Воспитательная работа в отряде
Отряд в лагере дневного пребывания – это основной способ организации совместной деятельности детей, средство включения их в систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений. В отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество. Сфера досуга создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей. Вместо опеки – содружество педагогов и детей. Требования к плану работы воспитателя: - Учет интересов, потребностей детей в отряде; - Разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности; - Систематичность, последовательность в подборе видов деятельности; - Реальность планов; - Согласованность плана отряда с общелагерным планом. План работы на каждый день корректируется в зависимости от погоды и интересов детей. Организация кружковой деятельности в лагере очень важна, так как это тот вид деятельности, занимаясь которым, ребёнок получает удовлетворение и положительные эмоции. Включение ребёнка в кружковую деятельность – процесс свободный. Перечень творческих дел. 1. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. 2. Проведение оздоровительных, физкультурно-культурных мероприятий. 3. Организация экскурсий. 4. Организация занятий в кружках. 5. Организация развивающих развлекательных программ. 6. Интеллектуальные игры. 7. Деловые игры. 8. Посещение выставок. 9. Участие в конкурсах. Режим дня 8.00–8.30 Приём детей 8.30–8.45 Зарядка 8.45–9.00 Линейка 9.00–9.30 Завтрак 9.30–11.00 Занятия по планам отрядов, кружки 11.00–13.30 Общелагерные мероприятия, экскурсии 13.30–14.00 Подготовка ко сну, водные процедуры 14.00–16.00 Сон-час 16.00–16.30 Полдник 16–30–17–00 Игры на свежем воздухе, занятия по интересам. Уход детей домой 1. В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. В этот период важно:
Задачи: 1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания; 2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; 3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; 4. Определение места (статуса) в коллективе; 5. Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; 6. Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; 7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Предлагаемые формы работы : - Игры на знакомство (Снежный ком, А я еду, Здравствуйте, Ипподром и др.). - Игры на выявления лидера (Лидер и др.). - Игры на сплочение коллектива (Взаимодействие и др.). - Огонек знакомств (Расскажи мне о себе и др.). - Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах. - Анкетирование. - Знакомство с лагерем. 2. Основной этап занимает большую часть времени, именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Для ребенка важно: - Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. - Бодро пересечь «экватор смены». - Участие в межотрядных и дружинных делах. - Реализация собственных идей. - Самореализоваться, как личность. - Чему-то научиться. - Отдых. - Дышать свежим воздухом. - Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. - Проявление своей самостоятельности. - Возможность проявить себя лидером. В первой половине основного периода деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг – «Лагерь для тебя». Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д. Во второй половине оргпериода ведущий лозунг меняется на лозунг «Ты для лагеря». Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере. Цель основного этапа – реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Задачи : - формирование временного коллектива, его укрепление; - поддержание благоприятного психологического климата в отряде; - выполнение программы, досуг, оздоровление ребят; - создание условий для индивидуального развития; - возможность выбора самовыражения личности; - моделирование ситуации успеха; - предоставление свободы выбора; - создание положительного эмоционального настроя; - создание условий для активности ребенка; - поддержание положительного эмоционального настроя; - организация взаимодействия; - поддержание групповых норм - рефлексия и мониторинг. Предлагаемые формы работы : 1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников. 2. Совместное планирование, проведение дел. 3. Организация равноправного диалога с детьми. 4. Совместное обсуждение возникающих проблем. Отрядные дела: - Работа по творческим группам. - Спортивные игры. - Межотрядные игры. - Творческие игры. - Интеллектуальные игры. - Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход и др.). - Огоньки. - Тематические дни. Методические материалы и разработки приведены в Приложениях. 3. Конфликты. Основной период – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций. В этот период выявляются: - степень деятельностной активности детей; - дифференциация деятельностных потребностей детей; - формальные и неформальные лидеры; - степень сформированности ВДК, установление коммуникативного потенциала отряда; - сформировавшиеся микрогруппы и условия для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, по совместному проживанию, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.). Это период и скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие – нет. Часто возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий. Чтобы способствовать единству отряда, необходимо: 1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения. 2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде. 3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех. Решение педагогических ситуаций
4. Диагностический компонент предусматривает изучение ребёнка его личностных особенностей и индивидуальных характеристик, выявление причин имеющихся у ребёнка проблем и затруднений различного характера для обеспечения реализации ему персонифицированной помощи. В лагере диагностика проходит в несколько этапов: - на начальном этапе происходит сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры); - промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации. - итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты). Первые 3–4 дня смены – время адаптации. Задача – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные среде лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется: - неустойчивым общественным мнением; - адаптацией детей к специфике временного детского коллектива; - демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения; - оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов. Методика «Где отдыхали наши дети?» выявляет: - детей, которые не имеют опыта пребывания в ДОЛ; - детей, которые бывали в других лагерях (помогает осуществлять преемственность в работе лагерей); - детей, которые уже не первый год приходят в ваш лагерь. Из них в организационный период формируется «Совет». Измерение проводится дважды – в начале и в середине смены. Цель – выявление потенциальных лидеров и аутсайдеров, а также фиксация динамики развития межличностных отношений в отряде. По обнаруженным «подвижкам» устанавливается адаптированность детей в ВДК. С целью выяснения представлений детей о лагере проводится «Рейтинг ожиданий», который помогает определить направление деятельности в конкретном отряде и лагере в целом с учетом потребностей детей. Предупреждает возниконовение негативных эмоциональных реакций. Проводится по методике «Незаконченного предложения». Детям предлагается продолжить предложение «Лагерь – это…». При выполнении обследования важно позаботиться о том, чтобы каждый ребенок работал самостоятельно, быстро и не задумываясь. Диагностика проводится письменно. При обработке полученных данных ответы детей делятся по номинациям: «Отдых», «Положительные эмоции», «Интересная деятельность», «Отдых без родителей», «Общение», «Новые друзья» и т.д. Дважды, после организационного периода и в конце смены проводится «Я в круге», что позволяет отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания. При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность – это отряд; соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно. Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки. Результаты подсчитываются.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |