Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подведение итогов второго тура



2019-05-24 227 Обсуждений (0)
Подведение итогов второго тура 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: «Тропинками былинных г е роев»

Русские былины – жемчужина нравственных критериев русского народа. Былины «Микула и Вольга Селянинович» и «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Патриотическое содержание былин, проблематика. Особенности языка, значение былин.

Решение текстовых задач

Цели:

Обучающая :                                                     

знать историю создания и содержание былин;

Уметь раскрыть патриотический смысл произведений, сопоставлять художественное произведение с историческими фактами, составлять характеристику героев, объяснять особенности построения былины.

Систематизировать и обобщить материал по математике за курс 5-6 классов.

Развивающая :

развивать воображение и фантазию, логическое и образное мышление учащихся; творческие способности;

формировать навыки анализа явлений, их сходства и различий;

развивать умения получения информации на слух;

совершенствовать навыки работы в группах с иллюстративным и дополнительным материалом;

развивать навыки и умения анализа художественного текста с пересказом его отдельных частей, выразительного чтения;

развивать навыки применения знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, выдвижения новых гипотез и реализации теоретических знаний на практике.

Воспитательная :

русские былины – жемчужина древнерусской литературы. Воспитывать гуманистические идеалы, гордость за сложное историческое прошлое страны, уважение и интерес к изучению устного народного творчества. Формировать у обучающихся целостную картину окружающего мира.

 

Оборудование: тексты былин, компьютер, иллюстрации к былинам, репродукции картин В.Васнецова «Богатыри», «Богатырский скок» и И. Билибина «Вольга и Микула», песня «Ой ты, степь широкая», карточки самоконтроля. проектор и экран, презентация к уроку

Тип урока: комбинированный

Жанр: урок-исследование

Девиз урока: Путешествуя, исследуем.

Эпиграфы

Песни, сказки, былины – все простое будут читать, пока будет русский язык.

Л.Н.Толстой.

 

Русская былина является сокровищницей народной мудрости, ведь проблемы добра и зла, мужества, героизма, веры, это то, что остается неизменным во все времена.

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов)

Проблемныйвопрос урока

Актуально ли изучение былин в современной школе ХХI века с использованием математических знаний?

 

Учащиеся работают в группах, у каждого на парте карточка самоконтроля и критерии оценивания ответов.

Урок спаренный – девяносто минут.

 

Ход урока

I. Организационный этап.

А) Запись домашнего задания на следующий урок в дневники учащихся, образец выполнения которого будет подан в ходе урока.

 

Б) Дневник настроения

Сегодня на уроке будет работать группах редактор настроения. После нового вида работы он зафиксирует настроение каждого учащегося и группы в карточке самоконтроля:

- черный цвет – плохое настроение, задания были сложными;

- зеленый – среднее настроение, только благодаря сотрудничеству в группе трудностей не было;

- красный – настроение хорошее, задания выполнялись легко и быстро (сколько видов работы, столько и пометок).

 

II . Актуализация опорных понятий. Мотивация учебной деятельности.

 

Комментарий

Учащиеся выполняли разноуровневые задания в домашних мини-группах, индивидуальные и опережающие задания, которые будут защищаться в ходе урока.

 

Вхождение в тему урока.

 

Учитель литературы

Ребята, давайте сегодня отправимся в удивительное путешествие по неведомым дорогам былинных героев.

ü учащиеся групп (по 2 человека от группы) готовятся к диалогу у доски по репродукциям картины В.Васнецова «Богатыри». В диалоге отражаются знания учащихся о былине.

ü класс готовится к диалогу «Преданья старины глубокой» по материалу презентации учащегося «Русские богатыри».

ü самостоятельна работа

Клоуз-тест. Продолжи предложение…

· Былина – это жанр… (русского фольклора)

· Былины – произведения об… (исторических событиях Киевской Руси в IX-XIII веках)

· Былина – это русская эпическая… песня о … (русских богатырях, воинских подвигах)

· Былины сказываются … (речитативом. Это стихотворный напевный рассказ)

· Былины возникли… (из древних песен и легенд)

· Два цикла русских былин и герои…______________

· Герой русских былин… (богатыри с идеальными человеческими качествами)

· Самый древний богатырь, изображенный в былинах… (Святогор)

· События и герои в былинах… (реальные)

· Современные исследователи русских былин… (их нет, а с ХХ века былины – это памятник литературы далекого прошлого)

 

Взаимопроверка и взаимооценивание работы. Правильный ответ – 0,5 балла. Оценка вносится в карточку самоконтроля.

 

Учитель математики

Ребята, чтобы легче шагалось нам тропинках былинных героев, вспомним и повторим то, что пригодится нам при встрече с русскими богатырями.

 

Игра «Поймай мячик». Ответить на поставленный вопрос.

1. Как найти скорость (v=s/t)

2. Как найти время (t=s/v)

3. Как перевести км/ч в м/с? (умножить на 1000 и разделить на 3600)

4. Как перевести м/с в км/ч (умножить на 3,6)

5. Какие единицы измерения использовали на Руси? (верста, пуд, и др)

6. Сколько в пуде кг? (16)

7. Перевести в м/с 36 км/ч (10 м/с)

8. 20 м/с перевести в км/ч (72 км/ч)

9. Раскрыть скобки -3(2-х), ⅖(15-10х)

10. Найти ⅔ от 60

11. Найти число, если ⅖ его равно 40

 

Проверка домашних заданий:

Учитель литературы

Путешествие продолжаем. Вместе, ребята идти дорогами былинных богатырей легче. Поэтому дома вы выполняли опережающее задание, а своими исследованиями вы поделитесь друг с другом.

 

ü Презентация проекта домашних мини-групп: кластер «Былина»

 

ü Мини-исследование в группах.

Задание: Чем отличается былина и ее герои от сказки? Что общего в этих жанрах русского фольклора?

 

Учащиеся в ходе урока делают в рабочих тетрадях записи (тезисы, план, ОК).

Группа № 1: определить общие признаки в былине и сказке.

Группа № 2: назвать отличия между былиной и сказкой.

Примерные ответы учащихся:

Общие признаки: герои обоих жанров – мужественные люди, побеждают врагов. Наделены необычайной силой, легко совершают подвиги. Богатыри русских былин похожи на сказочных великанов. Они творят добрые дела. И сказка, и былина имеют композицию. Они не записывались, а передавались из уст в уста и поучительные для читателя.

Отличия: в былинах существуют реальные герои, исторические личности, географическое место, точно описана историческая эпоха. В них отражены исторические события из прошлого Киевской Руси. Основа сюжета былин – героические сражения и победы богатырей. Герои идеализированы, наделены сверхчеловеческой силой и мудростью, которых у них, может быть, и не было. Былина – народная эпическая стихотворная песня, исполняется речитативом нараспев под аккомпанемент гуслей. Она имеет свой былинный стих. Действия, отображенные в былине, происходят в прошлом, в старину. Отсюда народное название былины – старина.

В сказке события вымышлены народным сознанием, а герои зачастую мифические. На наш взгляд, сказка – волшебная история, которая учит читателя положительным качествам и написана в прозе. Это малый эпический жанр разговорного стиля повествования.

Мы считаем, герои сказок учат читателя нравственности, а герои былин – это олицетворение целой эпохи, особенностей нации.

 

ü Защита домашних индивидуальных проектов

Задание: составить сенкан «Былина»

 

Пример: Былина Русская, народная Отображает, прославляет, воспитывает Богатыри защищают родную землю Старина Пример: Былина Эпическая, стихотворная Олицетворяет, исполняется, учит Герои наделены мудростью и силой Песня

 

ü Презентация проекта «Составь задачу по данному уравнению» 3х-16=4+х

Подведение итогов I части урока. Минутка на размышление «Зачем учащимся современной школы надо так много знать о понятии былина?» (ответ-блиц).

Выставление учащимися оценок в лист самоконтроля, дневник настроения, комментирование работы учащихся спикером группы и учителем.

 

Учитель литературы

Ребята, готовясь дома к уроку, вы внимательно прочитали предложенные вам русские былины «Вольга и Микула Селянинович» и «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Уверена, что у вас возникли интересные вопросы, когда вы представляли стольный град Киев, речку Смородину или себя Микулой Селяниновичем и Ильей Муромцем. К примеру, какой же у Микулы вес сохи, которую надо было спрятать за рокитовый куст, или меча Ильи Муромца, каким он побуждает врагов. В этом сегодня на уроке вам поможет математика. Возможно ли это, на ваш взгляд?

 

Примерные ответы:

- Я считаю, что литература и математика – это науки, близкие по своей значимости. Они учат мыслить, сравнивать литературные и математические явления, делать выводы.

- Я знаю, А.С.Пушкин любил искусство, литературу и занимался математикой. Он считал, что и в поэзии, и в математике нужно вдохновение, чтобы их знать и уметь применять в жизни.

- Мне думается, что сегодня на уроке, изучая прочитанные дома былины «Вольга и Микула Селянинович» и «Илья Муромец и Соловей Разбойник» лучше усвоим, используя знания по математике.

 

III . Изучение нового материала.

 

Учитель литературы

Объединим сегодня литературу и математику

 И проведем с вами интегрированный урок.

 

Запись темы урока в тетради по литературе и математике.

1. Целеопределение и проектирование учебной деятельности.

Определение вместе с учащимися личностно-значимых целей той деятельности, которая запланирована на урок (чем полезна она для учащегося и на этом уроке, для контрольной работы, будущей жизни).

 

Учащиеся:

- нам необходимо углубить знания по древнерусской литературе;

- расширить представления об исторической эпохе жизни Киевской Руси;

- продолжить работу над развитием устной и письменной речи;

- отрабатывать умения и навыки работы с текстом художественного произведения, учиться выразительно читать былину;

- нам необходимо проанализировать былины «Вольга и Микула Селянинович» и «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и определить их темы, проблемы;

- нам предстоит совершенствовать умения делаеть характеристику героев.

 

Учитель литературы:

Сегодня на уроке мы изучим понятия «Эпический герой», «Былинный стих». Дальше урок проведем в форме соревнования. Записи по ходу его делаем в тетради в виде плана, тезиса или ОК.

ü Разминочный этап «Знаем содержание былины «Вольга и Микула Селянинович» (устно).

-  Соревнование-диалог между группами по содержанию былины. (Учащиеся групп задают вопросы друг другу. Вопрос задает тот учащийся, который отвечает ) .

· Когда происходят события, изображенные в былине?

· О чем повествует былина?

· Чем начинается былина?

· Кто такой Вольга? Сколько войска у него?

· Куда отправляется Вольга со своей дружиной?

· Где и кого встречает князь?

· Что делал пахарь на поле?

· О чем узнал Вольга от оратая?

· Что предложил князь Микуле?

· О чем просит Микула Вольгу, прежде, чем поехать с ним?

· Куда надо было бросить сошку?

· Что случилось с дружиной и сошкой?

· Когда Вольга узнает имя Микулы?

· Чем заканчивается былина?

 

-  Чтение отрывка былины учителем (строфа 10-11) на фоне презентации по иллюстрациям художника И.Билибина “Вольга и Микула”

 

- Защита индивидуальных проектов-презентаций по содержанию былин

- Ролевая игра «Вольга и Микула». Учащиеся ставят вопросы героям былины

 

ü Практикум. Анализ былины “Вольга и Микула Селянинович”.

Учитель математики.

Прежде, чем начнем работать с текстом былины, попробуем решить математическую задачу.

Комментарий: дети работают в группах, выполняя одинаковое задание. В каждой группе есть консультант, который помогает товарищам, оказывая необходимую помощь при возникновении затруднений. Правильность решения проверяется у доски. Решает учащийся, которому доставило затруднение решение задачи.

Задача 1.

Вольга ехал на голос Микулы Селяниновича три дня. За какое время до того, как Вольга услышал голос, Микула начал петь, если скорость лошади с наездником 18 км/ч, а песня летела со скоростью 340 м/с ?

Решение

 340 м/с = 1224 км/ч

3 дня= 24*3=72 часа

18*72=1296(км) – пройденный путь

1296:1224=  (часа)

Ответ:  часа

 

Вопросы для обсуждения

 

Группа № 1

Определите проблемы, подтвердите цитатами и выразительным чтением былины «Вольга и Микула Селянинович».

Работая над текстом произведения, учащиеся подтверждают цитатами:

4 строфа

труд Микулы:

«Как орет в поле оратай…»

5 строфа

Описание Микулы:

«У оратая кудри качаются...”

8 строфа

Мужество героя. Речка Смородина “Положил до 1000 мужиков…”

Строфа 9

Превосходство пахаря-крестьянина над князем. Сравнительная характеристика кобылы Микулы и коня Вольги.

 

Группа № 2

Проведите исследование текста: выполните сравнительную характеристику Вольги и Микулы. На ваш взгляд, образы сопоставлены друг другу? В чем их сила?

Решить проблемные вопросы (для обеих групп)

-  Кого можно назвать истинным героем былины?

-  Зачем в былине есть образ Вольги?

 

Примерные ответы (группа №1)

- Главная мысль былины – прославление крестьянина, который живет не поборами, а честным трудом, гордится ним и понимает его значимость.

-  Проблемы былины:

· Мирской труд крестьянина на благо людей.

· Уважение к тяжелому труду землепашца возвышает человека.

· Человек высоких нравственных качеств (доброта, непосредственность, скромность, мужество, желание помочь людям) всегда станет победителем в любой жизненной ситуации.

· Проблема истинного патриотизма, бескорыстного служения людям.

- Путешествуя дорогами героев былины, мы сделали вывод о том, что воинский труд в былине поставлен ниже будничного труда крестьянского. Мы узнали, что во времена Киевской Руси любой пахарь мог стать воином, но не всякий воин мог справиться с тяжелым крестьянским трудом.

-  Главная черта характера Микулы – уважение к тяжелому труду землепашца. Он любит землю, Родину, людей. Микула притягивает к себе внутренней чистотой, независимостью, желанием делать все правильно и красиво.

- Зачем образ Вольги в былине? Думаем, для того, чтобы показать превосходство Микулы – простого крестьянина над князем. Мы убедились в полной победе Микулы, когда Вольга спросил его имя. Поэтому истинный герой былины Микула.

Примерные ответы (группа № 2 )

 

Мини-проект

Сравнительная характеристика героев былины (группа № 2):

Общее в образах: русские богатыри, незаурядные личности, сильные целеустремленные характеры.

 

Вольга Микула
Молодой князь «Птица сокол» «щука рыба» «серый волк» Великий охотник, маг, военный вождь, который совершает поход в чужие земли Мудрый князь, умеет найти подход к мужику, не гордится просить о помощи   Вольга – мудрость правителя     Простой русский мужик Выполняет сложный труд, любит людей, наделен незаурядной физической силой «Ясный сокол», «черный соболь» Не боится отвечать на вопросы князя, помогает ему в борьбе с разбойниками Ловкий, «положил до тысячи» врагов Обобщенный образ русского народа Отношение сказателей к Микуле ласковое: «оратай-оратаюшко» Он рассказывает о своих делах, но не хвастается. Ведь все мужики знают, что он и пиво хорошо варит. Микула – мудрость и внутрення сила народа-труженника    

ü Работа с текстом

·  Пересказать эпизод, когда Вольга направляет дружинников для работы с сошкой и прокомментировать его.

 

Вывод ы учащихся :

 

Дорога жизни Микула – это сила пахаря, с которым воин не всегда справится. Дружина не могла сошку из земли вытянуть, а крестьянин одной рукой вытянул и землю стряхнул. Вольга восхищается богатырем, гордится его силой и делами, которые непосильны для всей дружины.

 

Учитель математики

Ребята, пойдем тропой былинного героя Микулы Селяниновича, решим задачу и узнаем о таинственном предмете богатыря.

Задача 2

Меч Микулы Селяниновича в 7 раз легче, чем важный предмет, о котором повествует былина, а щит на два пуда тяжелее, чем меч. Сколько весит этот таинственный предмет и сколько витязей нужно было послать, чтобы его поднять, если известно, что все три предмета весят 506 пудов, а один витязь поднимает 196 килограмм. А еще догадайтесь, что это за таинственный предмет.

Решение

Пусть меч весит х пуда, тогда щит весит (х+2) пуда, а таинственный предмет весит 7х пудов. Их общий вес (х+х+2+7х), что по условию задачи равно 506 пудов. Составим и решим уравнение.

х+х+2+7х=506;

х=56

2) 56+2=58 (пудов) – вес щита

3) 7*56=392 (пуда) – вес таинственного предмета

4) 392*16=6272 (кг)- вес таинственного предмета

5) 6272: 196= 32

Ответ: чтобы поднять соху, понадобится 32 витязя.

 

ü Ролевая игра (строфа 13-18) «А тут сели на добрых коней, поехали».

Учитель:

Ребята, удалось ли одноклассникам передать настроение героев?

Что вас взволновало, заинтересовало в инсценировке? Какие слова звучат современно?

Докажите, что Микула эпический герой

(В помощь учащимся предоставляется памятка «Эпический герой»)

 

Ответ учащихся:

Микула – эпический герой.

Эпический герой действует в реальном историческом времени

Обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью

 

ü Презентация индивидуальных поисково-исследовательских заданий «Это интересно»

Былина о Вольге и Микуле – Новгородская. Исследователи относят ее возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Исследователи считают так же доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской, Псковской губернии почва после вырубки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывертывать и огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.

Герои былины – князь Вольга Святославович и крестьянин Микула Селянинович. Мы узнали, что Вольга – настоящее историческое лицо – князь Олег Святославович (Вольга по-народному – это Олег). Он был двоюродным братом Владимира Мономаха, внуком Ярослава Мудрого. О Микуле и его жизни нам не удалось найти материал.

Нам предлагается вопрос: определить, совпадают ли с историческими событиями былинные герои. Мы считаем, что былинное время, былинное пространство, былинные герои не совпадают с историческими событиями.

 

ü Самостоятельная работа

Объяснить своеобразие языка былины, выписать художественные средства.

Постоянные эпитеты «Кобыла соловая» (светло-желтая), «гужики у нее да шелковые», «присошечек серебряный», «рогачик-то красно золота»

Повторы

Метафора

Гипербола

Три дня ехали, услышав голос Микулы

Антитеза

Доказать, что былина «Вольга и Микула Селянинович» построена на антитезе

Подведение итогов второго тура

- Фронтальная беседа (по кругу)

· Когда читатель убеждается в полной победе Микулы?

· Сформулируйте тему и основную мысль былины

· Тебя впечатлил Микула Селянинович? Чем?

· Вольга - настоящий князь?

Минутка на размышление: надо ли знать о них современным подросткам эпохи интернета?

(Выставление баллов в личную карточку самоконтроля, комментирование ответов учащихся учителем).



2019-05-24 227 Обсуждений (0)
Подведение итогов второго тура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подведение итогов второго тура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)