Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследовательская работа



2019-05-24 258 Обсуждений (0)
Исследовательская работа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Выполнена учащейся 10 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Емецкая средняя общеобразовательная школа имени Н.М.Рубцова» Холмогорского района Архангельской области Анциферовой Елизаветой Геннадьевной

 

Научный руководитель – главный хранитель филиала МКУК «Музей М. В. Ломоносова» - «ЕКМ» Томашевская Ольга Владимировна

 

                                                     с. Емецк, 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                     3

ГЛАВА 1. «СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ»                                                                          4

ГЛАВА 2. «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ»                                                              5

ГЛАВА 3. «ЕДИНСТВО ЗВУКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СТИХОТВОРЕНИЙ РУБЦОВА И НАРОДНОЙ ПЕСНИ»                                                                                                            6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                              7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                              8

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 2016 году мы отмечаем 80 лет со дня рождения Николая Михайловича Рубцова. На его стихи написаны песни А. Волкова, А. Градского, Вл. Громова, А. Лобзова, А. Морозова, В. Сураева, И. Тюрина, А. Хохлова и ряда других авторов. Сам поэт любил под гитару и гармонь исполнять свои стихи.

Его творчество и сейчас пользуется большой популярностью: всё чаще слышатся с экранов телевидения песни на стихи Рубцова, поэтому тема исследования представляется актуальной. Наше внимание привлек момент в передаче «Голос. Дети», когда одна из конкурсанток исполнила песню на стихи Рубцова, и жюри сразу поняло, что девочка занимается народной песней. Поэтому мы захотели понять, что объединяет песни на стихи Рубцова и народную песню. Для этого мы поставили перед собой цель:

• Показать элементы народной песни в стихах Рубцова.                      

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• Составить словарь терминов звуковых изобразительных средств

• Проанализировать стихотворения Рубцова на наличие вышеуказанных языковых средств

• Найти единые с народной песней звуковые элементы стихов Рубцова

Объект исследования – творчество Н.М. Рубцова, а также народная песня.

Предмет исследования – мелодичность стихотворений Н.М. Рубцова.

Гипотеза: стихотворения Рубцова мелодичны, потому что в них присутствуют элементы народной песни.

В рамках работы над темой исследования нами были проанализированы стихотворения Рубцова на наличие звуковых изобразительных средств. Так же, сделан сопоставительный анализ стихотворений Рубцова и народных песен. Дополнить уже имеющийся материал новой информацией нам помогли материалы Интернет сайтов. Использованы разнообразные методы исследования, такие как эмпирический и теоретический.


ГЛАВА 1. «СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ»

 

Звуковые изобразительные средства помогают автору ввести читателя в атмосферу стихотворения. Самыми популярными среди них являются: аллитерация, звукопись, рефрен, заумь, анаграмма, ассонанс, эпифора, полногласие и анафора. Проанализировав творчество Рубцова, мы поняли, что он преимущественно использует в своих стихотворениях аллитерацию, ассонанс, полногласие, звукопись, анафору и эпифору. Чтобы подтвердить свою правоту, мы составили словарь терминов, в котором перечислены звуковые изобразительные средства, характерные для творчества Рубцова.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи [1, с. 5,6] (Пример: аллитерации [л] и [т] в стихотворении Рубцова «Осенние этюды» [2]).

АНАФОРА – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов [4] (Пример: стихотворение Рубцова «Звезда полей» [2]).

АССОНАНС — приём звуковой организации текста, при котором характерно повторение гласных звуков [7] (Пример: ассонанс звука [о] стихотворении Рубцова «День и ночь» [2]).

ЗВУКОПИСЬ – приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует в тексте звуки реального мира [8] (Пример: стихотворение Рубцова «Березы» [2]).

ПОЛНОГЛАСИЕ — одна из особых фонетических черт, вообще развитие вторичных гласных звуков в сочетаниях плавных согласных р, л с предшествующим гласным звуком и последующим согласным [5] (Пример: стихотворение Рубцова «Душа хранит» [2]).

ЭПИФОРА - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений) [6] (Пример: стихотворение Рубцова «Ночное» [2]).

 


 

ГЛАВА 2. «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ»

 

Ю. Селезнев писал: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов: ее нужно улавливать в них, слушать ее» [9]. Исследователи неоднократно подчеркивают музыкальность, как отличительную черту стихотворений Н. Рубцова и разнообразие приемов поэтической техники, с помощью которой эта музыкальность и создается Звук, напевность, мелодический строй стиха часто оказываются организующим началом в лирике Н. Рубцова [9].

Излюбленный поэтический приём Н.Рубцова - звуковые повторы (аллитерация и ассонанс). Например, в стихотворении «Сентябрь» шесть строк, как и название, начинаются со звука [с]. Перекликаются созвучия с этим же звуком. Много созвучий "гр" как аналог содержащемуся в названии сочетанию "бр". Существуют в стихотворении и аллитерации со всеми согласными из названия [2].

В некоторых стихотворениях Н. Рубцова аллитерация используется для создания определенного настроения, как в стихотворении «Ты с кораблем прощалась», входящее в "матросский" цикл поэта, который пронизывает аллитерация со звуком "р". Она используется автором как средство создания напряженной атмосферы тяжелого физического труда. Ассонансы у Рубцова сопровождаются аллитерациями. В этом стихотворении используется ассонанс звука [о], который создается, главным образом, анафорой "За то, что он" и полногласием в словах "город", "голос", "холод" и сопровождается аллитерацией [л] и [р], как и другие стихотворения морской тематики [2].

Разгадывая таинственное сплетение аллитераций и ассонансов, читатель становится как бы соавтором стихотворения. Так происходит объединение поэта и читателя в едином творческом акте.


 

 

ГЛАВА 3. «ЕДИНСТВО ЗВУКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СТИХОТВОРЕНИЙ РУБЦОВА И НАРОДНОЙ ПЕСНИ»

 

В основе песенной структуры лежит повторность (в процессе пения повторяются: слова, фразы, предложения, строки). Кроме того, во время распевания текста добавляются вставные частицы, междометия [3].

В творчестве Рубцова тоже присутствуют повторы (стихотворения «Промчалась твоя пора!», «Разлад», «В глуши»), междометия (стихотворение «Первый снег», «Ах, от чего мне» []).

Как правило, в народной песне используются двухсложные стопы (хорей и ямб), реже – трехсложные (дактиль, амфибрахий и анапест) [], что характерно и для рубцовских стихотворений [].

Таким образом, мы убедились в том, что у народной песни и стихов Рубцова много общего.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная анализировать звуковую оболочку стихотворений Рубцова, мы даже не думали, что его поэтический язык упорядочен на фонетическом уровне особым образом. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

· Звук и буква для Рубцова глубоко содержательны, он уделял фонетической организации стиха очень большое внимание.

· Народная песня - исток поэзии Рубцова.

И свою работу хочется закончить словами К. Бальмонта о том, что "стих вообще магичен по существу своему, и каждая буква в нём магия" [9] .


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клюхина И. В. «Словарь литературоведческих терминов» - МОСКВА: ВАКО, 2-е изд., перераб., 2011. – с. 5, 6

2.  Н. М. Рубцов: Стихотворения       

3. Русские народные песни (Детская литература)

4.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/244

5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/955318

6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/952          

7. https://ru.wikipedia.org/wiki

8. http://filorelea.narod.ru/Z/zvukopis.html 

9. http://www.booksite.ru/fulltext/iva/nova/3.htm

 



2019-05-24 258 Обсуждений (0)
Исследовательская работа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследовательская работа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)