Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эпические элементы в драматургии Платонова (на материале пьесы «14 красных избушек»)



2019-05-24 334 Обсуждений (0)
Эпические элементы в драматургии Платонова (на материале пьесы «14 красных избушек») 0.00 из 5.00 0 оценок




 

       Драматургическое творчество писателя А. П. Платонова (1899-1951) представлено следующими пьесами: "Дураки на периферии" (1928), "Шарманка" (1930), "Высокое напряжение" (1931), "14 Красных Избушек" (1933), "Голос отца" (1937-38), "Без вести пропавший, или Избушка возле фронта" (1946), "Волшебное существо" (1944), "Ученик Лицея" (1950), "Ноев ковчег (Каиново отродье)" (1951).

       Художественный мир платоновской прозы уже в достаточной мере изучен и продолжает изучаться. В настоящее время среди исследователей возрастает интерес к его драматическим произведениям. Разные аспекты его драматургии освящены в отдельных статьях ученых-платоноведов. Это статьи Н. И. Дужиной (о роли фольклорных, литературных, библейских и политических аллюзий в пьесе «Шарманка»), Е. Е. Роговой, Н .П. Хрящевой, А. А Дырдина, Д. Н. Замятина, Н. М. Малыгиной, С. Г Семеновой, Р. Ходела. Трагедия «14 Красных Избушек» становилась объектом исследования М. Любушкиной (определение художественного метода), Е. А Роженцевой (установление интертекстуальных связей), Е. А Яблокова (выявление жанровых компонентов).
       Предметом нашего изучения стали эпические элементы в пьесах Платонова. Эпический способ видения мира Платонова присущ его драматическим произведениям, среди которых мы особенно выделяем трагедию «14 красных избушек, или Герой нашего времени » (1933). Повествовательное начало в пьесе проявляется, прежде всего, на уровне ее пространственной организации, на уровне конфликта, а также в в выборе главного героя.

       Пьеса «14 Красных избушек» считается одним из самых сложных произведений Платонова. В трагедии нашли отражение взгляды писателя на преобразования в сельском хозяйстве, проводимые в стране на рубеже 1920 – 1930-х годов. Первоначально пьеса задумывалась как комедия, но в процессе работы замысел приобретал форму трагедии.

       Не вызывает сомнений, что пьеса выстроена согласно законам драматургии: об этом свидетельствую наличие коллизии, конфликта, событийного ряда, перипетий. Но в пьесе обнаруживаются элементы, присущие эпическому роду литературы – это пространственное решение пьесы, которое находится в прямой зависимости от типа конфликта пьесы. Кроме того, образ главного героя – ученого Хоза – оказывается традиционным для платоновской прозы героем-странником. Это позволяет нам говорит о том, что автор данной пьесы прежде всего мыслит мир в категориях, свойственных эпосу.

       Так в пьесе «14 красных избушек» мы обнаруживаем не свойственное драме пространственное решение: место действия основных событий пьесы – берег Каспийского моря. Постоянно присутствует в действии и само море – доносится его шум, к нему обращаются герои, постоянно вглядываются в его даль и т.д. Пространство расширено по горизонту и вертикали. Пространственная отграниченность драмы в данной пьесе принципиально разрушается. Вместо нее эпическое расширение пространства, необходимое автору для создания объемного образа мира.

       В драме, согласно Гегелю, «человек есть мир». Движимый внутренними побуждениями индивид вступает в отношения с другими индивидами (часто конфликтные), совершает определенные поступки, то есть действует, и через свои действия формирует реальность.        Следуя гегелевской мысли, мы отмечаем в пьесе Платонова сосуществование двух миров – это наличная действительность (то есть объективный мир) и субъективный мир индивидов. Гегель считал это существенной особенностью эпического изображения.                                                                   Сосуществование в пьесе мира и человека позволяет драматургу основной конфликт пьесы – конфликт человека и мира, конфликт человека с жизнью, которая идет по своим законам и не зависит от его воли, – вывести на бытийный уровень, за рамки людских междоусобиц. Это надличностный конфликт, субстанциональный, где человек не властвует над событием, он включен в противоречия мира и теряет в нем ценностные ориентиры. Представление человека о том, что в его силах создать новый мир оказывается, с точки зрения главного героя, иллюзорным. В финале пьесы герои разочаровываются в своей жизни, утрачивают ее смысл. Данный тип конфликта характерен для неаристотелевской драмы, в которой активизированы эпические элементы.  

       Особый тип пространства – открытого, неотграниченного – обуславливает и выбор главного героя. Это герой – странник, герой пути. Традиционный герой платоновской прозы перемещается автором в драму. Образ странника в пьесе приобретает символическое значение. Странствие здесь не только физическое передвижение тела в по земле, но и путешествие мысли в поисках разгадки тайн бытия. Поиски истины, счастья, смысла всеобщего существования – эти сквозные мотивы поэтики платоновской прозы звучат и в его пьесе. И связаны они с образом героя-странника.

       Таким образом, эпическая по масштабу проблема трагедии Платонова «14 красных избушек» – реальные последствия революционных событий, коснувшихся всех сфер деятельности человека, – переживается автором драматически, напряженно. Конфликт пьесы приобретает масштабность, всеобщность, выходит за рамки конфликта традиционной драмы. Этим в свою очередь, обусловлено и нетрадиционное пространственное решение пьесы – установка на безграничность, расширенность пространства, и соответствующий ему тип героя, героя-странника, героя-пути. 

 

Список литературы:

 

1. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 2 т. Т. II. – СПб., 2007. – 604 с.

2. Корниенко Н. В. «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Выпуск 5. Юбилейный. – Москва, 2003. – 979 с.

3. Платонов А. П. Дураки на периферии. Available at: https://bookscafe.net/read/platonov_andrey-tom_6_duraki_na_periferii-208679.

4. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование)  – М. : Изд-во МГУ, 1986 – 260 с.

 

 



2019-05-24 334 Обсуждений (0)
Эпические элементы в драматургии Платонова (на материале пьесы «14 красных избушек») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эпические элементы в драматургии Платонова (на материале пьесы «14 красных избушек»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)