Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование существительных



2019-05-24 175 Обсуждений (0)
Образование существительных 0.00 из 5.00 0 оценок




Придаточные предложения условно-сравнительные

Придаточные предложения условно-сравнительные имеют значение мысленного сравнения, т.е. некий факт сопоставляется не с реальным событием или явлением, а с воображаемым; ср. в русском языке: Он умчался быстрее ветра, как будто все девять <всадников> гнались за ним (в действительности за ним никто не гнался).

Условно-сравнительные предложения вводятся союзами quasi, ut si, velut si, tamquam (si) со значением как будто, как если бы. В главном предложении часто употребляются слова ita, sic так, simil-ter подобно и т.д. Сказуемое условно-сравнительных предложений имеет форму конъюнктива.

Предложения с условно-сравнительной придаточной частью могут быть отнесены к потенциальному или нереальному виду условных периодов; от этого зависит время глаголов-сказуемых:

Non debmus ita cadre an-mis, quasi aliquid evenrit, quod firi posse nunquam putarimus (Cicro). - Мы не должны так падать духом, как будто бы произошло нечто <такое>, что, полагали мы, никогда не может произойти. - смешанный вид: в главном предложении действие реальное, в придаточном - возможное;

Alacres et laeti inter se impii cives, quasi vicissent, gratulabntur (Cicro). - Бодрые и веселые, нечестивые граждане поздравляли друг друга, как если бы они победили. - смешанный вид: событие главного предложения происходило в реальности; событие придаточного в действительности не произошло, сказуемое стоит в plusquamperfectum conjunctivi, это casus irrealis.

Придаточные предложения условно-желательные

Придаточные предложения условно-желательные имеют значение условия, желательного для совершения какого-либо действия. В латинском языке придаточные предложения с этим значением присоединяются союзами dum, dummodo - лишь бы, только бы. Отрицание при предложениях этого типа - ne. Времена сказуемого придаточной части определяются правилом consecutio tempOrum: Dummodo sit dives, barbarum ipse placet (Ovidius) (стихотворная строка). - Сам (= даже) дикарь нравится - лишь бы он был богат (после главного времени в главном предложении сказуемое придаточной части имеет форму praesens conjunct+vi).

Однако если условие придаточной части заведомо неисполнимо в настоящем времени или было неисполнимо в прошлом (как в нереальном виде условных периодов), то в придаточном предложении употребляются соответственно формы imperfectum conjunct+vi и plusquamperfectum conjunct+vi (даже если сказуемое главного предложения имеет форму главного времени).

Образование существительных

Основным способом образования существительных в латинском языке является присоединение суффиксов к основам прилагательных, глаголов и т.д., т.е. различных частей речи. Несколько менее распространено образование существительных с помощью приставок (приставки и примеры приставочного образования существительных см. в лекции II).

Суффиксы (как и приставки), с помощью которых образуются существительные, несут в себе каждый определенное значение, которое они сообщают получившимся словам. На значение существительного оказывает также влияние общее значение той части речи, от которой оно образовано; так, от прилагательных (часть речи, имеющая значение качества: какой? красный) образуются существительные со значением качества.

Для удобства запоминания мы будем рассматривать не собственно суффиксы, а конечные элементы слов, включающие в себя суффикс, окончание, а иногда и часть основы - так называемые словообразовательные форманты.

формант род сущ. От какой части речи образовано

значение

пример

I склонение

-ia  

прил., part.praes.act.

свойство, качество, состояние miser-ia, ae f несчастье (от miser, ra, rum несчастный)
-itia f

прил.

  avar-itia,ae f жадность (от avrus, a, um жадный)

 

-tkra -skra f

глагол (основа супина)

результат действия pingo, pinxi, pictum, ere рисовать а pictkra, ae f картина (основа супина pict-) censeo, ui, censum, re оценивать, решать а censkra, ae f цензура (основа супина cens-)

II склонение

-ium n

глагол (основа инфекта)

действие studeo, studui, -, стараться, заниматься а studium,ii n старание, занятие
-mentum n

глагол (основа инфекта)

орудие, средство, результат действия instruo, xi, ctum, re устраивать а instumentum,i n орудие, инструмент

 

-bmlum -cmlum -crum -trum n

глагол (основа инфекта)

орудие действия, место действия sto, stti, sttum, stre DFоять а stabulum,i n стойло aro пахать а aratrum, i n плуг
-arium n

сущ.

вместилище, хранилище aes, aeris n медь а aerarium,ii n казна
-arius m

cущ.

профессия, занятие argentum,i n серебро а argentarius,ii m меняла
           

Уменьшительные, ласкательные, уничижительные слова I - II склонения образуются от соответствующих существительных прибавлением суффиксов:

I скл. -ml- -Ol- -cml- -ll- II скл.: m: -l- -Ol- -ml- -ll- n: -ml- -cml- -ll-

к которым присоединяются окончания I-II склонений:

puella, ae f девочка, девушка -> puell-ml-a, ae f девочка, девчушка

sol, solis m солнце -> soli-cml-us, i m солнышко

granum, i n зерно -> gran-ml-um, i n зернышко

Замечания к таблице

· Ряд слов с формантами -tkra, -skra заимствован в современные европейские языки, в т.ч. и в русский: культура, диктатура, рецептура и т.п. В новые языки вошли также:

· слова на -mentum (в русском языке они приобрели конечную часть -мент, т.е. родовое латинское окончание -um отбрасывается): фундамент, аргумент;

· слова на -arius и -arium (в русский язык они либо вошли без изменений: аквариум, террариум, архивариус, нотариус, либо приобрели форму, оканчивающуюся на -арий (отброшены родовые окончания ): дендрарий, колумбарий).

III склонение

формант род часть речи, от которой образовано слово значение пример
-tMr -sMr m глагол (от основы супина) действующее лицо scribo, scripsi, scriptum, re писать -> scriptor, tMris m писатель (основа супина script-)
-tio (G.-tiMnis) -sio (G.-siMnis) f глагол (от основы супина) действие lego, legi, lectum, re читать -> lectio, Mnis f чтение (основа супина lect-)
-or (G.-Mris) m глагол (от основы инфекта) состояние timeo, ui, -, re бояться -> timor, Mris m страх
-men (G.minis) n глагол (от основы инфекта) реализация действия fluo, xi, ctum, re течь -> flumen, -nis n река
-tas (G.-ttis) f прилагательное качество, состояние verus, a, um настоящий ver-tas, ttis f истина
-tkdo (G.-tud-nis) f прилагательное качество, состояние fortis, e смелый -> fortitkdo, -nis f храбрость
-tus (G.tktis) f существительное качество, состояние senex, senis m старик -> senectus, tktis f старость

Замечания к таблице

· Слова, образованные с помощью формантов -tor, -sor вошли в большом количестве в современные европейские языки, в т.ч. и в русский: авиатор, трактор, курсор.

· Большинство слов III склонения со значением действия, качества, состояния (кроме слов на -or типа timor и на -men типа flumen) - женского рода.

Наречие (adverbium)

Наречия в предложениях преимущественно выполняют функцию обстоятельства: (где?) здесь, высоко; (когда?) после и т.п. Наречия - неизменяемая часть речи. От многих наречий произошли предлоги. Предлог и наречие, от которого происходит этот предлог, пишутся и читаются одинаково. Чтобы их различать, нужно учитывать, что в предложении предлоги относятся к существительным или местоимениям и, как правило, стоят при них (хотя возможно и отделение предлога от существительного другими словами: см. лекцию I), причем существительные употребляются в том падеже, который диктует данный предлог; к предлогу нельзя задать вопрос, предлоги не являются членами предложения. Наречия же относятся к глаголу, от которого можно задать к ним вопрос, и выполняют функцию обстоятельства: ср. Ante lucem reverti. - Я вернулся до рассвета, и Paulo ante reverti. - Я вернулся немного раньше: в первом случае ante стоит перед существительным в accusativus; как известно, предлог ante употребляется с аккузативом и, следовательно, в данном случае ante - предлог; во втором примере к слову ante можно задать вопрос quando? (когда?) от глагола reverti, это слово является обстоятельством места; следовательно: это наречие.

По происхождению одни наречия являются непроизводными (ubi где, post сзади, после и т.д.), другие же произошли от других частей речи.



2019-05-24 175 Обсуждений (0)
Образование существительных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование существительных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)