Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ



2018-06-29 444 Обсуждений (0)
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Литературное краеведение занимает особое место в системе внеклассной работы, как форма активного, действенного позна­ния родины, ее истории, ее культуры. Учить понимать и любить прекрасное — это значит и учить понимать и любить жизнь, людей, землю, на которой родился.

Краеведение ведется в двух направлениях: открытие того, чем богат, чем знаменит родной город, село, край, и выход за пределы области для знакомства с культурными центрами или памятными в жизни и творчестве писателя местами

Помогает сделать работу более систематической и целена­правленной составление картотеки или карты-плана. Сюда наносят памятные места, связанные с писателями, деятелями ис­кусства, названия произведений, в которых отразились родные места. Для создания картотеки можно использовать справочные издания типа «Наш край в документах и иллюстрациях», «Литературные места», «Писа­тель и родной край», летописи жизни и творчества писателей, мемуарную литературу, творчество изучаемых писателей. Эти карточки заполняются постепенно, поэтому они по­могают и наметить план работы — чтения, поиска, экскурсии, и одновременно подвести итог сделанным открытиям.

Задания следопытам должны быть совершенно конкретными, посильными для их возраста: сбор сведений о писателях, родив­шихся в пределах края; розыски и описания объектов, изобра­женных в художественном произведении (дома, улицы, село, город, колхоз, завод); описание местной природы, собирание сведений о лицах, являвшихся прототипами литературных геро­ев, и т. п. Все это обращает школьников литературными впе­чатлениями, укрепляет их любовь к родному краю.

От экскурсий, организованных местными музеями, экскурс-бюро, по мере накопления материала можно перейти к экскур­сиям, проводимым самими учащимися. В этом случае юные экс­курсоводы специализируются на разделах городского, школьного музея или на каком-либо объекте своего города, села.

Литературные экскурсии («Тургеневские места в Орле», «Пе­тербург Достоевского», «Горький в Арзамасе» и др.) хорошо со­провождать выразительным чтением. Тогда у каждого юного экс­курсовода будут помощники — чтецы, иллюстраторы. Пусть группа за один раз пройдет не весь маршрут, но зато каждый дом, изгиб реки, переулок оживут, запомнятся навсегда.

Очень популярны экскурсии в памятные литературные места: в Пушкинский заповедник, в Ясную Поляну, в Мелихово. «Я не знаю, — писал Паустовский, — в чем очарование мест, связан­ных с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В нем соединяется гордость за силу человеческого духа, пение стихов, доносящихся как бы из глубокой полевой дали, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет. И, наконец, радостное сознание необыкновен­ного блеска и мужества мысли, оставленного нам в наследство прекрасным предшественником».

Нужно дать ребятам возможность походить по этим святым местам не только с экскурсией. Постоять в вечерней тишине у могилы поэта. Походить по тем дорогам, по которым ходил писатель. Экскурсия может смыкаться с более сложной фор­мой — походом.

Поход — одно из самых ярких событий в жизни школьников. Подготовка к нему может начинаться не менее чем за два-три месяца. Она включает в себя чтение, изучение жизни и твор­чества писателей, связанных с маршрутом похода, создание сценариев будущих вечеров. Такого рода предварительная рабо­та подготавливает ребят к активной встрече с прекрасным, ина­че романтика походного быта, приключения заслонят то, ради чего приехали школьники

Острота впечатлений усиливается цельностью задач похода. Многотемность, обилие увиденного рассеивает внимание. Значи­тельно полнее эмоциональный багаж от походов коротких или с очень четко выраженной единой темой, особенно если перед участниками ставятся посильные задачи: отправиться на Север в экспедицию за произведениями устного народного творчества; воссоздать топографию произведения и пройти по пути его героев или пройти маршрутами странствий писателей, сравнив их опи­сания с увиденным.

Выполнение в походе исследовательской или иной задачи придает ему характер общественно значимого дела, имеющего благородный смысл. Более зрелым у школьников становится чувство родины, причастности к ее истории и современности.

МУЗЕЙ

Длительная работа по литературному краеведению, накопле­ние, систематизация материала, исследования, встречи вовле­кают ряд поколений учащихся в дело творческое и нужное, из которого вырастает потом школьный музей.

Когда музей уже открыт и действует, он начинает работать на школу, на район, на юных и взрослых людей и определяет дальнейшее содержание работы кружка, клуба, продолжаясь в новых связях, поездках, исследованиях. Элькин Г. Ю, Огризко З. А. Школьные музеи. М., 1972. В пособии даны советы по организации музея Консультации также можно получить в Государственном Историческом музее в Москве (Красная пл., д. 1), «Отдел школьных музеев».

Многие школьные музеи стали известны на всю страну.

Театральный музей школы № 1 г. Сокола Вологодской обла­сти официально объявлен филиалом Государственного театраль­ного музея им. А. А. Бахрушина за пропаганду театрального искусства среди учащихся и жителей города и области. «Как создается спектакль», «Образ В. И. Ленина на вологодской сце­не», «Горький и театр», «Маяковский и театр» — с этими и по­добными лекциями-концертами постоянно выступают «сотруд­ники» музея.

Музей Тютчева в Овстугской школе на Брянщине проводит для всего района праздник поэзии. Это ряд поколений тютчевцев восстановили парк в усадьбе поэта, погибший в годы войны.

Белая Калитва. Школа № 2. Музей «Слова о полку Игореве» созданный литературным обществом «Боян». Здесь редчайше собрание книг и рукописей на русском, украинском, грузинском, финском, башкирском, болгарском, польском, датском, француз­ском и других языках, более 300 изданий «Слова».

Много дорог исходили члены общества «Боян», чтобы восста­новить топографию древнейшего памятника русского эпоса. И наконец осуществлена их мечта: на горе Караул, в между­речье Быстрой и Калитвы, где, по предположению советский ученых, в далеком 1185 г. произошла битва русичей с половцами, воздвигнут монумент.

Только развивая эстетическое отношение к миру, фантазии можно разбудить у школьников стремление создавать красивый мир на земле. Через эстетическое переживание к воспитанию гражданскому и нравственному — такова основная магистраль внеклассной работы по литературе. Не все из участников круж­ков, клубов, объединений станут филологами или искусствове­дами. Но никто из них уже не сможет жить без хорошей книги, музыки, интересной выставки. Внеклассная работа не менее нуж­да и учителю. Она помогает ему находиться в вечном поиске, вводит его в мир науки, искусства, делает образованнее, интел­лигентнее и озаряет живой и бескорыстной дружбой с его воспитанниками.

 



2018-06-29 444 Обсуждений (0)
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)