Внеурочная работа по истории.
1. Дранишников В.В. Краеведческий факультатив. // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 6. – С. 106-108. 2. Лебедева И.М. организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 кл.: Из опыта работы: Книга для учителя. – М., 1990. 3. Баранов П.А. городская олимпиада по истории.// Преподавание истории в школе. – 1996. - № 4. 4. Манн Б.Б. Школьный исторический театр.// Преподавание истории в школе. – 1993. - № 3. 5. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М., 1989. – Гл. 4. 6. Кожин Ю. Олимпиада по истории в старших классах.// История. – 1999. - № 3. Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности. Значение внеурочной работы: 1. на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы знаний, к тому же нехватка времени. Расширение и углубление исторических знаний. 2. на уроке нельзя показать памятники, утварь и т.п. 3. практическая функция изучения истории чаще реализуется во внеурочной работе. 4. Возникает более тесное общение между учителем и учеником. 5. Развитие индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности в познании истории, создание условий для самореализации школьников. Может носить массовый (вечер, конференция), групповой (кружок), индивидуальный характер.
Задачи внеурочной работы: 1. расширение и углубление знаний об историческом прошлом мира, страны, края, семьи. 2. формирование устойчивого познавательного интереса к истории и способам ее изучения 3. развитие познавательных способностей учащихся, практических и коммуникативных умений 4. воспитание гражданственности, патриотизма, положительных моральных качеств, чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию, ответственности за его сохранность. Принципы организации внеурочной работы: 1. добровольность. Необходимо учитывать интересы и особенности каждого для привлечения к деятельности. 2. работа должна носить исследовательский характер. 3. Значительная часть работы должна носить коллективный характер. 1. Факультативное занятие – не копия урока, но включает в себя многие его элементы. Факультатив не идентичен и внеурочной работе, хотя и имеет с ней много общих форм. Факультативные курсы строятся на принципе добровольности и призваны удовлетворить личный интерес школьника к предмету. Определить степень интереса учащихся к факультативу можно с помощью беседы. Обобщив ее результаты, учитель продумывает содержание курса, методические приемы и формы занятий. Кроме того, должен быть решен вопрос о том, как часто будут проводиться занятия: два раза в неделю по часу, либо один раз по два часа. После этого можно приступать к планированию курса с учетом интересов и уровня подготовленности учащихся. Первые одно-два занятия следует посвятить теоретическим проблемам курса и работе с терминами, т.к. без знания терминологии учащимся будет трудно ориентироваться в содержании конкретного факультатива. Например, факультативный курс «История второй мировой войны» предполагает знание терминов военная доктрина, стратегия, тактика, оперативная обстановка и т.д. Факультативные занятия могут проходить в форме лекции, семинара, практикума, конференции, занятия в музее, посещения объекта изучения. Возможно проведение комбинированных занятий типа: лекция и практикум, семинар и практикум, лекция и семинар. Начинающий учитель, как правило, предпочитает форму лекции, однако два академических часа зачастую не под силу слушать школьнику. Поэтому лекцию следует оснащать средствами наглядности, работой с документами, можно предусмотреть проблемные задания. Лекции по характеру и содержанию бывают разные. Аналитическая лекция отличается не только глубоким анализом теоретических проблем, но и существенных фактов, без которых невозможно сделать выводы и обобщения. Такое аналитическое изложение проблемы позволит лучше усвоить ее в целом. Семинарские занятия целесообразно проводить на основе документальных источников. Практикумы по своему характеру близки семинарам, они могут быть общими, групповыми и индивидуальными. На основе анализа источников и конкретно-исторического материала учащимся предлагается обосновать свою позицию, сделать обобщения и выводы. Индивидуальные задания даются в том случае, если учитель располагает большим и разнообразным материалом. Первая ступень подготовки учителя к факультативным занятиям в теоретическом плане связана с накоплением материала, с углублением теоретической подготовки самого учителя в данной тематике. Вторая ступень – отработка методики проведения факультативных занятий. В отличие от основных курсов, обеспеченных учебниками и другими пособиями, факультативы