Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов
ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
Направление подготовки: 100400.62 «Туризм»
Профиль подготовки: «Технология и организации туроператорских и турагентских услуг»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная Курс: 1 (1 семестр)
Калининград 2011 Содержание учебно-методического комплекса дисциплины «ЭКОЛОГИЯ» 1. Программно-планирующий блок (рабочая программа учебной дисциплины) 3 2. Учебно-методический блок. 22 3. Диагностико-контролирующий блок. 89 4. Блок наглядно-дидактического материала. 95 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА
1. Программно-планирующий блок учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЯ»
Калининград 2011
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Составитель: кандидат экономических наук, кандидат географических наук доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма факультета сервиса Кропинова Елена Геннадиевна
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма Протокол № ____ от «_____» ___________________ 2011 г. Зав. кафедрой __________________ Корнеевец В.С.
Рабочая программа одобрена методическим советом факультета сервиса Протокол № ____ от «_____» ___________________ 2011 г. Председатель методического совета __________________ В. В. Нордин
Программа пересмотрена на заседании кафедры ________________________ Внесены следующие изменения (или изменений не внесено)______________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № ____ от «_____» ___________________ 2011 г. Зав. кафедрой __________________ В. С. Корнеевец
Менеджер ООП _________________ И. И. Драгилева
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
1. Пояснительная записка. 5 2.Тематический план .....................................................................................................9 3. Содержание дисциплины. 10 4. Тематика самостоятельных работ. 12 5. Вопросы для текущего и промежуточного контроля. 14 6. Критерии выставления итоговой оценки. 19 7. Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов 20
Пояснительная записка
1.1. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению туризм (профиль технология и организация туроператорских и турагентских услуг).
Учебная дисциплина «Экология» расположена в цикле базовых дисциплин направления подготовки в части вариативных дисциплин, включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов. Дисциплина изучается на 1 курсе обучения студентов. В центре внимания изучения данного курса находятся основы экологии, основы рационального природопользования и охрана природы, окружающая среда и туризм. Курс закладывает основу современных представлений о системе взаимодействия человека и природы, гармонизации этого взаимодействия и в итоге формировании устойчивого общества. Экологические знания призваны решать учебные, учебно-профессиональные и профессиональные задачи, привлекая знания из других, смежных дисциплин и способствуя расширению этих знаний. Это отвечает требованиям современности особенно в эпоху глобального экологического кризиса, когда экологическая политика является неотъемлемой частью деятельности любого предприятия (в том числе, туристического). Освоение курса повышает профессиональную компетентность будущего специалиста, предоставляя ему большие шансы на рынке труда и делая его более конкурентоспособным.
1.2. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Экология» являются: - приобретение студентами общих знаний по экологии, необходимых для специалиста нового поколения в соответствии с целями устойчивого развития общества; - приобретение студентами навыков использования основ экологического права и международного сотрудничества в сфере рационального природопользования в профессиональной деятельности.
1.3. Задачи изучения дисциплины.
Задачами изучения дисциплины «Экология» являются: - изучить теоретические вопросы и основные законы общей экологии, освоить знания в области «биосфера и человек»; - изучить структуру биосферы, основные принципы ее формирования и развития, понятия «экосистема», «среда», «абиотические и биотические факторы», взаимоотношения организма и среды др.; - освоить знания в области «окружающая среда и человек», осознать масштабность антропогенного воздействия на природу и его необратимых последствий; - дать информацию по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды и вопросам устойчивого развития; - способствовать умениям студентов применять принципы «устойчивого развития» к различным сферам жизни, в том числе при реализации туристической деятельности, выявлять влияние туризма на окружающую среду в процессе прохождения «жизненного цикла» тур продукта; - выработать критический подход у студентов к туризму как наиболее экологически безвредному виду хозяйственной деятельности; - отработать на практике каналы связи между традиционным туризмом и «устойчивым туризмом»; - сформировать профессиональную ответственность.
1.4. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного изучения дисциплины «Экология»
Особенность изучения данного курса заключается в том, что студенты находятся на начальном этапе обучения в вузе. Залогом успешного изучения дисциплины «Экология» является достаточный уровень общеобразовательной подготовки, обеспеченный показателями ЕГЭ.
1.5. Перечень дисциплин (модулей), для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее
Освоение дисциплины способствует формированию базовых знаний и компетенций для последующего изучения дисциплин «Курортология», «Экологический туризм», «Технология и организация услуг питания», «Технология и организация гостиничных услуг».
1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоении дисциплины «Экология»
ОК: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК- 1); готовность соблюдать эстетические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; используют нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5); готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13); ПК: владением основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-2); готовностью применять нормативно-технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность (ПК-10); готовностью использовать оптимальные технологические процессы в гостиничной деятельности, в том числе в соответствии с требованиями потребителя (ПК-11); в проектной деятельности: готовностью к освоению теоретических основ проектирования функциональных процессов гостиниц и других средств размещения на основе применения современных технологий и методов проектирования (ПК -12); готовностью к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности (ПК-14);
1.7. Перечень знаний, умений и владений студента в результате освоения дисциплины: «Экология»
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
- структуру и функционирование биосферы; - закономерности формирования и существования экосистем; - особенности взаимодействия системы «организм-среда обитания»; - типы межвидовых взаимодействий, пищевые цепи и их элементы в природе, понятие экологической пирамиды и др.; - особенности взаимодействия в системе «человек - окружающая среда»
Уметь: - правильно оценивать влияние деятельности человека на окружающую среду на различных этапах «жизненного цикла» туристического продукта; - оценивать влияние факторов среды (в том числе, антропогенных) на здоровье и жизнедеятельность человека; - делать устные сообщения, презентации учебного материала; - интерпретировать актуальную информацию о глобальных экологических проблемах современности; - решать задачи и ситуации проблемного профессионального характера, в том числе разрешение конфликтов природопользования с учетом краткосрочной и долгосрочной перспективы
Владеть: - информацией об основах экономики природопользования; - информацией об основах экологического права; - информацией об основах международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды; - навыками ведения дискуссии и отстаивания своей позиции (например, относительно глобальных экологических проблем, экоцентрических или антропоцентрических представлений о взаимоотношениях «человек-природа и др.); - навыками подготовки презентаций, работы в группах, презентации самостоятельных и групповых работ; - навыками усиления «экологичности» в разных отраслях человеческой деятельности, в том числе, в туристической деятельности; - навыками формирования экологической политики туристического предприятия
2. Тематический план. Примерный тематический план
*ЗЕ – зачетная единица Содержание дисциплины. Содержание основных разделов и тем курса
3.2. Тематика практических занятий
3.3. Тематика лабораторных работ Лабораторные работы не предусмотрены
Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов 4.1. Тематика самостоятельных работ
4.2. Тематика контрольных работ
Контрольных работ не предусмотрено
4.3. Тематика курсовых работ
Курсовые работы не предусмотрены
4.4. Тематика рефератов
Вопросы для текущего и промежуточного контроля 5.1.Вопросы для текущего контроля 1. Экология - это: а) наука о живых организмах б) наука о ведении домашнего хозяйства в) наука об отношениях отдельных организмов между собой и с окружающей средой ответ: в
2. Термин "экология" был предложен: а) Э.Геккелем б) Р.Брэдли в) В. Вернадским ответ: а
3. Экология как наука ближе всего а) к географии б) к биологии в) к медицине ответ: б
4. Правило взаимоприспособленности гласит: а) в природе нет и не может быть "плохих" и "хороших" видов, все они необходимы для ее нормального развития б) все в природе взаимоприспособлены и живут в симбиозе в) все в природе должны приспосабливаться друг к другу и не вредить друг другу ответ: а
5. Биосфера это: а) газообразная оболочка Земли б) область распространения живого вещества в) совокупность всех вод Земли ответ: б
6. В составе живого вещества больше всего а) кислорода и водорода б) кислорода и углерода в) кислорода и азота ответ: а
7. Автотрофное питание это: а) самостоятельное, основанное на непосредственном преобразовании неорганических веществ в органические с помощью солнечной энергии в процессе фотосинтеза б) питание уже готовыми органическими веществами ответ: а
8. Какой закон отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов а) Закон оптимума б) закон ограничивающего фактора в) закон толерантности ответ: в
9. Какой закон гласит, что избыток какого-либо вещества может быть так же вреден, как и его недостаток а) Закон оптимума б) закон толерантности ответ: а
10. Экологическая ниша это а) нора животных, где они зимуют б) совокупность жизненных условий в) совокупность абиотических факторов ответ: в
11. Какой газ преобладает в газовом составе атмосферы а) азот б) кислород в) углекислый газ ответ: а
12. Роль какого газа наиболее значительна в создании белков, образующих массу тела живых организмов а) кислорода б) азота в) углекислого газа ответ: б
12.2. Какой газ наиболее значим для фотосинтеза растений а) углекислый газ б) кислород в) азот ответ: а
13. Экосистема это а) биогеоценоз б) популяция в) стая ответ: а
14. Какая экосистема надежнее (устойчивее) а) где больше видовое разнообразие б) где меньше видовое разнообразие в) где теплее ответ: а
15. Определение "для нормального функционирование любой экосистемы в ней должно существовать столько и таких видов, сколько и каких необходимо для максимального использования приходящей энергии и обеспечения круговорота веществ" это а) принцип эколого-географического максимума видов б) явление энтропии в) закон лимитирующего фактора ответ: а 5.2.Вопросы для промежуточного контроля 1. Комплекс природных тел и явлений, с которым организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях называется: А) экосистемой Б) фактором В) средой
2. Какой процент солнечной энергии используется растениями в процессе фотосинтеза: А) 1% Б) 10% В) 70%
3. Наличие доступных ресурсов и жизненного пространства, которые необходимы для популяции, определяется понятием: А) давление жизни Б) устойчивое воспроизводство В) емкость среды
4. Сопротивление среды есть: А) сочетание факторов, способствующих постоянству численности популяции Б) сочетание факторов, увеличивающих численность популяции В) сочетание факторов, ограничивающих рост численности популяции
5. Толерантность – это способность организмов: А) выдерживать изменения условий жизни Б) приспосабливаться к новым условиям В) образовывать локальные формы
6. Биосфера есть: А) область распространения жизни Б) совокупность живых организмов, существующих на Земле В) биогеоценоз
7. Во Вселенной и в живом веществе биосферы в наибольшем количестве присутствуют: А) водород, углерод, цинк, кальций Б) углерод, азот, кальций, кислород В) водород, углерод, азот, кислород
8. Что такое давление жизни а) давление, оказываемое живыми телами на поверхность б)способность производить огромное число потомков в) давление, оказываемое живым веществом на биосферу
9. Способность организма или системы организмов поддерживать устойчивое динамическое равновесие (относительное постоянство состава и свойств) в изменяющихся условиях среды, называется: А) симбиозом Б) гомеостазом В) мутуализмом Г) коэволюцией
10. Термин "экология" был предложен а) Э.Геккелем б) Р.Брэдли в) В. Вернадским
11. Правило взаимоприспособленности гласит а) в природе нет и не может быть "плохих" и "хороших" видов, все они необходимы для ее нормального развития б) все в природе взаимоприспособлены и живут в симбиозе в) все в природе должны приспосабливаться друг к другу и не вредить друг другу
12. Какой закон отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов а) Закон оптимума б) закон ограничивающего фактора в) закон толерантности
13. Определение "для нормального функционирование любой экосистемы в ней должно существовать столько и таких видов, сколько и каких необходимо для максимального использования приходящей энергии и обеспечения круговорота веществ" это а) принцип эколого-географического максимума видов б) явление энтропии в) закон лимитирующего фактора
14. Согласно закону два вида (или популяции) не могут неограниченно долго существовать вместе, если их требования к окружающей среде полностью совпадают или значительно перекрываются
15. Закон пирамиды энергий утверждает, что с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой: а) не более 1% энергии б) более 50% в) не более 10%
16. Закон необходимого разнообразия гласит, что любая экосистема а) состоит из подсистем б) формируется из одинаковых компонентов в) не может формироваться из одинаковых компонентов
17. Важнейшее свойство экосистем, проявляющееся в том, что все разнообразные их обитатели существуют совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенным уровнем, - это А) устойчивость Б) адаптация В) саморегуляция 5.3. Вопросы для итогового контроля.
1. Каково значение природы в жизни и деятельности человека? 2. Определение понятия экология. Каковы цели, задачи и значение этой науки. 3. Дайте определения, понятия, перечислите характеристики основных понятий экологии (вид, популяция, биоценоз, видовое разнообразие); 4. Дайте определение среда обитания. Перечислите основные среды обитания, дайте основные характеристики; 5. Расскажите о потоке вещества и энергии в биологических системах, дайте определение энтропии; 6. Дайте определение «пищевая цепь», «пищевая сеть», «пищевая пирамида» перечислите их основные виды (приведите примеры), принципы их построения; 7. Перечислите основные законы экологии, дайте определения, расскажите биологический смысл этих законов; 8. Что понимается под словом «Биосфера». Как происходил процесс ее становления? 9. Основные составляющие биосферы. 10. Какие типы питания существуют в природе? 11. Определение понятия «Экологические факторы». Что понимается под биотическими и абиотическими экологическими факторами. 12. Классификация взаимодействий между организмами. 13. Что означает понятие «толерантность». Приведите примеры из живой природы. 14. Что означает понятие «лимитирующий фактор». 15. Дайте определение понятию «экологическое дублирование». Его роль в природе. Понятие «экологическая ниша», 16. В чем сущность закона минимума Ю.Либиха. 17. В чем сущность закона толерантности, 18. Дать определение понятий «биогеоценоз» и «экосистема»? В чем сходство и различие между этими понятиями? 19. Что такое пищевая цепь и трофические уровни. 20. Обоснуйте масштабность воздействия человека на природу. 21. Каково антропогенное воздействие человека на атмосферу? 22. Каково антропогенное воздействие человека на гидросферу? 23. Каково антропогенное воздействие человека на почвы? 24. Какие задачи в первостепенной важности стоят перед человеком на современном этапе. 25. Экология и здоровье человека. ПДК. Экологическая ситуация. 26. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов. 27. Основные принципы экономики природопользования. 28. Современные экозащитные технологии. 29. Основные законодательные документы в области охраны окружающей среды. 30. Основные международные договоры в сфере охраны окружающей среды. 31. Основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды. 32. Каковы основные экологические проблемы России. 33. Каковы основные экологические проблемы в Европе 34. Каковы основные экологические проблемы в Балтийском регионе. 35. Понятие концепции «устойчивое развитие». 36. Альтернативные виды энергии. 37. Основные экологические проблемы крупных городов 38. Возможности использования ветровой энергии 39. Возможности использования энергии приливов и отливов 40. Понятие "устойчивый туризм". Основные принципы устойчивости. 41. Понятие "экологический менеджмент". 42. Возможные негативные/позитивные последствия воздействия туризма на природную среду (примеры) 43. Возможные негативные/позитивные воздействия туризма на социо-культурную среду 44. Возможные негативные/позитивные воздействия туризма на городскую среду
6. Критерии выставления итоговой оценки Контрольная проверка выполнения заданий проводится в ходе текущей аттестации – в частности, а) студенты готовят материалы к семинарским и практическим занятиям; б) выполняют тест на знание основных терминов и законов в) составляют реферат по теме с использованием усвоенных терминов и аспектов геоэкологии и антропогенного воздействия на окружающую среду, Вторично результат всей самостоятельной работы проверяется у студентов на итоговом экзамене по дисциплине. Допуск к экзамену выставляется только тем студентам, которые выполнили весь объем самостоятельных работ либо самостоятельно отработавшие и успешно защитившие пропущенные ими практические занятия. Студенты, не выполнившие в полном объеме все виды работ, предусмотренных учебным планом и рабочей программой, или выполнившие их неудовлетворительно, к экзамену по данной дисциплине не допускаются. Целью экзамена является оценка уровня теоретических знаний и практич
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |