Осушка газа жидкими сорбентами (ДЭГом и ТЭГом).
В качестве жидких поглотителей паров воды из газа наибольшее распространение получили диэтиленгликоль (ДЭГ) (C4H10O3) и триэтиленгликоль (ТЭГ) (C6H14O4). Характеристика гликолей приведена ниже ДЭГ ТЭГ Молекулярная масса…………………………………………106,12 150,17 Плотность…………………………………………..…………1,117 1,125 Температура кипения, 0С…………………………..…………245 287,4 Понижение точки росы при 98%-ной концентрации….…..От – 25 От – 40 до – 35 0 С до – 50 0 С Вследствие низкого давления насыщенных паров этих гликолей потери их при осушке незначительны и колеблются в пределах от 5 до 35 г на 1000 м3 газа. ДЭГ и ТЭГ хорошо растворяются в воде, неагрессивны, сравнительно недороги, поэтому находят широкое применение в процессах осушки. Степень осушки газа жидкими поглотителями должна быть такой, чтобы точка росы осушенного газа была на 3 – 50С ниже, чем минимально возможная температура газа в газопроводе. Необходимую концентрацию раствора ДЭГа или ТЭГа, а также режим работы регенерационного цикла определяют расчетом в зависимости от температуры осушаемого газа и требуемой точки росы. Принципиальная технологическая схема установки осушки жидкими концентрированными (98%) поглотителями (сорбентами) приведена на рис.1. Установка осушки газа диэтиленгликолем и триэтиленгликолем работает следующим образом. Поступающий с маслоабсорбционной установки нефтяной газ вначале проходит сепаратор 1, в котором осаждается капельная влага, затем газ направляется под нижнюю тарелку абсорбера 4. Поднимаясь через тарелки, он контактирует с раствором гликоля, подаваемым на верхнюю тарелку абсорбера. Концентрированный раствор гликоля постепенно насыщается парами воды и опускается в нижнюю часть абсорбера, откуда под собственным давлением через теплообменник 6, выветриватель 8 и фильтр 9 направляется в выпарную колонну (десорбер) 13 для восстановления первоначальных свойств (регенерируется). Выпарная колонна состоит из двух частей: собственно колонны с насыпкой колец Рашига 14, служащих для увеличения поверхности контакта, и печи 15, в котором происходят нагревание раствора гликоля и испарение воды при сжигании газа. В кипятильнике может поддерживаться температура раствора гликоля от 150 до 1800 С, а в верхней части выпарной колонны – от 105 до 1070 С. Регенерированный (концентрированный) раствор гликоля забирается насосом 16 и через теплообменник 6 и холодильник 7 снова поступает на верхнюю тарелку абсорбера. Осушенный в абсорбере газ, поднимаясь в верхнюю часть колонны, проходит жалюзийный каплеуловитель 3, в котором удерживаются капли гликоля, и направляется в магистральный газопровод. Раствор гликоля, отделяемый каплеуловителем, поступает по линии 2 на регенерацию в выпарную колонну. Для снижения потерь гликоля при регенерации в верхней части выпарной колонны установлены холодильник 12, в котором поддерживается температура около 800 С, и сепаратор 11, с каплеотбойной насадкой. Раствор гликоля, скопившийся в сепараторе 11, по линии 2, направляется в печь 15 или выводится в специальную емкость. Если необходимо получить высокую концентрацию гликолей (98-99%) для достижения низких точек росы нефтяного газа (-500 С), регенерацию этих гликолей проводят под вакуумом. Тогда к сепаратору 11 подсоединяется эжектор 10 или вакуум-компрессор.
Экономичность установки рассмотренного типа во многом зависит от потерь гликолей, которые в основном происходят в результате неправильно выбранного температурного режима регенерации и отсутствия каплеулавливающих приспособлений, как на абсорбере, так и на сепараторе. Больше всего гликоли теряются в результате образования пены при контакте газа с абсорбером. Интенсивность пенообразования зависит от чистоты раствора и наличия в осушенном газе углеводородного конденсата, а также пластовой воды. Против вспенивания гликолей можно применять триоктилфосфат и силиконовые соединения. Практикой установлено, что для успешной осушки газа в системе должно циркулировать не менее 25 л гликоля на 1 кг абсорбируемой воды и следует применять, возможно, больше число (десять-двенадцать) тарелок в абсорбере. Количество свежего раствора, подаваемого на верхнюю тарелку абсорбера, определяется по формуле , где G – количество (расход) свежего раствора, т/сут; W –количество (расход) отнимаемой влаги, т/сут; q 2 и q 1 – соответственно массовые концентрации гликоля в насыщенном и свежем растворе. Количество влаги W, подлежащей поглощению, определяют по формуле , где V – количество (расход) осушаемого газа, м3/сут; W 1 и W 2 – соответственно начальное и конечное содержание влаги в газе, г/м3. Вопросы для самостоятельного контроля. 1.Как определить гидравлические потери напора, забойное давление и к.п.д. подъемника при фонтанировании по подъемным трубам и по эксплуатационной колонне. 2. Как определить необходимый диаметр вертикального сепаратора? 3. Как определить максимальную нагрузку на вертикальный сепаратор? 4. Для чего предназначен эжектор? 5. Температура в выпарной колонне и в холодильнике 12? 6. Для чего предназначены линии III, IV, V. 7. Какой процесс происходить в абсорбере?
литература 1. Г.С.Лутошкин. Сбор и подготовка нефти, газа и воды. Учебник для вузов. М:. Альянс, 2005. 2. С.А.Ахметов, М.Х.Ишмияров и др. Технология, экономика и автоматизация процессов переработки нефти и газа. – М: Химия, 2005 2. В.П.Тронов. Системы нефтегазосбора и гидродинамика основных технологических процессов. Казань:, Издательство «Фэн», 2002. 3. А.И.Владимиров, В.А.Щелкунов, С.А. Круглов. Основные процессы и аппараты нефтегазопереработки. – М: Недра, 2002. 4. А.А.Коршак, А.М.Шаммазов. Основы нефтегазового дела. Уфа:, Дизайн ПолиграфСервис, 2001.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1590)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |