Схема морфологического разбора глагола
Образец выполнения морфемного анализа Одухотворённо
Волчьего – волч j эго
Бел(о)головØ ый Образец выполнения словообразовательного анализа Бел(о)головØый ← белая голова (сложно-нульсуффиксальный способ)
Приморский ← море (префиксально-суффиксальный способ)
Обязательно ← обязательный (суффиксальный способ)
Весной ← весна (суффиксальный способ)
Весной (наречие) ← весной (существительное в твор. пад. – морфолого-синтаксический способ)
Англичане 2 (студенты факультета иностранных языков) ← англичане 1 (представители английской нации) (лексико-семантический способ)
Вечнозелёный ← вечно зелёный (лексико-синтаксический способ) Порядок морфологического разбора имени существительного
1. Имя существительное со словом, от которого зависит. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Лексико-грамматический разряд (семантические, морфологические и словообразовательные признаки разрядов). 4. Род. Как он выражен и способ его определения. 5. Склонение. Определить парадигму (полная, неполная, избыточная). 6. Число. Способ и средство его выражения. Есть ли коррелят. Значение прямое или переносное. 7. Падеж. Способ и средство его выражения. Значение падежа. 8. Синтаксическая функция в предложении.
Образец выполнения: Это, господа, странная молодёжь (Черн.).
1. Молодёжь. 2. Молодёжь. 3. Собирательное существительное обозначает совокупность предметов как единое целое. Морфологический признак – не имеет множественного числа. Словообразовательный признак – образовано с помощью суффикса -ёжь, суффикса собирательных существительных. 4. Женский род. Морфологическое выражение – нулевое окончание в именительном падеже. Способ определения: существительное молодёжь в родительном падеже имеет окончание -и – молодёжи, что свидетельствует о том, что данное существительное относится к женскому роду. 5. Субстантивное 3 склонение. Парадигма неполная, т.к. нет форм множественного числа. И. молодёжь Р. молодёжи Д. молодёжи В. молодёжь Тв. молодёжью Пр. о молодёжи 6. Единственное число. Выражено нулевым окончанием в именительном падеже. Определяется по окончанию (морфологически). Коррелята по числу нет. Значение числа прямое. 7. Именительный падеж, который выражен с помощью нулевого окончания. 8. Слово молодёжь является сказуемым в двусоставном предложении.
Порядок морфологического разбора имени прилагательного
1. Начальная форма (И. п. ед. ч., м. р.). 2. Лексико-грамматический разряд. Указать признаки. 3. Тип склонения, разновидность. 4. Род, число, падеж, способы их выражения. 5. Характер основы, для производной назвать производящую базу и способ образования. 6. Синтаксическая функция в предложении.
Образец выполнения: Проснувшись на ранней заре, Левин попробовал будить товарищей (Т.).
1. Ранний. 2. Качественное прилагательное. Краткой формы не имеет, образует только составные сравнительную и превосходную степени (более-менее ранний, самый ранний), т.к. относится к группе прилагательных -на -ный , -ной, -ний, некоторые из которых не образуют простые формы степеней сравнения. Образует словосочетания с наречиями степени – очень ранний, имеет антонимичную пару – поздний. 3. Склоняемое прилагательное. 4. Склонение качественных прилагательных, мягкий вариант. 5. Женский род, единственное число, предложный падеж выражены с помощью окончания -ей. 6. Непроизводное слово. 7. Входит в состав деепричастного оборота.
Порядок морфологического разбора имени числительного
1. Начальная форма. 2. Лексико-грамматический разряд. 3. Разряд по структуре. 4. Склонение. 5. Род, число (если есть). 6. Падеж числительного и существительного в сочетании, тип связи между ними. 7. Функция в предложении. 8. Характер основы, для производных указать способ словообразования.
Образец выполнения: С пролётки не спеша сошли двое седоков (Фед.). 1. Двое. 2. Собирательное числительное. 3. Простое. 4. Склоняется по адъективному типу множественного числа, мягкий вариант. 5. Рода и числа нет. 6. Именительный падеж числительного и родительный падеж существительного, зависящего от него. Синтаксическая связь – управление. 7. Функция в предложении – подлежащее. 8. Слово производное. Образовано от числительного два суффиксальным способом: двоj э ← дв а.
Порядок морфологического разбора местоимения 1. Начальная форма. 2. Разряд по значению (личное, возвратное и т.д.). 3. Разряд по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное (обобщённо-предметное), местоимение-прилагательное (обобщенно-качественное), местоимение-числительное (обобщенно-количественное). 4. Тип склонения. 5. Для местоимений-существительных падеж, число, род (если есть), для местоимений-прилагательных падеж, число, род. Способы и средства выражения. 6. Функция в предложении.
Образец выполнения: Хочется ей лаять, да лень (Ч.).
1. Начальная форма – он. 2. Личное. 3. Местоимение-существительное (обобщённо-предметное). 4. Смешанный тип склонения личных местоимений 3 лица. 5. Дательный падеж единственного числа, женский род. Средство выражения – морфологический (окончание). Способ определения – синтетический. 6. Функция в предложении – дополнение.
Схема морфологического разбора глагола
1. Начальная форма (неопределённая форма глагола). 2. Основы глагола (основа инфинитива и основа настоящего (простого будущего) времени); от каждой основы образовать все возможные формы; если некоторые формы не образуются, указать причину. 3. Класс глагола: продуктивный (какой именно) или непродуктивный. 4. Спряжение; способ его определения. 5. Вид глагола: совершенный или несовершенный; есть ли видовая пара; как она образована. Указать одновидой или двувидовой глагол. 6. Переходный или непереходный глагол. 7. Возвратный или невозвратный глагол. 8. Залог глагола (по трёхчленной системе: действительный, страдательный или средневозвратный). 9. Время глагола. Способ выражения времени, значение временной формы: прямое или переносное. 10. Наклонение глагола: способ выражения наклонения, значение формы наклонения: прямое или переносное. 11. Лицо глагола. Способ выражения лица: синтетический, аналитический; парадигма: полная, неполная, изобилующая; значение личной формы: прямое или переносное. 12. Синтаксическая функция глагола в предложении.
Образец выполнения
Вам хорошо, а я сына в университете содержи, малых в гимназии воспитывай, – так мне першеронов не кушать (Т.).
1. Содержать 2. Основа инфинитива – содержа-ть
Основа настоящего времени – содерж-ат .
3. Непродуктивный класс (2 группа). 4. 2 спряжение, определяется по инфинитиву, ударение на основе. 5. Несовершенного вида, видовая пара отсутствует. К способам глагольного действия не относится. 6. Переходный глагол. 7. Невозвратный глагол. 8. Залог: по трёхчленной системе – действительный, по двучленной – действительный. 9. Время глагола не определяется. 10. Повелительное наклонение по форме, а по значению – изъявительное, следовательно, переносное значение. Выражено наклонение с помощью суффикса -и. 11. 2 лицо единственного числа, способ выражения синтетический, с помощью суффикса -и. Значение формы – переносное (2 лицо единственного числа в значении 1 лица единственного числа). Парадигма неполная, имеются только формы 2 лица единственного и множественного числа. 12. Синтаксическая функция – сказуемое.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |