Анализ частных особенностей выборки.
Проведение данного анализа преследовало задачу представить те особенности эмоционально-нравственной сферы (как зависимые переменные), которые определяются рядом независимых характеристик (переменных) – такими, как пол испытуемых, занятие, возраст, одинокое или совместное проживание с кем-нибудь из членов семьи, отношение к религии. В качестве основного статистического показателя для решения данной задачи мы использовали t -критерий Стьюдента. Известно, что одной из основных задач количественной обработки в психологии является задача проверки значимости различия двух средних значений разных статистических совокупностей. Иначе говоря, являются ли две рассматриваемые выборки представителями разных генеральных совокупностей? Существенны ли количественные различия средних значений и правомерны ли выводимые отсюда различия сугубо качественные? Критерий Стьюдента (Госсета), предполагающий нормальные распределения в выборках, основан как бы на оценке общих частей двух статистических совокупностей, то есть включает в себя «измерение» и разницы средних значений и мер их разброса. В общем виде он вычисляется по формуле:
где
есть так называемая ошибка средней, происходящая от представления Xар в качестве средней М некоторой генеральной совокупности; Х'ар – Х"ар — средние арифметические, различия между которыми проверяются; m12 + m22 — соответствующие ошибки средних. (Хотя формула t -критерия может несколько меняется в зависимости от величины выборок, от равенства дисперсий и иных показателей.) Далее получаемое значение сравнивается с табличным значением, вычисленным для соответствующей «степени свободы» f за которую принимается сумма объемов сравниваемых выборок, уменьшенная на две единицы: f = N' = N" – 2. В целом данный критерий оценивает не степень близости двух средних как таковую, а рассматривает эту близость с точки зрения отнесения или неотнесения ее к случайной (при заданном уровне значимости). Принято считать различия достоверными, если уровень значимости меньше одного процента, то есть если ρ < 0,01. Если величина вероятности ошибки данной гипотезы находится между пяти– и однопроцентным уровнями 0,05 > ρ ≥ 0,01, то факт проверяемого различия сомнителен, другими словами, тождества нет, но и различия еще не доказаны, недостоверны, нет убеждения в их существенности (значимости). Если же ρ ≥ 0,05, то факт отсутствия реальных различий между сопоставляемыми величинами следует считать полностью доказанным статистически. Это общее правило проверки результатов на статистическую значимость относится как к t -критерию Стьюдента, так и к проверке принадлежности крайних членов к некоторой совокупности. Мы провели последовательный подсчет значений t -критерия по каждому пункту опросника, группируя испытуемых по полу, возрасту и т. д. Ниже в таблицах (4.1–8.3) приводятся данные подсчетов t-критерия по различным основаниям деления выборки на две сравниваемые группы. При этом в таблицах отражены только статистически значимые показатели t -критерия. Структура анализа частных особенностей выборки логически воспроизводит саму структуру эмоционально-нравственной сферы, то есть в анализе отслеживаются особенности трех основных компонентов: моральных конфликтов, моральных принципов и ценностей, эмоциональной направленности. Результаты анализа гендерных особенностей выборки представлены в виде значимых показателей t-критерия в таблице 4.1–4.3. Как свидетельствуют указанные в табл. 4.1. подсчеты, относительно решения моральных конфликтов наиболее существенные различия между мужчинами и женщинами образуются вокруг следующего суждения: 7. Можно работать на любимой малооплачиваемой работе, если семья в тяжелом положении (t = 4700 при ρ < 0,01).
Таблица 4.1
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |