Экспериментальное исследование процесса влияния дидактической игры на самостоятельную познавательную деятельность детей
Цирк. Цель игры: Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях. Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие ответы на вопросы ведущего. Правила игры. По сигналу ведущего подбирать соответствующую числовую карточку, выполнять задания точно и быстро. Материал. У каждого ребенка – конверт, в котором находятся числовые карточки. Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель – ведущий. Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк? Получив дружное согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу, и предлагает всем купить билеты. Дети быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их рассматривают (на билетах красным карандашом написан номер ряда, а синим – номер места). Все зрители проходят в красиво оформленный зал – это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале. Задание I – порядковый счет. Ведущий. Все вы купили билеты, на которых красным карандашом указан номер ряда, а синим – номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале. Когда все рассаживаются, контролер(воспитатель) проходит между рядами и проверяет билеты, т. е. выясняет, правильно ли дети нашли свои места. Ведущий спрашивает каждого ребенка: «На котором месте ты сидишь? Как ты считал? Почему ты думаешь, что селна седьмое место?» Тем, кто правильно нашел ряд и место, вручает фишки. Появляется Петрушка. П е т р у ш к а. Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел. Не простых гостей – дрессированных зверей. Кого– я не скажу, а загадку расскажу: С хозяином дружит, Дом сторожит. Спит под крылечком, Хвост колечком. Кто это?. Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ. Приготовились! Из-за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми, дети дружно и громко ей отвечают. Жучка решает задачи, дети контролируют. Задание 2 – количественный счет до 10. Петрушка. Жучка, дети хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6 раз.) Петрушка. Правильно Жучка сосчитала? Дети отвечают сколько кубиков Жучка не досчитала. П е т р у ш к а. Жучка, посчитай еще раз. (Жучка опять лает 6 раз.) Петрушка. Покажите, дети, Жучке, сколько здесь кубиков? (Дети должны показатькарточку, на которой нарисовано 7 кружков.) Петрушка. А сколько Жучка насчитала кубиков? Покажите карточку. (Дети показывают.) Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать: Раз, два, три, четыре, пять! Можно все пересчитать, Сосчитать, измерить, взвесить. Сколько в комнате углов? (Ответ детей.) Сколько ног у воробьев? (Ответ детей.) Сколько пальцев на руках? (Ответ детей.) Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей.) Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка.) Сколько в пятачке копеек? (Ответ детей.) Задание 3 – сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10. Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите какое число больше: 7 или б? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку.(Дети должны показать вначале карточку, где 7 кружков, а затем – где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, постарайся правильно считать, я тебе сейчас другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети радостно хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число больше числа 4 на I. (Дети должны называть число 5 и показать соответствующую карточку.) Какое число меньше числа 4 на 1? (Дети должны назвать число 3 и показать соответствующую карточку.) Задание 4 – определение независимости числа предметов от их величины. Из-за ширмы появляются 7 больших гусей и 8 маленьких гусят, а за ними лиса. Гуси, спасаясь от лисицы, прячутся на первой ступеньке лесенки, а гусята забираются на вторую ступеньку. Петрушка. Спрятались гуси с гусятами от лисы. Очень хорошо. А кого больше, гусей или гусят? (Дети должны ответить, что гусят, а Жучка показывает лапой на гусей.) Кто же прав, дети или Жучка? Как узнать? Дети. Петрушка, ты посчитай. Петрушка. Хорошо, я посчитаю, но и вы считайте, сколько гусей. А потом покажете карточку, на которой столько же кружков, (Дети считают и показывают карточку, за ними показывает карточку и Жучка.) А сколько гусят? (Дети должны пересчитать гусят и поднять соответствующую карточку, где 8 кружков.) Сейчас будет трудный вопрос. Все внимательно слушайте. И ты, Жучка, слушай, кого больше (меньше): 7 больших гусей или 8 маленьких гусят? Покажите карточку.! А теперь скажите, какое число больше (меньше): 7 или 8? (Дети должны показать соответствующие карточки). Задание 5 – запоминание связей между числами и предметами. Жучка что-то шепчет Петрушке на ухо. П е т р у ш к а. Дети, Жучка говорит, что к вам в гости едут 7 зайчиков и 5 рыжих лисиц. Они хотят посмотреть сказку «Репка». Вы их видели? Дети отвечают. П е т р у ш к а. Их нужно встретить. Пойду встречать. Ой, я забыл, сколько и кто едет в гости? Напомните мне пожалуйста. Задание 6 – состав числа из единиц в пределах 10. Проводится показ сказки «Репка» (настольный театр). П е т р у ш к а. Кто тянул репку? Сколько всего собралось персонажей, чтобы вытянуть репку? По скольку их было? На котором месте внучка? Жучка? Мышка? Как считали? Эту игру мы проводили с детьми только группы детей, участвующих в эксперименте, что дало нам возможность выявить успехи и самостоятельность каждого ребенка. Выполнение ребенком заданий оценивалось в баллах: 0 баллов – ребенок не выполнил задание; 1 балл – ребенок выполнил задание не полностью. (Нп., ответил не на все вопросы задания, а частично). 2 балла – ребенок выполнил задание полностью. В этой игре вопросы задают любимые персонажи: Петрушка, собачка Жучка, «умеющая считать». Знакомые детям количественные отношения они впервые постигли в необычной для них форме соревновательной ситуации: кто лучше считает, кто сделал меньше ошибок? Счет начинала Жучка, а зрители – дети контролировали правильность решения задачи. В этой интересной и острой ситуации дети должны были максимально мобилизоваться, стремиться самостоятельно решить задачу и показать свои успехи в счете. В данной игровой ситуации у детей наиболее полно обнаружился уровень умений применять полученные на занятиях математические знания.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |