Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы высшей нервной деятельности



2019-05-24 208 Обсуждений (0)
Типы высшей нервной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическая работа № 4

Дата:_____________

Тема : Притравка борзых, нагонка гончих, нахаживание лаек по мелкому зверю, натаска легавых, спаниелей и ретриверов, притравка норных, притравка лаек по крупному зверю.

Наименование работы: Специальная дрессировка охотничьих собак(рефлексы, раздражители, типы ВНД)

Цель работы: изучить, рефлексы, раздражители и типы ВНД, научиться применять данные знания при специальной дрессировке охотничьих собак

Норма времени: 2 часа.

Место работы: учебный кабинет.

Оснащение и оборудование: Рабочая тетрадь, карандаш, ручка

Правила техники безопасности на рабочем месте: Соблюдать правила по технике безопасности на рабочем месте

Литература: Методические указания для выполнения практического занятия №4, лекционный материал.

Содержание работы:

Поведение животного — это совокупность его действий, его деятельности. Под высшей нервной деятельностью понимается система сложных взаимоотношений животного с окружающей средой, с ее многообразием постоянно изменяющихся факторов, которая регулируется и направляется большими полушариями головного мозга.

 

Организм животного беспрерывно подвергается различным воздействиям внешней среды и соответственно отвечает, реагирует на них. Эти ответные действия организма, рефлексы или реакции, бывают различны. Различают простые и сложные реакции или рефлексы.

 

Примером простой реакции будет отдергивание ноги спящей собаки при уколе булавкой. Примером сложного рефлекса могут служить действия одной собаки (рычание, оскаливание зубов и т. д.) при попытке другой отобрать у первой корм. В первом случае в ответном действии принимают участие только периферические нервы ноги и спинной мозг, а во втором — участвует вся нервная система во главе с головным мозгом.

 

Простой рефлекс — это реакция на внешний раздражитель одной части организма. Сложный рефлекс — это реакция на внешний раздражитель организма в целом или ряда органов и частей организма.

 

Реакции (рефлексы) подразделяются также на безусловные и условные.

 

Безусловными — называются прирожденные рефлексы, проявляющиеся у каждой собаки. Такими безусловными рефлексами являются сокращение зрачка под действием света, рефлекс сосания у новорожденного щенка и т. п.

 

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Так, все основные инстинкты, как например инстинкт материнства, половой и охотничий, — все это сложные безусловные рефлексы.

Условными называют рефлексы, приобретенные собакой в процессе своей жизни. Примером такого рефлекса может служить выполнение собакой какого-либо приема, которому она обучена. Например, собака ложится по команде «лежать».

 

Некоторые основные инстинкты называют также сложными реакциями. Выделяют четыре такие основные сложные реакции: ориентировочную, пищевую, оборонительную и половую. Эти реакции проявляются с различной силой у разных собак и зависят от возраста животного, его физиологического состояния и условий, в которых оно находится.

 

Сила проявления, устойчивость или преобладание одного из этих инстинктов (сложных реакций) имеют большое значение при воспитании и обучении собаки. Одни из них способствуют обучению и использованию собаки в нужном направлении, другие, наоборот, мешают.

 

Так, для всех охотничьих собак очень важно хорошее развитие ориентировочного инстинкта, когда собака на охоте быстро и точно реагирует на запахи и шумы, исходящие из окружающей среды, и исследует их. Это помогает ей быстрей найти зверя. Такая собака будет, как говорят, более добычливой, чем та, у которой ориентировочный инстинкт понижен или слабо развит.

 

Большое значение для охотничьей собаки имеет пищевая реакция. Пища является мощным фактором, влияющим на поведение животного. На поощрении пищей (дача лакомства) основано создание и закрепление у собаки многих приемов обучения, так называемых условных рефлексов. Гончих собак поощряют пазанками убитого из-под них зайца; лайку — лапками или куском тушки белки, которую она нашла и облаяла и т. д. Перекормленная перед охотой собака будет вялой. Стремление преследовать и добыть зверя будет у нее пониженным и неустойчивым.

