Под внеклассной работой понимают организованные на добровольных началах целенаправленные занятия учащихся, проводимые в свободное от учебных занятий время.
УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА План: Учебные экскурсии подготовка экскурсии проведение экскурсии Внеклассная работа Значение, содержание, формы и методы внеклассной работы Географические кружки Другие формы внеклассной работы
УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ Изучение географических объектов нельзя представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе, на предприятии, т.е. в естественной обстановке. Для этого существуют специальные занятия – экскурсии. Под экскурсией понимают любой выход в природу (на производство, в музей и т. д.), если он совершается с учебной целью, причем независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Экскурсией, одинаково будет являться и выход в «большую» природу или на предприятие, и на пришкольный участок, и в ближайший сквер. Соответственно и времени экскурсия будет занимать от нескольких часов до десятка минут. Она может проводиться и в специально отведенное по расписанию время и за счет части обычного урока. Экскурсии придают преподаванию географии краеведческую направленность. Они помогают расширять знания о живой природе, содействовать развитию наблюдательности и самостоятельности, интереса к природе, воспитывать внимательное и бережное отношение к природе. Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа: подготовку к ней учителя и учащихся; проведение экскурсии; оформление полученного материала. Подготовка экскурсии Учебная экскурсия – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися требующая тщательной подготовки учителя и учащихся. Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии включает: 1) формулировку цели и задач экскурсии, ознакомление с научной и методической литературой, разработку структуры экскурсии; 2) выбор маршрута, ознакомление с ним на местности (на производстве); 3) определение содержания и методов работы с учащимися на каждой остановке, разработку инструктивных заданий для самостоятельной работы учеников; 4) определение формы отчетности учащихся (индивидуальной или групповой); 5) составление плана проведения экскурсии; 6) подготовку достаточного количества инструктивных карточек, оборудования; 7) определение характера подготовки учащихся к экскурсии; 8) определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках и во внеклассной работе. Формулируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований программы. Если предполагается на экскурсии воспользоваться услугами специалиста (работника предприятия, музейного работника), надо заблаговременно встретиться с ним, договориться, что показать учащимся, что рассказать, на что обратить внимание, исходя из конкретной задачи экскурсии. Не следует в этом случае полагаться на личное усмотрение экскурсовода: специалист в своей области, но не педагог, он может увлечься и увести ребят далеко от того предмета, который, по мысли учителя, должен был составить основное, определяющее, содержание экскурсии. Для проведения экскурсий в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Выбрав место, учитель приступает к предварительному его изучению – рекогносцировке, основной целью которой является выяснение расположения объектов, которые могут быть использованы для изучения. На основании рекогносцировки и содержания учитель разрабатывает маршрут экскурсий. Оптимальная продолжительность маршрута – 1,5-2 км. При разработке движения группы по маршруту наиболее удачен замкнутый маршрут, без повторных переходов. Никогда не следует вести ребят на авось: вы рискуете попросту не обнаружить во время экскурсии то, с чем предполагали познакомить учащихся, придется довольствоваться более или менее случайными объектами. Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. Экскурсия не должна быть неожиданностью для учащихся, о ней надо известить их заблаговременно, чтобы ребята смогли должным образом подготовиться. Школьники должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно. Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении понятий, которые они должны применить на экскурсии, в ознакомлении с особенностями природы района экскурсии, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях или на предприятии. Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем приемам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, предусмотренные содержанием экскурсии. Организационная подготовка учащихся сводится к следующему: провести инструктаж по технике безопасности; обеспечить «неотложную медицинскую помощь» с аптечкой. Учитель сообщает тему, цели и план экскурсии, разбивает класс на группы по 6—7 человек, назначает и инструктирует руководителей групп, сообщают список группового и индивидуального снаряжения, указывает время и место сбора, форму одежды и т. п. Проведение экскурсии Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четкостью ее разработки. Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися заданий; в) заключительная беседа. Экскурсия начинается с вводной беседы, проводимой обычно в классе. В беседе учитель сообщает тему, цель, содержание и план экскурсии. Непременным условием хорошего проведения экскурсии является четкая организация ее — разбивка на отдельные части, последовательность проведения их, определенность задания, организация учащихся. В беседе напоминаются правила поведения на экскурсии, дается задание для самостоятельной работы, проводится организация учащихся для ее выполнения; если это требуется, распределяется оборудование с выделением ответственных за него учащихся. Вступительная беседа завершается распределением заданий между учащимися. Только после этого учащиеся приступают к самостоятельной работе. Основная часть экскурсии — работа на месте изучения — может проводиться в двух формах: иллюстративно и по заданию в виде самостоятельной работы. При иллюстративной экскурсии знакомство с материалом ведется фронтально, под руководством учителя. Он обращает внимание учащихся на учебный материал, рассматривает его по частям и тут же разбирает в беседе. В других случаях учащиеся самостоятельно собирают материал и предварительно изучают его, самостоятельно проводят наблюдения. И при той и другой форме необходимо привлекать учащихся к самостоятельным выводам, вести изучение в исследовательском плане, на основе наблюдений. Задание для самостоятельной работы должно быть вполне определенным, ясным и сформулировано кратко и отчетливо. Самостоятельную работу можно разбить на несколько заданий, включая между ними беседу. Во время самостоятельного выполнения задания учащимися учитель ведет наблюдение за работой, контролирует выполнение ее каждым учащимся и оказывает помощь отстающим. Когда все задания выполнены, учитель собирает учащихся и заслушивает краткие отчеты о полученных результатах. Доклады делают представители от каждой группы. Учитель должен быть знаком с результатами работ каждой группы еще до «докладов» и должен помочь сформулировать основные мысли сообщения. Только при таком характере работы доклады будут интересны и ценны. После каждого доклада учеников учитель делает свои замечания, и формулирует тот общий вопрос, который может быть решен на основании проделанных работ. В заключительной беседе учитель обобщает результаты наблюдений, задает учащимся контрольные вопросы по выполненным заданиям, проверяет правильность их выполнения и дает задание на дом — оформить результаты наблюдений. Благодаря заключительной беседе у школьников создается целостное впечатление от экскурсии.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА Значение, содержание, формы и методы внеклассной работы Под внеклассной работой понимают организованные на добровольных началах целенаправленные занятия учащихся, проводимые в свободное от учебных занятий время. Внеклассная работа направлена на углубление программных географических знаний и овладение рядом умений. Она способствует удовлетворению познавательных интересов наиболее любознательных школьников, развитию их кругозора и повышению их культурного уровня. Велики и воспитательные возможности внеклассной работы по географии. Как и в обучении географии в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Здесь нет ограничений, нет жестко регламентированных программ. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа. Внеклассная работа организуется и проводится с учетом запросов учащихся, их индивидуальных наклонностей, что дает возможность детям проявить активность и самостоятельность. В содержании внеклассной работы выделяют несколько направлений: 1. Научно-познавательное – дополняет и углубляет вопросы содержания, которые вызывают особый интерес школьников (происхождение человека и расселение его по материкам, стихийные природные явления, проблемы урбанизации и др.). 2. Историко-географическое – опирается на задачу гуманизациии и гуманитаризации школьной географии и призвано сосредоточить внимание на человеке (путешественники, ученые и их вклад в географические открытия и изучение Земли). Это направление требует привлечения знаний по истории, этнографии, культуре. 3. Экологическое – направлено на углубление знаний о взаимодействии природы и общества, содействует нравственному воспитанию, формированию экологической культуры 4. Эстетическое – призвано научить школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, испытывать удовлетворение от общественно-полезного труда. Это направление способствует развитию художественного вкуса, выражается в создании рисунков, фотографий, выставок. 5. Экономическое (общеэкономическое и регионально-экономическое) – расширяет и углубляет знания о хозяйственной деятельности, способствует экономическому воспитанию. 6. Туритско-краеведческое – связано с организацией походов, экспедиций, турслетов. Особенность – сочетание туризма с краеведческим изучением территории. Эта работа знакомит учащихся с методами географических исследований, приемами работы с приборами и инструментами, ведением дневников наблюдений и т.д.). Особое значение имеет формирование туристских навыков. 7. Страноведческое – отражает идею интеграции физической и соц.-экономической географии. Реализуется при изучении различных народов, стран, вопросов политической географии, событий текущей жизни. (Страны могут формироваться в различных вариантах: «Страны карлики», «Англоязычные страны», «Самые высокогорные страны»). Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен прежде всего спецификой изучаемого материала —географическими знаниями. Более широко используются методы исследования (картографический, наблюдения, сбор статистического материала и др.). Формы внеклассной работы могут быть различны. Выделяют две группы форм внеклассной работы по географии: 1) в зависимости от периодичности – эпизодическую и систематическую; 2) в зависимости от количества участников – фронтальную, групповую и индивидуальную. Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, общества, лекторские группы и т. д. Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это — вечера, походы, олимпиады, конференции. Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет резкой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года. Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную формы работы. Массовые формы внеклассной работы (неделя географии, олимпиады, КВНы, тематические вечера, устные журналы, научно-практические конференции, встречи с учеными, работниками производства и т.д.) проводят, как правило, с одной или несколькими параллелями классов. Иногда в них принимают участие все учащиеся школы (Неделя географии). Групповые формы внеклассной работы (кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 3 до 30 учащихся. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника. Индивидуальная внеклассная работа по географии может быть исполнительского характера (подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия, составление альбома, внеклассное чтение) или она может носить исследовательский характер. Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся. Географические кружки Географический кружок это организационный центр внеклассных занятий. Благодаря кружку учитель может строить внеклассную работу в определенной системе. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников. Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек. Чтобы интерес к кружковым занятиям не снижался, необходимо чередовать виды деятельности: теоретическую и практическую. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес. Географические кружки по содержаниюможно разделить на группы: 1. Занимательные. Их основная задача—привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету. Такие кружки формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. 2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроках. Однако, чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, и т. д . 3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, топонимический, фенологический, экологический). Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. 4. Кружки, посвященные специальным вопросамгеографии, изучаемым на уроках (этнографический, политической географии). Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела, проводятся с учащимися, интерес которых к географии достаточно высок. Учащиеся пишут рефераты, а затем выступают на заседаниях кружка. Разнообразие тем кружковых занятий поможет удовлетворить любознательность многих учащихся. Следовательно, тематика кружковых занятий не может быть полностью подчинена требованиям учебных программ, поскольку материалы местной географии имеют немалую привлекательность для учащихся. Планирование работы географического кружка. Трудно переоценить значение плана в деятельности кружка. План не только избавляет кружок от стихийности, случайностей и бессистемности в работе, но и заставляет руководителя постоянно заботиться о выполнении намеченных мероприятий; план приучает к определенному порядку в постановке занятий. План обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Перечень работ, которые могут быть включены в план работы географического кружка: 1. Внеклассное коллективное чтение очерков, отрывков научно-популярной географической литературы. Беседы о прочитанном, о том, как вести читательский дневник, писать реферат, отзыв на книгу и т. д. Проведение читательских конференций. 2. Ведение разного рода наблюдений в природе: фенологических, метеорологических, экологических. 3. Работы по сбору, оформлению материалов и выпуску изданий кружка: стенной газеты, журнала, комплексных описаний и альбомов. Оформление тематических фотомонтажей, фотовитрин, информационных бюллетеней и стендов. 4. Изготовление и ремонт наглядных пособий. Работы по оборудованию и оформлению кабинета, краеведческого уголка, музея школы, экспозиций выставок. 5. Общественно полезные работы: борьба с оврагами и загрязнением водоемов, создание экологической тропы, оборудование географической площадки и многое другое. 6. Экскурсионные поездки. 7. Изучение экологического состояния своего населенного пункта, пришкольных территорий, школьного здания. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Учитель ведет журнал, в котором указывает участников кружка, их посещаемость, тематику занятий, индивидуальные задания, выполняемые школьниками. Члены кружка должны вести специальную тетрадь по кружковой работе, где они отмечают основные вопросы, решаемые на занятиях кружка. Можно сформулировать некоторые общие принципы работы географического кружка: а) руководящая роль учителя, б) применение исследовательского метода, в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца, г) обязательное оформление результатов кружковой работы. Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся следует чередовать теоретические и практические виды деятельности. Для многих занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |