За окном падал снег . Во дворе Стас
ВВЕДЕНИЕ Вниманию логопедов и родителей предлагается система упражнений по автоматизации звука «С». Материал, представленный в данном пособии, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение. Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи; развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лекси-ко-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Все это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться логопедом комбинированно. Автоматизация звука «С» проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука «С» изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов. Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приемов. Одним из них является использование в работе мелких объемных (например от киндер-сюрпризов) или плоских1 игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук (сова, собака, слон и т.д.). Этот прием также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр: 1. Лабиринт. Ребенок, четко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по стрелкам выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звездочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно. 2. Лабиринт с проговариванием. Ребенок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, самолет — направо, соловей — вверх и т.д...». 3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребенок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звездочкой, — через одну. 4. Лабиринт наоборот. Сначала ребенок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова. Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5—13). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребенок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции. В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах. Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребенком вас обязательно порадуют! 1 Представлены на обороте обложки. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1—3 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4-12 выполняются 10—15 раз. ЗАБОРЧИК |
УЛЫБКА |
Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. |
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. |
НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК |
3. ПТЕНЧИК |
Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя...» |
Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. |
ТРУБОЧКА |
ЛОПАТОЧКА |
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами |
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык |
ОБЛИЖЕМ ГУБКИ |
ПОЧИСТИМ ЗУБКИ Сначала при закрытом, затем — при открытом рте |
Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |
«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. |
ЗМЕЙКА |
ЧАСИКИ |
Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. |
Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. |
ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА |
КОНФЕТА |
Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. |
Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться. |
Упражнение «Холодный ветерок» . Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: С-С-С... При произнесении звука «С» ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту
проверь).
Упражнение «Песенки Сороки» . Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук «С». Для этого она придумала интересную игру. Давай с ней поиграем. Повторяй слоги-песенки сороки. Постарайся не ошибаться. Произноси звук «С» отчетливо.
Лабиринт 1
Упражнение «Эхо» *. Послушай слова. ( Логопед называет любые 2 — 5 слов — названий кар тинок .) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук «С».
Упражнение «Живое — неживое» *. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.
Упражнение «Угадай» . Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующее слово-предмет и проговори словосочетание целиком. Образец : Идет ... ( собака ).
* Здесь и далее: игры, отмеченные звездочкой, могут проводиться с любым лабиринтом. Перечень картинок лабиринта: сова , совок , собака , сорока , сарай , сахар , самокат , самолет , сапоги .
Лабиринт 2
Упражнение «Чего не стало?»* Посмотри на картинки и запомни их. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало ( игра
повтор я ется несколько раз ).
Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец : острая .. — коса .
Перечень картинок лабиринта: оса , коса , лиса , касса , мясо , усы , бусы , косы , весы . |
Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови «сфотографированные» картинки.
Лабиринт 3
Упражнение «В гостях у гномов» . Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец : сом — сомик . Какие слова нельзя изменить?
Упражнение «Придумай сам» . Послушай мои вопросы. Подбери как можно больше ответов. Образец : Сумка какая ? — Сумка маленькая , красивая , голубая ...
Перечень картинок лабиринта: сом , сок , соль , соска , сосны , <?>, санки , сабля , сумка |
Упражнение «Составь предложение» *. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Представь, что этих предметов много. Как изменится твое предложение? Образец : Сок стоит на столе . Соки стоят на столе .
Лабиринт 4
Упражнение «Хлопушки» *. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя их количество хлопками. Затем я загадаю слово, отхлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.
Упражнение «Доскажи словечко» *. Я произнесу начало предложения, а ты выбери подходящее слово-картинку и закончи его. Образец : Соня ест вкусный ... ( ананас ).
Перечень картинок лабиринта: нос , лес , кактус , фикус , глобус , автобус , <?>, ананас , компас |
Упражнение «Половинки» *. Послушай слог — начало (конец) слова. Посмотри на картинки. Найди соответствующую картинку, назови недостающий слог и все слово целиком. Образец : авто ... — - бус , автобус ; ... пас — ком -, компас .
