Пояснительная записка.
Программа развития общей культуры у старшеклассников «Навигатор».
Рассмотренные нами технологические аспекты развития общей культуры у старшеклассников определили метод выбора программирования как максимально обеспечивающего результативность технологического подхода. Понимая под программой краткое системное изложение содержания обучения и воспитания в определенном направлении (по конкретному предмету, курсу), метод программирования предполагает определение последовательности действий, операций, направленных на достижение планируемого результата. Таким образом программа представляет собой рабочий документ, в котором отражена концепция, цель, содержание, формы, средства достижения планируемого результата. При разработке данной программы мы исходили из того, что ее целью является развитие общей культуры у старшеклассников. Сложность, многогранность этого личностного образования обусловила комплексный характер программы, которая состоит из трех частей: развитие коммуникативной культуры; навыков взаимодействия с иллюзорным партнером (с произведением искусства); навыки, синтезирующие в себе развитие коммуникативных, творческих способностей – в создании досуговых проектов.
Пояснительная записка. Современное общество характеризуют противоречивые тенденции развития: с одной стороны – глобализация, интеграция мирового пространства, с другой – автономизация, индивидуализация. Это проявляется как на уровне общественного, так и личностного сознания и поведения. Особенно остро данные противоречия характеризуют подрастающее поколение и наиболее сильно – юношеский возраст, т.к. именно для этой возрастной категории характерны максимализм в оценочных сужлениях; противоречивое отношение к себе, другим людям, окружающему миру; стремление к идентификации с «себе подобными» и желание персонификации – «быть другим; ни на кого не похожим». Наложение на возрастные особенности реалий современного мира (экономическая нестабильность, различие в уровне жизни, социальное расслоение, ценностный, духовный кризис) в значительной степени обостряет проблему разъединения людей, дегуманизации общества. В настоящее время человековедческие науки (философия, психология, педагогика, культурология и др.) соединяют свои усилия в поиске объединительной идеи, в качестве которой продуктивной представляется идея развития у старшеклассников развития общей культуры как системного личностного образования, включающего в себя: - стремление к познанию жизни, других людей, к самопознанию; - способность к творческим видам деятельности; - коммуникативные способности; - способность к созданию согласованных ценностей, имеющих значение не только «для себя», но и «для других». Актуальность проблемы обусловила цель программы: развитие общей культуры у старшеклассников в условиях досугового клуба «Навигатор». (Название клуба «Навигатор» определяет в образной форме ведущий метод реализации программы – ориентирование, «вождение» старше-классников в безбрежном море жизни: человеческих отношениях, искусстве, творчестве. Одновременно название привлекательно для юношеского возраста). Поставленная цель обусловила задачи программы: • формирование у школьников представления о психологии общении; • формирование представления об общепринятых нормах культуры общения и правилах поведения; • обучение детей различным способам установления контакта и разрешения конфликтов с помощью средств коммуникативной культуры; • развитие у школьников аналитических и творческих способностей, логического и образного мышления, навыков устной и письменной речи, мышечной свободы и пластики движения, а также памяти, внимания, • формирование эмоционально-ценностной сферы личности; • развитие умения самостоятельно находить оптимальные способы общения и успешно реализовывать их в практической жизни; • воспитание интереса к внутреннему миру человека, уважения и терпимости к индивидуальным особенностям личности, ее потребностям и интересам; • приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и идеалам, формирование у них собственных ценностных ориентации; • воспитание гуманистической направленности личности, формирование таких мировоззренческих качеств, как чуткость, отзывчивость, деликатность, искренность, доброжелательность, вежливость и др. Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов. Наблюдения психологов показывают, что в этом периоде общение является ведущим видом деятельности, основной потребностью и главным способом самовыражения подростков. Кроме того, усиливается их склонность к самоанализу и самооценке (что выражается, к примеру, в ведении дневников, составлении и заполнении анкет и т.д.), возрастает потребность в нравственном идеале, формируется внутренняя иерархия ценностей. Трудности переходного возраста, как правило, усугубляются незнанием элементарных правил межличностного общения и способов избежания конфликтов. Многочисленные комплексы порождают у подростков либо крайнюю застенчивость, приводящую к самоизоляции, либо к внешней агрессии, проявляющейся в демонстративной развязности поведения, употреблении нецензурной брани, курении и т.п. Этот возраст вообще отличается массой противоречий: стремление на полных правах войти в мир взрослых - и отсутствие для этого внутренних возможностей, склонность ко всему романтическому - и удивительный скептицизм в оценке окружающей действительности... Представленная здесь программа призвана смягчить эти противоречия, изменить отношение подростков к миру и самим себе, помочь им освоить навыки коммуникативной культуры и бесконфликтного общения, обрести определенный опыт взаимопонимания с ровесниками, родителями, учителями. В основу данной программы легли идеи и взгляды таких специалистов в области психологии и культуры общения, как А.А.Леонтьев, И.Н.Горелов, М.В.Зюсько, М.С.Каган, Н.И.Формановская, Л.П.Гримак, А.М.Баскаков и др. При составлении программы были учтены следующие общепедагогические принципы: • принцип научности – построение воспитательного процесса на основе объективных закономерностей, действующих в области применяемых сфер науки; • принцип системности - логическое построение содержания воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами на каждом этапе их реализации; • принцип гармоничности - комплексное развитие всех формируемых свойств и качеств личности в процессе воспитания; • принцип преемственности и перспективности в выборе целей и задач воспитания; • принцип оптимальности выбора форм, методов и средств реализации содержания; • принцип интеграции изучаемого курса с предметами общеобразовательного и художественно-эстетического циклов; • принцип доступности и научной обоснованности предлагаемой детям теоретической информации; • принцип тесной связи теории с практикой; • принцип самореализации школьников в творческой деятельности; • принцип природосообразности - учет индивидуальных и половозрастных особенностей детей, их склонностей, потребностей, интересов. Содержанием данной программы в соответствии с ее целями и задачами является комплекс знаний, умений и навыков, дающих представление о сущности общения и его закономерностях, способствующих развитию у детей коммуникативных способностей, создающих условия для взаимодействия и сотрудничества на основе культуры межличностного общения и поведенческой этики, формирующих гуманистическую направленность личности. Среди основных форм и методовреализации содержания следует отметить: а) словесный метод, который включает в себя лекции, б) наглядно-демонстрационннный метод, подразумевающий использование различных опорных схем и таблиц, способствующих более эффективному усвоению теоретического материала, а также совместный просмотр видеофрагментов, фотографий, репродукций, прослушивание аудиозаписей и т.п. в) практический метод, предполагающий использование различных форм самостоятельной работы проблемнопоискового характера, групповые практикумы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, упражнения, "круглые столы", творческие домашние задания и т. п. Условия реализации программы: -работа осуществляется в условиях досугового клуба старшеклассников «Навигатор»; -сроки реализации программы - один учебный год; -материально-техническое оснащение предполагает наличие аудио- и видеотехники с набором демонстрационных записей, доступ к необходимой художественной литературе, учреждениям культуры и искусства, обеспечение наглядными пособиями, опросниками, сценариями и т. п. Программа имеет комплексный характер и объединяет в себе 3 раздела. Раздел I. «Я и мы» направлен на развитие у старшеклассников коммуникативных знаний, умений и навыков (этические, эстетические ценности и нормы, техники коммуникации). Раздел II. «В мире прекрасного» связан с развитием умений и навыков ориентирования в мире художественных ценностей, их распредмечивания с обогащением культурного опыта как фактора личностного саморазвития и эффективного взаимодействия. Раздел III. «Лаборатория досуга» предполагает создание досуговых проектов, имеющих характер согласованных ценностей, в которых реализуются творческие, организаторские, коммуникативные способности старшеклассников. В совокупности данные блоки направлены на реализацию общей цели – развитие общей культуры у старшеклассников. Раздел программы «Я и мы» включает в себя следующие блоки: Блок «Путь к себе». Цель:осознание и изменение подростками представления о себе как средство повышения коммуникативной компетентности. Задачи: - помочь в осознании подростками личностных особенностей, установок, влияющих на коммуникатавные процессы; - дать возможность глубже разобраться в своем внутреннем мире, в представлении о себе; - развить умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих самовыражению. «Я-образ» – это то, как каждый ребенок относиться к себе, сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения. Путь к себе не легок. Подросток должен не просто узнать о наличии собственного «я», но и научиться оценивать его. Для начала необходимо научиться видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения. Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личной уникальности у каждого ребенка. Подростки должны учиться оценивать себя, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения, а также неудачи. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Блок «Путь к другим». Цель:развитие умений и навыков общения со сверстниками. Задачи: - раскрыть в подростках качества, важные для эффективного межличностного общения; - предложить варианты преодоления сложившихся шаблонов поведения во взаимоотношениях со сверстниками; - расширить представление подростков о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Человеческое общение начинается с осознания собственного «я». Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность «увидеть» рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром. Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием общения с окружающими людьми. Тематическое планирование. I блок «Путь к себе»
Темы занятий | Формы, методы. |
Кол-во часов | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
1. «Как я сам к себе отношусь» - урок самопознания | - игры: «Свет мой, зеркальце, скажи...» или «Кто я?», «Отражение в зеркале», «Мой автопортрет», - создание коллажа «Какой я» |
2 | ||||||||||||
2. «Оцени себя сам» — формы, методы, приемы самопознания, самооценки | - лекция, - тренинги: «Мои сильные и слабые стороны», «Контакт масок», - анкетирование, тестирование, - самоанализ |
2 | ||||||||||||
3. «Твое физическое «я» — анализ привычек и личностных качеств | - анкетирование, тестирование, - самоанализ, - игры: «Автопортрет», «Контакт масок», «Декларация самоценности», - упражнение «Мои сильные стороны» |
2 | ||||||||||||
4. «Твое незнакомое «я» - нераскрытые возможности | - мини - шоу (творческая работа группы) |
3 | ||||||||||||
5. «Мир моих эмоций и чувств» - адекватное выражение эмоций, чувств | - этюды на развитие умения выражать интерес, удивление, страх, презрение и др. эмоции: «Вкусные конфеты», «Ой, живот болит», «Соленый чай», «Грязь», «Что там происходит?» и др., - упражнения: «Рисунок музыки», «Передача чувсв», - тренаж узнавания эмоций, - изотерапия - отображение своего эмоционального состояния через цвет | 4 | ||||||||||||
6. «Хозяин своего «я» - умение управлять и контролировать свое поведение и поступки | - беседа, - упражнения на расслабления различных групп мышц, - игра на преодоление двигательного автоматизма: «Запретное движение», «запретный номер», «Пожалуйста», - подвижные игры с правилами | 3 | ||||||||||||
7. «Я себя понял» -заключительное занятие | - игровой творческий вечер (КТД) | 1 | ||||||||||||
2019-05-24 | 169 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Пояснительная записка. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы