ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Литературное краеведение занимает особое место в системе внеклассной работы, как форма активного, действенного познания родины, ее истории, ее культуры. Учить понимать и любить прекрасное — это значит и учить понимать и любить жизнь, людей, землю, на которой родился. Краеведение ведется в двух направлениях: открытие того, чем богат, чем знаменит родной город, село, край, и выход за пределы области для знакомства с культурными центрами или памятными в жизни и творчестве писателя местами Помогает сделать работу более систематической и целенаправленной составление картотеки или карты-плана. Сюда наносят памятные места, связанные с писателями, деятелями искусства, названия произведений, в которых отразились родные места. Для создания картотеки можно использовать справочные издания типа «Наш край в документах и иллюстрациях», «Литературные места», «Писатель и родной край», летописи жизни и творчества писателей, мемуарную литературу, творчество изучаемых писателей. Эти карточки заполняются постепенно, поэтому они помогают и наметить план работы — чтения, поиска, экскурсии, и одновременно подвести итог сделанным открытиям. Задания следопытам должны быть совершенно конкретными, посильными для их возраста: сбор сведений о писателях, родившихся в пределах края; розыски и описания объектов, изображенных в художественном произведении (дома, улицы, село, город, колхоз, завод); описание местной природы, собирание сведений о лицах, являвшихся прототипами литературных героев, и т. п. Все это обращает школьников литературными впечатлениями, укрепляет их любовь к родному краю. От экскурсий, организованных местными музеями, экскурс-бюро, по мере накопления материала можно перейти к экскурсиям, проводимым самими учащимися. В этом случае юные экскурсоводы специализируются на разделах городского, школьного музея или на каком-либо объекте своего города, села. Литературные экскурсии («Тургеневские места в Орле», «Петербург Достоевского», «Горький в Арзамасе» и др.) хорошо сопровождать выразительным чтением. Тогда у каждого юного экскурсовода будут помощники — чтецы, иллюстраторы. Пусть группа за один раз пройдет не весь маршрут, но зато каждый дом, изгиб реки, переулок оживут, запомнятся навсегда. Очень популярны экскурсии в памятные литературные места: в Пушкинский заповедник, в Ясную Поляну, в Мелихово. «Я не знаю, — писал Паустовский, — в чем очарование мест, связанных с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В нем соединяется гордость за силу человеческого духа, пение стихов, доносящихся как бы из глубокой полевой дали, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет. И, наконец, радостное сознание необыкновенного блеска и мужества мысли, оставленного нам в наследство прекрасным предшественником». Нужно дать ребятам возможность походить по этим святым местам не только с экскурсией. Постоять в вечерней тишине у могилы поэта. Походить по тем дорогам, по которым ходил писатель. Экскурсия может смыкаться с более сложной формой — походом. Поход — одно из самых ярких событий в жизни школьников. Подготовка к нему может начинаться не менее чем за два-три месяца. Она включает в себя чтение, изучение жизни и творчества писателей, связанных с маршрутом похода, создание сценариев будущих вечеров. Такого рода предварительная работа подготавливает ребят к активной встрече с прекрасным, иначе романтика походного быта, приключения заслонят то, ради чего приехали школьники Острота впечатлений усиливается цельностью задач похода. Многотемность, обилие увиденного рассеивает внимание. Значительно полнее эмоциональный багаж от походов коротких или с очень четко выраженной единой темой, особенно если перед участниками ставятся посильные задачи: отправиться на Север в экспедицию за произведениями устного народного творчества; воссоздать топографию произведения и пройти по пути его героев или пройти маршрутами странствий писателей, сравнив их описания с увиденным. Выполнение в походе исследовательской или иной задачи придает ему характер общественно значимого дела, имеющего благородный смысл. Более зрелым у школьников становится чувство родины, причастности к ее истории и современности. МУЗЕЙ Длительная работа по литературному краеведению, накопление, систематизация материала, исследования, встречи вовлекают ряд поколений учащихся в дело творческое и нужное, из которого вырастает потом школьный музей. Когда музей уже открыт и действует, он начинает работать на школу, на район, на юных и взрослых людей и определяет дальнейшее содержание работы кружка, клуба, продолжаясь в новых связях, поездках, исследованиях. Элькин Г. Ю, Огризко З. А. Школьные музеи. М., 1972. В пособии даны советы по организации музея Консультации также можно получить в Государственном Историческом музее в Москве (Красная пл., д. 1), «Отдел школьных музеев». Многие школьные музеи стали известны на всю страну. Театральный музей школы № 1 г. Сокола Вологодской области официально объявлен филиалом Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина за пропаганду театрального искусства среди учащихся и жителей города и области. «Как создается спектакль», «Образ В. И. Ленина на вологодской сцене», «Горький и театр», «Маяковский и театр» — с этими и подобными лекциями-концертами постоянно выступают «сотрудники» музея. Музей Тютчева в Овстугской школе на Брянщине проводит для всего района праздник поэзии. Это ряд поколений тютчевцев восстановили парк в усадьбе поэта, погибший в годы войны. Белая Калитва. Школа № 2. Музей «Слова о полку Игореве» созданный литературным обществом «Боян». Здесь редчайше собрание книг и рукописей на русском, украинском, грузинском, финском, башкирском, болгарском, польском, датском, французском и других языках, более 300 изданий «Слова». Много дорог исходили члены общества «Боян», чтобы восстановить топографию древнейшего памятника русского эпоса. И наконец осуществлена их мечта: на горе Караул, в междуречье Быстрой и Калитвы, где, по предположению советский ученых, в далеком 1185 г. произошла битва русичей с половцами, воздвигнут монумент. Только развивая эстетическое отношение к миру, фантазии можно разбудить у школьников стремление создавать красивый мир на земле. Через эстетическое переживание к воспитанию гражданскому и нравственному — такова основная магистраль внеклассной работы по литературе. Не все из участников кружков, клубов, объединений станут филологами или искусствоведами. Но никто из них уже не сможет жить без хорошей книги, музыки, интересной выставки. Внеклассная работа не менее нужда и учителю. Она помогает ему находиться в вечном поиске, вводит его в мир науки, искусства, делает образованнее, интеллигентнее и озаряет живой и бескорыстной дружбой с его воспитанниками.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |