Шаблон для выполнения задания по практикуму.
| Мотивация:
Какая проблема волнует? Что
хочу изменить?
Есть ли что-то общее в выбранных мной проектах?
| Целевая аудитория
будущего социального предприятия
| Компетенции:
Что я могу, умею, знаю?
В чем заключаются мои сильные стороны?
|
| 1.
| 3.
| 2.
|
| Опыт:
C какими проблемами сталкивался?
Как решал?
| Возможная сфера деятельности
будущего социального предприятия
| Ресурсы:
Какие ресурсы я
могу использовать, привлечь? Кто может помочь?
|
| 4.
| 6.
| 5.
|
Практикум. Выявление потребностей выбранной целевой группы
Цель: выявление потребностей выбранной целевой группы.
1. Группы переформировываются на основе сходства целевой аудитории или сферы деятельности в группы по 3 человека.
2. Участники обсуждают и для каждого проекта выписывают в рабочую тетрадь, с последующим обсуждением с тренером потребности выбранной социальной группы.
3. Затем ранжируют потребности с точки зрения остроты, очевидности для клиентов и бенефициаров и степени удовлетворенности текущим рыночным предложением.
4. В колонках 2, 3 и 4 выставьте свои оценки по 10-бальной шкале.
5. Из трех проблем, набравших максимальное количество баллов, участники выбирают проблему, которую будет решать будущее социальное предприятие.
| Проблема (очень краткое описание)
| Острота в конкретном регионе
(0 – незначительная проблема, 10 – крайне острая проблема)
| Очевидность для клиентов и бенефициаров
(0 – клиенты и бенефициары не осознают наличие проблемы, 10 – проблема очевидна клиентам и бенефициарам)
| Эффективность существующих решений проблемы и имеющегося рыночного предложения
(0 – проблема решается существующими игроками эффективно, 10 – проблема не решается или решается крайне неэффективно)
| Итого (суммируем баллы 2,3 и 4 колонки):
|
| 1.
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
| 3.
|
|
|
|
|
| 4.
|
|
|
|
|
| 5.
|
|
|
|
|
| 6.
|
|
|
|
|
| 7.
|
|
|
|
|
| 8.
|
|
|
|
|
Необходимые действия:
| №
| Действия
| Сроки
|
| 1.
| | |
| 2.
| | |
| 3.
| | |
| 4.
| | |
| 5.
| | |
| 6.
| | |
| 7.
| | |
| 8.
| | |
| 9.
| | |
| 10.
| | |
Практикум. Выявление заинтересованных сторон проекта
Цель: разработка плана действий по ключевым заинтересованным сторонам проекта
- Участники составляют список заинтересованных сторон своего проекта
- Затем заинтересованные стороны ранжируются по степени влияния и заинтересованности в проекте
- Для каждой заинтересованной стороны слушатель формулирует стратегию по привлечению к проекту, повышению лояльности и необходимую степень вовлечения в проект
| №
| Заинтересованные стороны проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка стратегии в отношении заинтересованных сторон
| План действий в отношении заинтересованной стороны
|
|
|
|
|
|
| Стратегия в отношении заинтересованной стороны
|
|
|
|
|
|
| Степень влияния на проект
| Низкая
|
|
|
|
|
|
| Средняя
|
|
|
|
|
|
| Высокая
|
|
|
|
|
|
| Степень заинтересованности в проекте
| Низкая
|
|
|
|
|
|
| Средняя
|
|
|
|
|
|
| Высокая
|
|
|
|
|
|
| Заинтересованная сторона
|
|
|
|
|
|
| №
|
|
|
|
|
|
| Выработка стратегии в отношении заинтересованных сторон
| План действий в отношении заинтересованной стороны
|
|
|
|
|
|
| Стратегия в отношении заинтересованной стороны
|
|
|
|
|
|
| Степень влияния на проект
| Низкая
|
|
|
|
|
|
| Средняя
|
|
|
|
|
|
| Высокая
|
|
|
|
|
|
| Степень заинтересованности в проекте
| Низкая
|
|
|
|
|
|
| Средняя
|
|
|
|
|
|
| Высокая
|
|
|
|
|
|
| Заинтересованная сторона
|
|
|
|
|
|
| №
|
|
|
|
|
|
Шаблон для разработки теории изменений социального проекта.
| Стратегическая цель / формулировка решения социальной проблемы
| Социальное воздействие / изменение в поведении, знаниях, навыках, возможностях / В чем будет выражаться решение проблемы?
| Достигнутые результаты / Количественные среднесрочные (1 год) и долгосрочные (3-5 лет) цели и показатели, в которых будет выражаться социальное воздействие
| Ключевые действия, необходимые для достижения поставленных целей
| Ключевые ресурсы, необходимые для осуществления ключевых действий
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание 2. Оценка бизнес-возможности
Участникамнаправляются файл формы оценки бизнес-возможностей. Выбранные 1-3 идеи социального предпринимательствапредприниматели оценивают по таблице и выбирают лучшую по рейтингу и по мнению слушателя.
Результаты направляются тренеру, курирующему данного предпринимателя.
| Методика оценки социальной бизнес-возможности
| |
| Источник: «Understanding Social Entrepreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World» by Jill R. Kickul ; Thomas S. Lyons, 2012
|
|
| |
| | | |
| Социальный потенциал
|
| Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
| Социальные потребности
| Продукт или услуга непосредственно адресованы для удовлетворения существующей социальной потребности
| Товар или услуга опосредованно удовлетворяют социальные потребности
|
| Соответствие миссии
| Продукт или услуга соответствуют социальной миссии предприятия
| Продукт или услуга имеет опосредованную связь или не связан с миссией предприятия
|
| Достижимое социальное воздействие
| Продукт или услуга могут удовлетворять выявленную социальную потребность и достигать тем самым измеримого социального воздействия
| Продукт или услуга лишь в небольшой степени удовлетворяют выявленную социальную потребность
|
| Социальная эффективность инвестиций
| Высокое значение показателя отношения социального воздействия к затратам на его достижение
| Низкая предполагаемая эффективность инвестиций
|
| Поддержка местного сообщества
| Продукт или услуга позитивно воспринимаются местным сообществом
| Продукт или услуга негативно воспринимаются местным сообществом
|
| Рыночный потенциал
|
| Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
| Есть неудовлетво-ренный спрос
| Клиенты высказывают заинтересованность и потребность в товаре или услуге СП
| Клиенты безразличны к появлению товара или услуги
|
| Временное окно
| Достаточно времени для реализации возможности
| Времени недостаточно для реализации проекта
|
| Интерес инвестора(ов)
| Наличие заинтересованного частного, государственного или благотворительного инвестора
| Отсутствие интереса к проекту со стороны инвесторов
|
| Размер рынка
| Большой
| Небольшой
|
| Достижимая доля рынка для проекта
| Открытый рынок с несильной или отсутствующей конкуренцией
| Рынок с сильной конкуренцией, закрытый рынок с несколькими сильными игроками
|
| Потенциал конкурентных преимуществ
|
| Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
| Входные барьеры
| Много серьезных барьеров для входа на рынок
| Несущественные или отсутствующие барьеры для прихода новых игроков
|
| Перспективные партнерства или альянсы
| Много потенциальных партнеров
| Мало потенциальных партнеров
|
| Контроль над расходами
| Сильный контроль
| Слабый или отсутствующий контроль над расходами
|
| Привлекательность миссии
| Идея понятна, вызывает симпатию и может привлечь сторонников
| Миссия не вызывает понимания, симпатии и не привлекает сторонников
|
| Управленческая команда
| Сильная команда, полный набор необходимых компетенций
| Слабая команда, недостаток ключевых компетенций
|
| Потенциал устойчивости
|
| Критерий
| Сильная возможность
| Слабая возможность
|
| Обеспеченность ресурсами
| Наличие материальных ресурсов для старта и работы СП
| Недостаток материальных средств для старта и работы СП
|
| Возможности предприятия
| Персонал и руководство обладают необходимыми компетенциями для старта и работы СП
| Недостаток компетенций у сотрудников или руководства СП
|
| Достаточность инвестиций
| Инвесторы заинтересованы в проекте и готовы инвестировать средства, достаточные для старта и работы проекта
| Потенциальных инвестиций недостаточно для старта и работы проекта
|
| Способность генерировать стабильную прибыль
| Высокая потенциальная способность генерировать устойчивую прибыль
| Низкая вероятность прибыльности социального предприятия
|
| Наличие устойчиво высокого потенциального спроса
| Высокий и стабильный потенциальный спрос на продукты или услуги СП
| Низкий или нестабильный потенциальных спрос на продукты или услуги СП
|
| Шаблон оценки социальной бизнес-возможности
|
| на основе методики Д. Кикул и С. Лайонса
|
| Критерии
| Сильная
| Средняя
| Слабая
|
| Социальный потенциал
| | | |
| Социальные потребности
|
| |
|
| Соответствие миссии
| |
|
|
| Достижимое социальное воздействие
| |
|
|
| Социальная эффективность инвестиций
|
| |
|
| Поддержка местного сообщества
|
|
| |
| Рыночный потенциал
| | | |
| Есть неудовлетворенный спрос
| |
|
|
| Временное окно
| |
|
|
| Интерес инвестора(ов)
|
|
| |
| Размер рынка
|
| |
|
| Достижимая доля рынка для проекта
|
| |
|
| Потенциал конкурентных преимуществ
| | | |
| Входные барьеры
|
|
| |
| Перспективные партнерства или альянсы
|
| |
|
| Контроль над расходами
| |
|
|
| Привлекательность миссии
| |
|
|
| Управленческая команда
|
| |
|
| Потенциал устойчивости
| | | |
| Обеспеченность (материальными) ресурсами
| |
|
|
| Возможности предприятия (компетенции)
|
| |
|
| Достаточность инвестиций
|
|
| |
| Способность генерировать стабильную прибыль
| |
|
|
| Наличие устойчиво высокого потенциального спроса
| |
|
|
| Итого:
| | | |
Шаблоны для SWOT-анализа:
| Сильные стороны –
S
| Слабые стороны – W
|
|
| |
| Возможности – O
| Угрозы – T
|
|
| |
Бизнес-модель проекта
| Ключевые партнеры
| Ключевые действия
| Продукты
| Социальное воздействие
| Отношения с клиентами
| Сегментация клиентов
|
| | | | | | |
| Ключевые ресурсы
| Создаваемая стоимость для клиентов
| Каналы
|
| | | |
| Структура расходов
| Структура доходов
|
| Постоянные расходы
| Переменные расходы
| |
| | |
| | | | | | | |