Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при дцп



2019-05-24 311 Обсуждений (0)
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при дцп 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие 1. Характеристика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП

Характеристика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП

1.Групповое собеседование на тему "Своеобразие личностного развития при ДЦП".

2. Характеристика основных видов поведенческих реакций.

3. Проявление страхов и тревожности у дошкольников с ДЦП.

4. Патологические варианты личности.

5  "Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с ДЦП"

Список литературы:

[6], [13], [26],      [41],

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. — М., 1989.

2. Верещагина Н.В. "Особый ребенок" в детском саду[ Текст]:практ. рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии/Н.В.Верещагина.-СПб.: Детство- Пресс,2009

3. Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3–5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М., 2000.

4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М., 2001.

5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь:учеб.пособие для вузов*/ М. В. Жигорева.- М. :Академия,2006

6. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для вузов*/ М. В.Жигорева.-2-е изд., испр.-М.:Академия, 2008

7. Ипполитова М.В., Бабенкова РД., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.

8. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных парали­чах. — М., 1990.

9. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2003.

10.Колесникова Г. И. Специальная психология и педагогика: учеб. пособие для вузов*/Г.И.Колесникова.Изд. 2- е, перераб.и доп.-Ростов н/Д.:Феникс,2010

11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

12. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2003.

13.Организация дистанционного образования детей- инвалидов [Текст]:учебно-методическое пособие/[ред.Н. А. Шайденко].-Тула:Изд-во Тул. гос. пед. ун-та,2012

14.Основы специальной педагогики и психологии :учеб. для вузов*/Н.М.Трофимова, С.П.Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина.-СПб. и др.:Питер, 2010

15. Программа воспитания и обучения детей с церебральным па­раличом. Проект./ Сост. Н.В. Симонова — М., 1987.

16.Психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья[Текст]:учебник для вузов/ред. В.В. Ткачева.-МоскваАкадемия, 2014

17.Раннее выявление и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии[Текст]/[сост. Е.Р. Теплякова].-Челябинск:Б.и.,2006

18.Специальная педагогика: в 3 т.: учеб.пособие для вузов*/ ред. Н. М. Назарова.- М.:Академия.-(Высшее профессиональное образование ).- Т.2:Общие основы специальной педагогики.-2008

19.Специальная педагогика [ Текст ]: учебник для бакалавров/ред. Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова.-Москва Юрайт,2012

20.Титов В. А. Специальная педагогика:пособие для подготовки к экзаменам/В.А.Титов.-М.:А-Приор,2007

21.Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов [Текст]:справочное пособие О. А. Степанова.- Москва: ТЦ Сфера,2008

22. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП : алалия, дизартрия, ОНР: учеб.-метод.пособие для логопедов и дефектологов / И.А.Смирнова . - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 319 с.

23. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитацион­ная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972.

24. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.

25. Специальная педагогика./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

26. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

1. Пенькова И.В. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей в процессе обязательных занятий по физической культуре [Электронный ресурс]: монография/ Пенькова И.В.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская академия МВД России, 2010.— 210 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36071.html.— ЭБС «IPRbooks»

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при дцп

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций.

В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Психический инфантилизм в отечественной литературе освещается как особый вид нарушения развития, в основе которого лежит незрелость поздно формирующихся мозговых систем (Т.А.Власова, М.С. Певзнер, 1973).

Основным признаком психического инфантилизма считается недоразвитие высших форм волевой деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности.

Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-волевой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации. Эта незрелость имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью к резонерству; у детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ранними проявлениями сексуальности. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, наблюдается бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствует детская живость и непосредственность в проявлении эмоций.

Особенностью психического инфантилизма у наблюдаемых нами школьников с церебральным параличом было то, что он носил осложненный характер. Выделено три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом. Первый невропатический вариант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психического инфантилизма с проявлениями невропатии (В.В.Ковалев, 1973).

Значительно реже как результат пассивного протеста может возникать суицидальное поведение, которое проявляется только в мыслях и представлениях, либо в совершении суицидальной попытки. Наиболее частым проявлением пассивного протеста у учащихся с церебральным параличом может быть отказ от выполнения тех или иных требований учителя или воспитателя. При неправильном воспитании в семье — отказ от выполнения требований родителей.

У детей этой группы часто отмечаются неправильные взаимоотношения с коллективом сверстников, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии их личности. Особенностью школьного возраста является возникновение новой социальной потребности найти свое место в коллективе сверстников. Если эта потребность не реализуется, могут возникнуть различные аффективные реакции, проявляемые в форме обидчивости и озлобленности, замкнутости, иногда агрессивного поведения.

Повышенная внушаемость сочетается у них с проявлениями упрямства, плохой переключаемое внимания. Отмечаются у этих детей более выраженные, чем в ранее рассмотренных вариантах, случаи проявления нарушения внимания, памяти, снижения уровня работоспособности.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Для этих детей характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительными, плаксивыми. Более многочисленная группа детей, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро изменяющихся внешних условиях, с большим трудом налаживают взаимодействие с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества. В момент страха у них наблюдается учащенные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Некоторым детям свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких Чаще такое явление отмечается у детей, которые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни ребенка и малейшее изменение в состоянии ребенка приводит родителей в тревогу.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении близких, болезненно реагируют на, казалось бы, нейтральные вопросы и предложения.Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями. Утром ребенок просыпается вялым, капризным, отказывается от занятий. При воспитании таких детей важно соблюдать режим дня, он должен находиться в спокойной обстановке, перед сном избегать шумных игр, воздействия различных резких раздражителей, ограничить просмотр телепередач.

Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулирует и гримасничает, у него усиливаются гиперкинезы, появляется слюнотечение. Темп речи ускоряется, она становится невнятной и малопонятной для окружающих. В игре ребенок пытается схватить все игрушки и тут же их разбрасывает. Развитие организованности и целенаправленности всех видов деятельности у такого ребенка проходит с большим трудом и предполагает активное участие волевых процессов.

В некоторых случаях у детей с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями и сохранным интеллектом тормозные формы поведения носят компенсаторный характер. Дети характеризуются замедленностью реакций, отсутствием активности и инициативы. Они осознанно выбирают такую форму поведения и тем самым пытаются скрыть свои двигательные и речевые нарушения. Владея развернутой речью, дети, маскируя дефекты произношения, односложно отвечают на вопросы, сами вопросов никогда не задают, отказываются выполнять доступные им задания двигательного характера.

Отклонения в развитии личности ребенка с ДЦП могут возникнуть и при другом стиле воспитания в семье. Многие родители занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с ДЦП. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требований и заданий, но при этом не учитывают специфику двигательного развития ребенка. Нередко такие родители, если ребенок не выполняет их требований, прибегают к наказаниям. Все это приводит к негативным последствиям в развитии ребенка и усугублению его физического и психического состояния. В условиях гиперопеки или гипоопеки ребенка возникает наиболее неблагоприятная ситуация для формирования у него адекватной оценки своих двигательных и иных возможностей.

Переживание физической недостаточности наблюдается среди детей различного возраста. Наиболее остро они выделяются в подростковый и юношеский период. Данные периоды характеризуются многосторонними процессами, затрагивающими интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы. В подростковом возрасте активно формируются черты взрослого человека. Подросток сам начинает осознавать свое приближение ко взрослому возрасту и стремится к самостоятельности. Для детей с нарушениями движений возрастные трудности дополняются острой психической травмой, связанной с физической недостаточностью.

Таким образом, развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя и по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфика развития личности детей с ДЦП определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом.

 



2019-05-24 311 Обсуждений (0)
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при дцп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при дцп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)