Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внеклассная работа по истории. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных



2018-06-29 603 Обсуждений (0)
Внеклассная работа по истории. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных 0.00 из 5.00 0 оценок




Тырина Нина Эвировна, учитель истории и обществознания

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Семья – это слово много значит для каждого человека. В этом слове – покой и счастье, история и судьба, в нём смысл жизни. Среди человеческих чувств одно из самых добрых – чувство любви к своей семье, её прошлому, своим корням. Знание своих корней, знание прошлого своей семьи, необходимо каждому человеку. Когда – мы начинаем это понимать, тогда, и приходит осознание важности изучения истории своей страны. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения.

Цель:Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании семейных родословных.

Задачи:

  • Формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина.
  • Развитие у учащихся исследовательских навыков.
  • Создание и систематизация учащимися их семейного архива.

Тема "Моя родословная" для учащихся нашей гимназии является актуальной на протяжении нескольких лет. Сегодня – это проектная деятельность учащихся, реализуется через работу Научного общества учащихся (НОУ).

НОУ Эжвинской гимназии было создано в 1996 году. Были разработаны положения о НОУ, о научно-практической конференции и гимназических чтениях. НОУ способствует созданию условий для активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа НОУ включает в себя подготовку к участию и участие в конкурсах, конференциях, чтениях, интеллектуальных марафонах. Гимназисты занимаются проектной деятельностью по созданию семейных родословных. Вместе с учащимися на заседаниях НОУ были придуманы собственные названия гимназических чтений "Искорка" и научно-практической конференции "Мы – будущее России".

В процессе преподавания курса истории России учителю истории приходится сталкиваться с такими проблемами:

  • Непонимание учащимися значимости изучения истории Отечества.
  • Недостаточно сформирован у учащихся интерес к отечественной истории, к истории малой родины.
  • Незнание учащимися истории собственной семьи.

К сожалению, в России фамильная память очень короткая. Некоторые учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, девичью фамилию матери. Однако хорошо знают и охотно рассказывают родословную своей собаки.

Участники НОУ на протяжении нескольких лет занимаются проектной деятельностью по созданию семейных родословных.

Проект "Моя родословная" состоит из трёх этапов:

  1. "Родословное древо".
  2. "Биографические справки".
  3. "От истории своей семьи к истории страны".
  4. Успешной реализации проекта "Моя родословная" способствуют: уроки по истории России, заседания научного общества учащихся (НОУ), помощь семьи учащегося.

Шаги реализации проекта "Моя родословная" выглядят следующим образом.

На уроках истории учащиеся изучают родословные династий российских правителей. На занятиях НОУ учащиеся обучаются азам исследовательской работы, учатся методам работы с различными историческими источниками. Обучаются правилам составления генеалогического древа.

Далее учащиеся собирают информацию в семье, работают с устным источником – воспоминаниями (хорошо, если в этом деле им помогаю их родители и другие родственники). Самым важным и ценным является участие всей семьи учащегося в создании и сохранении фамильной истории. Изучая свою родословную, учащиеся больше общаются со своими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Совместными усилиями осуществляют поиск источников по изучению семейной истории.

Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо (пока первоначальный вариант). Результат вполне может выглядеть так – таблицей, где больше вопросов, нежели ответов (здесь учащийся 6 класса зафиксировал собранные по устным источникам сведения).

Фрагмент таблицы "Родословная моей семьи", учащегося 6 класса.

бабушка бабушки (сторона матери) Царева Татьяна Петровна ?
дедушка бабушки (со стороны отца) Поляков Григорий Дмитриевич ?
дедушка бабушки (сторона матери) Царев Илья Иванович ?
сестра отца бабушки Полякова Мария Григорьевна ?
брат отца бабушки Поляков Никандр Григорьевич ?
сестры матери бабушки Царева (Фальченкова) Аксинья Ильинична 1914-1953гг.

А может результат быть и таким – в виде живописного дерева. Где учащаяся 10 класса сделала подбор фотографий, дат и мест рождения своих родственников.

"Родословное древо", учащейся 10 класса.

Продолжая поисковую работу, учащиеся находят дополнительные источники информации (материалы домашних и возможно государственных архивов, дневники, записанные воспоминания, фотодокументы). Личные письма, старые документы, воспоминания, награды, сохранившиеся в семье – важный источник нравственного влияния на учащегося. Изучая семейные реликвии, учащиеся знакомятся с историей семьи и тем самым сохраняют память своей семьи.

Затем учащиеся изучают и обрабатывают все найденные источники, классифицируют их. Проявляют себя как исследователи. Собранные учащимися подробные биографические данных на членов семьи изучаются ими и классифицируются. Учащиеся занимаются составлением кратких и подробных биографических справок на членов семьи. Составление таблицы-характеристики

" Биографические справки" – важная часть работы учащихся по проекту "Моя родословная". Здесь раскрывается талант исследователя, поскольку есть возможность проявить на практике полученные, на уроках истории и заседаниях НОУ знания.

Вот, к примеру, фрагмент характеристики "Биографические справки" представителей семьи по отцовской ветви, составленной учащейся 7 класса:

Сокерин Сергей Владимирович – 1963 г., родился в Самарской области, живёт в Эжвинском районе города Сыктывкара, педагог дополнительного образования, женат, имеет двух дочерей, образование – высшее.

Сокерина Вера Дмитриевна – 1941 г., родилась в деревне Демушкино Рязанской области, замужем, имеет двоих сыновей, мед. Работник, образование – средне-специальное.

Баранов Николай Дмитриевич – 1922 – 1943 г., родился в деревне Демушкино Рязанской области, погиб под Сталинградом, образование 7 классов.

Баранов Василий Дмитриевич – 1933 – 1976 г., родился в деревне Демушкино Рязанской области, женат, имел дочь и сына, рабочий совхоза, образование – 7 классов.

Баранова (Установа) Зинаида Дмитриевна -1939 – 1996 г., родилась в деревне Демушкино Рязанской области, замужем, имела дочь и сына, повар, образование – 7 классов.

Пупочкина (Баранова) Мария Дмитриевна – 1924 г., родилась в деревне Демушкино Рязанской области, замужем, имела двоих детей (сын и дочь), работник совхоза, образование – 4 класса.

Характеристика "Биографические справки" может выглядеть таблицей.

Фрагмент таблицы, составленной учащейся 8 класса "Биографические справки"

ФИО (девичья фамилия) Год рождения (годы жизни) Место рождения (Место жительства) Образование Семейное положение (дети)
Маматина (Сычугина) Анна ? 1873 – 1950 Горьковская область, Бутурлинский район, село Высоково нет была замужем (сын)
Маматин Николай Николаевич 1902 – 1943 Горьковская область, Бутурлинский район, село Высоково 3 класса был женат, (три дочери и сын)
Маматина (Увяткина) Просковья Игнатьевна 1899 – 1986 Горьковская область, Бутурлинский район, село Крутец нет была замужем, (три дочери и сын)
Грачёва (Маматина) Вера Николаевна 1927 г Горьковская область, Бутурлинский район, село Высоково (город Нижний Новгород) 3 класса вдова (сын)

Учащиеся самостоятельно анализируют найденные ими связи истории семьи с историей страны. Погружаясь, в неизвестный для учащихся исторический материал, они начинают понимать важность изучения прошлого своей семьи, края и страны.

Изучая свою родословную, учащиеся начинают связывать историю своей семьи с историей страны и выходят на такие темы исследования:

  • История семьи на фоне истории страны.
  • История Слободы, Эжвы, лесопромышленного комплекса (ЛПК).
  • Репрессии в судьбе семьи.
  • Трудовая биография моей семьи
  • Мои предки – участники Великой Отечественной войны.
  • Войны в судьбе моей семьи. И другие темы.

Восстанавливая семейную историю, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Особенно радует преемственность, когда работу выпускника гимназиста продолжают его младшие брат или сестра, обучающиеся в гимназии. Совместный поиск информации, изучение своей истории воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны.

Таким образом, через уроки истории, заседания НОУ, работу с семейным архивом, складывается интерес учащихся к истории Отечества, своего края, семьи. Учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся оформлять доклады и творческие работы, принимают участие в конкурсах и выступают с докладами на конференциях.

У выпускника гимназии, занимавшегося родословной, остается интерес к этой теме, а в семье – составленное родословное древо и приведенный в порядок семейный архив. Это и есть сохранение истории своей семьи, то есть реальный вклад учащихся в формирование памяти о минувшем времени. Ведь именно через биографии своих родных, через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся гимназии в создании семейных родословных – важная часть не только учебной деятельности, но и жизни. На проблемный вопрос нашего современного общества "В чём национальная идея России?" можно ответить так: национальная идея России – это воспитание достойных граждан своей страны. Решению этой цели способствует проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных.

Изучение своей родословной развивает у учащихся гуманистическое мышление, личностное отношение к истории. Учащиеся ощущают самую живую связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению поколений и позволяет приобщить учащихся к изучению истории повседневности, истории семьи, родного края и страны. Сохранение семейной истории, изучение прошлого семьи способствует складыванию у учащихся гражданской позиции, развивает личностное отношение к истории.

 



2018-06-29 603 Обсуждений (0)
Внеклассная работа по истории. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внеклассная работа по истории. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)