Основы Актерской Гимнастики Гармонического Совершенства (АГГС)
Главный итог стратегической сессии «Старт проекта «3 D -Здравия» в том, что найден Первый Камень, вокруг которого может быть построена «страна 3 D -Здравия». Елена Коник Приложение 1. Метатеатр – метод самосовершенствования и оздоровления человека. Метатеатр – это способ сознательного преображения личности. МЕТАТЕАТР - это вся жизнь отдельного человека и вся история человечества. Возможно ли такое общество, где творцом своей жизни станет каждый? Если бы каждый был творцом, на земле прекратились бы распри и войны, ибо каждый живущий был бы занят созиданием и радостно дарил плоды своего творчества другим, принимая такие же подарки от окружающих. Гармоничное общество вполне возможно возникнет в будущем, если уже сейчас актёры МЕТАТЕАТРА будут играть свои роли осознанно, не будут куклами и кукловодами, если станут ЖИВЫМИ и ОДУШЕВЛЁННЫМИ. Что нам даёт осознанная игра в МЕТАТЕАТРЕ? Этапы роста. Этапы перехода из одной роли в другую - более сложную и интересную. Этапы становления души и расширения сознания. Игра осознанная и глубокая приводит к упорядочиванию эмоций. Эмоции становятся осмысленными, а мысль - эмоциональной. МЕТАТЕАТР - это осознанный анализ чувств и мыслей, гармонизация хаоса. Это - возможность прорыва на новый уровень сознания. Жизнь с позиции МЕТАТЕАТРА предстаёт перед нами в совершенно ином, новом ракурсе. Она даёт шанс каждому из нас стать сотворцом Бога. От роли к роли душа творящего себя ответственно и вдохновенно будет всё более и более наполняться светом и расти. Произойдёт полное перерождение личности. От анализа собственной роли в жизни человек перейдёт к синтезу личности, а затем - к полному ПРЕОБРАЖЕНИЮ! Взгляд на жизнь с точки зрения МЕТАТЕАТРА не является надуманным. Он органично вытекает из осмысления реальности, которая нас окружает, и которую так остро ощутил Шекспир, дав этому явлению определение: “Жизнь - театр, а все люди в ней - актёры”. Человеческие особи, перенимая друг у друга походку, жесты, манеру говорить и держаться, подражают друг другу, играют друг друга. Подражая, человек входит в образ своего визави, чтобы лучше понять его. Подражая объекту, человек начинает и мыслить, как объект подражания. И таким образом “читает“ его мысли! Метатеатр - не лицедейство и не шутовство. Это - служение. Это акт величайшей ответственности перед Богом за данный СВЫШЕ путь построения нашей души. МЕТАТЕАТР - способ расширения сознания, поскольку это новый ракурс видения перспективы, анализа исторических событий и повседневности, возможность глубоко осмыслить и прочувствовать своё место под солнцем, свою ответственность, свою важную роль в этой жизни. Пирожков В.И., Павленко Л.Г.
Приложение 2. Основы Актерской Гимнастики Гармонического Совершенства (АГГС) ХХ век диктует подготовку не только физического тела, но и гармонического состояния чувств и эмоций. В условиях все возрастающих нервно-психических перегрузок, потока информации и прочих внешних раздражителей все труднее удерживать свое психическое здоровье в сбалансированном состоянии, и крен в сторону накопления отрицательных эмоций, к сожалению, явление чрезвычайно распространенное. Нежелательные последствия такого крена — возникновение стойких заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и т.д. Академик П.К.Анохин считает, что "если отрицательные эмоции переходят критическую границу интенсивности или принимают затяжной, хронический характер, то, неся в себе мощный энергетический заряд возбуждения, они втягивают в сферу своего влияния все большее число клеток мозга. Кора головного мозга мобилизует определенные подкорковые эмоциональные комплексы, а те, в свою очередь, стимулируют кору". Так возбуждение циркулирует между корой и подкоркой, образуя своего рода заколдованный круг (ловушку), где повышается и закрепляется чувствительность мозга к травмирующим раздражителям. Кроме того, длительное отрицательное эмоциональное состояние ведет к стойкому появлению в крови избыточного количества адреналина. Он проникает в определенные области мозга (гипофиз, гипоталамус) и способствует усиленной выработке адренокортикотропного гормона, который, в свою очередь, стимулирует выработку адреналина. Так в организме создается второй порочный круг, поддерживающий высокую степень возбуждения в центральной нервной системе. В итоге под воздействием отрицательных эмоций в организме могут происходить многочисленные болезненные изменения (которые поддаются объективной регистрации). Таким образом, возможная неидентичность вегетативных проявлений в различных органах и тканях требует нахождения главной причины — выявления того эмоционального состояния, которое вызывает те или иные вегетативные "сдвиги". Многие тысячелетия человечество живет по принципу: "В здоровом теле — здоровый дух", но еще Бернард Шоу говорил: "Здоровое тело есть продукт здорового рассудка". Подтверждением этого тезиса служит открытие известного английского нейрофизиолога Ч.Шеррингтона. Ученый установил новую существенную закономерность: эмоциональное переживание возникает первым, а вегетативно-соматические сдвиги в организме человека следуют потом, то есть они — явление вторичное. Проще говоря, от нашего эмоционального состояния зависит образ наших мыслей и физическое состояние нашего тела. В каждой семье каждый человек подспудно ищет гармонию в жизни, во взаимо-отношениях, ищет для себя, для своих близких. Неудивительно, что в последнее время люди бьются над путями совершенствования: занимаются йогой, карате, религией, бегом, голоданием, сыроедением, аутотренингом и пр. Давайте вместе подумаем, зачем, например, человек бегает трусцой? Он интуитивно старается с утра найти и укрепить бодрое состояние и более активное дыхание, которое будет помогать ему работать целый день. А если человек с утра чем-то недоволен, раздражен и будет с этим настроением бегать, то он натренирует состояние раздражения на активном дыхании, и, в итоге, будет чувствовать себя еще хуже. Значит главное — найти бодрость. Итак, цель этих методов самосовершенствования — найти оптимальное жизненное состояние. Если сравнивать Актерскую Гимнастику Гармонического Совершенства (АГГС) с популярными системами психомышечной регуляции, которые, по сути, сводятся к разновидностям аутотренинга, то надо выделить два существенных отличия: 1.Аутотренинг, отталкиваясь, в основном, от локальных ощущений физического удовольствия, позволяет достигать положительного эффекта лишь в частностях. АГГС же сначала приводит человека в состояние оптимально-гармонического равновесия по всем параметрам психофизиологии, а затем на этом фоне тренирует отдельные компоненты нашей природной гармонии. Овладев семью оптимальными состояниями, которые являются необходимой основой нашего здоровья, можно переходить к тренировке тонких творческих способностей в любом роде деятельности. 2. Аутотренинг помогает человеку найти хорошее состояние, не выходящее за пределы диапазона его возможностей. АГГС же настолько расширяет сам диапазон, что дает возможность почувствовать любое состояние каждой клеточкой тела, то есть разнести его ко всем органам, тем самым во много раз увеличивая амплитуду состояния. Эти большие амплитуды положительных эмоциональных состояний, которые сознательно даются в АГГС, вскрывают более высокую взаимосвязь дыхания — "второе дыхание", которое генетически, как возможность, заложено в каждом человеке. Лишь немногие достигают его годами упорного напряженного труда. Это второй порядок человеческих возможностей, высшее состояние сознания. Выдающиеся спортсмены ощущают его как "второе дыхание", люди науки и искусства — как "вспышку озарения". Обычно это состояние появляется, когда человек "выложился", кажется, до предела, и ни на что уже нет сил. И вдруг открывается активное творческое дыхание, поэтически называемое вдохновением, приходит удивительная ясность и легкость ума. Возможности — безграничны! Известно, что положительные эмоции заложены в человеке как основные, а отрицательные — как страховочные. Например, под гипнозом, когда у человека сняты биологические тормоза — инстинкты самосохранения — он может проявить высокие творческие способности. Однако, выйдя из-под влияния гипноза, он уже не способен повторить это. В АГГС нет гипноза, ни один человек, ни на минуту не теряет самоконтроль — занятия проходят в сознательном состоянии. В настоящее время большой интерес (в том числе и специалистов) вызывают древние восточные системы самосовершенствования. Еще в древности было известно, что, напрягая или расслабляя те или иные мышцы, можно изменять психическое состояние организма. Недаром подобный принцип управления эмоциями использует хатха-йога. В системе йогов позы-асаны, воздействуя на внутренние органы, в известной мере управляют и душевными переживаниями. Приняв определенную асану, человек стремится расслабить все мышцы — кроме тех, которые непосредственно активно участвуют в управлении. Известно, что импульс быстрее проходит через расслабленное тело, направляясь в область мышечного напряжения при выполнении той или иной асаны. Путем длительной тренировки в выполнении асан, сопровождаемой максимальным сосредоточением внимания на определенных участках тела, йоги обучаются в совершенстве управлять своим мышечным тонусом, снимать мьшечный антагонизм. После этого они приступают к главной цели — снять духовный антагонизм. Укрепляя свое тело бесчисленными асанами (их 840 тысяч), йоги в течение многих лет интуитивно ищут высокое духовное состояние. При современном ритме жизни йога приемлема лишь для единиц, и представляется малопригодной для широких масс. Путь йоги — через физические упражнения к духовному совершенству — очень долгий, и многие не успевают за всю жизнь пройти и половины этого пути. Цель АГГС, также как и цель йоги — помочь человеку подняться к совершенству физическому и духовному, но через АГГС она достигается намного быстрее. Как достигается такой поразительный результат? Учитель — "гуру" (в дословном переводе означает "просветленный") — это человек кристально честный, уже достигший состояния совершенства, гармонии, который полностью освободился от инстинктов самосохранения. К совершенству тела и духа можно прийти не только через йогу. Европейцы никогда не занимались йогой как таковой, они шли к совершенству своим путем: через спорт, искусство, научное творчество. Талантливые музыканты, художники, поэты, артисты, ученые — выполняют в европейской культуре ту же роль, что и "гуру" в йоге, то есть они являются носителями более высокого эмоционального состояния. Соприкосновение с ними позволяет человеку подняться выше, не прибегая ни к каким специальным упражнениям. Технически совершенно написать музыку, нарисовать картину может любой грамотный, хотя и малоодаренный, художник или композитор. Но смогут ли такие произведения глубоко затронуть душу человека? Талантливый мастер, кроме техники исполнения (которая является вспомогательным средством), вкладывает в произведение свое образное видение, смену настроений и, обязательно, высокое эмоциональное состояние. Искусство — это всегда высокая духовная, образная натренированность мастера-художника (в любом жанре искусства). Только положительное эмоциональное состояние является фундаментом для высокого уровня духовной натренированности мастера — это состояние и передается окружающим. Необходимо знать, что искусство несет откровение мастера-художника окружающим наиболее эффективно через мир положительных эмоций — именно этот подход к воздействию на окружающих позволяет пробуждать в человеке оптимально-гармонические ощущения и настроения. Необходимо также знать, что если откровение мастера исходит от страховочных состояний — отрицательного эмоционального настроения, то мастер разрушает себя и окружающих (психофизиологически). Если взять самых ярких актеров в момент творчества, когда оператор одновременно показывает и выступающего актера, и зрительный зал, то сразу будет заметно, как в процессе сопереживания буквально на глазах меняется состояние зрителей. Сравнивая реакцию зрительного зала, можно будет наглядно увидеть разницу между обычными и выдающимися актерами. Каждый яркий мастер в контексте роли неосознанно несет окружающим то высокое эмоциональное состояние, которое больше соответствует его индивидуальности. Например, знаменитый актер Фернандель как бы "наполнял" зрителей улыбкой. Тем, кто смотрел телепередачу "От всей души", знакомы слезы радости, умиления, восторга, которые помогает вызвать замечательная актриса Валентина Леонтьева. Подобные актеры интуитивно несут нам положительные, гармоничные состояния, которые жизненно необходимы для нашего здоровья. А можно ли получить тот заряд бодрости, оптимизма, ту окрыленность, которую дает нам искусство, за пределами театрального или кинозала? Авторские тексты образного воздействия АГГС ориентированы на широкий контингент занимающихся, независимо от возраста, способных к восприятию обычной информации. Они даются на русском языке, и их психорегулирующее воздействие продолжается 45 минут. Эффект достигается в процессе сопереживания при условии, что занимающиеся настраиваются на восприятие. Все педагоги мира используют зевок для постановки голоса, так как звук "у" не дает пересмыканий. В итальянской вокальной школе эта метода очень давно применяется. Делают это с закрытыми глазами, как можно шире пассивно открыв рот и потягиваясь. Произнося звук "у", человек должен представить, что у него во рту образуется полость, дно которой как бы опускается все ниже и ниже. Этот прием, при выполнении которого язык отодвигается назад, позволяет расслабиться и как бы погрузиться в себя. При этом усиливается расслабление таких наиболее богатых нервными окончаниями мышц, как мышцы лица, глотки, гортани. Одновременно появляется чувство успокоенности, которое обследуемые выражают следующими формулами: "стало удивительно легко", "все внутри расслабилось", "границы тела исчезли", появилось чувство умиротворения", "исчезли все заботы". "У" состояние увеличивает диапазон восприятия через вторую сигнальную систему в нижнем регистре, т.е. практически подготавливает человека для восприятия следующих положительных эмоций. Увеличивает амплитуду релаксации. 2. Состояние "до засыпания или сразу после сна". Это состояние — оптимально-гармоническое состояние релаксации (расслабления). Характеризуется общим мышечным расслаблением. С древних времен известно, что чем больше человек расслаблен в активном состоянии, тем больше он имеет возможностей и физических и духовных. На занятиях АГГС "проигрывается" следующая формула: от состояния "реснички отдыхают" зевок нагнетается от пяток. Состояние релаксации снимает мышечные зажимы, улучшает кровообращение. В лаборатории И.П.Павлова было выяснено, что бодрствующая нервная клетка реагирует на раздражитель согласно закону силовых отношений: чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее реакция на него. При переходе от бодрствования ко сну нервная клетка проходит несколько фаз, так называемых гипнотических. Одной из таких фаз является парадоксальная, когда на слабый раздражитель нервная клетка отвечает бурной реакцией. В условиях разлившегося торможения в коре полушарий головного мозга на уровне парадоксальной фазы действие слова и его влияние на эмоциональное состояние резко повышается. 3. "Зевок". Оптимально-гармоническое состояние, активизирующее работу головного мозга, выключающее глоточный сфинктер — кинематическую память звучной речи. Зевок — это безусловный рефлекс, непроизвольный дыхательный акт, — состоящий из глубокого медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Это позволяет обогатить кровь кислородом и освободиться от избыточного количества углекислоты. В акте зевания принимают участие мышцы ротовой полости, лица, шеи; их напряжение способствует увеличению скорости кровотока в сосудах головы. При этом улучшается кровоснабжение клеток мозга, а значит к ним поступает больше питательных веществ, кислорода и удаляются отработанные продукты, углекислый газ. Известно, что длительная неподвижность при сидячей работе в течение рабочего дня приводит к замедлению скорости кровотока. Поэтому неудивительно, что для повышения производительности труда в Японии рабочих электронной промышленности заставляют зевать на работе через каждые 30 минут; эта тема разрабатывается не менее 20 лет. Значение зевка заключается еще и в том, что вслед за напряжением занятых в акте зевания мышц, наступает их расслабление, а это, в свою очередь, способствует снятию нервного напряжения, создает благоприятный фон для формирования у себя духовного оптимально-гармонического состояния. Зевок опосредованно повышает тонус всего организма, улучшает кровоснабжение сердца, легких, за счет напряжения брюшной стенки выталкивает кровь из печени. Польза зевка удваивается, если он сопровождается положительными эмоциями. "Если человек хорошо себя чувствует и зевает, — говорил академик П.К. Анохин, — то он еще больше увеличивает это хорошее состояние". А если человек натренирует это состояние, то он может даже не зевать, а просто вызвать его сознательно. В системе АГГС впервые найдено оптимальное сочетание различных вариантов положения языка и глотки при беззвучной имитации звуков для формирования определенного эмоционального отклика человека. 