Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экскурсовод: Корецкая Элеонора, 8 «Б»



2019-05-24 264 Обсуждений (0)
Экскурсовод: Корецкая Элеонора, 8 «Б» 0.00 из 5.00 0 оценок




Заявка МАОУ СОШ №114 на районный конкурс юных краеведов «Мой город»

Тема экскурсии:

«Победа ковалась на фронте и в тылу:

Боевая и трудовая слава уральцев»

Разделы:

1. «Свердловск в годы войны» (Корецкая Элеонова 8 «Б»)

2. «Капонир» (Екимов Андрей 8 «Б»)

3. «Из истории УДТК» (Корецкая Элеонора 8 «Б», Язынина Виктория 11 «А»)

4. «Дети войны» (Язынина Виктория 11 «А»)

5. «Юнги Северного флота» (Соловьёв Данил, 7 «А»)

Тема виртуальной экскурсии: «Заводы Свердловска во время войны»

 

Состав команды:

1.Екимов Андрей Сергеевич, 8 «Б» класс

2. Корецкая Элеонора Александровна, 8 «Б» класс

3. Соловьёв Данил Олегович, 7 «А» класс

4. Язынина Виктория Викторовна, 11 «А» класс

 

 

Руководитель школьного историко-краеведческого музея: Усецкая Нина Петровна, ПДО, контактный телефон: 89221065903

 

 

Директор МАОУ СОШ № 114                                         Л.И. Боярских

Краеведческий конкурс

«Мой город»

 

 

МАОУ СОШ № 114

2015

 

Обзорная экскурсия по музею МАОУ СОШ № 114

«Победа ковалась на фронте и в тылу:

Боевая и трудовая слава уральцев»

Цель: формирование у обучающихся представления о школьном музее как места, где можно пополнить свои знания, проникнуться чувством уважения, гордости и к истории Отечества, истории Урала и родного города.

Задачи:

· Способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»

· Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, свое Отечество, уважение к его прошлому, его свершениям и достойным людям

· Развивать и углублять знания по истории родного края

· Формировать исследовательские навыки, умение самостоятельно добывать новые знания

Тема№1. Свердловск в годы войны.

Экскурсовод: Корецкая Элеонора 8 «Б».

Портфель экскурсовода: показ слайдов.

Для свердловчан годы войны стали временем тяжелой работы, голода, болезней, постоянных тревог за родных – здесь, в тылу, в усиленном режиме создавалась продукция военного назначения: танки, оружие, одежда и обувь для солдат. Для того, чтобы обеспечить советскую армию достаточным количеством сапог и «Катюш», свердловские дети вставали за станки и работали наравне со взрослыми, а иногда и вместо них. В архивах сохранились сотни воспоминаний тогдашних детей о том, как экстренно им приходилось взрослеть. Совсем еще желторотым мальчишкам, чтобы те могли дотянуться до заводских станков, подставляли под ноги ящики и скамейки. – Каждый из нас был уверен: «Мы победим! По-другому просто не может быть!». В военные годы в Свердловске работали почти все. Причем не только на оборону – сохранялась и работа, которую условно можно считать «мирной». Продолжали работать школы, детские сады, больницы, театры. В военные годы Свердловск усиленно развивался, в первую очередь, конечно, как промышленный центр. Сюда эвакуировались заводы и научно-исследовательские институты, здесь сосредоточилась немалая часть интеллектуальной элиты страны. Продолжались стройки, открывались новые социальные учреждения. В военные годы промышленность перестраивается под нужды обороны, ведется интенсивная модернизация промышленных предприятий. На военные заказы практически полностью перешли Уральский турбомоторный завод, завод РТИ, Уралмаш, Дормаш, Уралэлектромашина, Химмаш, Шинный, Компрессорный, изготовлявший компрессоры для подлодок, ГПЗ-6 и другие. В войну открывались детские и медицинские учреждения. Было открыто троллейбусное движение, в 1943 году открылась Свердловская киностудия». Принятый атакующей Германией план «Барбаросса» предполагал наступление на Урал, бомбежку уральских городов – в том числе и Свердловска. Этому не суждено было реализоваться – к счастью, Свердловск пережил войну без военных действий. По нашим улицам ездили только наши танки, ходили наши солдаты – вылечившиеся в наших госпиталях, обутые и одетые нашими фабриками, снаряженные нашими заводами, на которых дни и ночи трудились люди. Бесконечная им благодарность за подаренную нам победу и за тот город, в котором мы сегодня живем!