 

Очень важна также оборонительная реакция у собак, проявляющаяся в двух видах: активно-оборонительном и пассивно-оборонительном. Собака с активно-оборонительной реакцией смела, ее легко натаскать по крупному зверю, легко приучить к выстрелам; она не пугается новой обстановки, незнакомых предметов, шумов и т. п. Собака с пассивно-оборонительной реакцией труслива; для охоты даже по мелкому зверю или птице малопригодна, а то и совсем непригодна. Она будет пугаться всего незнакомого и убегать. Под влиянием страха у нее будет заглушаться (или как говорят тормозиться) активный охотничий инстинкт.

 

Злоба к зверю, столь важная для борзых и гончих, в особенности при охоте на волка и лисицу, у лаек при работе по крупным и мелким зверям, основана и развивается при наличии активнооборонительной реакции. Трусливая, с пассивно-оборонительной реакцией лайка не пойдет на медведя, будет бояться взять хоря или подраненную белку и т. д. Следует иметь в виду, что злоба к зверю и злобность к человеку совершенно разные качества.

 

Видную роль в обучении и применении охотничьей собаки играет половая реакция. В период течки сука становится непослушной, у нее заглушаются другие инстинкты, притупляется чутье. Для обучения и охоты в это время она непригодна.

 

Запахи, исходящие от пустующей суки (в период течки), так сильно действуют на кобелей, что заглушают у них все другие инстинкты.

 

Сложные действия собаки, представляющие сочетание безусловных и условных рефлексов, приобретенные данной собакой в процессе своей жизни и дрессировки, называются навыком.

 

Типы высшей нервной деятельности

 

Сила нервных процессов. Различают два основных нервных процесса: возбуждение и торможение. Они являются по существу различными этапами единого процесса возникновения, развития и затухания рефлексов в организме. Под возбуждением понимается нервный процесс, лежащий в основе возникновения у собаки условных рефлексов и проявления безусловных под воздействием внешних и внутренних раздражителей.


Под торможением понимается процесс угасания условных и безусловных рефлексов, задержка их проявления под влиянием различных раздражителей как внешних, так и внутренних.


Быстрота и сила реакции нервной системы на раздражители у разных собак неодинакова. У одних условные рефлексы образуются быстро и ярко выражены. Такие собаки легко усваивают приемы обучения, быстро приобретают необходимые навыки. У других процесс возбуждения, образования ответных действий на внешние раздражители, проходит медленнее.


Хорошим примером процесса торможения служит прекращение гончей отдачи голоса при сколах, во время гона, т. е. при потере следа. Пока собака хорошо чует запах преследуемого зверя (раздражитель), она должна отдавать голос. Но как только гончая скололась, она прекращает отдавать голос. Отдача голоса затормозилась, как только исчез раздражитель—- запах зверя. Найдя след, собака вновь начинает отдавать голос.


Излишне возбудимые гончие часто даже с хорошим чутьем, но со слабым торможением безусловных рефлексов продолжают отдавать голос и после того, как они скололись или гонят по старому следу. Это большой порок в работе гончей. Возбудимые собаки с хорошим чутьем менее подвержены этому пороку и быстрее прекращают отдачу голоса после потери следа. У сильно возбудимых собак такие «проносы» (собака проносится с голосом в сторону от повернувшего следа зверя) бывают чаще и более продолжительными.


Степень уравновешенности нервных процессов. Под уравновешенностью понимаются одинаковая сила, быстрота появления и исчезновения процессов возбуждения и торможения.

 

При нарушении этого равновесия собака будет неуравновешенной т. е. излишне возбудимой (следовательно, и со слабым проявлением торможения безусловных рефлексов).

 

Подвижность нервных процессов. Под подвижностью нервных процессов понимается легкость, с которой возбуждение сменяется торможением, и, наоборот, если этот процесс проходит быстро, то мы имеем собаку подвижного характера, которая быстро реагирует на команды.

       Для пояснения необходимости быстроты смены нервных процессов разберем следующий случай работы лайки. Собака нашла белку и, сидя в 5 м от дерева, долго, спокойно и уверенно облаивает ее. Подошедший на лай охотник стреляет. Раненая белка, перескочив на соседние деревья, пытается уйти верхом. После выстрела собака немедленно возбуждается и, напрягая внимание, бросается за уходящей белкой. Зверек срывается и падает на землю. Собака ловит его, душит и, сильно возбудившись, начинает мять белку, чем портит ее шкуру. Охотник дает команду «брось». Лайка должна мгновенно бросить придушенную белку и спокойно отойти.

Процесс охоты закончен и возбуждение нервной системы, способствовавшее успеху охоты, должно быстро смениться спокойным состоянием. В противном случае, если собака после нескольких окриков даже бросит белку, но как только охотник прикоснется к зверьку, она опять начнет возбужденно прыгать на нее.

Малая подвижность процессов затрудняет обучение собаки, мешает быстрому и четкому исполнению собакой уже известных ей команд.

Все эти три свойства нервной системы тесно связаны друг с другом и в зависимости от степени своего развития и проявления и создают индивидуальные особенности поведения собак. Поэтому знание указанных свойств необходимо для успешного обучения и применения собак на охоте. На базе различных сочетаний этих свойств и основана введенная академиком

 

Основные типы высшей нервной деятельности собак


                                                             А                                                         Б

По силе нервных процессов Сильный Слабый (меланхолик)
По уравновешенности нервных процессов Сильный, уравновешенный Сильный, не уравновешенный (холерик)
По подвижности нервных процессов Сильный ,уравновешенный, подвижный (сангвиник) Сильный,уравновешенный,медлительный (флегматик)

 

Тип высшей нервной деятельности, практически наличие его типологических особенностей, важный породный признак, обеспечивающий работоспособность и продуктивность применения собаки на охоте. Наиболее выгодным у большинства пород охотничьих собак будут черты сильного, уравновешенного и подвижного типа высшей нервной деятельности. Это — энергичная, подвижная и смелая собака, с хорошо развитой ориентировочной реакцией, быстро реагирующая на внешние раздражители (будь то запах или след зверя, или команда хозяина), легко дрессируемая.

 

В формировании типа поведения собаки огромное значение имеют воспитание, режим содержания и обучение собаки. Если активного, смелого щенка с нормальными реакциями долгое время держать на цепи в сарае, вдали от людей, никогда не выводить гулять, если с ним не заниматься, то из него вырастет пугливая, малопригодная к охоте собака. Наоборот, если трусливого щенка, который всех дичится, поместить в хорошие условия, внимательно за ним ухаживать, ласкать, систематически водить гулять, подбодряя его в новых незнакомых местах лаской и игрой, то из него можно воспитать дельную, смелую собаку, с нормальными реакциями.

 

Факторы, влияющие на поведение собаки и вызывающие ответные действия и изменения в поведении животного, принято называть раздражителями. Их характер, сила действия и значение для поведения, обучения и применения собаки для различных видов охоты неодинаковы. Чтобы правильно обучить и использовать собаку, охотник должен уметь разбираться в многообразии раздражителей и правильно использовать их.

 

Прежде всего надо отличать раздражители безусловные и условные. Заяц или свежий запах его горячего следа для гончей собаки — безусловный раздражитель, вызывающий преследование с голосом — гон. Примером условного раздражителя будет наманивание собаки охотником голосом или выстрелом на свежий след или перевиденного зверя. Ясно, что только собака, уже гонявшая зверя и знающая, что условные крики охотника и выстрел обозначают наличие в этом месте зверя, прибегает сюда для того, чтобы его найти и преследовать.

 

Для того чтобы условным раздражителем вызвать у собаки нужные действия, необходим безусловный раздражитель (в данном случае заяц), который в процессе дрессировки заменяется условным (выстрел, крики). На этом же основано приучение гончей собаки к рогу, во время кормления. Рог — условный раздражитель, безусловный раздражитель — пища.

 

Сила действия отдельных раздражителей различна и зависит от типа поведения собаки, степени развития и устойчивости инстинкта или условного рефлекса, окружающей обстановки и других факторов. Отдельные раздражители могут дополнять друг друга или, наоборот, вызывать противоположные ответные действия. Например, гончую с сильно развитым охотничьим инстинктом (или, как говорят, «вязкую») вызвать на рог, голос и выстрел, когда она идет по следу зверя, очень трудно. Запах зверя как раздражитель сильнее рога, выстрела и голоса хозяина. Отозвать такую собаку удается только многократными, повторными выстрелами и звуками рога и то при условии, если она отстала от зверя и запах следа ослаб и, следовательно, ослабла сила действия этого раздражителя.

 

Следует указать также, что раздражители могут быть внешние и внутренние, простые и сложные, или комплексные.

Простым называют такой раздражитель, который действует на нервную систему собаки через один из органов чувств. Например, свисток человека, которого собака не видит, действует на нее только через слух.

 

Сложным, или комплексным раздражителем, называют несколько одновременно действующих простых раздражителей, вызывающих одно и то же ответное действие, но действующих на собаку через комплекс чувств. Примером сложного раздражителя у собаки является сам обучающий ее охотник. Он воздействует на собаку своим видом, запахом, голосом и с его интонациями, мимикой и жестами. При правильном обучении все эти элементы дополняют друг друга и воздействие человека на собаку усиливается. Так, запрещающая команда «брось» или «фу» произносится повелительно или угрожающе.

 

Весь процесс обучения собаки, т. е. развития и закрепления у нее уже имеющихся нужных навыков и свойств, а также создания новых, строится на применении двух технических способов: поощрения и принуждения. От умелого сочетания этих двух способов, в зависимости от типа поведения и реакции собаки, и зависит в каждом конкретном случае успех обучения.

 

Сила и характер применяемого принуждения и болевого воздействия должны зависеть от типа поведения и преобладающих реакций собаки, от ее темперамента и характера. К животному с сильным типом поведения приходится применять более сильные меры принуждения, чем к собаке с мягким характером. Неумелое применение мер принуждения и болевого воздействия может запугать собаку, задергать ее и сделать совершенно непригодной для работы.

 

Весьма важным свойством собаки, воспитываемым в процессе обучения и тренировки, является четкое разграничение многообразных раздражителей внешней среды, команд, жестов, интонаций голоса и поведения охотника (рис. 42). Например, собака должна четко различать относительно близкие по характеру ее движений команды «сидеть» и «лежать». Во время охоты животное должно четко разбираться в различных запахах. Лайка не должна облаивать каждую пролетевшую птицу, легавая не должна делать стойки по мелким птичкам и т. д.

 

Рис. 42. Дрессировщик — сложный раздражитель для собаки

Способности к четкому разграничению всех многообразных внешних раздражителей у собаки зависят от степени развития ее чувств (обоняния, слуха, зрения), типа высшей нервной деятельности, правильности обучения, четкости требований и команд охотника и, наконец, тренированности и опытности животного. Сильное развитие этой способности у собак, часто удивляющее несведущих людей, связано с опытностью, приобретаемой собакой в результате систематической тренировки.

 

Для обучения и использования собаки, как уже указывалось, огромное значение имеет степень развития у нее обоняния, слуха и зрения. У различных пород охотничьих собак в силу характера их работы значение того или другого чувства для успешного применения неодинаково.

 

 

Литература:

Пособие по охотничьему собаководству ,Лесная промышленность, Москва 1970,стр.106-121

 

 

Задание № 1 Распределите по колонкам реакции влияющие на формирование охотничьих навыков положительно и отрицательно.

Положительные реакции Отрицательные реакции

 

Задание №2  Приведите примеры охотничьих навыков. Объясните свою позицию.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3  Подчеркните наиболее предпочтительный тип для охотничьей собаки:

· Слабый

· Сильный ,уравновешенный, подвижный

· Сильный, неуравновешенный.

· Сильный, уравновешенный, медлительный

Задание №4 Перечислите условные и безусловные раздражители при натаске :

1вариант-борзых

2 вариант-лаек

3 вариант-легавых

4 вариант-гончих

5 вариант-норных

Задание №5 Обозначьте знаком + или - использование основных чувств на охоте в указанных породных группах.

Группы пород Чутье Слух Зрение
Лайки
Гончие
Борзые
Легавые
Спаниели
Норные

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:

1. Что такое простые и сложные условные рефлексы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Дайте определение условных и безусловных рефлексов?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите основные сложные реакции, дайте характеристику?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите типы ВНД, дайте характеристику?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка:____________________

 

Преподаватель: ______________________________/      



2019-05-24 208 Обсуждений (0)
Типы высшей нервной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы высшей нервной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)