Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА



2019-05-24 343 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1. Наука и ей роль в современном обществе с.6

Томас Кун ((амер. философ и историк науки)) считает, что развитие науки представляет собой процесс поочерёдной смены двух периодов: «нормальной науки» и «науки революций». Центральным элементом в концепции Т.Куна является понятии парадигмы ( от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. …

… 1) принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы;

2) содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей.

По Куну парадигма или «дискриминарная матрица» – это начало всякой науки. …  обеспечивает возможности целенаправленного сбора фактов и их интерпретации.

Согласно Попперу ((Крал Раймунд, англ.философ, логик, социолог))) развитие научного знания является непрерывным процессом ниспровержения одних научных теорий и заменой их другими. … из девяти шагов:

- выдвижение гипотезы;

- оценка степени фальсифицируемости (опровержимости) гипотезы;

- выбор предпочтительной гипотезы;

- выделение эмпирически проверяемых следствий;

- проведение эксперимента;

- отбор следствий, имеющих принципиально новый характер;

- отбрасывание гипотезы в случае её фальсификации (если она не фальсифицируется, то она временно поддерживается);

- принятие конвенционального или волевого решения о прекращении проверок;

- объявление определённых фактов и теорий условно принятыми. с.7

… по Попперу наука развивается благодаря выдвижению смелых гипотез и их последующей беспощадной критике путем нахождения контрпримеров. с.8

Эдхард Эзер ((австрийский философ)) «не только все авторы научного развития, как пример Кун и Тульмин ((амер. философ)), но и Поппер прибегают к аналогии с дарвиновской эволюционной теорией … Важнейшие для проблемы возникновения нового в истории науки понятийное преобразование – это преобразование понятия «смена парадигм» в понятие «переход в новую фазу».  ((«Динамика теорий и фазовые переходы»)) с.9

… по Эзеру развитие научного знания происходит скорее эволюционны, чем революционным путём, но эволюция через» квазиреволюцию».  с.10

… выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней технологии..

… обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа;

… выявилась невозможность тотального управления социальными процессами.

((НО)) … без развития науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна. с.10

Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих её от науки недавнего прошлого. … с  также социальные последствия современной науки. с. 10-11.

Во-первых, … в изменении образа науки наших дней.

1. Естественно. что выдвижение принципиально новых идей в наук остаётся делом сравнительно немногих наиболее крупных учёных…. Но всё же для научного познания в целом становятся всё более характерными коллективные формы деятельности, … «научными сообществами»… Наука всё более становится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей  форму особого социального института. 

2. В современную науку всё более проникают методы, основанные на новых технологиях, а с другой стороны – новые математические методы, которые серьёзно меняют прежнюю методологию научного познания… например, вычислительный эксперимент… Какова его познавательная роль в науке? Как он влияет на организацию науки?.

3. Сфера научного познания стремительно расширяется….сверхсложных, самоорганизующихся систем. … биосфера. Но и Вселенная может рассматриваться, в известном смысле, в качестве такой системы.

4. … комплексное исследование человека методами различных наук … немыслимо без философии.

5. Представляет интерес построение моделей динамики научного познания, выявление основных факторов, влияющих на его рост, выявление роли философии в прогрессе знаний … с.11

Во-вторых, наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека.  …обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качеств жизни.

В-третьих, … Сегодня стали очевидными довольно существенные негативные последствия неконтролируемого распространения передовых технологий, косвенно создающих даже угрозу самому существованию человечества. … исчерпание ресурсов, загрязнение среды обитания, угроза генетического вырождения и др.

… её растущий отрыв от обыденного сознания…. «пышный» расцвет всевозможных псевдонаук …

В прямом смысле слова, наука – это то, чему можно научить или научиться… с. 12 А добыча знания, создание нового знания и умения – это процесс фундаментального исследования, причём безотносительно к тому – прикладного или абстрактного. … атмосфера интеллектуального личного общения … во взаимодействии …

К сожалению, всё большую притягательность приобретает идея виртуального университета. … Работа идёт успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство удовлетворения, если молодые специалисты проявляют творческое отношение к делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный дух. Эти качества … должны быть развиты в процессе обучения… . По существу это – вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности. … глубокими знаниями соответствующих фундаментальных наук, умея всё это применить к делу. с.13

… наука является многофункциональным образованием, обладающим рядом черт:

Универсальностью: сообщает знания истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

Фрагментарностью: изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности, а сама делится на отдельные дисциплины. с.14

Общезначимостью: … знания пригодны для всех людей и её язык – однозначный.

Обезличенностью: … особенности учёного … не представлены в конечных результатах.

Систематичностью: наличие определённой структуры, а не бессвязный набор частей.

Незавершённостью: невозможность достижения абсолютной истины.

Преемственностью: новые знания по определённым правилам соотносятся со старыми.

Критичностью: готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

Достоверностью: её выводы требуют, допускают и проходят проверку по определённым, сформированным в ней правилам.

Внеморальностью: научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональностью: получение новых знаний на основе рациональных процедур и законов, логически их доходит до формирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

Чувственностью: получены результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого они могут считаться достоверными.

… основывается на объективных законах и носит творческий , исследовательский характер.

Учёный изучает объективную реальность и закономерности природы … т.е. то, что объективно существует, но ещё не познано человеком.

Инженер же может создать то, чего в природе вообще не существует…. для этой цели он использует те научные знания, которые получены трудом не одного поколения учёных. с.15

В последние годы происходит всё более тесное смыкание сфер деятельности учёных и инженеров. … инженер- исследователь. с. 16

… с самого начала своего возникновения (XVI-XVIIвв.) науки классифицировались и продолжают располагаться до сих пор не по объекту (т.е. не субстрату или носителю движения), а по формам движения (т.е. по функциям или спецификации движения) или же отдельным сторонам изучаемого предмета. с.17

Дальнейшее развитие классификации наук предполагает переход от координации наук к их субординации и от одноаспектности к их комплексности. В перспективе предполагается переход от их функциональности к их субстрактности. 

принцип координации, основанный на внешнем соположении наук, допускает образование между ними резких разрывов и даже непереходимых пропастей. с. 16 Напротив, принцип субординации по своей сути предполагает «наведение мостов» для переходов между науками и их общую взаимосвязь.  с.17

….три стороны полной системы научного знания: объектно-предметная, методологически- исследовательская, практически –целевая.

 В объектно-предметном классе … из содержания естественно - научного знания должно быть полностью исключено всё привнесённое от самого исследователя…. Однако исключить полностью субъективный момент можно и должно лишь в отношении содержания научного знании, но не его формы, с.21 поскольку последняя несёт на себе неизбежный отпечаток познавательного процесса. К этой группе примыкают математические и абстрактно - математизированные науки… Науки об обществе составляют уже более сложный и более развёрнутый случай первого класса. В такой науке субъективный момент удерживается не только в качестве понятийной формы объективного содержания, как это имеет место и в случае естествознания, но и как указание на субъекта истории, на субъекта социального развития и социальных отношений…

В методологически- исследовательском классе … науки, различающиеся по методу исследования, который, в конечном счёте. определяется природой изучаемого объекта (предмета), но в который дополнительно вкраплена известная доля субъективного момента. … применяемых нами приёмах его изучения…

В практически –целевом классе … прикладные, практические, в том числе инженерные науки. … субъективный момент в практических науках органически входит в конечный результат в качестве реализованной цели.

… науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включая и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе несамодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. с.22.

Говоря предельно кратко, фундаментальные исследования – это такие исследования, которые открывают новее явления и закономерности. … в природе вещей, явлений, событий.

Наука прикладная ставит перед собой задачу решения определённой технической проблемы … Только время сможет показать, куда собственно относилась постановка задачи.

… Применительно к физике академик А.М. Прохоров … разбить фундаментальные исследования на две большие группы. Одна из них направлена на увеличение объёма знаний, призвана удовлетворять потребности человечества в целом и, прежде всего, конкретного человека – исследователя с.23 – во всё более глубоком познании объективного мира. Другая группа исследований имеет своей целью получение фундаментальных знаний, необходимых для ответа на вопрос о том, как достичь того или иного конкретного практического результата… … методологически они близки друг другу, и между ними нельзя провести резкую границу.

Основу современной цивилизации составляет энергетика. …  всё, что совершили эти люди ((Дени Папен,   Томас Ньюкомен, И.И. Ползунов, Джеймс Уатт, Роберт Фултон, Джордж Стефернсон)) было до создания термодинамики, до того как был сформулирован закон сохранения энергии ((господствовала теория флогистона!))   с.24-25

Учёный не может быть человеком предвзятой идеи, предзаданного образа мыслей, предписанного поведения. Именно это свойство, имманентное (первичное), присущее фундаментальной науке, и приводит к трудностям во взаимопонимании и взаимодействии учёных с корпусом общественного мнения.

Разработка фундаментальной науки направлена, прежде всего, на внутренние потребности и интересы науки,  на поддержание функционирования науки как единого целого… теоретическая наука … познание ради познания.  Прикладные науки направлены вовне, на ассимиляцию с практическими видами деятельности человека и особо на ассимиляцию с производством. с.25 … на изменение мира.

В. Оствальд: « … наука – это искусство предвидения. Вся её ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почётном звании – наука».

Будущее открыто, но оно всегда в чём-то непредсказуемо. … дорога в будущее вымощена случайностями

Технические науки – специфическая система знаний о целенаправленном преобразовании природных объектов и процессов в технические и о методах конструкторско - технической деятельности. а также о способах функционирования тех или иных технических объектов и систем. с.26

Многосторонность функций науки …:

- специфическая форма общественного сознания, основу которой составляет система знания;

- процесс познания закономерностей объективно существующего мира;

определённый вид общественного разделения труда;

- один из важнейших факторов общественного развития;

- процесс производства знаний и их использования.

Достоверность научных знаний проверяется практической деятельностью людей. Доказательство – одна из важных форм научной деятельности.

Факты – это объективно существующие явления, представляющие собой исходный материал для науки. .. научный процесс познания начинается с накопления фактов, их отбора, проверки, оценки достоверности. Факты … не объясняют явление.

На основе анализа фактов формируются понятия, законы (обобщённое выражение наблюдающихся закономерностей) и теории, которые после практической проверки могут войти в систему научных знаний.

При недостаточном количестве фактов вырабатываются гипотезы, т.е. предположительныепредставления о закономерностях, подлежащие дальнейшей проверке ….

… США расходуют на науку ежегодно более 4% национального дохода, а Англия , ФРГ и Франция – от 2 до 3%. с.27

1.2. Определение сущности знания и познания с.28

Вся наука, всё человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность.

…. знание можно определить как достоверное , истинное представление о чём-либо в отличие от вероятностного мнения. с.28

… непрерывное развитие практики исключает возможность превращения знания в абсолютное знание, но абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений. Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием знаний о действительности является общественная практика. … деятельность не отдельного человека, … , а опыт всего человечества в его историческом развитии.

Познание включает в себя два уровня: чувствительный и рациональный. Чувствительное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное – теоретическое.

Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. … ощущение, восприятие, представление, воображение.

Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые действуют на его органы чувств. ((зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и др.))

Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений в целом, причём таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени…. В восприятии реализуется способность «достраивать» образ.

Представление – вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом.

Воображение – это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов. … способность создавать новые образы. с. 29 … воображение есть деятельность, в которой в той или иной форме сознательно включено его отношение к действительности, лежащей в основе деятельности воображения. Различают активное, практически- деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы (грёзы, дремотные созерцания, сновидения). Активное воображение опосредовано задачами, целевой установкой субъекта.

Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, скрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышление.

Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи и отношения; человек познаёт действительность не только в результате личного опыта, но и косвенным путём, усваивая чужой опыт в процессе общения с другими людьми. Мышление неразрывно связано с языком и не может осуществляться вне его. … Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие
Общее
Собирательное
Единичное
Абстрактное
Конкретное
Абсолютное
Относительное

 


Рис. 1.3. Классификация понятий по содержанию с. 30

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Объём понятия – это круг тех предметов, на которые данное понятие распространяется. Содержание понятия – это совокупность признаков, которые объединены в данном понятии. с. 30

Общие понятия связаны … со множеством предметов.Наиболее широкие понятия называются категориями ((философские – форма и содержание явлений; политэкономические – товар, стоимость и т.д.)). Единичные понятияотносятся только к одному определённому предмету ((дерево, машина)). … собирательные понятия, обозначающие целые группы однородных предметов, представляющих собой известное единство, законченную совокупность (лес, транспортный поток и т.п.).

Термин конкретные относятся к конкретным предметам, а абстрактные – к отдельно взятым признакам этих предметов, например. «белые предметы». Относительные понятия … всегда мыслятся попарно ((Правый – левый, начальник – подчинённый)). Абсолютными называются такие понятия, которые не имеют парных отношений ((планета, дом, дерево)).

Понятие
Тождественное
Подчинённое
Равнозначное
Соподчинённое
Частично согласованное  
Противоречащее
Противоположное

 

 


  

 

Рис. 1.4. Классификация понятий по признаку отношений с. 31

Тождественные понятия имеют одинаковое содержание, выраженное в различной форме. Равнозначные понятия имеют тот же объём, но отличаются по содержанию ((«автор «Капитала» и «основатель научного социализма» – одно и то же лицо, но указаны различные признаки)).

Раскрытие содержания понятия называется его определением. … отвечающее двум важнейшим признакам:

- определение должно указывать на ближайшее родовое понятие;

- определение должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий.

Так, определяя понятие «квадрат», нужно указать на то, что квадрат относится к роду прямоугольников и выделяется среди прямоугольников признаком равенства всех сторон. с.31

Отношением тождества и равнозначности … широко используются в математике при преобразовании и упрощении алгебраических соотношений.

Подчинёнными называются понятия, которые по содержанию входят в понятия более высокого ранга или более общее. Соподчинёнными являются понятия , связанные по объёму .. и входят в объём какого-либо высшего понятия. Например, «многоугольник» и «окружность» - соподчинённые между собой и подчинёнными понятию «геометрическая фигура». Если отдельные части объёма понятий оказываются совпадающими, общими, то их называют частично согласованными. ((«студент» и «слушатель»)).

Понятие, которое отрицает положительное понятие , называют противоречащим. Например, понятие «нечеловек» отрицает положительное понятие «человек». Если понятие указывает не только на то, что отрицает, но и на то, что взамен отрицаемого утверждается, то такое понятие называют противоположным. Так, между понятиями «белый» и «чёрный» мыслимо понятие «серый».

В науке определения обычно завершают процесс исследования, закрепляют те результаты, к которым учёный пришёл в своей работе. Без определения понятий возможно ложное толкование мыслей автора исследования.

Определение понятия оказывается возможным в том случае, когда мы знаем, к какому роду оно относится и какие у него видовые признаки. Установление видовых признаков осуществляется при помощи деления понятия. Деление понятия называется раскрытие всех видов, входящих в состав данного понятия. Если определение имеет дело с содержанием изучаемого понятия, то деление – с объёмом. деление подчиняется следующим правилам:

- члены деления должны исчерпывать объём делимого определения;

- деление должно производится с точки зрения одного определяемо го основания;

- члены деления должны исключать друг друга.

Основанием деления называется тот признак, который является общим всем видам, входящим в объём данного понятия. Особым видом деления с. 32 понятий является дихотомия …, или двучленное деление… только два понятия, из которых одно является противоречащим в отношении другого.

Близким понятию является слово термин. Термин (от лат. terminus – граница, предел) – слово или сочетание слов, обозначающих специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве. Термины используются при интерпретации элементов предметной области.

Суждение
По качеству
По отношению
По количеству
По модальности
Утвердительные  
Единичные
Проблематические
Отрицательные  
Общие
Частные
Категорические
Условные
Разделительные
Аподиктические
Ассерторические
Р. Декарт: «Определите значение слов – и вы избавите человечество от половины его заблуждений».

 

 

                                         Рис. 1.5. Классификация суждений

Суждение – умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в её истинности или ложности. … суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. … это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками или между предметами и классом предметов.

Умозаключения
Индуктивные
Непосредственные
Опосредованные
Дедуктивные
В проблематических сужденияхналичие связи понятий отмечается лишь с известной степенью вероятности. В аподиктических суждениях указывается, что связь понятий является безусловно необходимой. Ассерторические суждения указывают только на действительно существующую связь понятий. с.33

 

                                        Рис. 1.6. Классификация умозаключений

К суждению о предмете или явлении человек может прийти или путём непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путём – с помощью умозаключения. Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания. Если нормы и типы этой связи совпадают с правилами и законами логики, то умозаключение по своему результату равносильно логическому выводу.

… умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение. Часто умозаключением называют выводом, через который становится возможным переход от мышления к действию, практике. В умозаключении связь двух суждений иногда обнаруживает подчинение, в силу которого одно (основание) обусловливает другое (следствие).

Дедуктивные умозаключения представляю собой выведение частного случая из какого-нибудь общего положения. В индуктивных умозаключениях на основании частных случаев приходят к общему положению. В непосредственных умозаключениях от одного суждения приходят к другому. В опосредованных умозаключениях переход от одного суждениях к другому осуществляется через посредство третьего. ((В процессе умозаключения, например, утвердительное суждение становится отрицательным. При этом смысл и количество суждения сохраняется)) . с.34

1.3. Процесс научного исследования с.36

Этапы научного исследования:

- возникновение идей;

- формирование понятий;

- формирование суждений;

- выдвижение гипотез;

- обобщение научных фактов

- доказательство правильности гипотез и суждений.

Научная идея – интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которых делается вывод. базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности.

Гипотеза (от греч. hypothesis  - основание, предположение) – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке её называют теорией  или законом. … для подтверждения правильности гипотезы необходимо убедиться, не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том, что она является единственно возможной и с её помощью вся совокупность наблюдаемых явлений находит себе вполне достаточное объяснение.

В общем случае процесс появления, обоснования и применения гипотезы …:

1. Открытие какого-либо явления, причину которого нельзя объяснить с помощью имеющихся методов научного исследования.

2. Всестороннее изучение доступной наблюдению совокупности явлений, причина которых исследуется.

3. Формулирование гипотезы, т.е. научного предположения о причине, вызвавшей данное явление.

4. Определение следствий, вытекающих из предполагаемой причины.

5. Проверка того, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности. с. 36

Закон – внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое закономерное развитие. Закон выражает определённую устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов.

Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) в широком смысле – это утверждение, резко расходящееся с общепринятым установившимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным». Парадокс в узком смысле – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются представляющиеся убедительными аргументы.

Парадоксальность является характерной чертой современного научного познания мира. Наличие парадоксов становится свидетельством несостоятельности существующих теорий, требованием их дальнейшего совершенствования.

Парадокс близок паралогизму и особенно софизму. Но от первого отличается тем, что выведен логически корректно, … С софизмом же их различает то, что парадокс – не преднамеренно полученный противоречивый результат.  

Наряду с формально-логическими существуют парадоксы, описываемые содержательно. … противоречивые, неожиданные результаты. Как правило, это явление, которое необъяснимо с позиций современного уровня развития науки. с.37 Парадокс лжеца: «Я лгу». .. древнегреческий философ Филипп Косский покончил жизнь самоубийством, не сумев объяснить суть парадокса.

За свою историю математика испытали три кризиса, сопровождаемые обнаружением парадоксов. Первый кризис … в древности и был вызван открытием факта несоизмеримости величин. … Парадокс возник при измерении стороны квадрата и его диагонали. … Кризис был преодолён введением иррациональных чисел, т.е. бесконечных непериодических дробей ((число p = 3,1415….)).

Второй кризис произошёл в XVII-XVIII вв. и был связан с истолкованием бесконечно малых величин. … бесконечно малые рассматривались в качестве постоянных величин. Выход из кризиса был найден созданием теории пределов, построенной в начале XIX в. французским математиком О. Коши.

Третий кризис  грянул на рубеже XIX и XX вв. и был связан с теорией множеств, развитой немецким учёным Г. Кантором. … Если множество (класс) есть совокупность объектов, которые и являются его элементами, то поскольку само множество тоже объект, то встаёт вопрос, является ли множество элементом самого себя… Парадокс заключался в том, что имелись два вида классов. с.38 Один из них, например класс списков, содержит себя в качестве собственного элемента. Однако, имеются классы, например множество «человек», которые не содержат себя в качестве собственного элемента. …. Парадокс был назван именем Б. Рассела, английского логика, обратившего внимание на это факт. … популярное изложение, известное как «парадокс парикмахера», который приписывается Б. Расселу.

Выявление и разрешение парадоксов стало в современной науке обычным делом. Основные пути его разрешения:

- устранение ошибок в логике доказательств;

- совершенствование исходных суждений в данной системе знаний.

…. логика доказательства должна быть подчинена законам формальной логики:

- Закон тождества: объём и содержание мысли о каком-либо предмете должны быть строго определены и оставаться постоянными в процессе рассуждения о нём.

- Закон противоречия: в процессе рассуждения о каком-либо определённом предмете нельзя утверждать и отрицать что-либо в одном и том же отношении, в противном случае оба суждения не могут быть вместе истинными.

- Закон исключения третьего: в процессе рассуждения необходимо доводить дело до определённого утверждения или отрицания, в этом случае истинным оказывается одно из двух отрицающих друг друга суждений. Этот закон имеет силу лишь при условии соблюдения законов тождества и противоречия.

- Закон достаточного основания: в процессе рассуждения достоверным следует считать лишь те суждения, относительно истинности которых могут быть приведены достаточные основания.

Теория (от лат. theoreo - рассматриваю)– система обобщённого закона объяснения тех или иных сторон действительности. Теория является … мысленным отражением и воспроизведением реальной действительности. Она возникает в результате обобщении познавательной деятельности и практики. Это – обобщённый опыт в сознании людей. с. 39 Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положении, понятии, категории и факты.

Принцип – самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизации знаний). Принцип – это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей.

Аксиома (постулат) – это положение, которое берётся в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и их которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательств.

В ядро теории входят основные принципы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие её ядро. Этот пояс определяет проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и истолковывает так, что они превращаются в примеры, подтверждающие её.

Теория включает в себя не только знания основных законов, но и объяснение факты на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать будущее.

Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией. Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике. … две функции:

- обоснование правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира;

- определение подхода к явлениям действительности.

Первая функция общая, вторая – частная.

Диалектический подход к познанию указывает, что источниками, причинами развития являются внутренние противоречия и борьба противоположностей, которые составляют основу процессов объективной  действительности.

Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. с.40

1.4. Основные методы исследований с.41

Метод (от греч.methodos – путь исследования, теория, учение) – это путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Иногда под методом понимают совокупность приёмов или операций (шагов) для практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Способ, как составная часть метода является вполне определённой совокупностью действий по изменению свойств предмета или явления. с.41

Всеобщие методы исследования базируются на использовании материалистической диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания и др.

Частные методы предполагают их применение для решения конкретных задач и перекликаются в этой связи со специальными … методами.

Методы исследования
Всеобщие
Частные
Общенаучные
Специальные
Обобщение Абстрагирование формализация Анализ и синтез Индукция и дедукция Моделирование Идеализация Ранжирование    
Наблюдение Сравнение Счёт Измерение Эксперимент Обобщение  
Аксиоматический метод Гипотетический метод Исторический метод Системный метод
Рис. 1.8. Классификация методов исследования с детализацией  общенаучных методов

 

 


Общенаучные методы.

Наблюдение – это способ ... основан на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны наблюдателя.

Сравнение – это установление различия между объектами … или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств. Сравнивать надо только однородные предметы и явления … и по таким признакам, которые имеют важное существенное значени



2019-05-24 343 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)