Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе



2019-05-24 178 Обсуждений (0)
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




САБАЕВА М. А.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«МАОУ СОШ № 7» г. АЛЬМЕТЬЕВСКА

 

Основной задачей школы сегодня является создание условий для полноценного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе. Каждый педагог понимает, что в работе нужны деятельностные, практико - ориентированные, проблемные методы обучения. Метод проектов становится все более популярным в современной образовательной практике. 

Совсем недавно многие педагоги были уверены в том, что проектно - исследовательской деятельностью   невозможно заниматься в начальной школе. Но сегодня мы убеждены в том, что реально и необходимь вести эту работу уже в начальной школе. Потому что стремление к познанию через исследование у маленького ребенка обусловлено биологически.

В настоящее время метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи. Данный метод рассматривается во многих педагогических, психологических литературных источниках.

По определению Н. Ю. Пахомовой, проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, которое позволяет обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что - то интересное самостоятельно, в группе или самому, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Как было отмечено, проектная деятельность ученика направлена на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить и применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Говорить о полной самостоятельности младшего школьника в работе над проектом, конечно нельзя. Проектная деятельность не только предполагает, но и нацеливает ребенка на обращение к взрослому как источнику информации. Считаю, что в начальных классах, особенно в 1-2 классах, к работе над проектами целесообразно привлекать родителей. Ребенок работает самостоятельно тогда, когда ему интересно, и когда у него все получается. Родители создают условия для успеха своего ребенка. Но здесь очень важно, чтобы они не брали на себя большую часть работы. Они должны выступать только в роли помощника. Поэтому в первом классе данной теме посвящаю родительское собрание, на котором разъясняю родителям суть метода проектов, его значимость для развития личности ребенка, знакомлю с основными этапами проектной деятельности, а также рекомендую формы возможного участия родителей в ней. Приятно отметить, что есть родители, которые проявляют большой интерес к данной работе. Иногда именно родители наталкивают ребенка к исследовательской деятельности, потому что дети очень часто обращаются к взрослым с вопросом «почему?».

В своей книге «Проектное обучение – что это?» Н.Ю.Пахомова отметила: «В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности».

Поэтому со своими учащимися с первого класса веду кружок «Юный исследователь», представляющий систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности. Программа курса составлена на основе авторской программы «Учусь создавать проект» (Авторы: Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова). Цель данных занятий: сформировать готовность к проектной деятельности минимального уровня сложности.

Эти  занятия помогают учащимся в создании собственного проекта: они знакомятся с алгоритмом построения проекта, с правилами публичного выступления перед аудиторией.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, ведущее место на занятиях занимают игровая деятельность, практическая работа (проведение опытов, коллективных исследований). С первого класса учимся работать со справочной литературой в библиотеке и в компьютерном классе, проводить наблюдения, коллективные исследования.      

Уже к концу первого класса учащиеся знают такие понятия как тема проекта, проблема, гипотеза, цель, задачи проекта, продукт проекта.

Хочу поделиться опытом работы над групповым практико - ориентированным проектом « Пословицы в нашей жизни» (литературное чтение, 2 класс). В проекте участвовал весь класс. Продукт проекта - книга- сборник «Наши любимые пословицы».

Этапы работы над проектом:

1. Тематические уроки с учителем.

2. Определение основных тематических групп пословиц для глубокого их изучения учениками (выбрали 4 темы: Родина. Человек. Учение. Знание. Труд и отдых.

3. Каждый ученик совместно с родителями изучал пословицы русского народа по выбранной тематике.

4. Каждому ученику нужно выбрать одну - две пословицы и оформить страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация) получился индивидуальный минипроект.

5. Каждому ученику было предложено попробовать придумать свою пословицу и оформить ее как страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация)

6. Оформление книги пословиц согласно правилам. (книга состояла из двух частей: 1. Пословицы русского народа.2. Пословицы, придуманные учениками)

7. Подготовка и проведение урока - презентации по выполненной работе)

8. Выступление перед родителями класса с тематическим уроком – презентацией.

В ходе работы над данным проектом у детей возрос интерес к пословицам. Ребята стали использовать пословицы при построении текстов.

Сегодня работа над проектами входит в содержание различных учебных дисциплин УМК «Перспектива». Темы проектов и предписания к их выполнению включены в учебники. Так, например, в рамках образовательной области «Технология» были выполнены коллективные проекты «Детская площадка», «Водный транспорт», «Океанариум», «Готовим спектакль». Продуктами данных проектов стали макеты, мягкие игрушки, пальчиковые куклы для спектакля.  

 Считаю актуальным внедрение проектной методики в процесс обучения окружающего мира. По мнению автора УМК, проекты помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы. В рамках данного учебного предмета дети выполнили следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Домашние питомцы», «Моя родословная», «Мир растений», «Мир животных» и другие.

Как было отмечено, метод проектов используется в обучении младших школьников, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. Поводом первой исследовательской работы у первоклассника стала картина, на которой была красочно нарисована радуга. В результате своего исследования ребенок получил эффект радуги в домашних условиях.   А заметив осиное гнездо за своим окном, ребенку захотелось провести его исследование. В результате появилась исследовательская работа «Осиное гнездо и бумага». А узнав как оса строит свое гнездо, и, сравнив природный процесс с промышленным производством бумаги, ученику захотелось сделать бумагу самому, в результате появился повод выполнить проектную работу «Бумага своими руками».

    Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Считаю, что вовлечение младших школьников в проектную деятельность необходимо. Активное участие взрослых в детском проекте - обязательное условие. Родители, так  же как и ребенок,  и учитель, ведущий проект, являются субъектами образовательной деятельности. Самое главное в работе над проектом - это его значимость для того, кто его делает. Тогда все обязательно получится!

 

Список литературы

1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

4.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы.

5. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. C. 22–32.



2019-05-24 178 Обсуждений (0)
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)