Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО АВЕРКИЯ, АРХИЕПИСКОПА СИРАКУЗСКОГО И ТРОИЦКОГО.



2019-05-24 272 Обсуждений (0)
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО АВЕРКИЯ, АРХИЕПИСКОПА СИРАКУЗСКОГО И ТРОИЦКОГО. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, Преосвященнейшие Архипастыри, всечестные отцы и дорогие братья, члены и делегаты Третьего Всезарубежного Собора!

На мою долю выпал приятный долг и высокая честь приветствовать всех вас от имени нашей Св. Троицкой обители, которая была избрана нашим Архиерейским Собором для того, чтобы в ней происходили заседания этого нашего знаменательного Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Многие знают нашу Св. Обитель хорошо, особенно те, кто живут здесь же в Америке, некоторые ее мало знают. Конечно, о ней я не буду сейчас много говорить, но хочется сказать только в нескольких словах о том, чем живет и дышит наша Святая Обитель.

Основана она сорок четыре года тому назад. Многие благочестивые богомольцы, приезжающие сюда к нам, не только из разных мест Северной Америки, но и из Южной и из других более отдаленных стран, вплоть до Австралии — откуда тоже бывают у нас богомольцы, прозвали нашу Обитель «Уголком Святой Руси». И, конечно, такое название можно объяснить только тем, что мы всеми мерами стараемся сохранить все традиции и обычаи старых русских монастырей, сколь это ни трудно в наших заграничных условиях, а в особенности потому, что у нас существует церковная типография, которая издает богослужебные книги для всей Русской Зарубежной Церкви, издает духовно-нравственную литературу и периодические издания в виде журналов на русском и на английском языках, и кроме того вот уже двадцать шесть лет как у нас существует Свято-Троицкая Духовная Семинария, которая приготовляет пастырей для нашей Русской Зарубежной Церкви. До настоящего времени окончили нашу семинарию девяносто восемь душ, из которых подавляющее большинство уже находится в священном сане, включая нескольких Епископов и священнослужителей уже в высоком положении, занимающих разные посты в нашей Русской Зарубежном Церкви и приходы и более скромные должности диаконов приходских церквей. Так или иначе, но наша Святая Обитель с самоотверженной братией, которые много трудятся, несет очень важное и ответственное послушание для всей Русской Зарубежной Церкви. Я хотел бы сегодня перед этим торжественным собранием подчеркнуть, что наша братия не имеет никаких других интересов и стремлений, кроме как послужить Господу и Его Святой Церкви, спасая свои души и содействуя спасению душ всех православных русских людей в изгнании и разсеянии сущих.

Это ее задача, это ее миссия, которую она честно и самоотверженно, совершенно безкорыстно стремится исполнить, несмотря на все очень многочисленные трудности, возникающие на ее пути все больше и больше, потому что старшие наши братия стареют, умирают, постепенно выбывая из строя, а смены, к сожалению, очень мало. Есть, милостью Божией, но все же недостаточно. В прежние годы после этой ужасной кровопролитной, разрушительной второй мiровой войны к нам в Монастырь многие поступали под впечатлением перенесенных ужасов, а теперь, пожив, конечно, за границей более двадцати лет, в сравнительно хороших условиях: многие имеют собственные дома, по несколько автомобилей и все прочие блага жизни, конечно, при таком изобилии земных благ и удовольствии мало у кого может явиться мысль о поступлении в монастырь.

Но, слава Богу, все-таки есть смена, и мы не можем слишком жаловаться и надеемся, что наше дело будет продолжаться и дальше, конечно, при поддержке нашей Высшей Церковной Власти и при поддержке всех вас. Даже не столько материальная поддержка нам нужна, потому что братия наша, не покладая рук, работает сама и зарабатывает тем хлеб насущный, сколько нам нужна религиозно-моральная поддержка всего Русского Зарубежья для того, чтобы сохранить и на будущее время этот уголок Святой Руси, как сами богомольцы его называют.

Что же хочет пожелать наша братия собравшемуся Всезарубежному Собору? Наши пожелания очень скромны, но вместе с тем мы считаем, что это самое важное и необходимое, что должны мы все православные русские люди, живущие за границей, иметь ввиду. Мы считаем, что главная и основная задача нашей Зарубежной Церкви, это твердое и неуклонное хранение чистоты Святого Православия, что особенно важно в наше шатающееся время — время порою полного отступления от истинной Православной Веры под лукавым предлогом мнимой «христианской любви» и «соединения всех». Вторая, не менее важная задача — это ограждение нашей Русской Зарубежной Церкви от всяких посягательств со стороны ее явных и тайных врагов на ее духовную свободу. Мы считаем это особенно необходимым, потому что наша Церковь, как, конечно, хорошо вам всем известно, имеет много врагов и когда они видят, что они не могут нашу Церковь побороть, уничтожить внешними средствами и мерами, то они стремятся как-то простирать свое влияние на нее и подвергнуть своему давлению и даже совсем подчинить ее себе.

Мы видим сейчас на лицо целый ряд таких явлений, когда целые поместные Церкви, начиная с нашей несчастной Российской Церкви, находятся не только под давлением, но даже под прямым порабощением черной сатанинской силы, овладевшей нашей Родиной, которая пытается небезуспешно использовать ее, как свое орудие для своих сатанинских целей.

Вот почему мы считаем особенно важной задачей сохранить полную духовную свободу. Мы должны помнить, что мы дорожим общением не с теми, кто только называются православными, хотя бы они даже носили и высокие духовные звания и саны, но с теми, которым как и нам, так же дорого чистое безкомпромиссное Православие. Мы должны всячески оберегать себя от всяких попыток со стороны как то подчинить нас себе, подчинить своему влиянию или духовно или материально. Особенно опасно получение материальной помощи от разных сомнительных темных организаций. Мы видим целый ряд примеров в прошлом, какое опасное влияние оказывает это на тех, которые неосторожно подчинились этим темным силам, будучи от них или в духовной или материальной зависимости.

Этого мы должны особенно бояться и с этим должны всячески бороться и всем этим попыткам должны непременно противостоять до последних своих сил. Вот это два наших главных, основных пожелания, и мы верим, что если мы будем всегда помнить эти две наши задачи, то Господь сохранит нашу Церковь от всякаго зла, продлив годы ее существования до счастливого возвращения на нашу возрожденную Родину. Это главное, а все остальное, по слову нашего Христа Спасителя, тогда нам приложится.

Добро пожаловать, дорогие Преосвященнейшие Архипастыри, всечестные отцы и братья. Добро пожаловать в нашу Святую Обитель.

И да поможет нам Господь, во Святей Троице славимый, Которой посвящена наша Обитель, во славу Его Пресвятого Имени, совершить наше делание, благополучно закончить этот Всезарубежный Собор и привести к плодотворному концу все наши решения и постановления!

Господь да будет нам в помощь! Аминь.

 «Крест – Царей держава».

«Крест — царей держава», крест — «благочестия непобедимая победа», крест — «оружие непобедимое», — в таких словах и выражениях св. Церковь прославляет Крест, «на немже распяся Христос, Царь и Господь», в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения.

А что это — не одни слова, а действительно так, ярко свидетельствует великое событие, происшедшее в 312 году по Р. Хр. — дивное знамение на небеси, которое окончательно сделало Императора древней языческой Римской Империи Константина Великого глубоко-верующим христианином, и не только положило конец страшным трехвековым неистовым гонениям на христиан, но и положило начало постепенной христианизации всей Империи.

О том, как все это произошло, обстоятельно повествует нам славный церковный историк Евсевий Памфил в своей «книге первой о жизни блаженнаго Царя Константина». Он прежде всего разсказывает нам об отце Императора Константина Констанции Хлоре, который был расположен к христианству и не хотел преследовать христиан, как было при его предшественниках Диоклитиане, Максимиане и Максентии.

По смерти отца войска провозгласили Константина Августом. «Утвердившись на царстве, Константин тотчас же начал пещись об отеческом наследии, обозревал все прежде бывшия под властию отца его области и с великим человеколюбием управлял ими. Сверх того подчинил себе варварския племена по Рейну и западному берегу океана, которыя осмелились было возмущаться, и из диких сделал кроткими, а другия, походившия на лютых зверей, усмирил, и видя, что они не способны к принятию правил мирной жизни, прогнал их из пределов своей империи. Потом он представил себе весь состав вселенной, как одно великое тело и, видя, что глава этого тела — царственный город Римской Империи терпит рабское притеснение от тирана, защиту его сперва предоставил властителям над прочими частями государства, как лицам по возрасту старшим (Галерею Максемиану и Максимину, между которыми разделена была тогда на 4 части Римская Империя). Но когда никто из них не был в состоянии оказать помощь свою Риму так что желавшие попытаться постыдно оканчивали вое предприятие, Константин сказал, что жизнь ему не в жизнь, пока царственный город будет оставаться под бременем бедствий — и начал приготовляться к уничтожению тиранства» (Главы 22, 25 и 26).

Между тем и сам тиран, видя в Константине опасного для себя соперника, Максентий, сидевший в Риме, объявил ему войну. «Силы Константина были слабее, нежели вражеския. Он чувствовал, что ему нужна помощь свыше и искал ее. Он стал думать, какого Бога призвать бы себе на помощь. При этом пришло ему на мысль, что не малое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманулись и окончили дело свое несчастливо и что отец его Констанций во всю свою жизнь почитавший единаго Всевышняго Бога, имел знамения Его покровительства, и убедился, что должно чтить Бога отеческаго» (Глава 27).

«И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о Себе и в предлежащем деле простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, Царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, еслибы говорил кто другой. Но нас с клятвою уверял в этом сам победоносный Царь, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, — тем более, что и последующее время было свидетелем его истины?

«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу», говорил Царь, «я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью «Сим побеждай

Это зрелище объяло ужасом, как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» (Гл. 28).

Было это в 28-ый день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившагося в Риме. Это чудесное явление креста среди белаго дня засвидетельствовано и многими современными писателями, со слов очевидцев.

Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом-Отступником, которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их» (См. Историю Филосторгия, 45).

«Константин находился однакож в недоумении и говорил сам себе: «Что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем — наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов» (Глава 29).

«Встав вместе с наступлением дня, Константин разсказал друзьям своим тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал, по подражанию ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней. «Это знамя», говорит Евсевий, «случилось видеть и нам собственными очами» (Глава 30).

«Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выхолила буква р. Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий, белый плат — царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинакую широту и долготу. На прямом копье, котораго нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезнаго Царя и его детей.

Этим-то спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался Царь, для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобныя ему» (Глава 31).

«Пораженный дивным видением и решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденнаго, Константин призывал к себе таинников Его слова и спросил их, Кто тот Бог, и какой смысл знамения, которое он видел? — Они отвечали, что тот Бог есть Единородный Сын Одного и Единственнаго Бога, а явившееся знамение — символ безсмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал Он, когда приходил на землю. Потом, подробно раскрыв учение о вочеловечении, они объяснили Константину и причины Его пришествия» (Глава 32). Так началось оглашение Императора, бывшего язычника, светом христианской веры, в которую он с тех пор стал все более и более углубляться, как повествует далее Евсевий.

«Константин, хотя и вразумлялся их словами, однакож, тем не менее имел пред очами чудо дарованнаго ему Богоявления и, сравнивая небесное видение с словесным объяснением, утверждался в своих мыслях. Он был убежден, что знание сих предметов посылается ему свыше, и даже сам начал заниматься чтением Божественных Писаний. Сверх сего, повелел находиться при себе Божиим иереям — в той мысли, что виденнаго Бога должно чтить всеми способами служения.

Оградившись таким образом благими на Него надеждами, он поспешил наконец угасить пламень тиранскаго огня» (Глава 32).

Призвав Бога всяческих и призвав, как Спасителя и Помощника Христа Его, Константин с победной хоругвью выступил с войском против Максентия, укрепившегося в Риме. Силою Божиею, Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки. Спасаясь бегством, тиран был низринут с Милвианского моста в реку Тибр, в 15 верстах от Рима, и утонул.

Возблагодарив Бога, победитель с торжеством вступил в царственный город, где его встречали «с веселыми лицами и сердцами, с благословениями и невыразимой радостью. Мужья с женами, детьми и тьмою рабов громогласно и неудержимо провозглашали его своим избавителем, спасителем и благодетелем. Впрочем, обладая как бы врожденным благочестием, он нисколько не тщеславился сими восклицаниями и не возгордился похвалами, но сознавая Помощь Божию, тотчас же вознес благодарственную молитву к Виновнику победы» (Глава 39).

Всенародными памятниками и подписями Имп. Константин поведал всем людям силу спасительного знамения Христова. «Среди царственного города он воздвиг эту священную хоругвь и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель Римской Империи и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, — он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке слово в слово следующую надпись: «Этим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана, и по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость» (Глава 40).

Впоследствии Имп. Константин и его воины неоднократно испытывали помощь и силу Креста Господня. Как свидетельствует Евсевий, «где знамение креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их. Когда Царь узнал об этом, то спасительное знамя, как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим. Победа с ним тотчас возстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемая свыше» (Книга вторая — глава 7).

«Посему тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силой души и благочестивым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не менее пятидесяти, и они не имели другой обязанности, как либо стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи, когда каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, спустя много времени после сих событий, разсказывал об этом на досуге сам Царь, и к своему разсказу присоединил следующее достопамятное происшествие» (Кн. 2-я, гл. 8):

«Однажды в самом жару сражения в войске произошел шум и распространилось великое смятение. В это время некто, носивший на плечах знамя, сильно страдал от робости и потом передал свою ношу другому, чтобы убежать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился, и находился уже вне стражи знамени, — пущенная стрела в сего последняго пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязливость и неверие, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранением жизни, так что сколько ни пускали в него стрел, — он оставался невредим; все удары их принимало на себя копье знамени» (Кн. вторая, глава 9).

Силою Креста Господня Имп. Константин победил потом ополчившегося на христианство Ликиния, Скифов и Сарматов (Кн. II, гл. 12, 16 и 17; кн. IV, главы 5 и 6).

Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Имп. Константине знамением победы — торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Миланским эдиктом в 312 г. Имп. Константин дозволил всем без стеснения принимать христианство.

Эдиктом 313 года предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимые имущества, отнятые во время гонений.

В 314 году Имп. Константин запретил языческие игры, затем освободил духовенство от гражданских должностей и церковные земли от общих повинностей; отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, возстававших на Христианскую Церковь (313-315 г.г.); дозволил совершать освобождение рабов при церквах без особых формальностей, которые были весьма затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это право только обществам (319 г.); издал повеление по всей Римской Империи праздновать день воскресный (321 г.); отменил бывшие у римлян законы против безбрачия, в ограждение дававших обеты девства христиан и христианок; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал созидать свободно христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю, существовавшему в языческих капищах, императорские статуи и изображения (325 г.).

Вот, сколь могущественной и непобедимой проявила себя сила Креста Христова, преобразившая громадный языческий мiр в империю христианскую, а царей ее — в верных стражей Церкви и христианского благочестия. И все попытки после Императора Константина, причисленного Церковью к лику святых и наименованного «равноапостольным», возродить язычество и так или иначе подорвать истинное христианство, неизменно кончались крахом. Сила Креста Христова побеждала, и истинное христианство торжествовало победу над всеми своими врагами. Вот почему легкомысленно и преступно пренебрегать этой дивной Божественной силой!

«ПРИИДИТЕ, ВСИ ЯЗЫЦЫ, БЛАГОСЛОВЕННОМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ, ИМЖЕ БЫСТЬ ВЕЧНАЯ ПРАВДА!..»

Такими словами Церковь Христова призывает все народы земли — все человечество — поклониться «благословенному древу» Креста Господня, которым все мы искуплены от греха, проклятия и смерти, тяготевших над нами со времени грехопадения наших прародителей.

В честь величайшей для нас святыни Креста Господня и установлен нарочитый торжественный праздник всемiрного Воздвижения Честного и Животворящего Креста, празднуемый 14-го сентября по ст.ст. Он является заключительным в ряду прочих великих праздников. Нарисовав нам дивную картину всего домостроительства Божия о нашем спасении в целом ряде празднуемых ежегодно Господских и Богородичных праздников, св. Церковь в заключение приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы говоря каждому из нас: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что именно надлежит делать тебе, дабы улучить вечное спасение. Вот сегодня я и говорю тебе: если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову — и спасешься! В нем, орошенном Пречистою Кровью Спасителя твоего и Бога, сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень — это великое знамение любви Божественной и дивное орудие спасения твоего, возлюби это воистину «благословенное» и «треблаженное древо» превыше всего на свете — прильни к нему, не только устами лобызая его, но всею душою твоею, всем сердцем, всем внутренним существом твоим — и спасешься!»

Да будет ведомо всем вам, братие, что наименование Креста Господня «животворящим» это не есть только одно красивое образное название, лишенное смысла и значения. Нет! в Церкви у нас нет ничего без смысла и значения и каждое слово, каждое наименование вполне выражает действительную сущность вещей

Крест Господень потому называется «животворящим», что он «животворит» — «оживляет», делает живым все, что с ним входит в соприкосновение. Ярче всего и нагляднее всего эта животворная сила Креста проявила себя при самом его нахождении.

По окончании Первого Вселенского Собора, когда осуждена была ересь Ария, отвергавшего Божество Сына Божия и когда благоверный Царь Константин радовался установившемуся в христианской Церкви согласию в вере, его благочестивая мать Царица Елена возгоралась горячим желанием найти крест, на котором распят был Господь Иисус Христос. В 326 году по Р. Хр. она прибыла в Иерусалим, и там, после долгих поисков, ей было указано, что Крест Христов зарыт в земле на одном холме, где было воздвигнуто языческое капище. При раскопке земли найдено было три креста и отдельно лежавшая дощечка с надписью на трех языках — еврейском, греческом и латинском — Иисус Назорей Царь Иудейский. По виду трудно было определить, какой из крестов был Крест Господень. В это время несли мимо хоронить умершего. Епископ Макарий распорядился остановить похоронную процессию и велел по очереди возлагать найденные кресты на умершего. Возложение двух крестов не произвело никакого действия; когда же был возложен третий крест, мертвый воскрес. Это чудо явно для всех указало на животворную силу Креста Господня и за ним установилось название «Животворящего Креста».

Имея в виду эту дивную животворную силу Креста Господня, св. Церковь распорядилась дать самое широкое употребление крестного знамения в жизни христиан. Освящая крестным знамением каждый шаг, каждое движение, каждую сторону жизни верующих христиан и предписывая им употреблять как можно больше и чаще это спасительное знамение, Церковь следует в этом отношении откровению Божию, которое получил Император Константин Великий, когда ему явилось на небе перед решительной битвой с врагами знамение креста с надписью над ним: «Сим побеждай!»

Крестное знамение и необходимо нам для того, чтобы силою его побеждать врагов нашего спасения. А какую действительно великую силу в этом отношении оно имеет, Церковь разъясняет в своем песнопении:

«Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни»... (стихира, гл. 8).

И сколько чудес совершено силою крестного знамения, этого и не перечислить!

Вот лишь немногие из них, известные из житий святых.

Св. Апостол Иоанн Богослов знамением креста мгновенно исцелил лежавшего при дороге больного.

Преп. Макрина, сестра св. Василия Великого, страдала от страшной раны в груди. Когда мать ее осенила больное место знамением креста, Макрина мгновенно исцелилась от своей болезни.

Св. Фекла, когда возвели ее для мучений на костер, осенила себя крестным знамением, и огонь не причинил ей никакого вреда.

Преп. Иулиану поднесли в чаше яд. Он, перекрестив чашу, выпил яд и остался невредим.

Когда преп. Венедикт осенил крестным знамением стакан со страшным ядом, которым хотели его отравить, стакан разбился на мелкие части, как бы от удара камнем.

И доселе, за каждой Божественной литургией в каждом христианском храме, сила крестного знамения совершает величайшее в мiре чудо, претворяя хлеб и вино в истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову, причащение Коих оживотворяет душу человека и делает его причастником жизни вечной.

Имея в виду такую великую спасительность и животворное значение для нас крестного знамения, св. Кирилл Иерусалимский наставляет христиан:

«Да не стыдится каждый из нас исповедывать Распятаго; пусть изображает рукою знамение св. креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушает, на сосудах, из которых пьет. Пусть изображает его на себе при входах и выходах, когда ложится спать и встает, когда находится в пути или отдыхает. Он — великое предохранение от всех бед и несчастий» (Огласит. поучение 13-36).

В наше Богоотступническое время многие христиане, к несчастию своему, стыдятся исповедывать открыто свою веру в Распятаго Христа — стыдятся многие и крестного знамения, а потому отвыкли даже употреблять его. Некоторые же считают частое употребление крестного знамения признаком ханжества и фарисейства и боятся насмешек над собой со стороны людей неверующих и легкомысленно-настроенных.

О, какое грубое невежество и неразумие! Неужели так трудно догадаться, кто это насмешками и всякими иными способами старается вывести из употребления христиан это спасительное знамение?

Ведь это делает как раз «тот», кто «трепещет креста и трясется, не терпя взирати на силу его» — исконный враг Божий и враг человеческого спасения диавол для того, чтобы обезоружить нас и сделать своей легкой добычей. Без креста мы, как воин без оружия, безсильны с ним бороться, и он тогда делает с нами все, что хочет — мы становимся жалкими игрушками его, простыми пешками в его злодейских руках!

Но, братие, нельзя забывать и того, что крестное знамение только тогда имеет значение и проявляет всю свою силу, когда оно совершается с глубочайшим благоговением и искренней верой в Распятого на Кресте Господа. Нельзя считать крестным знамением того безпорядочного махания перстами у себя перед носом или перед грудью, какое позволяют себе некоторые христиане, небрежно так крестящиеся, не в прославление, а скорее в поругание Креста Господня. Святые отцы называют такое крайне-небрежное и неблагоговейное совершение крестного знамения «неистовым бесовским маханием» и говорят, что оно не только не имеет спасительного значения, но напротив, прогневляет Бога и тешит бесов, которые радуются, видя такое поругание страшного для них знамения.

Крестное знамение надо совершать всегда чинно, благоговейно, с молитвенной сосредоточенностью и глубоким внутренним вниманием, не машинально, не торопясь и не спеша, а начертывая правильный крест на себе, по установлению Св. Церкви, то есть, возлагая три сложенных вместе перста на чело, на грудь, на правое плечо и на левое плечо. Все мысли в это время должны быть обращены к Распятому на Кресте, «нас Ради человек и нашего ради спасения» Господу-Спасителю, с глубокой верой в Него и твердой надеждой на Его всесильную помощь и заступление, а чувства должны быть проникнуты глубокой благодарной любовью к нему за Его жертвенный подвиг искупления нас, окаянных грешников, на Кресте от греха, проклятия и смерти.

Только так совершаемое крестное знамение проявит всю свою чудодейственную силу и животворность, и такого крестного знамения просто безумие стыдиться и бояться.

Разве стыдится воин своего оружия, которое носит?

Разве отдает его без борьбы врагу своему, вместо того, чтобы защищать им себя и своих близких?

Напротив, не гордится ли он своим оружием?

Так и мы, христиане, единственное чем можем гордиться и хвалиться, это — Крестом Господним!

«Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мiр распяся и аз мiру» (Гал. 6, 14), говорит великий Апостол языков св. Павел, прошедший с проповедью о Кресте Господнем всю вселенную.

Крест Христов — это наша радость и похвала, ибо он есть великое знамение победы нашего Господа и Спасителя над грехом, проклятием и смертью, залог нашего спасения и вечной жизни, вечного блаженства.

«На нем Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори»... (стихира, гл. 8).

Чрез распятие Сына Божия на кресте «Кровию Божиею яд змиев отмывается», (стихира, гл. 2) и «мiр от прелести свобождается».

Вне креста — погибель и смерть, в кресте — спасение и жизнь! Аминь.



2019-05-24 272 Обсуждений (0)
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО АВЕРКИЯ, АРХИЕПИСКОПА СИРАКУЗСКОГО И ТРОИЦКОГО. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО АВЕРКИЯ, АРХИЕПИСКОПА СИРАКУЗСКОГО И ТРОИЦКОГО.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)