Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции и структура школьного учебника



2018-06-29 1604 Обсуждений (0)
Функции и структура школьного учебника 0.00 из 5.00 0 оценок




Школьный учебник как средство обеспечения образовательных программ.

Функции и структура школьного учебника

Рассмотрение проблем совершенствования школьного учебника не­возможно вне четкого представления о его педагогически целевой предна­значенности. В школьном учебнике не может быть ничего случайного, того, что целенаправленно не служило бы решению определенных образователь­ных задач, стоящих перед школой.

Д. Д. Зуев в своей монографии «Школьный учебник» отмечает, что, организуя работу, создатели школьного учебника (в том числе и издатель­ские работники) должны исходить прежде всего из положения о том, что учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью соз­данных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство сможет выполнить свое назначение в достижении максимальных результа­тов учебного процесса, является решающим при создании каждого учебника. Специфика учебника как средства обучения выражается в его функциях. Да­лее излагаются основные функции современного учебника. Выводы о со­держании этих функций сделаны на основе систематизации научных публи­каций и материалов ряда обсуждений проблем школьного учебника.

Первая функция учебника – информационная. Учебник является ос­новным источником обязательной для усвоения учащимися информации. Содержание обучения, представленное в учебнике, по замечанию Н. Ф. Талызиной, должно быть построено так, чтобы учащиеся не тратили времени на изучение каждого частного случая отдельно и в то же время были подготовлены к самостоятельному освоению всех их, причём не только известных сейчас, но и тех, которые появятся в будущем. Увеличение информации в науке и технике идёт за счёт накопления новых частных явле­ний, новых частных зависимостей. Принципиальная же смена точек зрения происходит сравнительно редко.

Вторая функция учебника – трансформационная. Учебник конкретизиру­ет образовательные стандарты. На предыдущем этапе развития школы учебник выступал средством конкретизации гос. учебных программ. Сей­час в рамках единого стандарта могут иметь место различные учебные про­граммы. В этой ситуации учебник может обеспечивать реализацию как одной конкретной учебной программы, так и ряда предметных программ.

Третья функция учебника – систематизирующая. Учебник должен обеспечивать систематизацию всех материалов, составляющих содержание данного учебного пособия. Любой учебник представляет собой совокуп­ность нескольких источников информации, поскольку он включает в себя основной и дополнительные тексты, иллюстративный материал. Содержание учебника, его структура должны способствовать формированию у учащихся приемов научной систематизации знаний.

Четвертая функция – мотивационная. Учебник должен обеспечивать формирование у учащихся мотивов образовательной деятельности, соответ­ствующих педагогическим целям. Дидактическими средствами реализации этой функции являются изложенные в учебнике проблемные ситуации, све­дения, представляющие несомненный интерес для учащихся, оформление учебника, выводы о значимости изучаемого материала и т. д.

Пятая функция – ориентация учащихся на учебно-познавательную деятель­ность. Это функция, связанная с предъявлением учебных задач, а также за­дач, обеспечивающих закрепление и самоконтроль знаний.

Шестая функция – развитие познавательных возможностей учащихся на основе усвоения ими умений познавательной деятельности и постепенного повышения уровня их познавательной самостоятельности. Развитие по­знавательных возможностей учащихся является необходимым условием не только усвоения содержания учебника, но и их подготовки к самообразова­тельной деятельности.

Седьмая функция – интегрирующая: это специфическая функция школьного учебника, возникающая на современном этапе развития школы. Учебник призван воссоединить в единую картину фрагментарное знание, ус­военное учащимися из других источников информации (СМИ, научной и справочной литературы, образовательного туризма и т. д.). Можно сказать, что седьмая функция учебника заключается в расширении образовательного пространства учащихся.

Восьмая функция – координирующая. Это специфическая функция школьного учебника, возникшая также в современной школе. Учебник «объ­ективно, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства», т. е. учебник в руках учителя координирует применение всех средств обучения. С. Г. Шаповаленко указал на многообразие связей учебника со всеми други­ми средствами обучения.

Девятая функция учебника – развивающе-воспитательная. Она всегда играла и играет ведущую роль, приобретая на каждом этапе развития обще­ства новое видение. Сегодня это создание условий для формирования само­развивающейся личности. С помощью учебника, специфическими средства­ми учебника педагог имеет возможность организовать мощное воспитатель­ное воздействие на учащихся, на их отношение к миру, к самим себе, к зна­ниям, к образованию.

Учебник представляет целостную систему, образованную рядом струк­турных компонентов. Под структурным компонентом понимается необхо­димый элемент учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами функциональную нагрузку и на­ходящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника (Д. Д. Зуев).

Все структурные компоненты учебника подразделяются на два боль­ших отдела:
1) тексты; 2) внетекстовые компоненты.

Тексты рассматриваются как совокупность трех структурных компо­нентов:
а) основной текст; б) дополнительный текст; в) пояснительный текст.

«Внетекстовые компоненты» призваны по своей доминирующей функ­ции обслуживать текст, способствуя более полному усвоению предметных знаний, зафиксированных в учебнике; разнообразить виды познавательной деятельности; помогать в выработке умений и навыков самостоятельного поиска знаний и их практического применения.

Обычно выделяют следующие внетекстовые компоненты современно­го учебника: а) аппарат организации усвоения; б) иллюстративный материал; в) аппарат ориентировки.

Аппарат организации усвоения призван стимулировать и направлять мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, способствуя тем самым развитию их познавательных сил и формированию навыков само­стоятельной работы с учебным материалом.

Иллюстрации по своему назначению могут быть подразделены на три основные группы:

• иллюстрации, раскрывающие содержание, заменяющие основной текст;

• иллюстрации, равнозначные тексту;

• иллюстрации, обслуживающие текст и внетекстовые компоненты.

Под аппаратом ориентировки понимается совокупность внетекстовых компонентов, которые целенаправленно ориентируют школьников в содер­жании и структуре учебника, создавая исходные условия для работы с ним [Петербургская школа: образовательные программы / под ред. О. Е. Лебедева. – СПб., 1999. – С. 130–137.].



2018-06-29 1604 Обсуждений (0)
Функции и структура школьного учебника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции и структура школьного учебника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1604)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)