4. "Слезы радости". Оптимально-гармоническое состояние умиления, радости, восторга — экстаза удачи. Ассоциируется с высоким человеческим состоянием — "радость со слезами на глазах". Физиологи считают, что плач — защитная реакция при стрессе. Со слезами выводятся гормоны стресса, которые, повысив общую сопротивляемость организма, при длительном накоплении начинают ему вредить, вызывая излишнее напряжение. Поэтому сдерживание слез в критических ситуациях, которого у большинства народов мира требуют от мужчин, ведет к болезням стресса (сердечно-сосудистые, злокачественные опухоли, язва желудка или кишечника и т.п.). При биохимическом анализе американским физиологом У. Фреем выяснено, что "эмоциональные" слезы содержат больше белка (гормоны имеют белковую природу), чем "нейтральные", образующиеся при чистке лука. Закройте глаза, расслабьтесь, слегка сморщите нос, слегка поднимите брови. Мысленно пропойте высокий звук, представьте будто он рождается где-то у переносицы. Сильнее сморщите нос, сильнее поднимите брови. Представьте. что высота звука увеличивается, достигая самой высокой ноты. После такого упражнения у подавляющего большинства людей на глазах блестят слезы. Если они сумели держать поднятыми брови, у одних возникает более сильное; у других — менее заметное чувство радостного облегчения. Радостное ощущение еще сильнее, если это упражнение выполняется сразу после "зевательной гимнастики". 5. "Аппетит". Оптимально-гармоническое состояние отличной усвояемости пищи, нормального обмена веществ и ассенизаторских возможностей организма — выброса шлаков. Аппетит — не голод, а аппетит — удовольствие. Чувство аппетита является непременным условием нашего здоровья. Люди, привыкшие поглощать пищу автоматически, почти никогда не испытывают чувство подлинного аппетита. А ведь его тренировка, как оказалось, позволит человеку обходиться меньшим количеством еды, причем с большим удовольствием. Произвольное усиление чувства аппетита ведет к тому, что пищеварительные соки не просто выделяются, а как бы фонтанируют. И не надо бояться, что желудочный сок переварит стенки желудка. Ведь эти стенки защищены непрерывным слоем слизи, который постоянно обновляется. Причем обновление слизи контролируется таким надежным ОТК, как наша нервная система. При произвольном усилении чувства аппетита наряду с субъективным ощущением голода происходит повышение интенсивности обменных процессов в организме. Оно выработалось в процессе эволюции, так как способствовало отысканию и добыванию пищи. Произвольное усиление чувства аппетита ведет к возбуждению расположенного в гипоталамусе нервного "центра питания" и торможение его "соседа" — нервного "центра насыщения". Исследования показали, что тренировка в произвольном усилении чувства аппетита приводит к такому же снижению содержания глюкозы в крови, как при голодании. Если же учесть, что голодание повышает чувствительность центральной нервной системы к различного рода психическим воздействиям, то станет понятным целесообразность применения в АГГС сочетания повышенного чувства аппетита с положительными эмоциями. Такое разработанное впервые в мире сочетание с успехом может заменить более длительную и не всем доступную психобиологическую тренировку, которая представляет собой сочетание голодания с гипнозом или самогипнозом. В АГГС эти тонкие психофизиологические состояния точно отобраны и сознательно передаются голосом, что делает их практически тренируемыми. Тренировка чувства аппетита — регулятор обмена веществ в организме, в свою очередь, чувство аппетита (удовольствия), сформированное на положительном эмоциональном фоне еще более его усиливает по механизму обратной связи. На начальном этапе можно тренировать чувство аппетита путем образного представления чего-нибудь очень вкусного. Чувство аппетита улучшает секрецию пищеварительных органов, способствует абсорбции и фильтрации питательных веществ в организме. Чувство аппетита нужно рассматривать не только в узком аспекте применительно к физиологическому процессу пищеварения — работе жесткой системы организма, но и как чувство аппетита — удовольствие в широком смысле слова. В любом роде деятельности человек должен получать удовольствие от своего труда. Растрачивая энергию на положительном эмоциональном состоянии, человек тренирует у себя правильные связи в организме на уровне психофизиологии. Причем восстановление энергии будет идти в том же оптимальном режиме. И наоборот, расходование и восстановление энергии с раздражением, неудовлетворением закрепляет патологические взаимосвязи в организме. 6. "Улыбка". Улыбка, смех — веселый, радостный; оптимально-гармоническое состояние мира положительных эмоций. Все мы интуитивно чувствуем, что хорошая, добрая улыбка снимает усталость. Это происходит потому, что она растормаживает натруженные связи в организме. Улыбка помогает человеку переключаться на другое состояние. Улыбка, с одной стороны, усиливает расслабление мышц лица, а с другой — создает импульс положительных эмоций, которые направляются в уже достаточно подготовленную для восприятия кору головного мозга на фоне парадоксальной фазы. Положительно-эмоциональное действие улыбки еще более усиливается упражнением "слезы радости" в сочетании с упражнением "звук на самой высокой ноте" и ассоциацией яркого солнечного луча. Так формируется волна оптимального гармонического состояния: на фоне релаксации от имитации зевка через улыбку к высокой ноте в области переносицы. Важно, что улыбка не только рождается удовольствием, но и рождает его по принципу обратной связи. Откровенный веселый смех дает возможность более активного дыхания. Оптимистический настрой, подкрепленный сеансами "смехотерапии" (метод лечения, известный на протяжении многих веков), помог американскому писателю Норману Казинсу излечиться от тяжелой формы коллагеноза с анкилозирующим спондилитом (процесс разрушения соединительной ткани позвоночника) — болезни, при которой шанс на выздоровление врачи оценивали как 1:500. И как тут не вспомнить слова знаменитого ученого Сиденгена: "Прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки нагруженных лекарствами мулов". Интересно, что в США при отборе кандидатов в астронавты специально проверяют: умеет ли кандидат шутить и обладает ли он чувством юмора. Человек всегда интуитивно стремился и стремится получить это приятное состояние через искусство. АГГС, идя сознательным путем, дает возможность почувствовать это состояние каждой клеточкой тела, поэтому психофизиологический эффект его воздействия во много раз больше. 7. Состояние "звука на самой высокой ноте". Мысленная подача в область переносицы звука на самой высокой ноте; высшее образное духовное оптимально-гармоническое состояние, которое является синтезом всех предыдущих. Вызывающий "слезы радости" высокий звук ассоциируется с чем-то светлым и ярким, например, с солнечным лучом. Это состояние, как и все предыдущие, является компонентом переключения организма на функционирование в режиме "второго дыхания". Все эти состояния передаются образно точно голосом, визуально (мимикой, пантомимикой) и чувственно руководителем занятий. В процессе восприятия и сопереживания эти состояния погружают человека в фазу высшего состояния сознания, которая является вторым порядком человеческих возможностей. Сформированное путем сочетания семи основных элементов АГГС оптимально-гармоническое состояние может быстро исчезнуть, если не научиться его закреплять. Закрепление это достигается с помощью физических упражнений. Во время сеанса воздействия выполняются 23 подстилающих гимнастических упражнения, которые позволяют закрепить основные эмоциональные состояния каждой клеточкой организма. В принципе, можно использовать любые упражнения, так как они являются не основополагающими, а лишь вспомогательными элементами. Это неудивительно. Выполняя позы, нужно обязательно стремиться сохранять при этом предварительно сформированное образное духовное оптимально-гармоническое состояние. Согласно теории, которую разработали американские ученые Р.Мелзак и П.