в лучшем случае имеют только методические пособия или пособия для учащихся, а ряд курсов не имеет даже этого. Все факультативы в той или иной степени связаны с основными курсами, обогащают их и тем самым повышают уровень образования учащихся. Факультативные курсы не только углубляют знания учащихся, формируют у них научное мировоззрение, расширяют кругозор, но и создают благоприятные условия для подготовки их к дальнейшему образованию и сознательному выбору профессии. Факультативный курс создает возможность для показа не только основных исторических событий, но и событий второго плана. Одним из видов самостоятельной работы учащихся в рамках факультатива могут быть ученические исследования, строящиеся на основе изучения научной и научно-популярной литературы, мемуаров, беллетристики, вещественных памятников. Их цель – формирование устойчивого интереса у учащихся к исторической науке, глубоких и прочных знаний по избранной проблеме, развитие элементарных навыков исследовательской работы. Подготовленная работа обсуждается на занятии факультатива. Чтобы обсуждение проходило активно, учащимся предлагается ознакомиться заранее с основным содержанием или тезисами работы. Программа краеведческого факультатива наряду с материалом по истории региона должна включать и информацию о теоретических основах краеведения. О методике краеведческих изысканий. Только в этом случае можно добиться активной работы учащихся, вовлечь их в творческий поиск и сформировать устойчивый познавательный интерес. В программе краеведческого факультатива необходимо четко определить основные понятия и термины, усваиваемые на занятиях, сформировать практические умения и навыки. Краеведы должны научиться анализировать местную периодическую печать, краеведческую литературу, грамотно проводить опросы, беседы со старожилами края, готовить сообщения рефераты, работать в школьном краеведческом музее. Нужны технические (использование аппаратуры) и туристские умения и навыки. Можно в качестве одной из форм результата работы рекомендовать рабочие книжки краеведа, куда заносятся сведения о коллективных и индивидуальных заданиях и итогах их выполнения. При оценке деятельности членов факультатива следует избегать формальных приемов и способов контроля. Нельзя ставить плохие оценки ученикам, недостаточно активным на занятиях, т.к. даже пассивное участие в работе краеведческого факультатива положительно влияет на развитие познавательной деятельности, интереса к истории. Необходимо поощрять самостоятельную познавательную деятельность краеведов. Усвоению основного содержания факультатива предшествует подготовительный этап: знакомство с программой, формами работы, друг с другом, с преподавателем. На этом этапе важно заинтересовать школьников занимательным краеведческим материалом, привлекательными формами работы (экскурсиями, поездками, походами), создать эмоционально приподнятую атмосферу и нравственную почву для формирования коллектива единомышленников, наметить ближние и дальние перспективы, выделить актив. Обычно подготовительный этап охватывает 1-ю четверть. Факультатив – не только форма внеурочной работы, но и способ духовного общения с детьми, позволяющий ученикам самовыражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения со сверстниками. Для развития познавательной активности учащихся уместно использовать как традиционные учебные формы работы (лекции, беседы), так и внеурочную деятельность (краеведческие викторины, работу в библиотеках, в архиве, экскурсии, тематические вечера, конференции, выпуск газеты, создание школьного музея, любительских фильмов и т.д.). Виды внеурочной работы: 1. Чтение источников, исторической литературы (если оно носит управляемый характер). 2. Школьные исторические кружки и общества. 3. Конференции, диспуты, олимпиады, викторины, спектакли, исторические вечера и т.п. 4. Создание «малых историй» – школы, улицы, села и т.д. Организация школьных музеев. 5. Отряды следопытов (поиск мест боевых действий, атрибутов культуры и т.п.) 6. Экскурсии, экспедиции и турпоходы по историческим местам. 7. Подготовка и празднование дней воинской славы, юбилейных торжеств. 8. Изучение и обобщение народных традиций. 9. Выпуск стенгазет.
Исторический вечер. Позволяет углубить интерес к предмету, закрепить знания, приобрести новые знания, формировать историческое мышление и историческое сознание. Расширяет мировоззрение школьника, активизирует желание работать самостоятельно, использовать знания на практике. Формирует патриотизм, гуманистические ценности, этические нормы, эстетический вкус.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |