Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пояснительная записка.



2019-05-24 169 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа развития общей культуры у старшеклассников «Навигатор».

 

Рассмотренные нами технологические аспекты развития общей культуры у старшеклассников определили метод выбора программирования как максимально обеспечивающего результативность технологического подхода.

Понимая под программой краткое системное изложение содержания обучения и воспитания в определенном направлении (по конкретному предмету, курсу), метод программирования предполагает определение последовательности действий, операций, направленных на достижение планируемого результата.

Таким образом программа представляет собой рабочий документ, в котором отражена концепция, цель, содержание, формы, средства достижения планируемого результата.

При разработке данной программы мы исходили из того, что ее целью является развитие общей культуры у старшеклассников. Сложность, многогранность этого личностного образования обусловила комплексный характер программы, которая состоит из трех частей: развитие коммуникативной культуры; навыков взаимодействия с иллюзорным партнером (с произведением искусства); навыки, синтезирующие в себе развитие коммуникативных, творческих способностей – в создании досуговых проектов.

 

 

Пояснительная записка.

Современное общество характеризуют противоречивые тенденции развития: с одной стороны – глобализация, интеграция мирового пространства, с другой – автономизация, индивидуализация. Это проявляется как на уровне общественного, так и личностного сознания и поведения. Особенно остро данные противоречия характеризуют подрастающее поколение и наиболее сильно – юношеский возраст, т.к. именно для этой возрастной категории характерны максимализм в оценочных сужлениях; противоречивое отношение к себе, другим людям, окружающему миру; стремление к идентификации с «себе подобными» и желание персонификации – «быть другим; ни на кого не похожим».

Наложение на возрастные особенности реалий современного мира (экономическая нестабильность, различие в уровне жизни, социальное расслоение, ценностный, духовный кризис) в значительной степени обостряет проблему разъединения людей, дегуманизации общества.

В настоящее время человековедческие науки (философия, психология, педагогика, культурология и др.) соединяют свои усилия в поиске объединительной идеи, в качестве которой продуктивной представляется идея развития у старшеклассников развития общей культуры как системного личностного образования, включающего в себя:

- стремление к познанию жизни, других людей, к самопознанию;

- способность к творческим видам деятельности;

- коммуникативные способности;

- способность к созданию согласованных ценностей, имеющих значение не 

только «для себя», но и «для других».

Актуальность проблемы обусловила цель программы: развитие общей культуры у старшеклассников в условиях досугового клуба «Навигатор».

(Название клуба «Навигатор» определяет в образной форме ведущий метод реализации программы – ориентирование, «вождение» старше-классников в безбрежном море жизни: человеческих отношениях, искусстве, творчестве. Одновременно название привлекательно для юношеского возраста).

Поставленная цель обусловила задачи программы:

• формирование у школьников представления о психологии общении;

• формирование представления об общепринятых нормах культуры общения и правилах поведения;

• обучение детей различным способам установления контакта и разрешения конфликтов с помощью средств коммуникативной культуры;

• развитие у школьников аналитических и творческих способностей, логического и образного мышления, навыков устной и письменной речи, мышечной свободы и пластики движения, а также памяти, внимания,
воображения;

• формирование эмоционально-ценностной сферы личности;

• развитие умения самостоятельно находить оптимальные способы общения и успешно реализовывать их в практической жизни;

• воспитание интереса к внутреннему миру человека, уважения и терпимости к индивидуальным особенностям личности, ее потребностям и интересам;

• приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и идеалам, формирование у них собственных ценностных ориентации;

• воспитание гуманистической направленности личности, формирование таких мировоззренческих качеств, как чуткость, отзывчивость, деликатность, искренность, доброжелательность, вежливость и др.

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов. Наблюдения психологов показывают, что в этом периоде общение является ведущим видом деятельности, основной потребностью и главным способом самовыражения подростков. Кроме того, усиливается их склонность к самоанализу и самооценке (что выражается, к примеру, в ведении дневников, составлении и заполнении анкет и т.д.), возрастает потребность в нравственном идеале, формируется внутренняя иерархия ценностей. Трудности переходного возраста, как правило, усугубляются незнанием элементарных правил межличностного общения и способов избежания конфликтов.

Многочисленные комплексы порождают у подростков либо крайнюю застенчивость, приводящую к самоизоляции, либо к внешней агрессии, проявляющейся в демонстративной развязности поведения, употреблении нецензурной брани, курении и т.п. Этот возраст вообще отличается массой противоречий: стремление на полных правах войти в мир взрослых - и отсутствие для этого внутренних возможностей, склонность ко всему романтическому - и удивительный скептицизм в оценке окружающей действительности... Представленная здесь программа призвана смягчить эти противоречия, изменить отношение подростков к миру и самим себе, помочь им освоить навыки коммуникативной культуры и бесконфликтного общения, обрести определенный опыт взаимопонимания с ровесниками, родителями, учителями.

В основу данной программы легли идеи и взгляды таких специалистов в области психологии и культуры общения, как А.А.Леонтьев, И.Н.Горелов, М.В.Зюсько, М.С.Каган, Н.И.Формановская, Л.П.Гримак, А.М.Баскаков и др.

При составлении программы были учтены следующие общепедагогические принципы:

• принцип научности – построение воспитательного процесса на основе объективных закономерностей, действующих в области применяемых сфер науки;

• принцип системности - логическое построение содержания воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами на каждом этапе их реализации;

• принцип гармоничности - комплексное развитие всех формируемых свойств и качеств личности в процессе воспитания;

• принцип преемственности и перспективности в выборе целей и задач воспитания;

• принцип оптимальности выбора форм, методов и средств реализации содержания;

• принцип интеграции изучаемого курса с предметами общеобразовательного и художественно-эстетического циклов;

• принцип доступности и научной обоснованности предлагаемой детям теоретической информации;

• принцип тесной связи теории с практикой;

• принцип самореализации школьников в творческой деятельности;

• принцип природосообразности - учет индивидуальных и половозрастных особенностей детей, их склонностей, потребностей, интересов.

 Содержанием данной программы в соответствии с ее целями и задачами является комплекс знаний, умений и навыков, дающих представление о сущности общения и его закономерностях, способствующих развитию у детей коммуникативных способностей, создающих условия для взаимодействия и сотрудничества на основе культуры межличностного общения и поведенческой этики, формирующих гуманистическую направленность личности.

Среди основных форм и методовреализации содержания следует отметить:

а) словесный метод, который включает в себя лекции,
эвристические, объяснительные и обобщающие беседы,
коллективные обсуждения, диспуты и т. п.

б) наглядно-демонстрационннный метод, подразумевающий использование различных опорных схем и таблиц, способствующих более эффективному усвоению теоретического материала, а также совместный просмотр видеофрагментов, фотографий, репродукций, прослушивание аудиозаписей и т.п.

в) практический метод, предполагающий использование различных форм самостоятельной работы проблемнопоискового характера, групповые практикумы, сюжетно-ролевые игры, тренинги, упражнения, "круглые столы", творческие домашние задания и т. п.

Условия   реализации программы:

-работа осуществляется в условиях досугового клуба старшеклассников «Навигатор»;

-сроки реализации программы - один учебный год;

-материально-техническое оснащение предполагает наличие аудио- и видеотехники с набором демонстрационных записей, доступ к необходимой художественной литературе, учреждениям культуры и искусства, обеспечение наглядными пособиями, опросниками, сценариями и т. п.

Программа имеет комплексный характер и объединяет в себе 3 раздела.

Раздел I. «Я и мы» направлен на развитие у старшеклассников коммуникативных знаний, умений и навыков (этические, эстетические ценности и нормы, техники коммуникации).

Раздел II. «В мире прекрасного» связан с развитием умений и навыков ориентирования в мире художественных ценностей, их распредмечивания с обогащением культурного опыта как фактора личностного саморазвития и эффективного взаимодействия.

Раздел III. «Лаборатория досуга» предполагает создание досуговых проектов, имеющих характер согласованных ценностей, в которых реализуются творческие, организаторские, коммуникативные способности старшеклассников.

В совокупности данные блоки направлены на реализацию общей цели – развитие общей культуры у старшеклассников.

Раздел программы «Я и мы» включает в себя следующие блоки:

Блок «Путь к себе».

Цель:осознание и изменение подростками представления о себе как средство повышения коммуникативной компетентности.

Задачи:

- помочь в осознании подростками личностных особенностей, установок, влияющих на коммуникатавные процессы;

- дать возможность глубже разобраться в своем внутреннем мире, в представлении о себе;

- развить умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих самовыражению.

«Я-образ» – это то, как каждый ребенок относиться к себе, сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения.

Путь к себе не легок. Подросток должен не просто узнать о наличии собственного «я», но и научиться оценивать его. Для начала необходимо научиться видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры поведения. Это поможет заложить чувство собственной индивидуальности и личной уникальности у каждого ребенка.

Подростки должны учиться оценивать себя, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения, а также неудачи. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Блок «Путь к другим».

Цель:развитие умений и навыков общения со сверстниками.

Задачи:

- раскрыть в подростках качества, важные для эффективного межличностного общения;

- предложить варианты преодоления сложившихся шаблонов поведения во взаимоотношениях со сверстниками;

-  расширить представление подростков о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Человеческое общение начинается с осознания собственного «я». Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность «увидеть» рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром.

Лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием общения с окружающими людьми.

Тематическое планирование.

I блок «Путь к себе»

 

Темы занятий

Формы, методы.

Кол-во часов

1

2

3

1. «Как я сам к себе отношусь» - урок самопознания

- игры: «Свет мой, зеркальце, скажи...» или «Кто я?», «Отражение в зеркале», «Мой автопортрет», - создание коллажа «Какой я»

 

2

2. «Оцени себя

сам» — формы, методы, приемы самопознания, самооценки

- лекция, - тренинги: «Мои сильные и слабые стороны», «Контакт масок»,  - анкетирование, тестирование, - самоанализ

2

3. «Твое физическое «я» — анализ привычек и личностных качеств

- анкетирование, тестирование, - самоанализ, - игры: «Автопортрет», «Контакт масок», «Декларация самоценности», -   упражнение «Мои сильные стороны»

2

4. «Твое незнакомое «я» - нераскрытые возможности

- мини - шоу (творческая работа группы)

3

5. «Мир моих эмоций и чувств» - адекватное выражение эмоций, чувств

- этюды на развитие умения выражать интерес, удивление, страх, презрение и др. эмоции: «Вкусные конфеты», «Ой, живот болит», «Соленый чай», «Грязь», «Что там происходит?» и др.,

- упражнения: «Рисунок музыки», «Передача чувсв»,

- тренаж узнавания эмоций, - изотерапия

- отображение своего эмоционального состояния через цвет

    4  
6. «Хозяин своего «я» - умение управлять и контролировать свое поведение и поступки

- беседа,

- упражнения на расслабления различных групп мышц,

 - игра на преодоление двигательного автоматизма: «Запретное движение», «запретный номер», «Пожалуйста»,

 - подвижные игры с правилами

    3  
7. «Я себя понял» -заключительное занятие

- игровой творческий вечер (КТД)

  1  
           

 



2019-05-24 169 Обсуждений (0)
Пояснительная записка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пояснительная записка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)