Уолл, положительные эмоции как бы закрывают "болевой шлагбаум" в сером веществе спинного мозга. Так в процессе занятий АГГС формируется способность произвольно снимать у себя не только плохое настроение, но и чувство боли. Таким образом, АГГС впервые в мире позволяет не только формировать у себя образное духовное оптимально-гармоническое состояние, но и произвольно концентрировать его в нужном участке тела, используя для этой цели рефлекторные пути между различными мышцами и органами. АГГС практически учит человека сознательному улучшению своей природы по новому принципу: "От душевного равновесия к физической силе и жизненной энергии тела — как залогу здоровья". В конце каждого занятия произносятся сжатые формулы потенциации внутренних сил биоэнергетики организма, и затем идет заключительная формула мобилизации сил к активной и продуктивной деятельности на основе убежденности в самоценности и гармоничности каждой личности. АГГС является одним из наиболее эффективных средств расширения резервов организма человека. Как считает кандидат медицинских наук А.Катков, различают три эшелона физиологических резервов. Первый эшелон резервов в виде усиления деятельности органов включается сразу же при переходе от состояния покоя к привычной повседневной деятельности. Механизмом его включения является система условных и безусловных рефлексов с обычной активизацией желез внутренней секреции. К этому эшелону относятся так называемые "резервы тела", мобилизация которых происходит, как правило, по типу "реакции тренировки". Сюда можно отнести тренировки физические, нормализацию питания, различные системы закаливания при условии, если они не предъявляют организму чрезмерных нагрузок. Второй эшелон физиологических резервов характеризуется дополнительным включением мощнейшего механизма, каким является человеческие эмоции. Мобилизация резервов этого эшелона проводится по типу "реакции активации", для которых характерно более быстрое и заметное, чем реакции тренировки, увеличение неспецифической сопротивляемости организма. АГГС является эффективным средством использования всех эшелонов физиологических резервов, особенно — второго. Третий эшелон физиологических резервов используется организмом в экстренных ситуациях, например, в борьбе за жизнь. Мобилизация резервов третьего эшелона происходит по типу реакции "острый стресс". Если в экстренных ситуациях реакция организма по типу стресса бывает просто необходима, то стрессовая реакция на повседневные жизненные трудности и неприятности, когда далеко не всегда есть возможность реализовать резервы третьего эшелона в конкретных физических действиях, снижает сопротивляемость организма, разрушает здоровье, сокращает жизнь. АГГС может перевести реакцию организма по типу "стресс" на уровень "реакции активации", широко используя для этого резервы человеческих эмоций. В этом заключается основной физиологический механизм излечения с помощью АГГС от целого ряда заболеваний. С помощью АГГС уже на четвертом занятии удается тушировать депрессию, неврозы различной этиологии, а также стресс-факторы и другие психосоматические расстройства. Общеизвестно, что стресс — это способ адаптации экстремальной ситуации, быстропротекающая защитная реакция организма. Долго сохраняющееся стрессовое состояние, не получающее разрядки, крайне вредно, разрушающе действует на организм. Однако стресс как кратковременная фаза преодоления предела возможностей несет неоценимую позитивную функцию, т.к. он позволяет человеку устанавливать новые более высокие взаимосвязи внутри своего "Я". Преодолевая предел своих возможностей на данном этапе, человек увеличивает, тем самым, сам диапазон этих возможностей. Спортсмен на пределе возможностей устанавливает мировой рекорд, а у миллионов зрителей, напряженно следящих за ним, в это время интуитивно проигрывается этот процесс преодоления и откладывается как возможность в коре больших полушарий. Вот почему проходит немного времени, и уже многие спортсмены могут исполнить, например, сальто Корбут или пируэт Дильман. В искусстве и спорте положительно-эмоциональное состояние и его уровень, достигае-мый мастерством артиста или спортсмена, поднимает у окружающих психофизио-логический тонус и помогает человеку находить новые взаимосвязи внутри себя. Это происходит интуитивно. В АГГС этот эффект положительного стресса (большого духовного и физического напряжения, которое несут высокое искусство и спорт) достигается сознательно путем общего максимального расслабления и максимального напряжения. Сейчас установлено, что у людей, испытывающих постоянное чувство нервного напряжения, экспансивных, с повышенным чувством недостатка времени
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |