Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Под внеклассной работой понимают организованные на добровольных началах целенаправленные занятия учащихся, проводимые в свободное от учебных занятий время.



2018-06-29 403 Обсуждений (0)
Под внеклассной работой понимают организованные на добровольных началах целенаправленные занятия учащихся, проводимые в свободное от учебных занятий время. 0.00 из 5.00 0 оценок




УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

План:

Учебные экскурсии

подготовка экскурсии

проведение экскурсии

Внеклассная работа

Значение, содержание, формы и методы внеклассной работы

Географические кружки

Другие формы внеклассной работы

 

УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ

Изучение географических объектов нельзя представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе, на предприятии, т.е. в естественной обстановке. Для этого существуют специальные занятия – экскурсии.

Под экскурсией понимают любой выход в природу (на производство, в музей и т. д.), если он совершается с учебной целью, причем независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Экскурсией, одинаково будет являться и выход в «большую» природу или на предприятие, и на пришкольный участок, и в ближайший сквер. Соответственно и времени экскурсия будет занимать от нескольких часов до десятка минут. Она может проводиться и в специально отведенное по расписанию время и за счет части обычного урока.

Экскурсии придают преподаванию географии краеведческую направленность. Они помогают расширять знания о живой природе, содействовать развитию наблюдательности и самостоятельности, интереса к природе, воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа: подготовку к ней учителя и учащихся; проведение экскурсии; оформление полученного материала.

Подготовка экскурсии

Учебная экскурсия – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии включает:

1) формулировку цели и задач экскурсии, ознакомление с научной и методической литературой, разработку структуры экскурсии;

2) выбор маршрута, ознакомление с ним на местности (на производстве);

3) определение содержания и методов работы с учащимися на каждой остановке, разработку инструктивных заданий для самостоятельной работы учеников;

4) определение формы отчетности учащихся (индивидуальной или групповой);

5) составление плана проведения экскурсии;

6) подготовку достаточного количества инструктивных карточек, оборудования;

7) определение характера подготовки учащихся к экскурсии;

8) определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках и во внеклассной работе.

Формулируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований программы. Если предполагается на экскурсии воспользоваться услугами специалиста (работника предприятия, музейного работника), надо заблаговременно встретиться с ним, договориться, что показать учащимся, что рассказать, на что обратить внимание, исходя из конкретной задачи экскурсии. Не следует в этом случае полагаться на личное усмотрение экскурсовода: специалист в своей области, но не педагог, он может увлечься и увести ребят далеко от того предмета, который, по мысли учителя, должен был составить основное, определяющее, содержание экскурсии.

Для проведения экскурсий в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Выбрав место, учитель приступает к предварительному его изучению – рекогносцировке, основной целью которой является выяснение расположения объектов, которые могут быть использованы для изучения. На основании рекогносцировки и содержания учитель разрабатывает маршрут экскурсий. Оптимальная продолжительность маршрута – 1,5-2 км. При разработке движения группы по маршруту наиболее удачен замкнутый маршрут, без повторных переходов.

Никогда не следует вести ребят на авось: вы рискуете попросту не обнаружить во время экскурсии то, с чем предполагали познакомить учащихся, придется довольствоваться более или менее случайными объектами.

Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. Экскурсия не должна быть неожиданностью для учащихся, о ней надо известить их заблаговременно, чтобы ребята смогли должным образом подготовиться.

Школьники должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно. Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении понятий, которые они должны применить на экскурсии, в ознакомлении с особенностями природы района экскурсии, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях или на предприятии.

Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем приемам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, предусмотренные содержанием экскурсии.

Организационная подготовка учащихся сводится к следующему: провести инструктаж по технике безопасности; обеспечить «неотложную медицинскую помощь» с аптечкой.

Учитель сообщает тему, цели и план экскурсии, разбивает класс на группы по 6—7 человек, назначает и инструктирует руководителей групп, сообщают список группового и индивидуального снаряжения, указывает время и место сбора, форму одежды и т. п.

Проведение экскурсии

Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четкостью ее разработки.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися заданий; в) заключительная беседа.

Экскурсия начинается с вводной беседы, проводимой обычно в классе. В беседе учитель сообщает тему, цель, содержание и план экскурсии. Непременным условием хорошего проведения экскурсии является четкая организация ее — разбивка на отдельные части, последовательность проведения их, определенность задания, организация учащихся. В беседе напоминаются правила поведения на экскурсии, дается задание для самостоятельной работы, проводится организация учащихся для ее выполнения; если это требуется, распределяется оборудование с выделением ответственных за него учащихся. Вступительная беседа завершается распределением заданий между учащимися. Только после этого учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Основная часть экскурсии — работа на месте изучения — может проводиться в двух формах: иллюстративно и по заданию в виде самостоятельной работы.

При иллюстративной экскурсии знакомство с материалом ведется фронтально, под руководством учителя. Он обращает внимание учащихся на учебный материал, рассматривает его по частям и тут же разбирает в беседе. В других случаях учащиеся самостоятельно собирают материал и предварительно изучают его, самостоятельно проводят наблюдения. И при той и другой форме необходимо привлекать учащихся к самостоятельным выводам, вести изучение в исследовательском плане, на основе наблюдений.

Задание для самостоятельной работы должно быть вполне определенным, ясным и сформулировано кратко и отчетливо. Самостоятельную работу можно разбить на несколько заданий, включая между ними беседу.

Во время самостоятельного выполнения задания учащимися учитель ведет наблюдение за работой, контролирует выполнение ее каждым учащимся и оказывает помощь отстающим.

Когда все задания выполнены, учитель собирает учащихся и заслушивает краткие отчеты о полученных результатах. Доклады делают представители от каждой группы. Учитель должен быть знаком с результатами работ каждой группы еще до «докладов» и должен помочь сформулировать основные мысли сообщения. Только при таком характере работы доклады будут интересны и ценны. После каждого доклада учеников учитель делает свои замечания, и формулирует тот общий вопрос, который может быть решен на основании проделанных работ.

В заключительной беседе учитель обобщает результаты наблюдений, задает учащимся контрольные вопросы по выполненным заданиям, проверяет правильность их выполнения и дает задание на дом — оформить результаты наблюдений. Благодаря заключительной беседе у школьников создается целостное впечатление от экскурсии.

 

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Значение, содержание, формы и методы внеклассной работы

Под внеклассной работой понимают организованные на добровольных началах целенаправленные занятия учащихся, проводимые в свободное от учебных занятий время.

Внеклассная работа направлена на углубление программных географических знаний и овладение рядом умений. Она способствует удовлетворению познавательных интересов наиболее любознательных школьников, развитию их кругозора и повышению их культурного уровня. Велики и воспитательные возможности внеклассной работы по географии.

Как и в обучении географии в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Здесь нет ограничений, нет жестко регламентированных программ. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа.

Внеклассная работа организуется и проводится с уче­том запросов учащихся, их индивидуальных наклонно­стей, что дает возможность детям проявить активность и самостоятельность.

В содержании внеклассной работы выделяют несколько направлений:

1. Научно-познавательное – дополняет и углубляет вопросы содержания, которые вызывают особый интерес школьников (происхождение человека и расселение его по материкам, стихийные природные явления, проблемы урбанизации и др.).

2. Историко-географическое – опирается на задачу гуманизациии и гуманитаризации школьной географии и призвано сосредоточить внимание на человеке (путешественники, ученые и их вклад в географические открытия и изучение Земли). Это направление требует привлечения знаний по истории, этнографии, культуре.

3. Экологическое – направлено на углубление знаний о взаимодействии природы и общества, содействует нравственному воспитанию, формированию экологической культуры

4. Эстетическое – призвано научить школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, испытывать удовлетворение от общественно-полезного труда. Это направление способствует развитию художественного вкуса, выражается в создании рисунков, фотографий, выставок.

5. Экономическое (общеэкономическое и регионально-экономическое) – расширяет и углубляет знания о хозяйственной деятельности, способствует экономическому воспитанию.

6. Туритско-краеведческое – связано с организацией походов, экспедиций, турслетов. Особенность – сочетание туризма с краеведческим изучением территории. Эта работа знакомит учащихся с методами географических исследований, приемами работы с приборами и инструментами, ведением дневников наблюдений и т.д.). Особое значение имеет формирование туристских навыков.

7. Страноведческое – отражает идею интеграции физической и соц.-экономической географии. Реализуется при изучении различных народов, стран, вопросов политической географии, событий текущей жизни. (Страны могут формироваться в различных вариантах: «Страны карлики», «Англоязычные страны», «Самые высокогорные страны»).

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельнос­ти учащихся на уроке, поскольку выбор их определен прежде всего спецификой изучаемого материала —географическими знания­ми. Более широко используются методы исследования (картографический, наблюдения, сбор статистического материала и др.).

Формы внеклассной работы могут быть различны.

Выделяют две группы форм внеклассной работы по географии:

1) в зависимости от периодичности – эпизодическую и систематическую;

2) в зависимости от количества участников – фронтальную, групповую и индивидуальную.

Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углуб­ленную, длительную работу с постоянным или меняющимся соста­вом учащихся: кружки, общества, лекторские группы и т. д. Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это — вечера, походы, олимпиады, конференции. Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет резкой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлечен­ности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в под­готовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоян­ным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную формы работы.

Массовые формы внеклассной работы (неделя географии, олимпиады, КВНы, тематические вечера, устные журналы, научно-практические конференции, встречи с учеными, работниками производства и т.д.) проводят, как правило, с одной или несколькими параллелями классов. Иногда в них принимают участие все учащиеся школы (Неделя географии).

Групповые формы внеклассной работы (кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 3 до 30 учащихся. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Индивидуальная внеклассная работа по географии может быть исполнительского характера (подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготов­ление пособия, составление альбома, внеклассное чтение) или она может носить исследовательский характер.

Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последо­вательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, разви­вает творчество учащихся.

Географические кружки

Географический кружок это организационный центр внеклассных занятий. Благода­ря кружку учитель может строить внеклассную работу в определенной системе.

Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек.

Чтобы интерес к кружковым занятиям не снижался, необходимо чередовать виды деятельности: теоретическую и практическую. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые поз­воляют им проявить свою активность и интерес.

Географические кружки по содержаниюможно разделить на группы:

1. Занимательные. Их основная задача—привлечение учащих­ся к изучению географии, привитие интереса к предмету. Такие кружки формируют лишь поверхностный инте­рес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопро­сов.

2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроках. Однако, чтобы сохранялся интерес к изучае­мым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение сорев­нований, игр, и т. д .

3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, топонимический, фенологический, экологический). Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы.

4. Кружки, посвященные специальным вопросамгеографии, изучаемым на уроках (этнографический, политической географии). Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела, проводятся с учащимися, интерес которых к географии достаточно высок. Учащиеся пишут рефераты, а затем высту­пают на заседаниях кружка.

Разнообразие тем кружковых занятий поможет удов­летворить любознательность многих учащихся. Следова­тельно, тематика кружковых занятий не может быть пол­ностью подчинена требованиям учебных программ, поскольку материалы местной географии имеют немалую привлекательность для учащихся.

Планирование работы географического кружка. Трудно переоценить значение плана в деятельности кружка. План не только избавляет кру­жок от стихийности, случайностей и бессистемности в ра­боте, но и заставляет руководителя постоянно за­ботиться о выполнении намеченных мероприятий; план приучает к определенному порядку в постановке заня­тий.

План обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании.

Перечень работ, которые могут быть включены в план работы географического кружка:

1. Внеклассное коллективное чтение очерков, отрывков научно-популярной географической литературы. Беседы о про­читанном, о том, как вести читательский дневник, писать рефе­рат, отзыв на книгу и т. д. Проведение читательских конференций.

2. Ведение разного рода наблюдений в природе: фено­логических, метеорологических, экологических.

3. Работы по сбору, оформлению материалов и выпуску изданий кружка: стенной га­зеты, журнала, комплексных описаний и альбомов. Оформление тематических фотомонтажей, фото­витрин, информационных бюллетеней и стендов.

4. Изготовление и ремонт наглядных пособий. Работы по оборудованию и оформлению кабинета, краеведческого уголка, музея школы, экспозиций выставок.

5. Общественно полезные работы: борьба с оврагами и загрязнением водое­мов, создание экологической тропы, оборудование географической площадки и мно­гое другое.

6. Экскурсионные поездки.

7. Изучение экологического состояния своего населенного пункта, пришкольных территорий, школьного здания.

Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в уста­новленные администрацией школы дни и часы. Учитель ведет журнал, в котором указывает участников круж­ка, их посещаемость, тематику занятий, индивидуальные задания, выполняемые школьниками. Члены кружка должны вести специаль­ную тетрадь по кружковой работе, где они отмечают основные воп­росы, решаемые на занятиях кружка.

Можно сформулировать некоторые общие принципы работы географического кружка: а) руководящая роль учителя, б) приме­нение исследовательского метода, в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца, г) обязательное оформление результатов кружковой работы.

Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся следует чередовать теоретические и практические виды деятельности. Для многих занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности.



2018-06-29 403 Обсуждений (0)
Под внеклассной работой понимают организованные на добровольных началах целенаправленные занятия учащихся, проводимые в свободное от учебных занятий время. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Под внеклассной работой понимают организованные на добровольных началах целенаправленные занятия учащихся, проводимые в свободное от учебных занятий время.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)