Екатеринбург Свердловск в годы войны – крупнейшая кузница оружия для фронта. Центр крупного тяжёлого машиностроения (например, завод «Уралмаш» выпустил десятки орудий полевой и танковой артиллерии), производства боеприпасов. Центр формирования знаменитого Уральского добровольческого танкового корпуса.

 

 

Тема№2. Из истории УДТК…

Экскурсовод: Корецкая Элеонора, 8 «Б»

                     Язынина Виктория, 11 «А»

 

В тяжёлых условиях военного времени свердловчане активно участвовали в патриотическом движении, направленном на всенародную поддержку фронта (движение двухсотников, создание фронтовых бригад, рост стахановского движения).

Патриотический порыв порождал искренние желание большинства жителей города вложить свои силы и средства в общее дело, разгром врага. Трудящиеся 3-х областей - Свердловской, Челябинской и Пермской, сделали фронтовым уникальный подарок – сформировав из добровольцев танковый корпус, обеспечив его всем необходимым из своих личных сбережений и безвозмездного труда во внеурочное время.

В газете «Уральский рабочий» 16 января 1943 года была опубликована заметка «Танковый корпус – сверх плана», в ней говорилось, сколько танков и самоходных орудий надо изготовить, чтобы оснастить танковый корпус. Одновременно говорилось, сколько рабочих добровольцев надо обучить водить боевые машины. Почин был горячо поддержан уральцами и получил одобрение Государственного Комитета Обороны. 11 марта 1943 года был получен положительный ответ И.В. Сталина, этот день стал считаться днём рождения корпуса. В корпус было отобрано 9 тыс. человек из 115 тыс. подавших заявление. Боевое крещение корпус получил на Курской дуге, участвовал в освобождении Украины, Польши, в штурме Берлина, совершил победный марш к Праге. За боевые заслуги преобразован в 10-й Гвардейский (1943), удостоен почётного звания «Львовский» (1944), награжден орденом Красного Знамени, орденом Суворова 2 степени. Корпусом в разное время командовали: генерал В.И. Соколов, Г.С. Родин, Е.Е. Белов, Н.Д.Чупров.

В нашем музее собран большой материал про УДТК. Это фотографии участников корпуса, воспоминания, глава книги Зайцева, последнего командира Свердловской бригады, «Гвардейская Танковая». Эта рукопись подарена  Ивановой Любовь Архиповной-легендой УДТК.

Обычной девчонкой Люба Глазырина окончила 10 классов школы №145 на Уралмаше, два курса Индустриального института и началась Великая Отечественная война. Вместе с другими однокурсниками пошла в военкомат – на войну не взяли, отправили на курсы медсестер. Затем, училась на курсах электросварщиков на заводе Уралмаш, в цехе №32 варила борта танков. В знаменательный для Урала день, когда был сформирован
УДТК, Любовь Архиповну зачислили медсестрой в медсанбат. В боях на Орловско-Курской дуге она узнала цену человеческой жизни. На ее глазах умирали раненые однополчане. Медицина была бессильна. Командование, узнав, что у нее плечами два курса института – ее направили в штаб – сперва зенитного, а потом артиллерийского полка. Вот с этим полком она прошла с боями до самой Праги. За участие в операции по освобождению Львова на гимнастерке девушки появилась боевая награда – медаль «За отвагу». За все прошедшее после войны время, Любовь Архиповна не теряет связь со своим полком и пользуется заслуженным авторитетом у ветеранов. Семнадцать лет она была председателем Совета ветеранов УДТК, с ноября 2006 года пожизненно Президент Свердловской областной организации УДТК.

Тема 3. «Капонир»

Экскурсовод : Екимов Андрей, 8 «Б»

Портфель экскурсовода: неразорвавшиеся обезвреженные снаряды, болванки, фрагмент танкового колеса.

 

Вряд ли в каком-либо другом школьном музее найдется такая экспозиция «Капонир», как наша.

Капонир – огневое военное оборонительное сооружение, предназначенное для ведения флангового или косоприцельного огня. В годы Великой Отечественной войны, на Калиновском полигоне ( недалеко от нашей школы) проводились испытания вооружения заводов Эльмаша: Уралэлектроаппарат и Уральский турбинный завод. Остатки полигона – капонира можно найти и сейчас по кирпичной стене. На капонир привозили немецкий танк, используя его для испытания наших снарядов, или наш советский танк для испытания брони, стреляя по нему немецкими снарядами. Таково было предназначение капонира. Когда в школе появился музей ребята стали приносить экспонаты, найденные на капонире: неразорвавшиеся обезвреженные снаряды, болванки, фрагмент танкового колеса. Эта экспозиция и ее экспонаты вызывают огромный интерес у многих мальчишек.

 

Тема 4. «ДЕТИ ВОЙНЫ»

 

Экскурсовод: Язынина Виктория 11 «А» класс

Портфель экскурсовода: кисет под табак, сшитый Шистеровой А.А, подобный тем, что шили в годы войны; учебник «Арифметика» 1937 года.

 

«Дети войны»- горькая фраза. Мы порой и не задумываемся о том, что они живут и сейчас, что это наши бабушки и дедушки, что это наши учителя- ветераны. Что им так нужно наше внимание, наша забота и уважение.

И такой материал о «Детях войны» есть у нас в музее. В воспоминаниях о военном детстве столько горечи и вместе с тем гордости за то, что они внесли свой вклад в Великую Победу.

Детство наших учителей-ветеранов совпало с войной. В своих воспоминаниях говорят о трудностях военного времени. Им, девчонкам, приходилось возить зерно, дрова на лошадях, быках. Но школу не бросали –учились, писали на газетах, сажей, соком свёклы. По вечерам вязали носки, шили кисеты под табак -подарки на фронт.

Анфиса Александровна Шистерова, учителю начальных классов, работала в нашей школе с начала ее основания, с 1958 года и до выхода на пенсию. На всю жизнь ей запомнился этот случай из военного лихолетья - в 13 лет ей доверили лошадь. Телега загружена картофелем доверху, дорога – вязкое месиво, лошаденка худая, изможденная работой, дотянула воз до середины горы и села на задние ноги, как собака. Возница заревела: было жалко лошадь, не знала что делать. На лошадиное счастье их догнали другие телеги - взрослые выпрягли лошадь, подняли на ноги, вывели на гору, а затем перегрузили картофель.

А Колганова Мария Степановна родилась и выросла в большой крестьянской семье, работала в школе №114 учителем русского языка и литературы с 1960 года и не расставалась с профессией учителя до 72 лет, а после ушла на заслуженный отдых. До войны Маша Колганова окончила 4 класса начальной школы в своем селе и продолжала учебу в средней школе за 9 километров от дома. Когда началась война Мария не бросила учебу, очень хотелось стать образованной. Учиться было тяжело ( голодно, холодно, писать не на чем и нечем, родные далеко).

Однако на «отлично» окончила 9 классов и была принята в Тобольский учительский институт. 2 года учебы – и она учитель русского языка и литературы. Желание получить образование победило все невзгоды войны. Это учебник «Арифметика» 1937 года. Я вам показываю его не оттого, что он такой старый, а потому, что для Марии Степановны он стал тетрадью, в котором она записывала лекции по русской литературе.

Вот как рассказывает о своем военном детстве Отличник народного образования Худякова Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы, работала в школе с начала ее основания до 2001 года.

В 11 лет ей пришлось начать трудовую жизнь. Отец на фронте, мать учетчик в колхозе, а колхозникам хлебные карточки не полагались. Приняли на завод «Уральские самоцветы» полировщицей изделий из камня. Руки в язвах от раствора извести, смена длится долго, есть хочется постоянно. Порой слезы катились градом от такой жизни. Мастер уговаривал: «Терпите, ребята, вы фронту помогаете». На фотографиях экспонаты выставки «Русские самоцветы» в годы ВОВ Москва, 1945 г. Возможно, среди них есть и те, которые полировала Ольга Григорьевна.

Взрослые, конечно, понимали, что это завод зарабатывает деньги для воюющей Родины, изделия продавались за границу за валюту. Дети же поняли это, став взрослыми.

Низкий поклон всем ветеранам за бесценный вклад в общее дело Победы в Великой Отечественной войне.

 



2019-05-24 264 Обсуждений (0)
Экскурсовод: Корецкая Элеонора, 8 «Б» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экскурсовод: Корецкая Элеонора, 8 «Б»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)