Школа живёт по Уставу.
Человек и общество 1. Антропогенез (от греч. Anthropos – человек и genesis - происхождение) – происхождение человека 2. Антропосоциогенез – происхождение человека как социального существа 3. Теории происхождения человека: -религиозная теория -теория палеовизита -естественно-научные теории: А) Ч.Дарвин Б) Ф.Энгельс 4. Человек-биосоциальное существо, с одной стороны принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а с другой человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общении с другими: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность Отличия человека от животного А) человек обладает мышлением Б) речь В) способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности Г) в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности Д) способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ Е) удовлетворяет не только свои материальные, но и духовные потребности 6.Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств 7.Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей 8.Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни 9. Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества 10. Элементы мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание 11. Структура мировоззрения: Духовные ценности, знания, принципы, идеалы, убеждения, идеи 12.Особенности мировоззрения: А) Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности Б) Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления В) Разумный критицизм Виды мировоззрения А) теоцентризм; антропоцентризм; природоцентризм; социоцентризм; знаниецентризм; наукоцентризм Б) прогрессивное; реакционное В) революционное, консервативное Г) оптимистическое; пессимистическое Д) обыденное(житейское); религиозное; философское; научное 14. Виды знаний: 1) житейское; 2) научное; 3) практическое; 4) художественное; 5) рациональное; 6) иррациональное; 7) личностное 15. Формы ненаучного знания: 1) ненаучное; 2) донаучное; 3) пара научное; 4) лженаучное; 5) антинаучное 16. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества 17. Критерии истины: а) соответствие законам логики; б) соответствие ранее открытым законам той или иной науки; в) соответствие фундаментальным законам; г) простота, экономичность формы; д) парадоксальность идеи; е) практика 18. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях 19. Типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое 20. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека 21. Компоненты деятельности: Субъект-Объект-Мотив-Цель-Средства-Процесс-Результат 22. Виды деятельности: Игра, общение, учение, труд, творчество 23.Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования 24. Виды потребностей: Биологические, социальные, духовные 25. Необходимость – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития 26. Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости 27.Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего 28. Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность 29. Общество в широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей 30. Общество в узком смысле – 1) круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (дворянское общество, общество нумизматов) 2) отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (российское общество, французское общество) 3) исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество) 4) человечество в целом 31. Общество – динамическая саморазвивающаяся система – т.е. такая система, которая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность 32. Система – это комплекс взаимодействующих элементов Элемент – неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании Т.е. общество включает в себя отдельные индивиды и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения 33. Подсистемы общества – промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система 34.Подсистемы (сферы) общественной жизни – экономическая (производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения); социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий); политическая (отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями); духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления) 35. Институт общества – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей Экономические институты (собственность, хозяйственные отношения, деньги, обмен) Социальные институты (семья, брак, кровная месть, материнство, отцовство) Политические институты (власть, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия) Институты духовной сферы (религия, образование, общественное мнение, сми) 36.Духовная сфера охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое.
А) духовные потребности;
37. Разновидности культуры: Массовая культура (т.е. коммерческая), сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления; произведения искусства, науки, религии выступают в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Элитарная культура – сложная по содержанию и трудная для восприятия; рассчитана на узкий круг лиц с определённым мышлением; эта культура служит предметом оживлённых споров среди искусствоведов и критиков. Народная – распространена в сельской местности, несёт в себе национальные традиции (сказки, фольклор, песни, мифы, искусство) Экранная – связана с компьютерной революцией; складывается на основе синтеза компьютера и видеотехники. Видеотелефоны, электронные банки, Интернет позволяют вызвать на экране компьютеров практически любую информацию. Субкультура – автономная культура целостного образования внутри господствующей культуры, которая отличается специфическими признаками (нормы, ценности, эталоны)
38. Функции культуры:
39. Проблемы современной культуры. 1. низкое качество духовной продукции; 2. низкий жизненный уровень населения; 3. финансирование культуры по остаточному принципу; 4. развал СССР; отсутствие национальной идеи; 5. бездуховность, безкультурие в период экономического и политического кризисов; 6. разница культурной ситуации столиц и провинции; 7. «экспансия» Запада; мы забываем свой родной литературный язык; 8. роль Интернета; компьютеризация (мало общаемся, мало читаем); 9. коммерциализация культуры; 10. проблема вандализма, защиты и сохранения культуры прошлого. 40. Наука – 1) особая система знаний; 2) особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих эти знания (НИИ, Академия наук, ВУЗы); 3) сфера познавательной деятельности, направлена на получение объективных знаний о мире; деятельность по выработке , систематизации и проверке знаний. 4) область культуры, духовной сферы, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знаний и природе, обществе и человеке. 5) сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности ( включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат). 41. Функции современной науки: 1. познавательная ( процесс познания окружающего мира); 2. объяснительная; 3. прогнастическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир, но и прогнозировать последствия таких изменений. 4. культурно-мировоззренческая (выдвижение теории, идей; формирование взглядов); 5. непосредственная производительная сила общества; 6. практического действия ( ЗУН в практику); 7. социальная (наука включается в процессы социального и экономического развития ) 42. Цели науки: 1. описание; 2. объяснить; 3. предсказание процессов и явлений действительности. 43. Познание – процесс отражения мира в научных представлениях. 44. Основные отличительные черты науки, как вида человеческой деятельности. 1. стремление к объективности; 2. получить истинное знание о предмете; 3. глубокое проникновение в суть явлений; 4. теоретический характер. Образование.
46. Функции образования:
Конституция РФ 1993г. Статья 43 – право на образование 47. Система образования:
48. Виды образования:
Школа живёт по Уставу.
С 14 лет могут исключить из школы. Решение выносит Совет школы, Комиссия по делам несовершеннолетних. 50. Формы получения образования:
51. Основные направления реформы образования:
52. Религия (с лат. Благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным абсолютом, обычно именуемым Богом. Религия – это определённые взгляды, представления людей, соответствующие обряды и культы. Центральное место религии – вера. Религиозная вера включает:
53. Отличительные признаки религии: Верования, ритуалы, нравственная позиция, взгляд на мир, система символов. 54. Уровни религиозного сознания: Обыденное – это образы, представления, стереотипы, установки, иллюзии, настроения и чувства, привычки и традиции. Концептуальное – это специально разрабатываемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций, продукт профессиональной деятельности мыслителей. 55. Функции религии: Мировоззренческая – религиозное миропонимание, объяснение мира природы, человека, смысла его существования, мироотношение (оценка) Коммуникативная – «богообщение», высший вид общения; общение верующих дру с другом. Регулятивная – регулятор поведения людей, упорядочивает мысли с помощью определённых идей, ценностей, установок, традиций. Интегрирующая – объединяет людей, их поведение, деятельность, поведение, чувства в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности. Культуротранслирующая – приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатание, передача накопленного наследия от поколения к поколению. 56. Формы религиозных верований: Политеизм – многобожие. Монотеизм – единобожие. Генотеизм – при наличии множества богов почитается лишь один Бог. Ранние формы религии: Фетишизм – обычай поклоняться различным предметам, которым приписывали сверхъестественные свойства. Тотемизм – система религиозных представлений о родстве между группами людей и тотемом (т.е. растением или животным) Анимизм – (от лат – душа) – вера в существование духов и души. 57. Виды религии: Архаичные – древние. Мировые (буддизм; христианство, ислам) Национальные.
58. Роль Религии в современном мире:
59. Противоречивость религии:
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |