Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прежде всего, стоит рассказать о ней.



2018-06-29 240 Обсуждений (0)
Прежде всего, стоит рассказать о ней. 0.00 из 5.00 0 оценок




Черновик.

Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция была основана С.П. Толстым в 1937 году и просуществовала до распада СССР. За это время было издано более 50 книг и статей, посвященных как находкам и описанию раскопанных крепостей, так и этнографическим проблемам. Экспедиция исследовала такие памятники, как 200-комнатный дворец Топрак-калы или руины Куня-Ургенча – древней столицы Хорезма. В рамках экспедиции был организован Туркменский маршрут. Для его прохождения (от совр. города Кенеургенча до г.Чарджуя) было создано 2 отряда – этнографический и археологический; в музее "Археологические памятники Евразии" в ГОУ Гимназии № 1505 хранится 9 лотков с материалами этого отряда. Однако в трудах экспедиции мы не встречаем описаний или выводов по этим материалам.

Цель моей работы - составить каталог поливной керамики указанного маршрута и попытаться на основе исследования этого материала сделать выводы о датировке керамики, а также об уровне развития керамического производства в Хорезме.

Задачи моей работы:

- описание;

- разделение на типы;

- сопоставление выделенных типов с существующими классификациями поливной керамики этого региона (например¸ представленной в работе Н.Н.Вактурской);

- датирование;

- выявление значения того или иного типа керамики для данного региона.

Актуальность состоит в неизученности материалов Туркменского маршрута Хорезмской экспедиции.

Новизна. Попытка практического научного исследования при помощи сравнительно-типологического анализа впервые предпринимается в рамках музея «Археологические памятники Евразии». По сути, для датировки керамического материала автор использует только монографию Н.Н Вактурской и метод сравнения, так как никаких сопроводительных материалов Туркменского маршрута (таких, как, например, описи, отчеты, стратиграфия памятников) не сохранилось.

Значимость данной работы заключается в ликвидации так называемых «белых пятен» в изучении и описании огромного наследия Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. В силу наличия некоторой части коллекции Хорезмской экспедиции в музее «Археологические памятники Евразии» и энтузиазма у сотрудников этого музея, его смело можно назвать продолжателем дела советских археологов, работавших на территории Хорезма.

В ходе исследования был выработан принцип изучения материалов экспедиции с опорой лишь на отдельные фрагменты информации. Так как из источников у меня имелись лишь материалы отряда (керамика) и краткие упоминания о нем в различных монографиях, мне пришлось собирать информацию буквально по крупицам. Однако я надеюсь, что в будущем мой труд может быть использован при написании работ о деятельности Хорезмской экспедиции.

 

Прежде всего, стоит рассказать о ней.

Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция АН СССР (1937-1991) – крупнейшее археологическое событие Советского Союза. Ей принадлежит сам факт открытия памятников хорезмийской цивилизации, сыгравшей крупную роль в истории Средней Азии и до 1937 г. остававшийся практически неизвестной. Результаты экспедиции опровергли популярное в 1940-1950 гг. утверждение о существовании высокоразвитой цивилизации лишь в Иране. Руководителем экспедиции с 1937 по 1976 г. был С.П. Толстов, историк, этнограф и этнолог. К результатам 54-летнего труда можно отнести собственно открытие древнехорезмийской цивилизации, комплексное изучение полученных материалов и огромный археологический и этнографический материал.

В силу того, что изначально экспедиция должна была заниматься как археологией, так и этнографией, ее структура выглядела следующим образом: существовали маршруты, по которым отправляли отряд, бравший название этого маршрута; он состоял из двух частей – археологической и этнографической. Идея совмещения двух групп в одном отряде принадлежит С.П. Толстову.

Материалы, представленные в моей работе, относятся к Туркменскому отряду.

 

Говорить ли о несостыковке с единственным имеющимся маршрутом и шифром?

 

Маршрут Туркменского отряда Хорезмской экспедиции в 1955 году проходил от современного города Кенеургенча к Чарджую. Работавший на нем археологический отряд собрал большое кол-во фрагментов стекла, поливной и неполивной керамики, медных и железных изделий. Однако если по работе этнографического отряда мы можем найти подробные отчеты и статьи[1], то археологический отряд упоминается лишь мельком, что (наряду с наличием собранных артефактов) и привлекло внимание автора в начальной стадии написания работы.

 

На смежной с Туркменским отрядом территории работал 14-ый Каракумский отряд ЮТАКЭ Туркменской ССР по руководством В.П. Массона. В материалах, собранных Каракумским отрядом, встречается бронза, почти идентичная бронзе, собранной Туркменским отрядом, что поначалу наталкивает на мысль о принадлежности хорезмской части коллекции музея «Археологические памятники Евразии» к собранному отрядом В.П. Массона – ведь у него в отличие от «туркменцев» есть отчеты – однако дальнейшие рассуждения заставляют отказаться от этой мысли. В отчетах Каракумского отряда нет ни слова про керамику, а поливная керамика музея отмечена шифром Ю-Тм 55, который никак не может принадлежать Каракумскому отряду.

 

Исходя из вышеизложенных рассуждений, мы можем сказать, что поливная керамика, собранная Туркменским отрядом в 1955 году, описана не была.

Нужно ли рассказывать о поливной и неполивной керамике?

Поливная керамика – изделие из глины, прошедшее обжиг и последующее нанесение глазури. Исторически первой появилась неполивная керамика, однако после изобретения финикийцами глазури технология изготовления поливной керамики стала распространяться по населенной тогда части Евразии. По Великому шелковому пути поливная керамика попала в Хорезм, позже ставший одним из основных центров ее производства в регионе.

 

Первые глазури были щелочными, но уже в IХ-Х вв. в Хорезме широко входят в обиход глазури свинцовые, что помогало улучшить внешний вид изделий, вести подглазурные росписи различными красителями. В X - нач. XII вв. в Южной Туркмении изготовлялась глазурованная керамика с одноцветной поливой (зеленая, белая, коричневая), но особым многообразием отличалась керамика с полихромными росписями. Мотивы орнаментации - геометрические, растительные, эпиграфические, зооморфные. Наблюдается много сложных плетеных узоров.

Эти данные позволяют нам говорить о расцвете искусства глазурования керамики в указанный период.

 

Представляет особый интерес работа[2] Н.Н. Вактурской, в которой подверглась классификации хорезмская поливная керамика ІХ-ХІХ вв. Классификация Н.Н. Вактурской особенно важна, так как ее идея классификации была принята многими отечественными учеными как наиболее верная. Именно эта монография будет служить нам основным источником при определении временного периода бытования керамики собранной Туркменским отрядом.

 

Презентация.



2018-06-29 240 Обсуждений (0)
Прежде всего, стоит рассказать о ней. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прежде всего, стоит рассказать о ней.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)