Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кристофер Робин рассказывал Винни Пуху о том, как в старину посвящали Рыцарей. И вдруг, Винни Пух спросил: «А это очень хорошо, когда тебя посвищут?»



2019-05-24 372 Обсуждений (0)
Кристофер Робин рассказывал Винни Пуху о том, как в старину посвящали Рыцарей. И вдруг, Винни Пух спросил: «А это очень хорошо, когда тебя посвищут?» 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение…………………………………………………………...………….....2-3

 

Орфография. …………………………………………………………..…..……4-7

 

Фонетика…………………………………………………………………….....8-9

 

Состав слова………………………………………………………………….10-11

 

Словообразование……………………………………………………………12-16

 

Морфология………………………………………………………………….17-32

 

Имя существительное………………………………………………………. …17

 

Имя прилагательное. …………………………………..……………………….24

 

Глагол………………………………………………………………………........27

 

Предлог………………………………………………………………………….30

 

Имя числительное………………………………………………………………30

 

Местоимение.…………………………………………………………………...31

 

Синтаксис. Текст. …………………………………………..………………..33-36

 

Лексика.………………………………………….…………………………...37-40

 

Литература………………………………………..……………………………..41

 

 

  

 

 

Введение

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, возбуждает потребности в знании, работу мышления. А разве ни к этому стремится каждый педагог, разве ни созидание и абсолютное развитие личности, являются основными направлениями работы современной школы? Проанализировав и ответив на этот вопрос, мы стали перед необходимостью работы над развитием не только познавательной деятельности, а в большей степени над формированием творческого мышления, как основы вмещающей и становление логического мышления, памяти, воображения, развития интеллектуальных способностей. Работая в технологии развивающего обучения, мы имеем возможность, реализовывать все эти направления, в отличие от любой другой технологии. Ведь формирование творческой самостоятельности, умения применять знания в новых ситуациях – основа творческого мышления.

Творчество – это всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений; эмоции сопровождают творчество, увлекают творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт, ведут его по верному пути, обеспечивают результат, подлинное созидание лишь строгие, проверенные знания и умения.

Конечно же, не все дети готовы к творчеству, поэтому прежде чем развивать творческое мышление необходимо поработать над созданием «почвы»:

- познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность;

- активность, настойчивость в достижении поставленной цели;

- развитые познавательные умения;

- готовность и способность к исполнительским действия,

ведь условием творчества служит нетворческая деятельность, так как подлинный творец – труженик, не пренебрегающий долгим и кропотливым трудом.

Несмотря на то, что готовность у детей различна, сам процесс творчества доступен всем детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует и формирует познающую личность. Для этого необходима система.. Мы предлагаем выделить в ней три блока:

§ подготовительный – внедрение элементов творчества в овладении новым материалом и закреплении изученного;

§ исследовательское творчество – моделирование, конструирование, анализ на основе знаний и умений, процесс создания (исследование значений слов и оттенков значения, иносказаний в тексте, образование слов и их семейств, составление словариков самими детьми – словарик сказочного языка, словарик синонимов и антонимов, составление моделей, схем, сочинения на тему исследования);

§ самовыражение через различные виды деятельности, связанные с языком (различные конкурсы, иллюстрирование рассказов, составление комиксов, сочинение стихотворений, игра – создание газеты и журналов).

Данное пособие работает на реализацию первого и второго этапов, так как учащиеся вторых классов учатся применять общеучебные знания и умения, а значит, их интеллектуальный уровень и познавательные процессы подвижны и легко примут, освоят и будут использовать элементы творчества. Поэтому наряду с традиционной формулировкой заданий используются «советы»: попробуй, подумай, понаблюдай, проанализируй. Это позволяет ученикам ощущать себя ведущим в познавательном процессе, а учителя воспринимать как опытного, образованного собеседника.

Материалы пособия «привязаны» к программе русского языка второго и третьего классов и предполагают сотрудничество с познавательными заданиями учебника «Русский язык» Они расположены по основным разделам этого учебника и опираются на познание языка через элементы творчества.

Создавая данный источник мы ставили перед собой следующие цели:

– изучить методическую литературу по данному вопросу, для выявления актуальности;

– систематизировать и обобщить имеющийся материал;

– создать систему творческих заданий, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной творческой деятельности и для приобретения ЗУН по курсу русского языка.

    Творить ради знаний и знать для проявления творчества!

Материал данного пособия могут использовать не только учителя инновационных учебных заведений, но и учителя, углубляющие и опережающие программный материал. Родители, заинтересованные в развитии творческого мышления детей, найдут интересные задания для своего ребенка. Задания можно выполнять в ходе индивидуальной и групповой работы.

Название раздела: Орфография

Цель: развивать орфографическую зоркость на материале творческих заданий.

1.Напиши слова, для которых данные слова являются прверочными

Смотр; крик; корм.                                     

Свист; рябь; лень.

 

2.Прочитайте цепочки слов. Проанализируйте, найдите лишнее. К остальным подбери проверочные слова. Запишите, выделите корень.

Бр…сок, д…чурка, з…мовка.                          Зм…я, л…чит, кр…винка.

 

3.Попробуй исправить ошибки.

Цветок, краты, взглинул,                                    Пчила, стаит, мистечко,

гниздо, удевительный, бривно.                         осинь, посматрела, клисты.

 

4.Догадайтесь, какие буквы нужно вставить.

Пос…дел на скамейке – пос…дел от старости.

Сл… зал сливки – сл…зал с дерева.       

Св…ла гнездо – св…ла пятно

Пол…кать белье – пол…скать щенка.

Зак…лю булавкой - зак…лю здоровье.

Прим…рять платье – прим…рять друзей.

 

5.Догадайся, в каких словах могут «вырасти ошибки».

Ворона, кусочек, ель, лиса, бежала, сыр, дух, плутовка, дерево, голубушка, глазки, сказки, перышки, голосок, светик, сестрица. Из какого произведения эти слова.

Правильно запиши название, используя правила правописания названий.

Попробуй сам придумать и записать слова, в которых могут «вырасти ошибки» из басни И. Алтынсарина.

 

6.По какому принципу построены столбики.

Продолжи, на сколько сможешь.

Пряжка                             Ягода               Трава                    Кормушка

Сыроежка                        Пиала               Проливной           Окраска

Указка                              Дежурный       Вода                     Сторожка

 

7.Составь алгоритм проверки орфограмм.

 

8.Придумай и запиши пять слов с согласными в слабой позиции, написав с каждым проверочные слова.

С одним из слов составь предложение.

 

9.К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос что?

Загадать, разведать, посадить.                    Поливать, погрузить, отгадать.

 

10.Составь с данными словами рассказ и запиши его.

Сне…, моро…, холо…, корму…ки, зерны…ки, кро…ки, ребяти…ки.

 

11.Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение.

Поставьте нужные знаки.

не набрать мне столько за го…

в лес ходила я с Мадиной

набрала подру…ка яго…

за черникой и малиной.

 

12.Придумай и запиши 3 предложения, в которых было бы много слов с орфограммами

жи – ши, ча-ща, чу-щу.

 

13.Подбери слова с сочетаниями чк, чн, нщ, нч.

Составь с одним из слов предложения.

 

14.Напиши 3 предложения о городе Костанае, включив названия улиц.

*Такое же задание можно предложить выполнить о городе Астана.

 

15.Вспомни имена, которые могут принадлежать и мальчикам, и девочкам. Составь с этими именами 3 предложения.

 

16.Придумай по 2 существительных, которые обозначают деревья, овощи и месяцы с мягким знаком на конце.

 

17.Образуй отданных слов слова обозначающие признак предмета.

Боль, стиль, лев.                              Мыло, сила, село

 

18.Составь 3 или 4 предложения с данными словами и запиши их.

Деньки, школьники, коньки, по льду.

Тюльпаны, степь, ковыль, вьются.

 

19.Запиши 10 существительных с безударной гласной на тему «Казахстан»

 

20.Образуй от данных существительных, слова других частей речи с безударной гласной в корне.

Бег, крик, смотр, лед.

 

21.Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание, составляя словосочетания.

Отв…рить, сл…зать, зап…вать, прож…вать, пол…скать.

 

22.Данные словосочетания замени глаголом. Подчеркни проверочное слово.

Сделать подарок - …; говорить дерзости - …; издавать крик - …; произвести посадку - …; излучать свет - … .

 

23.Подбери синонимы с безударными гласными в корне слова.

Смеяться, видеть, восхитительный, двигаться.

 

24.Выписав орфограммы из данных лов, вы узнаете название красивейшей птицы Казахстана.

Весна, висит, укроп, капель, ванна, аллея, лук.

 

25.Придумай к данным словам рифмы с парным согласным в корне слова.

Клюшка, гибкий, кружка, молотки, прятки.

 

26.Составь толковый словарик данных слов. Подумай, что нужно сделать в первую очередь?

Грипп, программа, хоккей, аккуратный, коллектив, перрон.

 

27.Диктант с элементами творчества.

Дети пишут текст, диктуемый учителем, дополняя каждое предложение словами с изучаемой орфограммой.

 

28. «Слово в слове» - работа со словарем. Поиск слова на заданную орфограмму на странице словаря.

 

29. По следам орфограммы. Продолжить цепочку.

Удивительный, полевая, закричал ….

Местность, подружка, лестница, …

Пиала, весело, космос, …

Аккуратный, группа, ванна, …

 

30.Составь чайнворд из словарных слов (когда последняя буква является первой в следующем слове).

 

31.Объясни правописание слова, опираясь на его состав.

Следы, беседка, областной, настенная, ручьи, вездеход.

 

32. Сравните. Определите общие и различные признаки.

Ос…нью, скв..рцы, ул…тают, д…лекие, стр…на, в…селые.

Ø Продолжить цепочку

Ø Составь и запиши предложение.

 

33. Прочитай, продолжи.

Астана, батыр, вагон …

Что объединяет данные слова

Название раздела: Ф о н е т и к а

 Цель: развивать творческое мышление, фонетический слух, речь, исследовательские способности.

1.В каждой строке выдели «лишний» звук, букву.

[а] [г] [у] [о] [и]
е ю э ё я
[г] [з] [д] [т] [в]
[ш] [ф] [х] [л] [т]

 

2.Нарисуй «Дом фонем»

 

3.Фонетическая математика

§ В слове 2 согласных и 1 гласный. Сколько в слове слогов?

§ В слове 3 согласных и 3 гласных. На сколько слогов можно разделить слово?

§ В слове два звука. Сколько в слове слогов?

§ В слове «кот» и в слове «мяу» одинаковое количество букв. Одинаково ли количество слогов и звуков?

§ В слове один звук. Гласный он или согласный?

 

4. Назови один и тот же звук в словах

Клён, вол, слон, вёл.

5. Выбери возможные варианты односложных слов из слова «поздравление»

 

6.Сколько раз повторяется звук [ш]

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

 

7.Прочитай стихи. Найди слова с «заблудившимися» буквами. Исправь ошибки.

Куклу выронив из рук Маша мчится к маме:  -Там ползет зеленый лук С длинными усами. Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном Обязательно примите Десять цапель перед сном.  

8. Прочитай те, определите закономерность и определите следующее слово.

стол  парта стул  лампа  грач ?

мяч   юрта   кот     яхта     сын ?

 

9.Из каждого слова удали одну фонему так, чтобы из оставшихся получилось новое слово.

Власть, краска, склон, полк, тепло, беда.

 

10.Добавьте к слову одну фонему так, чтобы получилось новое слово.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.

 

11.Замени одну согласную фонему так, чтобы получилось новое слово.

Ногти, булка, лапка, зубы, песок, орел, норка, клин.

 

12. Напиши сказку «Подсказки Твердого знака» или «Великий актер Мягкий знак»

 

13.Составьте свой словарь, состоящий из слов, в которых букв больше, чем звуков или звуков больше чем букв.

 

14.Запиши каждую вторую букву алфавита, начиная с первой, каждую третью букву, начиная с конца.

 

15.Распредели слова в три столбика.

Ель, ел, ряд, рад, шест, шесть, мыл, мил, мель, мел.

 

16.Запиши слова

, эн,], [н,ан,а], [с,ило], [й,азык].

 Какие слова можно записать [пр,атк,и]?

 

17.Придумай слово, которое состоит из двух звуков, а пишется одной буквой?

 

18.Сравни количество звуков в словах ямка и лямка, ель и ел? Сделай вывод.

 

19.Прочитай слово, затем произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить

Из слова лён – цифру;

Из слова лей – название дерева;

Из слова люк – большой мешок;

Из слова ток – домашнее животное:

Из слова шёл – неправду.

 

20.Выбери наибольшее количество слов из слова «мечтатели», «табунщик».

 

21.Вспомни и запиши несколько слов, в которых звуков больше, чем букв. И наоборот.

 

Название раздела:            Состав слова.

Цель: умение применять знания по теме «Состав слова» в творческих заданиях.

1.Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем.

Барабан

- тот, кто играет на барабане;

- бить, стучать в барабан;

- маленький барабан.

Вар

- ягода, сваренные в сахаре;

- тот, кто готовит пищу;

Час

- мастер по починке часов;

- солдат, стоящий на посту.

 

2.Подбери слова с приставкой, обозначающие движение во внутрь.

 

3.В каком слове нет приставки.

Допеть, достроить, доказать, дожить, досказать, доехать.

 

4.Разбери все слова по составу.

Глокая куздра будланула бокра и кудрячит бокренка.

 

5.Напиши название предметов с суффиксом -ик.

Обозначь корень и суффикс.

 

6.Загадочное слово.

Прибавляя по одной букве к загаданному слову (имя существительное, ед.число), можно получить слова, следующего значения:

- газообразное состояние

- место отдыха

- театральная принадлежность

- теплица

 

7.Составь новые слова.

- залез, приготовить, ночка, коса

- подчистка, ходить

- понес, слово, курица, крапива.

*Придумай слова, из которых можно разные части, чтобы получить новое слово.

*Обозначь эти части.

 

8.Составь слова по схемам.

 

9.Вставь основу.

У           а , к           у , перед            ом .

 

10.Отгадай кроссворд.

По горизонтали:

5.Изменяемая часть слова.

По вертикали:

1.Часть слова, перед корнем для образования новых слов.

2.Главная часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов.

3.После корня и служит для образования новых слов.

4.Часть слова без окончания.

          1      
      2       3  
4                
                 
                 
5                
                 
                 
                 

Название раздела.    Словообразование

Цель: умение применять знания по теме «Состав слова» в творческих заданиях.

1. Внимательно прочитай. Сравни. Выпиши пары однокоренных слов (родственных)

Затрубить – отрубить, виноватый – извиняться, солить – солист, морской – уморить

 Парный – паровой.

Доказать, (продолжить ряд)

 

2. Выполни разбор по составу. Родственные ли слова?

Слепить глаза – слепить снеговика;

Скупить товар – скупой на похвалу;

Расточка деталей – из земли показалось три росточка.

 

3. Составь предложение, используя слова с приставками и предлогами одинакового звукового состава.

 

4. Та слова часть, что изменяется

……………. называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы ………………….

  ………… слова – главная

Значимая часть.

Родственные связи дарит

  ……… всласть.

Выясни умело линию родства –

  …………… подбери слова.

 

5. Найди родственные слова

Проблесковатый маяк мигнул и погас. Белые ночи полны бесцветного блеска.

Когда свежий снег выпадет и ровным слоем ляжет, это называется пороша, потому что снег, как белый порошок, все поле запорошил.

Кристофер Робин рассказывал Винни Пуху о том, как в старину посвящали Рыцарей. И вдруг, Винни Пух спросил: «А это очень хорошо, когда тебя посвищут?»

 

6. Подберите слова из 5 – 6 букв, в которых были бы и приставка, и суффикс и окончание.

 

7. Подумайте и запишите слова от тех, что придумали маленькие дети. Составь и выполни задание с ними.

Пальчатки, людь, одуван, колоток, копатка, улиционер.

8. Синоним или родственник? Выпиши только родственные слова

- Жаркое, жаровня, раскаленный

- Ветер, вихрь, безветренный

- Сосна, дерево, деревянный

- Учитель, изучать, зубрить

- Сожаление, сочувствие, жалость

 

9. Найди ошибки в схемах;

С + Ъ +

ПО + Ъ +

ВЫ + Ъ +

ПОД + Ъ +

 

10. Запиши несколько слов такого же состава:

Погрузка, выходной, улетела

 

11. Сравни слова по значению и по составу, скажи, какие части вносят в слова новое значение:

Машина – машинка – машинист;

Корабль – кораблик – корабельщик.

 

12. Распредели слова в три столбика. По какому признаку это можно сделать.

Ручка, ручища, чемоданчик, барабанщик, банька, домик, долина, ключик.

 

13.Образуй суффиксальным способом:

Рыба: - человек, занимающийся рыбной ловлей,

      - маленькая рыба

     - жена рыбака

Стол: - человек, который делает деревянную мебель,

       - маленький стол

       - помещение, где обедают

 

14.Подберите родственные слова с корнем «цвет», соответствующий схемам:

15. Подумай, какую ошибку можно допустить, разбирая слово по составу:

Брусника, клубника, земляника, гвоздика, черника.

 

16.У каких глаголов суффикс находится после окончания, привести примеры.

 

17.Отгадай загадки. Сравни отгадки. Сформулируй правило.

Я несу в себе водицу, нам водица пригодится.

Можно мыться без хлопот, если есть …………..

     Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь – прибавлю ходу,

     Везу обоз на сто колес и называюсь ……………

По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый ход.

Лишь гудит машина важно, что такое? ……………..

      Через поле и лесок подается голосок, он бежит по проводам –

     Скажешь здесь, а слышно там.

Не птица, а летит. Не жук, а гудит.

     Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой?

     Не лопатой, не метлой, а железною рукой.

Через реки, через горы слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог этот чудо-сундучок.

     Что за чудо, что за ящик? Сам - певец и сам - рассказчик,

     И к тому же заодно демонстрирует кино.

Придумай и запиши три загадки так, чтобы отгадками были сложные слова.

 

18.Составь словесный портрет своего друга, используя сложные слова.

 

19.Запиши ряды родственных слов, вместо ? поставь нужную букву, цифру или слово. Ответ обоснуй.

Вода – водянка – подводные

2        3           ?

Ветка – веточка – ветвистый

С        С            ?

Предмет – пена

Качество - ?

Действие – пениться

Сокол              медный           седина

Соколиный     медь                     ?

 

20. Вместо точек вставь пропущенный корень. Выполни разбор по составу.

На…ит                  рас…ет

Вы…ит                 раз…ит

При…ет                ис…ит

Раз…ет                 подо…ит

 

21. ИЦ          ?

ЕЦ          ?

Определи зависимость. Какая пара суффиксов пишется по такому же

правилу. Запиши несколько примеров.

 

22.Образуй названия маленьких предметов. Запиши их в два столбика. Выдели часть слова, образовавшую их.

Глаз, свисток, зонт, кот, гном, мешок, топор, карандаш, ключ, замок.

 

23.Выпиши сначала родственные слова, затем формы одного и того же слова.

 Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

 

24.Отгадай слово, составь подобную шараду.

Корень мой ищи в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же в дневнике или в журнале.

 

25.Выпиши слова с приставкой над.

Надпилить, надломить, надышать, надуть, наделать, надколоть, надумать, надоить, надписать.

 

26.Из данного перечня морфем составь и запиши слова. Какой способ образования объединяет эти слова?

Ø -а-, -худ-, -ис-, ость-, -л-

Ø -е-, -игр-, -до-, -ни-, -ыва-.

 

27.В этом колесе спрятано 26 слов в разных формах. Найдите их. Запишите, разберите по составу.

             К

   О             О

        

   С              Л

               Е

28.Составь и запиши по 5 – 6 слов так, чтобы сочетание «ов» было:

Ø окончанием

Ø суффиксом.

 

29.Придумай и запиши по 2 слова так, чтобы сочетания ик, ек, иц, ец были

Ø окончанием;

Ø другой частью слова.

 

30. Все слова образованы приставочным способом. Подтверди или опровергни это.

Уехать, забавлять, улететь, списать, затеять, нарисовать, ударить.

 

31. Подбери слово по окончанию.

Много ….ов, по …ам, с …ами, на …ах, …ам, …ами, ….ах, ях.

*Подумай, по какому признаку можно классифицировать данные сочетания?

 

32. Составь два столбика слов. В первый выписывай слова, в которых «к» является суффиксом, а во второй не является.

Подружка, ложка, ножка, мушка, ромашка, бумажка, кошка, пешка, пряжка, мышка, мишка, шапка, лошадка, лавка, пушка, кружка, дорожка, травка, банка, песенка.

 

33. «Разбери матрешку».

Отнимая по одной части слова (начиная с окончания), разбери слово как матрешку, чтобы каждый раз получалось новое слово.

Подносчики, перевозчики, обходчики, привозите, уходите, занесите.

 

34.Ответь на вопросы. Подкрепи примером.

· Как большой дом превратить в маленький?

· Как из маленького хвостика сделать большой?

· Можно ли превратить рыбу в человека?

· Можно ли из одного стола построить комнату?

· Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?

· Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?

Название разделаМ о р ф о л о г и я

Цель: развивать умение использовать знания о частях речи в «новых» ситуациях, применять знания о   морфологических признаках на качественно новом уровне.

Имя существительное

1.Составь квадрат из имен существительных

Город, бежал, красивый, дочка, речка, жить, дубовая, говор, белить.

 

2. Подумай, где имена существительные

Хрост, кулякать, бунзая, пялька, миравное, рульчик, стрекасти.

 

3.Преврати неодушевленные имена существительные в одушевленные, используя суффиксы

Груз, цирк, стройка, камень, мойка, машина.

4.Можно ли сказать, что здесь повторяется одно и тоже слово

Белка, белка, шарик, Шарик.

 

5.По значению определи слово – имя существительное, употребляющееся только во множественном числе.

· Праздник дня рождения;

· Одна из детских игр;

· Белая краска;

· 24 часа;

· предмет для резания бумаги;

· жидкость, которой мы пишем.

 

6.Распредли слова в столбики. По какому принципу ты это сделаешь?

Рояль, кофе, шасси, шаль, домино, кенгуру, ножницы, сальто, санки, каникулы.

 

7.Запиши слова в форме множественного числа.

Человек, курица, лист (бумаги), лист (дерева), порт, шинель, ясень, мех.

 

8. Из каждой пары путем перестановки букв, составь третье новое слово – имя существительное так, чтобы все буквы были использованы.

кит – рана =              кожа – ворон =     боб – уста =

 

9.Составь словосочетания так, чтобы эти имена существительные стали другой частью речи.

Жгут, пила, столовая.

 

10.Подберите к именам существительным синонимы с признаками другого рода

Инъекция - …, гнев- …, табун - …, облик - … .

 

11. Составь рассказ, используя слова.

Утро, дождь, плащ, луч, солнце, степь, колокольчики.

 

12.Составьте предложения по данным схемам

Под чем? (сущ., ед.ч., ж.р.) сказуемое, подлежащее (сущ., мн. ч., м. р.).

 

13. Понаблюдай за языком казахской пословицы. Что интересного ты заметил? Вспомни и запиши другую пословицу, в которой бы соблюдалась эта особенность.

Начало успеха – единство.

 

14.Соотнеси стрелками название падежей и падежные вопросы.

И.п. Кем? Чем?
Р.п. Кому? Чему?
Д.п. О ком? О чем?
В.п. Кто? Что?
Т.п. Кого? Что?
П.п. Кого? что?

15.Запиши словосочетания, исключив «лишнее».

§ Гуляли в роще, приблизились к черемухе, находился в лодке;

§ Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, джигит на лошади;

§ Жил в ауле, полз по одежде, подошли к ферме;

§ Срубили березу, выпил чаю, лежал на печке.

*Устно выполни группировку по другому признаку.

 

16. Прочитай предложения. Запиши их, ориентируясь на существительное, которое является подлежащим. Они должны следовать в алфавитном порядке.

Зима принесла стужу. Белая пороша легла на землю. Телега переехала через овраг. Юные акыны участвовали в айтысе. Учительница сообщила про сочинение. Машина заехала за угол. Даулет зашел в рощу.

*данное задание можно использовать и в разделе «Синтаксис».

 

17.Продолжи каждую строчку 4 – 5 словами, подбирая их по трем признакам.

Стриж, душ, …

Дичь, сушь, …

Слежка, пробка, …

Лицо, яйцо, …

Урожай, трамвай, …

Дач, туч, … .

 

18.Прочитайте. Исключите из цепочки лишние слова, по какому – либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Каждое исключение обоснуй.

Степь, человек, объехал, тетради, какао.

 

19. Прочитайте. Пронаблюдайте за фразеологическими оборотами. Объедините их, где это возможно, по смыслу и падежу существительного 1 склонения. Укажи, в каких падежах употреблено существительное 1 склонения.

Пустая голова, с царем в голове, заплатить головой, мякинная голова, намылить голову, садовая голова, запудрить голову, выбросить из головы.

 

20.Напиши имена существительные в форме Р. п. единственного числа.

Учитель, Балхаш, доктор, полотенце, инженер, лагерь, озеро, облако, пиала, гнездо,  яблоня, пастбище, чабан, сторож, комбайнер.

 

21. Составь предложения, используя одно из слов пары в определенном значении.

Листы – листья; корни – коренья; зубы – зубья; цвета – цветы.

 *данное задание можно использовать и в разделе «Синтаксис».

 

22. К именам существительным подбери антонимы другого склонения.

Героизм, скука, ласка, ложь, ночь, война, трудолюбие, сила, тишина, радость, злость.

* данное задание можно использовать и в разделе «Лексика».

 

23. Определи род подчеркнутых имен существительных.

Ай да Мурочка,                      Бедный Федотка - сиротка

Ай да умница.                         Плачет несчастный Федотка.

               Ты один не умывался,

               И грязнулею остался.

               И сбежали от грязнули

               И чулки, и башмаки.                          

Почему возникли затруднения? Обоснуй свой ответ.

 

24. От каких существительных можно образовать форму множественного числа?

Белье, большинство, равенство, рожь, овес, клюква, морковь,, боб, бег, радость, горе, скука, чистота, красота, ход.

 

25.Имя существительное какого склонения получим, отбрасывая поочередно по одной букве сначала слова доклад? Досада? Обеда?

 

26.Составь алгоритм написания безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа. По результатам составь таблицу.

предлог падеж 1 скл. 2 скл. 3 скл.
К        
Без        
По        
Об        
для        
из        
о        

 

27.Придумай и запиши слова – «подсказки, подставлялки» для проверки правописания безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа. Подумай, в какой позиции должно быть окончание?

 

28. Составь текст, используя в каждом предложении слово в различных падежных формах

* данное задание можно использовать и в разделе «Синтаксис».

 

29. Запиши имена существительные, у которых нет даже нулевого окончания.

 

30. Образуй форму множественного числа

Высота, глубина, количество, качество.

 

31. Какие имена существительные могут стать приставкой?

*данное задание можно использовать и в разделе «Словообразование».

 

32.Понаблюдай за языком стихотворения. Что интересного заметил? Составь задание, опираясь на знание морфологических признаков имени существительного.

Шепот, робко дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

33. Кто быстрее всех прочтет, слово «лишнее» найдет.

Кошка, ковшик, черепаха. Туфли, тапочки, папаха. Лук, кабанчик, кабачок. Платье, полка, пиджачок. Щука, ерш, карась и роза. Стол, сервант, диван, мимоза. Шило, ножницы, игра. Танцы, песня и игла.

* «Собери» новые группы.

 

34.При помощи какого падежа Р. Рождественский описал природу. Докажи.

О русской природе, о милой природе,

О тающем снеге, о ясной погоде, 

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О гроздьях рябины, о шорохах бора,

О ландышах ранней весной.

 

35.Определи склонение данных слов.

Тукан, звяга, шушь, разоб, стик, кручь.

Придумай свои слова и выполни тоже задание.

 

36.Попробуй, не подбирая слов, определить, правильно ли задуманы слова. Вместо черточек поставьте буквы так, чтобы получились слова данного склонения.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
_ _ _а _ _ _т _ _ _ ь
_ _ _ _ я _ _ _ _о _ _ _ _ и
_ _ _а _ _ _ _ е _ _ _ ь

 

37.Придумай и запиши рассказ об осени из 5 – 6 предложений, используя данные слова. Определи падеж и склонение всех имен существительных.

Осколок, хрустальное, лучезарное, бархат, звон.

Бескрайняя, ковыль, пространство, теплая, степь.

 

38. К данным именам существительным подберите однокоренные слова другого склонения, но в той же падежной форме и того же числа.

По тетрадк… - …; В морков… - …; около постельк… - …; без косточк… - …; о ноч… - … .

 

39. С данными именами прилагательными составь словосочетания, используя имена существительные на конце с шипящей или ц. Полученные словосочетания запиши в форме Т. п.

Талантливый (…); веселая (…); ясный (…); старый (…); доброе (…); густая (…).

 

40. Найди закономерность и отгадай неизвестные слова. С ними составь предложения в указанном падеже.

Груша (луна) линия                Слава (власть) степь

Слива ( … ) полет                  Весло ( … ) низок

    Т. п.                                         Д.п.

 

41.Составь словосочетания по данным схемам. Окончания имен существительных должны быть безударными.

По (1 скл., ж.р., Д.п.) (1 скл., ж.р., Р.п); в (1 скл., ж.р., В.п) около (2 скл., м.р., Р.п.); на (1 скл., ж.р., П.п) (3 скл., ж.р., Р.п.)

 

42. Придумай и запиши продолжение.

На востоке небо заволокли громады туч. Повалил густой снег. …

 

43. Подбери к каждому имени существительному признак. Полученные словосочетания запиши форме Р.п., множественного числа

Яблоко, чулки, носки, ботинки, апельсин, помидор, сапоги.

 

44. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж и склонение полученных имен существительных.

В (…е); в (…и); по(…е); по(…и); из (…и); на (…и).

 

45. Прочитай. Запомни стихотворения. О каком морфологическом признаке идет речь. Составь свои рифмы, используя правило.

· «Здесь трава и земляника, и дорога, и земля.

Собрались в окошке этом все на –аи все на –я.

Род мужской и женский род очень дружно здесь живет»

· «Утром солнце, ночью месяц смотрят весело в окно.

Собрались в окошке этом все на –е и все на -о.

Это средний род такой.

 Род мужской совсем другой.

Нулевое окончанье он имеет в слове «дом».

А «журнал» и «пионер» тоже правильный пример.»

·



2019-05-24 372 Обсуждений (0)
Кристофер Робин рассказывал Винни Пуху о том, как в старину посвящали Рыцарей. И вдруг, Винни Пух спросил: «А это очень хорошо, когда тебя посвищут?» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кристофер Робин рассказывал Винни Пуху о том, как в старину посвящали Рыцарей. И вдруг, Винни Пух спросил: «А это очень хорошо, когда тебя посвищут?»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)