Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика культуры



2019-05-24 186 Обсуждений (0)
Характеристика культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главной чертой культуры 19 века становится состояние культурной пестроты и неопределенности, которая оценивается большинством мыслителей как кризис культуры.

19 векначал процесс активной секуляризации жизни, т.е. освобождения от власти религии и церкви.Ведущую роль в этом играло развитие науки, так как научное мировоззрение в те времена многим представлялось несовместимым с религиозным. В 19 веке начался систематический критический анализ религиозных идей и учений. В частности, в Германии сформировалась так называемая «мифологическая школа», сторонники которой считали библейские, кораничские и т.п. рассказы только мифами, вымыслами.

19 век — это время бурного развития археологии, что очень стимулировала интерес к истории. Во второй половине 19 века формируется «библейская археология», занимающаяся раскопками в библейских местах. Открытия в данном направлении имели двойственное влияние на религиозные взгляды. Так, например, открытие Джоном Смитом глиняных табличек из Месопотамии с описанием всемирного потопа (в эпосе о Гильгамеше) подрывало значение Библии как уникальной и богодухновенной книги, ибо соответствующий рассказ оказался заимствованным из более древней литературе. В других случаях раскопки подтверждали правильность информации, имеющейся в Библии -- о древних городах и войнах.

Научные открытия породили особое умонастроение: сциентизм, т.е. веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные проблемы.

Установление связи науки с потребностями жизни и практики, теоретическое осмысление производственных процессов, а также установление тесной взаимосвязи науки и техники способствовали тенденциям превращения науки не только в самостоятельное культурное явление, но главное в производительную силу общества, в фактор культурного развития. Идеи, в том числе и научные начинают рассматриваться как честная собственность. По этой причине развитие науки в европейской культуре мало отличалось от развития капиталистического товарного производства. Решая проблемы научения и обучения в эпоху своего формирования, наука накопила главный капитал — знания, которые можно было употреблять безотносительно к индивидуальности, к нравственности, к национальным, возрастным, половым различиям. Знания (главными среди которых в ХХ веке станет — информация) становятся символом культуры: у кого есть знания, у того есть богатство и власть. Захватывая колонии колонизаторы воздвигали монумент своей власти прежде всего на том, что обладали новым, более развитым знанием. В тоже время, европейцы вывозили из колоний сведения о культурных различиях народов. Усвоенные и переработанные, эти сведения обеспечили универсализм европейской культуре, позволявшей ей вступать в диалог с любой культурой мира. Диалог, в котором последнее слово все же оставалось за Европой.

Значительные изменения затронули и представления об обществе и государственности. В развитие учения о государстве и праве большой вклад внесли представитель немецкой классической философии — Кант, Фихте, Гегель. Оригинальная концепция государства и права была разработана Марксом и Энгельсом, по учению которых государство есть аппарат насилия, орудие господства большинства над меньшинством; а после победы социалистической революции и по мере приближения к коммунистическому обществу государство должно отмереть.

Во второй половине века в развитии западноевропейской политико-юридической мысли можно выделить в качестве основных течений либерализм (английский, французский и немецкий), социалистические и позитивистские учения.

Поэтому следующей отличительной чертой культуры 19 века стало то, что теоретическим основанием динамики как всей культуры в целом, так художественной культуры в частности стал небывалый расцвет философии, небывалых успехов в которой достигла именно немецкая классическая философия. Ее родоначальником считается И.Кант, Иоган Готлиб Фихте, считавший философия предвестником возникновения такого явления в культуре как романтизм. Титаном немецкой классической философии стал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель систематической теории диалектики, основанной на принципах объективного идеализма. Согласно Гегелю культура представляет собой реализацию абсолютного духа — мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие типы культур, от античной до современной, суть разной фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы:отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей. Противоречие, внутренний источник развития, представляется в виде триады: тезис (исходный момент), антитезис (отрицание, переход в противоположность), синтез (отрицание отрицания). Таким способом развивается природа, наше мышление и общество.

Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материалистической философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые утверждали, что первичной является бытие, а вторичным — знание. Движущей силой в общественном развитии является классовая борьба.

В противовес философии Маркса и Гегеля сформировалось несколько учений, философских школ и направлений, в том числе позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт и философия жизни, родоначальником которой считается Фридрих Ницше.

Позитивизм (от латинского положительный) — учение, согласно которому подлинным знанием может быть только импирическое, основанное на опыте и точном описании фактов.

В философии жизни основным понятием выступает понятие жизни, рассматриваемая как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как

· Естественное начало в противоположность механическому;

· Как космическая сила, «жизненный порыв»;

· Как источник неповторимых образов культуры, которая противопоставляется механической цивилизации.


Искусство

 

Значительные изменения произошли в социальной стороне художественной культуры: искусство все больше становилось предназначенным для самых широких слоев общества. Коммерционализация искусства развивало и его популяризацию. Все большее значение получают публичные выставки и концерты, развиваются зрелищные виды искусства.

Художественное своеобразие культуры 19 века составляли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, определившие облик европейской культуры уже в ХХ веке.

Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем художественное движение, развернувшееся в Европе в к. 18—н. 19 столетия. До 18 века термин как эпитет «романтический» указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках (т.е. на языках классической древности). Это были романсы, а также романы и поэмы о рыцарях. В к. 18 века термин начинает употребляться шире: как авантюрное, занимательное, старинное, самобытное, далекое, наивное, фантастическое, духовно-возвышенное, призрачное и даже пугающее. В качестве литературного термина это слово впервые появилось у Новалиса, а в качестве музыкального — у Эрнеста Теодора Амадея Гофмана.

Романтизм как течение художественной практики и теории вовлек в свою орбиту разные виды искусства и состоялся в разных странах. Например, в Германии романтизм представлен деятельностью представителей так называемой иенской школы, среди которых можно назвать: Виольгельма Генриха Вакенродера, Людвига Тика, Теодора Амадея Гофмана; во Франции — Виктора Гюго, Альфреда де Мюссе; в Англии Джордж Гордон Байрон и т.д.

Возникновение романтизма связывается с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах, а так же с реакцией на углубление на углубление острых противоречий цивилизации. Романтики резко дистанцировались от современного им экономического и социального порядка, считая его недостойным человеческой личности. Протест вызывали как способы производства, формировавшего «частичного» человека, лишившие его целостности и универсальности, так и усредненно-трезвый, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущий к искажению природы человека. В творчестве романтиков можно обнаружить конфликт между художником-энтузиастом и бюргером, серой повседневностью и возвышенными идеалами, «котелком приказчика на голове пророка». Главным основанием романтичности культуры является увлеченность идеей защиты универсальности человеческой личности.

Романтики настаивали на том, что главный смысл искусства состоит в воспроизведении глубин человеческого духа высоких и непостижимых. Сама объективность состоит из масок, она обманчива и многопланова, поэтому она не может быть только исходным материалом для художника. Поэтому основной акцент художественного творчества романтики видят не в действительности, а в переживаниях самого художника. Через искусство человек пытается найти смысл, свое место в жизни через эзотерику, мистицизм, пытаясь расширить самостоятельно свое сознание. Проникновение в то, что лежит за явлением не может быть выражено в устойчивой художественной форме. Отсюда—одна из характерных черт романтизма — анархия формы и смещение жанровых границ.

Одной из наиболее ярких черт искусства романтиков становиться невыразимость. Язык романтиков представляет собой «зашифрованные» иносказания.

Ценность искусства уже видится не в самом произведении, а в процессе его восприятия.

Искусство уже не стремиться ограничить себя конкретными рамками, создать системность, а наоборот, выйти из нее.

В целом романтизм был ориентирован на определенную публику, отличающуюся определенным уровнем интеллектуального развития.

Для романтиков была свойственна идея синтеза искусств, стремление к растворению морфологических границ и рамок.

Наиболее ярко романтизм раскрылся в музыке, хотя достаточно отчетливо он проявился в литературе и музыке. Формирование черт романтической направленности в музыке можно уже обнаружитьу Людвига ван Бетховена. Наиболее яркими романтиками признаны Шуман, Шуберт, Вебер, Мендельсон, Лист, Берлиоз, Брамс, Вагнер.

Эстетика романтизма проявилась прежде всего в идеях:

· свободы человеческой личности;

· самоценности искусства;

· синтеза искусств;

· смещение акцента от композитора-имровизатора на композитора—виртуоза;

· развитие лирического начала;

· психологизм;

· концертность

Наиболее популярным в музыке становиться так называемый «блестящий стиль игры». Произведения, написанные в этом стиле требовали от исполнителей особой технической подготовленности, так как были наполнены «биссерными» пассажами, сложными скачками, аккордовыми последовательностями, свободы рук и т.д. В музыку пришли различные эффекты (особенно после изобретения педалей у ф-но и др.).

В музыке среди романтиков наиболее прославились Бетховен (например, его знаменитые фортепианные сонаты «Аппассионата», «Лунная»), Шуберт («Неоконченная симфония»), Берлиоз («Фантастическая симфония»), Мендельсон («Песни без слов»), Шопен (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, этюды, картины), Лист и др.

Вообще в музыке конца 19 века происходит внутренний раскол эмоционального и рационального начал. Этот процесс хорошо охарактеризовал А.В. Луначарский, назвав эти направления объективно-архитектурным (эпическим) и эмоционально-чувственным (лирическим). Представителем первого направленя можно считать Венсана д`Энди, второй представлен в творчестве позднего Р.Вагнера, Р.Штрауса и Дебюсси. В музыкальной теории этот спор проявился в противостоянии так называемых интеллектуалистов и сензитивистами. Первые требовали от музыки логики, архитектурной ясности, вторые — глубокой эмоциональности и субъективного начала.

В живописи романтизм наиболее ярко проявился во Франции (Теодор Жерико, Э.Делакруа, Г.Доре), в Германии (Ф.Рунге, П.Корнелиус), В Великобритании (Дж.Констебль, У. Тернер), в Испании—Франсиско Хосе де Гойя. Темы извержения, кораблекрушения, шторма, пожара и т.д. Характерен приоритет колорита над рисунком.

Главными представителями романтизма в литературе считают Новалиса, Гофмана, Байрона, Гюго, Э.По).

Ярким проявлением романтических проявлений в живописи в к. 19 в. становится новые направления: импрессионизм и символизм. Представителями импрессионизма в живописи являются Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, среди скульпторов—Роден. Постимпрессионистами принято считать Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.

Неприятие академической школы способствовало рождению в Англиитакого художественного направления в 19 веке как прерафаэлиты. Представители – Россетти, Уильям хант, Джон Миллэ. Они писали несмешиваемыми красками на грунтовой основе, что делало их картины особенно яркими.

Романтизм пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Художники-романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности. Тогда же вспыхнул интерес к христианству и готике. Романтики уравнивают высокое и низменное, обыденное и необыденное. Для картин этого направления характерно стремительность движения, драматизм сюжета, накал страстей, присутствие отношения автора.

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре 19 века являлся реализм. В реализме воплощается стремление отразить в искусстве жизнь такой, какая она есть, без приукрашивания и искажений. Именно в 19 веке реализм становиться самостоятельным направлением, целостной системой воззрений на мир. Главная черта реалистической картины мира—стремление к типизации, обобщениям, соотношение личностного и общественного начал.

Критический реализм 19 века отличается от реализма Просвещения не только объектом критики (не антифеодальный, а антибуржуазный строй), но и методом изображения жизни. На первое место выдвигаются не проблемы отдельного человека, а проблемы социального характера. Главным героем становится тип общественного человека.

В области художественной литературы стилистическое развитие идет от классицизма Гете и Шиллера к романтизму Гюго и дальше к реализму Стендаля, Бальзака, Флобера и Мопассана к натурализму Золя и Гюсманиса. Представителями реализма в литературе принято считать Диккенса, Флобера, Стендаля, Бальзака, Твена, Эмиля Золя, Джон Голсуорси, Ибсена. В живописи—Т.Руссо, Н.Диас, Ж.Дюпре, К.Коро. Важно отметить также факт, что именно в 19 веке возникают и занимают ведущее место такие жанры как фантастика и (Жюль Верн, Герберт Уэльс) и детектив (Эдгар По, Конан Дойл)

Для живописи этого направления характерно изображение природы, света и воздуха, преобладание пейзажности. Реалистом в живописи называют Гюстава Курбэ.

В музыке реалистами являлись Россини, Дж.Верди, Жан Бизе.

На базе реализма в к.19 века возникнет направление натурализма. Философским основание этого течения являлся позитивизм и эволюционизм. Представители этого течения высказывали вражду к идеализирующей эстетике романтизма и классицизма, стремясь перенести в искусство методы эмпирического естествознания. Основным объектом их искусство становится «весь человек», о котором необходимо сказать «всю правду». Позитивизм проявляется в стремлении указать причины поведения людей и источники их моральных установок, связав их с физиологией. Согласно установке натуралистов художник не должен вмешиваться в описываемые события. Натуралисты стремятся преодолеть условность искусства, сделав произведение искусства точным описанием факта. Если основным принципом реализма является типизация, обобщение, то в натурализме господствует принцип достоверности фрагмента жизни.

XIX век ознаменовал собой целый ряд значительных новшеств в театральном искусстве. Одним из них был условный жест. Театр стал особой знаково-трансляционной системой предполагавшей понимание заранее изученного языка, что потребовало от зрителя подготовленности для восприятие театральных постановок. Ансамбль искусств в театре перестал быть гармоничной системой и суммой различных видов художественной деятельности, а стал единым явлением, обладающим целостностью. Все виды искусства, входящие в него уже не обладают самостоятельностью, а воспринимаются только в единстве с общим комплексом.

Среди представителей драматургии 19 века можно назвать Бернарда Шоу, Генриха Ибсена, Юхана Стринберга. Это время великих актеров, таких как Сара Бернар, Эдмунд Кин, Элеонора Дузе.

19 век интересен появлением самостоятельного классического балета как особого вида искусства. У истоков этого вида художественной деятельности стоит английский хореограф Джон Уивер. Он первым начал создавать целые балетные спектакли на античные сюжеты; но главным был полный отказ от пояснительных слов к танцу — их заменила пантомима. В балете начинается процесс выработки самостоятельного языка. Расцвета балет достигает в Париже: появляется особая система техники движения на пуантах, техника прыжка и т.д. В стилевом отношении в балете развивается романтизм. Романтический балет отдал основное место женщине балерине. Достижением жесткой техники стала особая грация, плавность и выразительность движения. Балерины были не просто любимы народом: они становились центром общественной жизни, они имели огромное количество поклонников, их личные вещи хранили как святыню, их изображения помещали на посуде, одежде, ценных гравюрах и т.д. Газеты помещали статьи о повседневной жизни балерин на первой полосе.

Ведущим стилем архитектуры н. 19 века был классицизм, но под влиянием идей романтизма в середине века возникает интерес к готике, итальянскому Ренессансу, барокко, а самое интересно, что появляются сооружения, которые соединяли в себе черты разных стилей. Такое смешание получило право называться самостоятельным стилем—«эклектическим». В к.19—н.20 века формируется новый архитектурный стиль—модерн.

Главной особенностью архитектуры 19 века было развитие промышленной архитектуры, те строительство вокзалов, мостов, фабрик и т.д. Популярны были идеи превратить залы ожиданий вокзалов в музей и выставочные галереи.

В сер 19 века возникает новый вид искусства — фотография (от греч. «свет» и «писание»). Фотография—синтез физики и химии. Собственно сама камера-обскура (от лат «темная комната») была известна еще в средневековье и была популярна уже у художников Возрождения. Многое в ее развитии сделал Леонардо да Винчи, но никто долго не мог закрепить изображение — для этого потребовалось развитие химии. Официальная дата рождения фотографии—7 января 1839г., когда Доминик Араго (фр. Астроном и историк) доложил Парижской Академии наук об изобретении «дагерротипа»»—закреплении светового изображения.

28 декабря 1895 года, в Париже в «Гранд кафе» состоялся первый публичный киносеанс. Братья Люмер, показав зрителям свои корометражки даже и не осознавали важности данного события. Среди первых картин были «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик», которые сразу разделили кино на игровое и документальное. В США над проблемой движущихся картинок работал Эдисон. Самыми популярными были сказочные и фантастические сюжеты.

В моде 19 века господствуют действительно великие модные салоны (сыновья Ворта Жан Филлип и Гастон, английская фирма Редфрен, Жак Дусе, Пакен и др. Каждый из них имеет свой стиль. Французская мода заметно преобладает. В моде 19 века господствует два основных направления: спортивная одежда и стилевое (для которого характерно представление о женщине-цветке, женщине салонов и развлечений, свободная и не стянутая корсетом. Женщины осваивают многие виды спорта, в том числе езду на велосипеде. Только появление стиля модерн, в к. 19—н. 20 века будет содействовать примирению двух враждующих направлений в женской одежде.

Именно это время изобретает канкан, который назовут переложенной на язык танца непристойностью. Впервые в истории пикантным становить не сам факт приподнимания женской юбки, а то, что она делает это сама, и при том преднамеренно и не для одного, а для целой сотни мужчин.

Популярными видами развлечения становятся оперетты и варьете, которые отличались тем, что исполнительницы песенок выходили на сцену в коротких юбках, которые открывали даже то, что находилось выше колен.

Особо популярным развлечением становится спорт (велосипедный, теннис, санки и лыжи.

В 19 веке возникает периодическая печать в полном смысле, ибо именно в это время она становится неотъемлемой характеристикой эпохи.




2019-05-24 186 Обсуждений (0)
Характеристика культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)