УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся. Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 1980-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается. Психолог А.А.Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей. На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи. В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, духовной потребности в чтении, в размышлениях и раздумьях, вызванных прочитанным, формирование устойчивого интереса к литературе. В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художественного вкуса. В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем. Уроки внеклассного чтения должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литературы, все же это не совсем обычные уроки. Прежде всего здесь учитель более свободен в выборе произведений. Если на обычных занятиях учитель обязан строго придерживаться программы, то для урока внеклассного чтения он может сам выбрать произведение. В программе по литературе и в журнале «Литература в школе» приводятся списки книг, которые рекомендуются для обсуждения на уроках внеклассного чтения, но конкретные условия работы (предположим, весь класс заинтересовался каким-то произведением) могут существенно повлиять на выбор учителя. Как правило, на уроках внеклассного чтения основное внимание уделяется современной русской литературе. Люди своего времени, учащиеся увлекаются произведениями своих современников и читают их особенно охотно. Ребята, конечно, стремятся выяснить то, что осталось непонятным при самостоятельном чтении, наконец, им просто хочется поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Особенно важно широко привлекать произведения современных писателей в VIII—X классах, где изучается классическая литература. В XI классе уроки внеклассного чтения принято посвящать новейшей советской литературе, тематически связывая их с программными произведениями (поэзия В. Маяковского — поэзия 70-х годов; М. Шолохов — «деревенская» проза Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина и т. д.). Существенное значение имеет и тот факт, что уроки внеклассного чтения проводятся не часто — 8-12 часов в год. Это уже само по себе по-новому ставит вопрос о системе уроков внеклассного чтения и о ее взаимодействии с программным материалом. Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации. Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов». Связь между уроками внеклассного чтения и программными произведениями может носить разнообразный характер. Иногда она выливается в расширение круга чтения произведений писателя, которые изучаются по программе. Например, ребята в классе анализируют «Мещерскую сторону», а на уроке внеклассного чтения (он может носить вступительный характер) они знакомятся с более доступными им рассказами Паустовского — «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Естественно, что подобные уроки сливаются с изучаемой в классе темой, либо помогая в нее войти, либо завершая ее. Историко-литературные связи учитываются на уроке внеклассного чтения, где отбираются книги, посвященные жизни и творчеству писателя. Для урока внеклассного чтения «По страницам современной Пушкинианы» в IX классе, который стоит начать с краткого очерка истории отечественной Пушкинианы, учащиеся подбирают последние сборники, посвященные Пушкину («Друзья Пушкина», «Венок Пушкину», «России первая любовь: писатели о Пушкине, поэты - Пушкину», «Солнце нашей поэзии: из современной Пушкинианы», «Светлое имя Пушкин: проза, стихи и пьесы о поэте» и др.). Этот урок-обозрение завершит чтение фрагментов из недавних публикаций Пушкинианы русского зарубежья (статьи В.В.Розанова, А.М.Ремизова, Д.С.Мережковского, В.Ф.Ходасевича, В.В.Набокова и др.). Однако привлечение на уроках внеклассного чтения произведений только тех авторов, с которыми ученики знакомятся по программе, имеет и слабую сторону — не расширяется круг чтения ученика, многие авторы, которые интересуют ребят или которые должны были бы их интересовать, остаются вне внимания учителя. Поэтому принят и другой род связи между программными произведениями и уроками внеклассного чтения — это тематическая связь. Предположим, что на занятиях анализируется «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, а на уроках внеклассного чтения дети говорят о произведениях о Великой Отечественной войне. Особенно широкое распространение получила тематическая связь в старших классах, где традиционно выделяются такие темы: произведения о труде, «деревенская» проза, нравственные искания в советской литературе, произведения о войне и др. Последние две темы, как правило, выносятся на уроки внеклассного чтения во всех классах, хотя решаются они на различном материале. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний. На уроках внеклассного чтения рассматриваются иногда произведения того же рода и вида, что ребята изучают в классе, например завершающий урок о басне может включить наряду с баснями Крылова также басни Эзопа, Федра, Ж.Лафонтена, Г.Э.Лессинга, И.И.Дмитриева, В.В.Михалкова, Кривина. Подобные уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи. Одна из основных задач урока внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии» в IX классе - развитие интереса к форме литературного произведения. Опыт показывает, что обращение к вопросам теории и истории стиха на уроках может стать стимулом к самостоятельному чтению лирических произведений, а иногда и к созданию собственных стихов. Связь между программным материалом и уроками внеклассного чтения бывает иногда весьма хрупкой и предполагает не сопоставление, а лишь пробуждение отдельных ассоциаций. Так, изучение творчества Тургенева может сопровождаться знакомством с лирико-философскими миниатюрами М. Пришвина, а страницам романа Чернышевского может предшествовать урок внеклассного чтения о современной научной фантастике, посвященной будущему нашей планеты. Помимо внутрипредметных связей, в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В.Скотта и А.С.Пушкина», «Путешествия русских писателей», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др. При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть: • разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы; • тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.); • сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся); • чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения); • систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.). Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации. Программные уроков внеклассного чтения должны связываться не только с изучаемым классе произведением, их нужно объединить и между собой. В каждом конкретном случае это будет своя система уроков рассчитанная на определенный ученический коллектив. Но, создавая такую систему, нужно учитывать виды уроков внеклассного чтения, которые получили признание в практике: 1) Библиотечные уроки. Учащиеся получают элементарные навыки работы в библиотеке и знакомятся с новинками книг. 2) Уроки типа КВН — литературные игры, викторины, организующие чтение учеников. Эти уроки особенно распространены в IV—VII классах. 3) Уроки обзорного характера (или конференции), знакомящие учащихся с отдельными книгами или с целыми темам («Современные книги о детях», «Школа в искусстве и действительности»). 4) Обсуждение книги — диспут, конференция, беседа о прочитанной книге, Эпизодичность уроков внеклассного чтения заставляет как-то выделять их, делать праздничными, надолго запоминающимися. Праздничность этих уроков может достигаться разными путями. Иногда такой урок является своеобразным творческим отчетом всего класса. К нему ученики готовятся заранее: сами выбирают темы докладов, выполняют самостоятельные задания, готовят выразительное чтение или разыгрывают небольшие сцены, оформляют класс. А иногда праздничность уроку придает сама форма его ведения: урок-концерт, заочная экскурсия и т. д. Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока. Вывод. Таким образом, уроки внеклассного чтения, отвечая всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литературы, вместе с тем имеют свои отличительные черты — большую свободу выбора произведений, известную праздничность, и вместе с тем эти уроки должны быть внутренне связаны не только друг с другом, но и с произведениями, изучаемыми по программе Знание отличительных особенностей уроков внеклассного чтения помогает учителю правильно их спланировать и хорошо провести.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (911)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |