Средства выразительности
Иванова Екатерина Учитель русского языка И литературы Матвиенко О.С.
г. Минск 2018
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение “Парус” План 1. История создания. 2. О чем данное стихотворение? Его тема и идея? 3. Композиция стихотворения. 4. Способ стихосложения, рифмы
История создания Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение. Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. Лопухиной. В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». «Парус» является одним из величайших произведений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
О чем данное произведение? Его тема и идея? Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Темаодиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом. Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей.
Композиция стихотворения Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение. «В тумане моря голубом», «Что ищет он в стране далёкой ?», «Что кинул он в краю родном?» - здесь акцентированные эпитеты противопоставляются. Лермонтов рисует словами, стихами картину моря, вызывает эту картину в нашем воображении. Основным фоном является образ «море — жизнь». Лермонтов пользуется для обозначения жизни традиционным поэтическим образом моря, которое символизирует различные перипетии жизни (ее бедствия, перемены, волнения), а парус — символ брошенного в житейском море человека. Противопоставлены друг другу с помощью антитезы основные герои произведения (парус, поэт, с одной стороны, и реальное и житейское море — с другой). Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение движения, изменчивости: 1-е четверостишье: парус — белеет, ищет, кинул; 2-е четверостишье: парус — мачта гнется и скрипит; 3-е четверостишье: парус — просит бури. В 1-м и 3-м четверостишьях царствует покой. А парус — в противоположность — пронизан стремлением к движению. 2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон напряжения. - Почему парус назван мятежным? Прилагательное мятежный у Лермонтова — беспокойный, тревожный, мятущийся. Слово мятежный связано со словом буря, которое также испытало на себе влияние эпохи. Поэтому стихотворение «Парус», дойдя до читателей, было воспринято в обществе более широко и вольно, и в нем нашли и отрицание окружающей поэта действительности, и революционные порывы.
Способ стихосложения, рифмы Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму. В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладает мужская рифма.
Бе|ле|ет |па|рус| о|ди|но|кой| В тумане моря голубом!.. Средства выразительности Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту. Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным. Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность. Антитеза: “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным. Заключение В стихотворении чувствуется и тревога, и грусть, и сожаление, и неприкаянность, неопределенность, и надежда. Критиковать «Парус» Лермонтова практически невозможно. Так как стихотворение достоверно отражает всю глубинку переживаний юного поэта, тревожного жаждущего вечной бури.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |