в которую включены материалы для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того, издан набор плакатов и разрезного дидактического материала.

Возможно изучение общеобразовательного (логико-алгоритмического) компонента информатики в качестве учебного модуля на уроках математики. Уделение особого внимания развитию логического и алгоритмического мышления на уроках математики позволяет полностью компенсировать затраченное на это время и улучшить результаты по математике. Вариант планирования обучения математике с включением тем из информатики предложен в методических рекомендациях, в рабочую тетрадь кроме контрольных работ по математике включены объединённые контрольные работы по математике и информатике.

Данная рабочая программа относится к общеобразовательному компоненту информатики авторского коллектива под руководством А.В.Горячева



2019-05-24 277 Обсуждений (0)
II. Общая характеристика учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Общая характеристика учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)