Лабиринт 5
Упражнение «Измени порядок слов в предложении» . Придумай предложение из двух (трёх) слов с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. ( Упражнение выполняется с опорой на схему .) Например : Овёс растёт в поле . — В поле растёт овёс .
Перечень картинок лабиринта: овёс , поднос , кокос , насос , абрикос , пылесос , <?>, пояс , компас |
Упражнение «Найди меня» *. Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. ( Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова , а ребенок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово .)
Лабиринт 6
Упражнение «Волшебная палочка» *. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец : осел — ослы . Какие слова не изменились? Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец : осел — ослик . Какие слова не изменились?
Упражнение «Мой , моя , моё» *. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой ( моя , мое ). Составь словосочетания по образцу. Образец : моя каска ...
Перечень картинок лабиринта: осел , носки , доска , каска , маска , <?>, краски , коляска , < схема слова > |
Упражнение «Подбери слова к схеме» . Посмотри на звуковую схему в последней клетке лабиринта. Какие картинки подходят к этой схеме?
Упражнение «Четвертый — лишний» . Помоги Мальчику-с-пальчику. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. Объясни свой выбор. Повтори названия всех лишних картинок, четко произнося звук «С».
Упражнение «Посчитай» . Посчитай все картинки по образцу. Образец : один кактус , два кактуса ... Каких предметов больше? Каких — меньше? Посчитай предметы в обратном порядке по образцу. Образец : пять кактусов , четыре кактуса ...
Упражнение «Угадай» . Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими по смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси получившиеся словосочетания, выделяя звук «С».
СВЕТИТ
ЛЕТИТ |
СТОИТ |
ИДЕТ |
Упражнение «Чьи следы ? » Назови картинки, выделяя звук «С». Соедини линиями разных цветов каждое животное и его следы. Составь словосочетание по образцу. Образец : следы слона .
Упражнение «Собери картинки» . Злая волшебница Бастинда заколдовала картинки. Посмотри на них. Назови, чья у каждого получившегося животного голова и чей хвост. Расколдуй картинки. Проведи линию от головы каждого животного к его хвосту. Образец : Собачий хвост , собачья голова .
Упражнение «Сложи слова» . Послушай пары слов. Сложи их так, чтобы получились новые слова. Образец : сам летит — самолёт . Назови новые слова, отчетливо произнося звук «С», и покажи соответствующие картинки. Затем назови каждую картинку и вспомни два слова, из которых состоит ее название. |
ВАРИТ КАТИТСЯ ПАДАЕТ РУБИТ |
ПАДАЮТ ЛЕТИТ НОЖЕК РОГ |
САМ САМ СНЕГ ЛЕС |
ЛИСТЬЯ САМ СОРОК нос |
Упражнение «Новогодние подарки» . Назови героев сказок, которые пришли на новогодний праздник. Проведи по линиям-дорожкам карандашами разных цветов, и ты узнаешь, какие подарки оставил для героев под ёлкой Дедушка Мороз. Составь предложения по образцу. Образец : Дедушка Мороз подарил Садко глобус . Лисоньке ...
Упражнение «Скажи наоборот» . Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком «С». Повтори предложения целиком, выделяя звук «С». Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.
Лук горький, а абрикос — ... ( сладкий )
Папа молодой, а дедушка — ... ( старый )
Лев сильный, а ягнёнок — ... ( слабый )
Мухомор несъедобный, а подосиновик — ... ( съедобный )
Тетрадь тонкая, а книга — ... ( толстая )
Ночью темно, а днем — ... ( светло )
Красный карандаш тупой, а синий — ... ( острый )
Упражнение «Маленькие слова». Рассмотри картинки. Назови изображенные предметы и расскажи, где они находятся. Ответь на вопросы полными предложениями. Какие маленькие слова ты использовал?
Где сидит сова? ( Сова сидит в дупле .)
Где летают снегири? ( Снегири летают над снеговиком.)
Где находится собака? ( Собака находится перед сосной. Собака находится между санками и скамейкой.)
Где стоит снеговик? ( Снеговик стоит за скамейкой. Снеговик стоит около сосны.)
Где стоят санки? ( Санки стоят перед собакой.)
Где растут сливы? ( Сливы растут на дереве.)
Где сидит Соня? ( Соня сидит на скамейке.)
Где сидит малыш? ( Малыш сидит в коляске.)
Где стоит коляска? ( Коляска стоит перед скамейкой.)
Где спит собака? ( Собака спит под скамейкой.)
Упражнение «Составь предложение» . Составь предложения о Сане и Соне по схемам с опорой на картинки. Образец : Саня ... маска . — Саня надел маску .
Упражнение «Сложи картинку» . Послушай стихотворения и выучи их наизусть. Сложи из счетных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
Снег
Соня, погляди в окно! Сколько снега нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели все в снегу!
М. Фомичева
Какие слова со звуком «С» ты запомнил из этого стихотворения?
Сани
Маленькому Сане Подарили сани, Посмотрите сами, Вот какие сани!
С. Коган
Составь предложение со словом сани .
Упражнение «Сложи картинку» . Послушай стихотворения и выучи их наизусть. Сложи из счетных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждое стихотворение.
Киска и миска
Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
Назови кошку ласково словами, в которых есть звук «С». Например: кисонька , кисуля , киска .
Самолёт
Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами. Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.
А. Барто
Какие слова со звуком «С» ты запомнил из этого стихотворения?
Упражнение «Загадки» . Послушай и отгадай загадки. Справиться с заданием тебе помогут картинки. Выучи загадки наизусть.
Он пушистый, Мохнатенькая, Посадили зернышко,
серебристый, Усатенькая, Вырастили солнышко,
белый, белый, Ест и пьёт, ( Подсолнух )
чистый, чистый. ( Снег ) Песенки поёт.
Г . Бойко ( Киска )
Идут, идут, Сто одёжек Что вверх корнем растёт?
А с места не сойдут. и все без застежек. ( Сосулька )
( Часы ) ( Капуста )
Упражнение «Опиши игрушку» . Соне подарили игрушку — пластмассового слона . Ей позвонила подруга Света и стала расспрашивать о подарке. Помоги Соне ответить на вопросы.
*
— Какой слон по цвету? ( Слон серого цвета .)
— Какой слон по размеру? ( Слон большой .)
— Назови части тела слона? ( У слона есть голова , большие уши , нос — хобот , туловище , 4 ноги , хвост .)
— Из чего сделан слон, из какого материала? ( Слон сделан из пластмассы .)
— Во что одет слон? ( Слон одет в синий комбинезон , полосатые ботинки , красный свитер .)
— Что может делать слон, выступая в цирке? ( Слон умеет кататься на велосипеде .)
Повтори весь рассказ с самого начала.
Упражнение «Расскажи - ка» . Послушай рассказ. Перескажи его, стараясь передать интонацию героев голосом. Как ты думаешь, чем закончилась эта история? Придумай продолжение рассказа (составь 3—5 предложений). Назови слова со звуком «С».
СОРОКА И МЕДВЕДЬ
— Эй, Медведь, на вопрос ответь!
— Какой вопрос, стрекотуха?
— Почему тебя Медведем зовут? Глухарь —
он весной глухой, понятно. Заяц-беляк —
он зимой белый, понятно. А вот Медведь — непонятно.
—Ха-ха-ха! Бестолковая ты птица. Мед-ведь. Значит мёд ведающий. Знаю, где в лесу мёд спрятан.
—А где, где он, мёд?
—Так я тебе и сказал! Ты же всем расскажешь сразу. Все вы тогда в лесу медведями станете...
Упражнение «Исправь предложение» . Послушай предложения, которые придумал Слава. Найди ошибки и исправь их.
Суп ест Соню. Сосна сидит на сове. Сапоги надели Саню. На следах остался снег.
Кусок мяса кусает собаку . На посуду поставили стол . За лесом растет мост. Бусы носят Соню.
Стол постелили на скатерть. Астры посадили садовника.
Упражнение «Пересказ с картинками» . Повтори каждое предложение, заменяя картинки соответствующими словами. Перескажи каждый рассказ с самого начала. Придумай название каждому рассказу.
Соня посмотрела в
За окном падал снег . Во дворе Стас |
Катался на |
А его |
Сидела под |
Све - |
Та лепила |
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |