Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ



2018-06-29 911 Обсуждений (0)
УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику препо­давания литературы. Без них теперь трудно представить уро­ки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, про­являющаяся в выборе места проведения и оформления, широ­кое использование форм внеклассной работы, свободный вы­бор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - эти осо­бенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внима­ние учителей и учащихся.

Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюда­лось в конце 1980-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали ис­пользоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная ли­тература», новинки современной литературы, последние жур­нальные публикации. Выбор произведений стал более свобод­ным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.

Психолог А.А.Леонтьев выделяет следующие основные на­правления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расши­рение содержания чтения и направленности читательских ин­тересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организа­ция информационного потока, целевая ориентация определен­ного типа книги на определенную категорию читателей. На каждом этапе литературного образования реализу­ются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи.

В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, духовной потребности в чтении, в размышлениях и раздумьях, вызванных прочитанным, формирование устойчивого интереса к литературе.

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чте­ния школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художе­ственного вкуса.

В старших классах особенно важной становится задача разви­тия личностного подхода к литературному произведению, само­стоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, вы­боре произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Уроки внеклассного чтения должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литературы, все же это не совсем обычные уроки.

Прежде всего здесь учитель более свободен в выборе произ­ведений. Если на обычных занятиях учитель обязан строго при­держиваться программы, то для урока внеклассного чтения он может сам выбрать произведение. В программе по литературе и в журнале «Литература в школе» приводятся списки книг, которые рекомендуются для обсуждения на уроках внеклассного чтения, но конкретные условия работы (предполо­жим, весь класс заинтересовался каким-то произведением) могут существенно повлиять на выбор учителя.

Как правило, на уроках внеклассного чтения основное вни­мание уделяется современной русской литературе. Люди своего времени, учащиеся увлекаются произведениями своих современников и читают их особенно охотно. Ребята, конечно, стремятся выяс­нить то, что осталось непонятным при самостоятельном чтении, наконец, им просто хочется поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Особенно важно широко привлекать произве­дения современных писателей в VIII—X классах, где изучается клас­сическая литература. В XI классе уроки внеклассного чтения принято посвящать новейшей советской литературе, тематически связывая их с программными произведениями (поэзия В. Мая­ковского — поэзия 70-х годов; М. Шолохов — «деревенская» проза Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина и т. д.).

Существенное значение имеет и тот факт, что уроки вне­классного чтения проводятся не часто — 8-12 часов в год. Это уже само по себе по-новому ставит вопрос о системе уроков внеклассного чтения и о ее взаимодействии с программным ма­териалом.

Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обя­зательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чте­ния, посвященные писателю-юбиляру или интересной журналь­ной публикации.

Наиболее последовательно реализуются в школьной прак­тике проблемно-тематические связи между уроками по основ­ному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учи­теля переносят обсуждение проблем, поднятых в произведени­ях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чте­ния. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, тра­диции и новаторство в решении русскими писателями «веч­ных вопросов».

Связь между уроками внеклассного чтения и программными произведениями может носить разнообразный характер. Иногда она выливается в расширение круга чтения произведений писа­теля, которые изучаются по программе. Например, ребята в классе анализируют «Мещерскую сторону», а на уроке внекласс­ного чтения (он может носить вступительный характер) они знакомятся с более доступными им рассказами Паустовского — «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Естественно, что подобные уроки сливаются с изучаемой в классе темой, либо помогая в нее войти, либо завершая ее.

Историко-лите­ратурные связи учитываются на уроке внеклассного чтения, где отбираются книги, посвященные жизни и творчест­ву писателя. Для урока внеклассного чтения «По страницам современной Пушкинианы» в IX классе, который стоит начать с краткого очерка истории отечественной Пушкинианы, учащиеся подбира­ют последние сборники, посвященные Пушкину («Друзья Пушкина», «Венок Пушкину», «России первая любовь: писатели о Пушкине, поэты - Пушкину», «Солнце нашей поэзии: из совре­менной Пушкинианы», «Светлое имя Пушкин: проза, стихи и пьесы о поэте» и др.). Этот урок-обозрение завершит чтение фрагментов из недавних публикаций Пушкинианы русского зарубежья (статьи В.В.Розанова, А.М.Ремизова, Д.С.Мережков­ского, В.Ф.Ходасевича, В.В.Набокова и др.).

Однако привлечение на уроках внеклассного чтения произве­дений только тех авторов, с которыми ученики знакомятся по программе, имеет и слабую сторону — не расширяется круг чте­ния ученика, многие авторы, которые интересуют ребят или которые должны были бы их интересовать, остаются вне внима­ния учителя. Поэтому принят и другой род связи между про­граммными произведениями и уроками внеклассного чтения — это тематическая связь. Предположим, что на занятиях анали­зируется «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, а на уроках внеклассного чтения дети говорят о произведениях о Великой Отечественной войне.

Особенно широкое распространение получила тематическая связь в старших классах, где традиционно выделяются такие темы: произведения о труде, «деревенская» проза, нравственные искания в советской литературе, произведения о войне и др. Последние две темы, как правило, вы­носятся на уроки внеклассного чтения во всех классах, хотя решаются они на различном материале.

Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле од­ного литературного направления. Обращение к произведени­ям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний.

На уроках внеклассного чтения рассматриваются иногда произведения того же рода и вида, что ребята изучают в классе, например завершающий урок о басне может включить наряду с баснями Крылова также басни Эзопа, Федра, Ж.Лафонтена, Г.Э.Лессинга, И.И.Дмитриева, В.В.Михалкова, Кривина. Подобные уроки внеклассного чтения могут существенно расширить пред­ставления учащихся о литературных жанрах, поэтических фор­мах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи. Одна из основных задач урока внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии» в IX классе - развитие интереса к форме ли­тературного произведения. Опыт показывает, что обращение к вопросам теории и истории стиха на уроках может стать стимулом к самостоятельному чтению лирических произведе­ний, а иногда и к созданию собственных стихов.

Связь между программным материалом и уроками внекласс­ного чтения бывает иногда весьма хрупкой и предполагает не сопоставление, а лишь пробуждение отдельных ассоциаций. Так, изучение творчества Тургенева может сопровождаться знаком­ством с лирико-философскими миниатюрами М. Пришвина, а страницам романа Чернышевского может предшествовать урок внеклассного чтения о современной научной фантастике, посвященной будущему нашей планеты.

Помимо внутрипредметных связей, в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и меж­предметные связи уроков внеклассного чтения с уроками исто­рии, географии, музыки и изобразительного искусства. Интерес­но проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живопи­си и музыке», «Исторические события и герои в романах В.Скотта и А.С.Пушкина», «Путешествия русских писателей», обсуждения но­вых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.

При планировании системы уроков внеклассного чтения важ­но предусмотреть:

• разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

• тематическое разнообразие («Проблема героя в литерату­ре», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные иска­ния», «Нравственный идеал» и т.д.);

• сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

• чередование разных видов уроков внеклассного чтения (бе­седа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскур­сия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других ви­дов искусства, межпредметных связей, технических средств обу­чения);

• систематичность и последовательность в овладении навыка­ми работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со спра­вочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Все изменения в реальной читательской ситуации при пер­спективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, по­этому система уроков внеклассного чтения должна быть от­крыта для всего нового и интересного, появляющегося в лите­ратуре. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.

Программные уроков внеклассного чтения должны связываться не только с изучаемым классе произведением, их нужно объединить и между собой. В каждом конкретном случае это будет своя система уроков рассчитанная на определенный ученический коллектив. Но, создавая такую систему, нужно учитывать виды уроков внеклассного чтения, которые получили признание в практике:

1) Библиотечные уроки. Учащиеся получают элементарные навыки работы в библиотеке и знакомятся с новинками книг.

2) Уроки типа КВН — литературные игры, викторины, организующие чтение учеников. Эти уроки особенно распространены в IV—VII классах.

3) Уроки обзорного характера (или конференции), знакомящие учащихся с отдельными книгами или с целыми темам («Современные книги о детях», «Школа в искусстве и действительности»).

4) Обсуждение книги — диспут, конференция, беседа о прочитанной книге,

Эпизодичность уроков внеклассного чтения заставляет как-то выделять их, делать праздничными, надолго запоминающимися. Праздничность этих уроков может достигаться разными путями. Иногда такой урок является своеобразным творческим отчетом всего класса. К нему ученики готовятся заранее: сами выбирают темы докладов, выполняют самостоятельные задания, готовят выразительное чтение или разыгрывают небольшие сцены, оформляют класс. А иногда праздничность уроку придает сама форма его ведения: урок-концерт, заочная экскурсия и т. д.

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заин­тересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонен­тов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в рас­пределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

Вывод. Таким образом, уроки внеклассного чтения, отвечая всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литера­туры, вместе с тем имеют свои отличительные черты — большую свободу выбора произведений, известную праздничность, и вместе с тем эти уроки должны быть внутренне связаны не только друг с другом, но и с произведениями, изучаемыми по программе Знание отличительных особенностей уроков вне­классного чтения помогает учителю правильно их спланировать и хорошо провести.



2018-06-29 911 Обсуждений (0)
УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (911)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)