Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественность и бизнес как факторы формирования экологической политики американского государства.



2019-05-24 261 Обсуждений (0)
Общественность и бизнес как факторы формирования экологической политики американского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Курьянова У.Ю.

Email: [email protected]

Научный руководитель д.ист.н., профессор Гарусова Л.Н.

 

Аннотация: Научная статья направленна на рассмотрение влияние заинтересованной общественности и бизнеса США на формирование природоохранной политики американского государства от ее становления до настоящего времени. В работе проведен сравнительный анализ влияния двух вышеуказанных факторов, а также выделены «волны» особого воздействия эко-активистов и представителей корпораций.

Ключевые слова: лоббизм, экологическая политика, Парижское соглашение по климату, энвайронментализм, анти-энвайронментализм, США, природоохранное законодательство, Киотский протокол, экологический кризис.

Abstract: The scientific article is directed to the interested public and the influence of the US business in its formation to the present. A comparative analysis of the influence of the above two factors was conducted, and “waves” were also highlighted.

Keywords: lobbying, environmental policy, Paris climate agreement, environmentalism, anti-environmentalism, USA, environmental legislation, Kyoto Protocol, environmental crisis.

 

К концу ХХ века экологический кризис стал одним из приоритетов в международных отношениях. Человечество осознало, что экологические проблемы несут глобальный характер, и решить их можно лишь совместными усилиями. Это побудило почти все государства мира создать такое направление политики как экологическая и Соединенные Штаты Америки не исключение. На формирование данного направления в США, влияет множество факторов, наиболее весомые из них – общественность и бизнес.

Актуальность данной темы заключается в том, что, степень эффективности экологической политики государства на прямую зависит от факторов ее формирующих.

Американская общественность является позитивным фактором, бизнес же в большинстве исследований определятся как – негативный. Их противостояние длиться примерно с 1980ых годов, однако на современном этапе претерпевает некоторые изменения.

Цель работы: сравнить влияние заинтересованной общественности и американского бизнеса на формирование экологической политики США.

Энвайронментализм – общественное движение, пропагандирующее экологизацию законодательства, а также за защиту окружающей среды, начало формироваться в середине ХХ века. Связанно это с тем, что население США заметило ухудшение экологии региона после промышленной революции, финансового кризиса и мировой войны. В эти периоды правительство США было занято преодолением экономических трудностей и развитием промышленного комплекса. Хищническая эксплуатация ресурсов, отсутствие экологических норм не прошли бесследно для экосистемы страны, значительно ухудшив ее. 

Кроме того, такие исследователи, как Брославский отмечают вклад некоторых писателей и других деятелей культуры в возникновение энвайронментализма. Например, книга «Безмолвная весна», написанная американской писательницей Рэчел Карсон в 1962 году произвела огромное впечатление на общественность, заставив задуматься над потребительским отношении к природе. Книга посвящена губительному антропогенному воздействию на природу.

Анти-энвайронменталим – это движение, противоположенное энвайронментализму. Последователи данного движения (преимущественно владельцы корпораций, как правило связанных с добычей и обработкой ресурсов, а также с промышленным производством) утверждают, что излишняя забота об экологии приведет государства к экономическому упадку. Они считают, что на мировом рынке выигрывать будут те корпорации, которые не обременены необходимостью тратить средства на экологичное оборудование и на выполнение других действий по охране окружающей среды. К тому же траты на экологичное производство делают продукцию невыгодной для потенциальных клиентов.

Другие тезисы выдвигаемые анти-энвайронменталистами: многие экологические проблемы и их опасность преувеличены, также преувеличенно суждение о вреде антропогенной деятельности, т.к. изменение климата – это естественный процесс.

Рассмотрим общие черты и различия в способах влияния общественности и бизнеса на формирование экологической политики США.

Общим является то, что влияние обеих заинтересованных групп происходит путем лоббизма. Лоббизм (англ. lobbying) – продвижение тех или иных инициатив, путем оказания давления на парламентарии. Лоббисты осуществляют свою деятельность обращаясь непосредственно в органы власти, организуя рассылки петиций, писем, публикаций. Лоббистами могут быть как частные лица, так и юридические, главное условие – это быть зарегистрированными в реестре и соблюдать законы, прописанные в Конституции СШA [4].

Различием является то, что бизнес предпочитает продвигать свои идеи путем финансирования, например, избирательных компаний, предоставление чиновнику должность в своей компании в случае ухода того с государственной службы, а также оплата образования госслужащего, например курсов повышения квалификации В США лоббизм со стороны корпораций осуществляется Комитетами политических действий (англ. Political Action Committee – PAC) – объединенные с той или иной целью представители корпораций США. Общественность же продвигает свои инициативы, путями подачи петиций, массовой рассылкой писем в органы власти, а также проведением информационных компаний, влияющих на общественное мнение.

Исследуя эволюцию природоохранной политики США, можно проследить так называемые «волны» особого влияния общественности (энвайронментализма) и особого влияния бизнеса (анти-энвайронментализма).

Первая волна инвайронментализма началась в 60-ые годы ХХ века и закончилась в примерно к 80-ым. Именно в этот период были приняты природоохранные законы страны, являющиеся базовыми и созданы первые государственные организации по мониторингу состояния окружающей среды.

Говоря о наиболее влиятельных общественных, на тот момент, организациях того периода, можно выделить: «Environmental Defense Fund» и «National Resources Defense Council».

«Environmental Defense Fund»(EDF) – общественная природоохранная организация, созданная в 1967 году, для решения местных и глобальных экологических проблем, главное достижение EDF – Закон о запрете использования пестицида DDT, в 1972 году. Основные задачи организации: защита прав граждан на здоровую окружающую среду, контроль над качеством воды и воздуха, обеспечение сохранности экосистем.

Сферы деятельности EDF: контроль над здоровьем граждан, констроль за обеспечением экологически чистого производствa [1].

История EDF началась в 60е годы ХХ века и связанна с пестицидом DDT. Члены небольшой природоохранной группы обнаружили сокращение особей скоп на Лонг-Айленде. Это произошло вследствие, не вылупливания птенцов из яиц. Проведя исследование, было обнаружен высокий уровень DDT в скорлупе яиц скоп. Активисты попросили администрацию округа прекратить использование пестицида. Администрация ответила отказом из-за дешевизны пестицида.

Тогда активисты объединились с юристами и обратились в суд. В 1966 году после долгого судебного процесса им удалось добиться запрета на использование DDT администрацией территории. Несколько лет спустя губернатор штата Нью-Йорк вынес запрет на использование пестицида. А в 1972 году его запретили и на национальном уровне [8].

«National Resources Defense Council»(NRDC) –ассоциация юристов, основная специализация которой участие в судебных разбирательствах связанных с нарушением экологических прав, а также экологическая безопасность граждан США. Организация создана в 1970 годe[2].

В период первой волны инвайронментализма, Конгресс США принял четыре основных экологических закона: The Clean Air Act, 1963, The National Environmental Policy Act,1970, The Resource Conservation and Recovery Act (RCRA), 1976, The Clean Water Act, 1972.

А также, были созданы две крупнейшие федеральные экологические организации U.S. Environmental Protection Agency (EPA) и Council on Environmental Quality.

EPA – национальное агентство по защите окружающей среды созданное 2 декабря 1970 года. Миссия EPA - «охрана здоровья человека путем охраны воздуха, которым он дышит, воды, которую он пьет, и земли, на которой он живет». В полномочия этого агентства входит осуществление контроля над соблюдением экологических законов и норм, осуществление экологического мониторинга, подготовка кадров для работы в сфере экологии, техническая и финансовая помощь. Директор EPA входит в состав президентской команды и сменяется с уходом президента с постa [9].

CEQ – федиральный совет по качеству окружающей среды, разработавший множество природоохранных законопроектов. Именно CEQ в 1969 году представили проект The National Environmental Policy Act, который был принят 1 декабря 1970 года, официально провозгласив создание экологической политики США.

Однако, в кругах владельцев крупных компаний пронеслась волна возмущений, они обнаружили, что правительство, в прошлом поддерживающее бизнес во всем, теперь создает ему препятствия.

С 1980 годов началась первая волна анти-инвайронментализма. Это движение преследовало две цели.

Во-первых, приостановить принятия природоохранных законопроектов, вынуждающих компании покупать очистительные оборудования, контролировать соответствие их продукции стандартам качества, искать более экологичные методы для добычи или производства своей продукции. Все это создавало дополнительные траты для корпораций.

Они использовали свои финансовые ресурсы и полномочия для противодействия достижениям экологов, для того чтобы переманить органы власти на свою сторону. Активизация и сплоченность представителей бизнеса позволили им доминировать в большинстве дебатов о состоянии окружающей среды. Эта ситуация создала серьезную опасность для способности демократических обществ реагировать на экологические угрозы.

Во-вторых, вернуть доверие потребителей. Мода на экологически чистую продукцию значительно повлияла на выбор потребителя. Будь то предмет одежды, сшитый из несинтетической ткани, покрашенный нетоксичной краской, или бензин, полученный из нефти, добытой менее вредным для природы способом. Поскольку экологическая проблема росла, то росло и недоверие к бизнес институтам, которые считались причиной экологических проблем, таких как загрязнение воздуха и воды. Опросы показали увеличение доли людей, считающих заводы и промышленность основным источником загрязнения воздуха.

Анти-инвайронменталисты создавали департаменты по связям с общественностью. Эти департаменты, занимались как работой с простыми гражданами страны, так и административным руководством.

Корпорациям немалыми усилиями удалось добиться фактического моратория на некоторые природоохранное законы, например Fish and Wildlife Act of 1956 (территории штатов Луизиана, Миссисипи, Алабама), в штатах Невада, Орегон, Мичиган снижены нормы загрязнения воздуха СО монооксид углерода с 40 г/л в час до 34, и СО2 с 48 г/л в час до 40 [7, c.143].

Однако, в начале 1990-ых общественная озабоченность по поводу окружающей среды вновь возросла, подкрепляясь научными открытиями о разрушение озонового слоя, изменениях климата и глобальном потеплении. Так, с 1990-ых годов, одновременно, начались вторая волна инвайронментализма и анти-инвайронменализма. Особенность этого периода в том, что природоохранная политика США вышла на международный уровень и все крупные эко-законы и нормы принимаются на глобальном уровне, а государство лишь решает принимать тот или иной закон или нет. Здесь и начиналось противостояние общественности и бизнеса. Первые старались добиться принятия тех или иных законопроектов и норм на государственном уровне, вторые – как правило всячески противостояли этому. Ярким примером победы бизнеса США в тот период, является отказ президента Буша от ратификации Киотского протокола в 2001 году. Исследователи утверждают, что причиной нератификации являлся лоббизм крупных американских корпораций, таких как Devon Energy, General Motors, EOG Energy и др [7, c.202].

Третья волна инвайронментализма началась примерно с 2005 года и продолжается по сей день. Главной особенностью этого периода можно считать кооперацию бизнеса и общественности в поддержке экологической политики государства. Корпорации смирились с необходимостью защиты окружающей среды. Это связанно с двумя факторами: во-первых, бизнес не желает терять клиентов, действуя им во вред, во-вторых, руководители и сотрудники корпораций понимают важность охраны окружающей среды для будущих поколений. Согласно данным сайта Gallup в 2005 году 53% глав корпораций США заявили о необходимости охраны экологии, в 2008 опрос показал 57% компаний, позиционирующих свое производство как eco-friendly, а в 2011 году 66% корпораций США, заявили о том что они активно поддерживают природоохранную политику страны [5].

Также, в период третьей волны инвайронментализма, отмечают большой потребительских спрос на эко-товары. Они в свою очередь делятся на так называемую органическую продукцию, товары, производство которых, не наносит вреда окружающей среде, а также продукция с одним экологическим преимуществом – это группа товаров, при производстве которых соблюдалось одна экологическая норма. Как правило к последней группе относиться целлюлозно-бумажная продукция, бытовая химия, товары легкой промышленности [6, с.430]. Такая «мода» на экологичную продукцию среди граждан США возникла благодаря пропаганде экологичного образа жизни эко-активистов и самих представителей бизнеса.

Еще одним примером коллаборации общественности и бизнеса США может служить критика в сторону решения президента Д. Трампа о выходе из Парижского соглашения по климату, с 1 июня 2017. По данным статистики около 50 эко-организаций США и 100 корпораций США (Adobe, Apple, Intel, Tiffany & Co и др.) послали президенту открытое письмо-петицию с требованием изменить решение [3]. Исключение по сей день составляют лишь ресурсодобывающеие корпорации. Это связанно с тем, что их вид бизнеса трудно сделать абсолютно экологичным.

Таким образом: С 1960ых по 2005 год общественность рассматривалась как позитивный фактор, формирования эко политики американского государства, а бизнес исключительно как негативный. Главным способ воздействия на правящие органы является лоббизм. В период с 1980-ых до 1990-ых годов бизнес одержал множество побед в упразднении, введенных ранее экологических законов, однако в большинстве своем это были не федеральные законы, а законы внутри штатов. Также, корпорации оказывали противодействие активистам-экологам и общественности в период с 1990-ых по 2005 год, в тот период одновременно активизировались движения инвайронментализма и анти-инвайронментализма. Однако, на современном этапе, отмечается смягчение большинства корпораций в отношении эко политики, многие крупные корпорации активно внедряют экологичные технологии производства и всячески поддерживают охрану окружающей среды. К тому же ученые экономисты пришли к выводу, что экологическая политика не наносит значительного вреда экономики, как это считалось в ХХ веке.

 



2019-05-24 261 Обсуждений (0)
Общественность и бизнес как факторы формирования экологической политики американского государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественность и бизнес как факторы формирования экологической политики американского государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)