Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.



2019-05-24 174 Обсуждений (0)
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок




Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К.Д.

Совсем недавно в интернете я наткнулась на вебинар «Как улучшить память и развить внимание» для взрослых. Просмотрев его, за 1 минуту я выучила 20 китайских иероглифов и 1 ряд таблицы Менделеева. Суть методики заключалась в том, что каждый иероглиф и каждый элемент таблицы мы ассоциировали с чем-то давно нам знакомым (с цифрой, словом или картинкой). Затем эти слова или картинки мы связывали в довольно нелепый и смешной рассказ. И потом, вспоминая рассказ, мы легко смогли назвать все элементы ряда таблицы Менделеева. А в иероглифах мы нашли элементы, похожие на уже знакомые нам арабские цифры. И они также легко запоминались. Посмотрев этот вебинар, я поняла, что то, что мы проделали, это ничто иное, как уже знакомая нам мнемотехника, которой сейчас пользуются далеко не все педагоги.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Итак, как же помочь детям? Одним из эффективных способов развития речи детей является мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово, словосочетание или предложение придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично.

Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки-опоры очень эффективно используют логопеды. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались еще Аристотель и Гиппократ.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

Составление описательного рассказа - это наиболее трудный вид в монологической речи.

 Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

1.восстанавливать последовательность картинок по памяти;

2.смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3.определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

4.найти лишнюю картинку;

5.найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6.»распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7.игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

являются дидактическим материалом по развитию речи;

их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадывании загадок.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

Развитие речи и пополнение словарного запаса.

Преобразование образов в символы.

Развитие памяти, внимания и образного мышления.

Развитие мелкой моторики.

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления, речи и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. Сначала можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы, с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Младшая группа

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации). Например: последовательность мытья рук. Закатать рукава → открыть кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран → вытереть руки полотенцем.

Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Средняя группа

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память.

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи.



2019-05-24 174 Обсуждений (0)
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)