Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юридические документы ООН и Совета Европы в практике работы Конституционного Суда Республики Беларусь



2019-05-24 303 Обсуждений (0)
Юридические документы ООН и Совета Европы в практике работы Конституционного Суда Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задачей Конституционного Суда Республики Беларусь является обеспечение верховенство Конституции. Ее текст в части определения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина готовился с учетом таких фундаментальных актов ООН, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и других. С 1994 г. сохраняется норма о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства. Таким образом общепризнанные принципы выступают в качестве вектора нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Для Конституционного Суда международные документы, принятые в рамках ООН, являются важным источником права, влияющим на позицию судей. Согласно Закону «О международных договорах Республики Беларусь» нормы права, которые содержатся в международных договорах, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Беларуси законодательства, подлежат непосредственному применению, если иное не следует из договора, и имеют силу того акта, которым выражено согласие белорусского государства на обязательность международного договора. Это свидетельство желания Беларуси добросовестно исполнять международные договоры, которые приобретают таким образом более высокую юридическую силу чем законы.

В принятых с 1997 г. по 1 июля 2005 г. решениях Конституционного Суда имеется 84 ссылки на Всеобщую декларацию, вышеназванные международные пакты, Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о статусе беженцев, Протокол, касающийся беженцев, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов, утвержденные резолюцией ЭКОСОС, Декларацию о территориальном убежище, Конвенции и Рекомендации МОТ и др.

Благодаря закреплению в документах ООН права каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией и законами, Конституционный Суд в 1997–1998 гг. принял ряд решений, которыми снял ранее существовавшие в законодательстве и на практике ограничения в доступе к правосудию. Анализ международных документов позволил Конституционному Суду зафиксировать в своих решениях право гражданина на судебное обжалование ареста, задержания, обоснованности прекращения производства либо отказа в производстве по уголовному делу. Сейчас даже лица, находящиеся в местах лишения свободы, благодаря позиции Конституционного Суда, основанной на белорусской Конституции и документах ООН, имеют право обжаловать те взыскания, которые на них накладываются администрациями учреждений, где они отбывают наказание.

При этом Конституционный Суд исходил помимо неотъемлемого права на судебную защиту, также и из того, что Европейскими пенитенциарными правилами, рекомендованными Комитетом министров 12 февраля 1987 г., предусматривается, что защита личных прав заключенных и, в особенности, законность применения дисциплинарных взысканий обеспечиваются посредством контроля, осуществляемого, в соответствии с национальным правом, представителями судебных или иных органов, уполномоченными посещать заключенных и не принадлежащими к пенитенциарной администрации.

В другом деле, касающемся свободы выезда за рубеж и возвращения в Республику Беларусь (речь идет о проставлении в паспортах соответствующих отметок), Конституционный Суд основывался на положениях статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства не может быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые не только предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других, но и совместимы с признаваемыми в этом Пакте другими правами (пункт 3).

Вынося решение о сроках административного задержания в соответствии с частями первой и третьей статьи 242 КоАП, Конституционный Суд ориентировался на статью Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Граждане получили право пользоваться услугами адвоката в условиях, которые исключают прослушивание их разговора. На этот счет Министерством внутренних дел издан соответствующий акт. При вынесении соответствующего решения Конституционный Суд руководствовался Сводом принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г., который устанавливает: задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката (принципы 11, 17); задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право связываться и консультироваться с адвокатом, для этого ему предоставляются необходимое время и условия для проведения таких консультаций; право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности, не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка; свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать (принцип 18).

В условиях трансформации белорусского общества, укрепления независимости, обновления текущего законодательства важной является норма Всеобщей декларации о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Аналогичное право содержится в ст. 23 Конституции, что позволяет Конституционному Суду внедрять в практику принцип соразмерности ограничений прав и свобод достигаемым правомерным целям. Нормы о недопустимости дискриминации учитывались при принятии решения о незаконности ограничения в приеме на работу или на учебу в зависимости от места жительства, о равной оплате за равный труд, о получении льгот теми гражданами, которые заслужили это, выполняя свой служебный долг.

Исходя из международных стандартов принимались решения о правах беженцев. Благодаря решениями Конституционного Суда в пять раз была уменьшена пошлина, уплачиваемая лицом, претендующим на статус беженца при обращении в суд; лицо, попросившее убежище за рубежом, получило право участвовать в президентской избирательной кампании 2001 г. Катализатором к подготовке проекта закона об альтернативной воинской службе является решение Конституционного Суда, в котором он со ссылкой на Международный пакт о гражданских и политических правах отметил, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу, иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

С учетом закрепления в Международном пакте о гражданских и политических правах права осужденного лица на пересмотр его осуждения и приговора принимались решения по вопросам амнистии. В порядке исполнения одного из решений по данному вопросу досрочно были освобождены более двух тысяч человек, удовлетворяются обращения отдельных категорий осужденных.

Нормы Международного пакта о гражданских и политических правах были положены в основу при оценке конституционности закона от 17 мая 1997 г., которым были внесены изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Так, согласно пункту 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.

В пункте 2 статьи 4 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что даже чрезвычайное положение в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, не может служить основанием для каких-либо отступлений от ряда статей Пакта, в том числе и от статьи 15, закрепившей правило обратной силы уголовного закона, устанавливающего более легкое наказание.

Пунктом 1 статьи 2 названного Пакта предусмотрено, что каждое участвующее в данном Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в данном Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.)

В этой связи признано не соответствующим Конституции Республики Беларусь и Международному пакту о гражданских и политических правах пункт 3 раздела III «Заключительные положения» Закона от 17 мая 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» в части недопущения пересмотра вступивших в законную силу приговоров в отношении лиц, осужденных до введения в действие данного Закона за совершение преступлений, перечисленных в статье 72, а также предусмотренных частями первой, второй и третьей статьи 87, частями первой, второй и третьей статьи 88, частью первой статьи 89, частями первой и второй статьи 90, частями первой и второй статьи 91, статьей 911, частями первой и второй статьи 93, статьей 94 и частью первой статьи 96 Уголовного кодекса, в соответствии с правилами статьи 6 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В результате исполнения решения Конституционного Суда несколько тысяч человек полностью или частично было освобождено от наказания.

Анализ Конвенции о правах ребенка, которая предусматривает, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют, что это необходимо в наилучших интересах ребенка позволило Конституционному Суду принять решение о необходимости изъятия из Кодекса о браке и семье была изъята нормы, ранее допускавшей усыновление детей без согласия родителей или лиц их заменявших, во внесудебном порядке.

Проводимый в Конституционном Суде анализ норм международного права и национального законодательства свидетельствует о быстром их сближении в интересах отдельного человека и общества в целом.

 



2019-05-24 303 Обсуждений (0)
Юридические документы ООН и Совета Европы в практике работы Конституционного Суда Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юридические документы ООН и Совета Европы в практике работы Конституционного Суда Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)