Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для изучения материала можно использовать любые учебники по Введению в литературоведение,материалы лекций, практических занятий.



2018-06-29 699 Обсуждений (0)
Для изучения материала можно использовать любые учебники по Введению в литературоведение,материалы лекций, практических занятий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основныетемы по дисциплине «Введение в литературоведение», которыенеобходимоизучить за весь семестр.

 

Литературоведение как наука.

Литературоведение – филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Место литературоведения в системе гуманитарного знания.

Состав литературоведения: теория литературы, история литературы, литературная критика. Теория литературы – дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционирования.

Поэтика в составе теории литературы как наука о целостности, динамике и структуре художественных явлений.

Литература как вид искусства.

Литература и другие виды искусства. Специфические свойства художественной литературы.Образный аспект искусства. Единство предметного и идеального в художественном образе. Самодостаточность художественных образов. Разновидности словесных образов (по ст. М.Эпштейна).

Литературное произведение.

Литературное произведение как художественное целое. Аспекты литературного произведения: целостность, динамика, системность. Материал, содержание и форма литературного произведения.

Состав и строение литературного произведения.

Язык литературного произведения. Фигуры и тропы.

Стихи и проза как две формы организации художественной речи.

Основы стиховедения.

Типология художественных явлений.

Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории.

Эпос и эпические жанры. Лирика и лирические жанры. Драма и драматические жанры.

Стиль литературного произведения.

Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения.

 

Для изучения материала можно использовать любые учебники по Введению в литературоведение,материалы лекций, практических занятий.

Задания:

1. Изучить статью М.Эпштейна о художественном образе (конспект статьи обязателен).

2. Освоить терминологический минимум к каждому практическому занятию (значение терминов выписать в рабочую тетрадь).

 

3. Выполнить тестовые задания для самопроверки:

 

1. Расположите предлагаемые категории от наиболее общих к наиболее частным:

а) теория литературы, б) литературоведение, в) филология, г) стиховедение.

2. Укажите, какая из предложенных характеристик является общей для скульптуры, живописи, литературы и музыки:

а) отражение временного движения, динамизма жизни;

б) наглядность, зрительная представимость;

в) художественная образность;

г) отражение расположения тел в пространстве.

 

3.С каким из приведенных высказываний Вы согласны:

а) непосредственным воплощением авторского взгляда в художественном произведении является позиция повествователя;

6)носителем авторского взгляда на мир выступает в художественном произведении один из положительных героев;

в) автор - это носитель концепции целого, некий взгляд на дей­ствительность, выражением которого является всё произведение как целое.

4. Распределите следующие понятия по разделам:

а) виды искусства –

б) роды литературы –

в) литературные жанры -

роман, театр, комедия, графика, гимн, лирика, музыка, сонет, романс, басня, драма, водевиль, архитектура, послание, дифирамб, эпос, литература, баллада, эпопея, хореография, скульптура, дума.

 

5.Расположите предлагаемые категории от наиболее общих к наиболее частным:

а)лирика, б) искусство, в) ода, г) литература.

6. Художественный образ – это:

а) сложное единство познания-оценки, воссоздающее и пересоздающее действительность;

б) копия реальной жизни;

в) непосредственное отражение идеологических установок автора;

г) форма художественного произведения.

 

6.Какая черта отличает художественный образ от научного понятия:

а) наглядность, б) объективность, в) абстрактность, г) конкретность.

5. Термин «художественный мир» синонимичен термину:

а) художественный текст, б) художественное произведение,в) предметный мир, г) образный мир.

 

7. Понятия, относящиеся к разделу «Литературные роды»:

а) стихотворение, б) драма, в) трагедия, г) эпос, д) поэма.

 

8. Признаками эпоса как литературного рода являются:а) изображение объективного мира, б) изображение субъективного мира, в) обращение к прошлому, г) малый объем.

 

9. Признаками драмы как литературного рода являются:

а) изображение объективного мира, б) действие происходит в ограниченном пространстве и времени, в) отсутствие развернутого повествования, г) изображение внутреннего мира героев.

10.Вставить пропущенное слово:Основной текст … произведения – это цепь высказываний персонажей, ихреплик и монологов.

 

11.К лирическим жанрам относятся

а) роман, б) ода, в) стихотворение, г) послание.

 

12. Признаками лирики как литературного рода являются:а) изображение субъективного мира, б) изображение объективного мира, в) экспрессия, г) малый объем. 13.Вставьте слово: ….… – малый эпический жанр, в основе которого лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и др.; действие повествования развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороны.

14. Вставьте пропущенное слово:

…. в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму.

 

15. Признаки, объединяющие жанры басни и новеллы, –а) это стихотворные жанры, б) это жанры с неожиданной развязкой,в) это эпические жанры,г) это драматические жанры.

16. Легкая пьеса с занимательной интригой, песенками и танцами:

а) комедия, б) фарс, в) водевиль, г) мелодрама.

17. Из предлагаемого ряда выделите понятия, не относящиеся к тропам:

а) метафора, б) неологизм, в) эпифора, г) ирония, д) метонимия, е) анафора.

 

18.Фигуры перестановки и разрыва:

а) эллипсис, б) парцелляция, в) эпифора, г) инверсия.

19. Автология – это употребление слов в

а) символическом смысле, б) прямом смысле, в) переносном смысле,

г) обобщенном смысле.

 

20. Фигуры прибавления:

а) многосоюзие, б) аллегория, в) гипербола, г) анафора.

 

21.Распределите следующие понятия по разделам:

а) метры, типы стиха –

б) строфы –

в) жанры –

октава, элегия, дольник, верлибр, ода, терцины, дактиль, триолет, катрен, анапест, баллада, логаэд, сонет, спондей, тактовик, пеон.

 

22. Из предлагаемого ряда выделите понятия, не относящиеся к тропам:

а) ассонанс, б) литота, в) эпифора, г) гипербола, д) метонимия.

23. Фигуры убавления:

а) кольцо, б) бессоюзие, в) элизия, г) хиазм.

 

24. Металогия – это употребление слов в

а) прямом смысле, б) символическом смысле, в) переносном смысле,

г) обобщенном смысле.

 

25. Иносказание:

а) символ, б)аллегория, в) обобщение, г) мораль.

 

26. Основной отличительный признак стиха:

а) рифма, б) размер, в) членение речи на соизмеримые отрезки, г) тропы.

 

27. Трехсложный размер с ударением на 2-м слоге:

а) дактиль, б) амфибрахий, в) спондей, г) пеон.

 

28. Наиболее свободная форма стиха:

а) логаэд, б) дольник, в) тактовик, г) верлибр.

 

29. Приемы звуковой организации стиха:

а) пеон, б) аллитерация, в) ассонанс, г) цезура.

 

30. Постоянный словораздел в стихе:

а) стопа, б) клаузула, в) цезура, г) перенос.

 

31. Трехсложный размер с ударением на 3-м слоге:

а) дактиль, б) амфибрахий, в) спондей, г) анапест.

32. Рифма – это:

а) звуковой повтор, б) совпадение согласных звуков, в) совпадение гласных звуков, г) повторение слов.

 

33. Трехсложный размер с ударением на 1-м слоге:

а) дактиль, б) амфибрахий, в) спондей, г) пеон.

34. Стихи – это:

а) форма произведения, б) способ организации художественной речи, в) поэзия, г) лирика.

35. Стихи без рифмы:

а) верлибр, б) логаэд, в) белый стих, г) пеон.

 

 

Контрольные задания

(выполняются письменно, высылаются преподавателю):

 

1. (По Пз.№1) Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Жалобная книга».

Жалобная книга

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

«Милостивый государь! Проба пера!?»

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

«Подъезжая к сиейстанцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».

«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвинакоторый меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеевакоторый знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

«Никандров социалист!»

«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка... (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим... (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки... (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».

«Господа! Тельцовскийшуллер!»

«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»

«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

«Лопай, что дают»...

«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

«Добродетелью украшайтесь».

«Катинька, я вас люблю безумно!»

«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

«Хоть ты и седьмой, а дурак».

 

 

Представьте, что писатель ничего не сочинял, а просто «подсмотрел» комические записи в настоящей жалобной книге и сделал из них рассказ.



2018-06-29 699 Обсуждений (0)
Для изучения материала можно использовать любые учебники по Введению в литературоведение,материалы лекций, практических занятий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для изучения материала можно использовать любые учебники по Введению в литературоведение,материалы лекций, практических занятий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)