Для изучения материала можно использовать любые учебники по Введению в литературоведение,материалы лекций, практических занятий.
Основныетемы по дисциплине «Введение в литературоведение», которыенеобходимоизучить за весь семестр.
Литературоведение как наука. Литературоведение – филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Состав литературоведения: теория литературы, история литературы, литературная критика. Теория литературы – дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционирования. Поэтика в составе теории литературы как наука о целостности, динамике и структуре художественных явлений. Литература как вид искусства. Литература и другие виды искусства. Специфические свойства художественной литературы.Образный аспект искусства. Единство предметного и идеального в художественном образе. Самодостаточность художественных образов. Разновидности словесных образов (по ст. М.Эпштейна). Литературное произведение. Литературное произведение как художественное целое. Аспекты литературного произведения: целостность, динамика, системность. Материал, содержание и форма литературного произведения. Состав и строение литературного произведения. Язык литературного произведения. Фигуры и тропы. Стихи и проза как две формы организации художественной речи. Основы стиховедения. Типология художественных явлений. Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Эпос и эпические жанры. Лирика и лирические жанры. Драма и драматические жанры. Стиль литературного произведения. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения.
Для изучения материала можно использовать любые учебники по Введению в литературоведение,материалы лекций, практических занятий. Задания: 1. Изучить статью М.Эпштейна о художественном образе (конспект статьи обязателен). 2. Освоить терминологический минимум к каждому практическому занятию (значение терминов выписать в рабочую тетрадь).
3. Выполнить тестовые задания для самопроверки:
1. Расположите предлагаемые категории от наиболее общих к наиболее частным: а) теория литературы, б) литературоведение, в) филология, г) стиховедение. 2. Укажите, какая из предложенных характеристик является общей для скульптуры, живописи, литературы и музыки: а) отражение временного движения, динамизма жизни; б) наглядность, зрительная представимость; в) художественная образность; г) отражение расположения тел в пространстве.
3.С каким из приведенных высказываний Вы согласны: а) непосредственным воплощением авторского взгляда в художественном произведении является позиция повествователя; 6)носителем авторского взгляда на мир выступает в художественном произведении один из положительных героев; в) автор - это носитель концепции целого, некий взгляд на действительность, выражением которого является всё произведение как целое. 4. Распределите следующие понятия по разделам: а) виды искусства – б) роды литературы – в) литературные жанры - роман, театр, комедия, графика, гимн, лирика, музыка, сонет, романс, басня, драма, водевиль, архитектура, послание, дифирамб, эпос, литература, баллада, эпопея, хореография, скульптура, дума.
5.Расположите предлагаемые категории от наиболее общих к наиболее частным: а)лирика, б) искусство, в) ода, г) литература. 6. Художественный образ – это: а) сложное единство познания-оценки, воссоздающее и пересоздающее действительность; б) копия реальной жизни; в) непосредственное отражение идеологических установок автора; г) форма художественного произведения.
6.Какая черта отличает художественный образ от научного понятия: а) наглядность, б) объективность, в) абстрактность, г) конкретность. 5. Термин «художественный мир» синонимичен термину: а) художественный текст, б) художественное произведение,в) предметный мир, г) образный мир.
7. Понятия, относящиеся к разделу «Литературные роды»: а) стихотворение, б) драма, в) трагедия, г) эпос, д) поэма. 8. Признаками эпоса как литературного рода являются:а) изображение объективного мира, б) изображение субъективного мира, в) обращение к прошлому, г) малый объем.
9. Признаками драмы как литературного рода являются: а) изображение объективного мира, б) действие происходит в ограниченном пространстве и времени, в) отсутствие развернутого повествования, г) изображение внутреннего мира героев. 10.Вставить пропущенное слово:Основной текст … произведения – это цепь высказываний персонажей, ихреплик и монологов.
11.К лирическим жанрам относятся а) роман, б) ода, в) стихотворение, г) послание. 12. Признаками лирики как литературного рода являются:а) изображение субъективного мира, б) изображение объективного мира, в) экспрессия, г) малый объем. 13.Вставьте слово: ….… – малый эпический жанр, в основе которого лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и др.; действие повествования развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороны. 14. Вставьте пропущенное слово: …. в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму. 15. Признаки, объединяющие жанры басни и новеллы, –а) это стихотворные жанры, б) это жанры с неожиданной развязкой,в) это эпические жанры,г) это драматические жанры. 16. Легкая пьеса с занимательной интригой, песенками и танцами: а) комедия, б) фарс, в) водевиль, г) мелодрама. 17. Из предлагаемого ряда выделите понятия, не относящиеся к тропам: а) метафора, б) неологизм, в) эпифора, г) ирония, д) метонимия, е) анафора.
18.Фигуры перестановки и разрыва: а) эллипсис, б) парцелляция, в) эпифора, г) инверсия. 19. Автология – это употребление слов в а) символическом смысле, б) прямом смысле, в) переносном смысле, г) обобщенном смысле.
20. Фигуры прибавления: а) многосоюзие, б) аллегория, в) гипербола, г) анафора.
21.Распределите следующие понятия по разделам: а) метры, типы стиха – б) строфы – в) жанры – октава, элегия, дольник, верлибр, ода, терцины, дактиль, триолет, катрен, анапест, баллада, логаэд, сонет, спондей, тактовик, пеон.
22. Из предлагаемого ряда выделите понятия, не относящиеся к тропам: а) ассонанс, б) литота, в) эпифора, г) гипербола, д) метонимия. 23. Фигуры убавления: а) кольцо, б) бессоюзие, в) элизия, г) хиазм.
24. Металогия – это употребление слов в а) прямом смысле, б) символическом смысле, в) переносном смысле, г) обобщенном смысле.
25. Иносказание: а) символ, б)аллегория, в) обобщение, г) мораль.
26. Основной отличительный признак стиха: а) рифма, б) размер, в) членение речи на соизмеримые отрезки, г) тропы.
27. Трехсложный размер с ударением на 2-м слоге: а) дактиль, б) амфибрахий, в) спондей, г) пеон.
28. Наиболее свободная форма стиха: а) логаэд, б) дольник, в) тактовик, г) верлибр.
29. Приемы звуковой организации стиха: а) пеон, б) аллитерация, в) ассонанс, г) цезура.
30. Постоянный словораздел в стихе: а) стопа, б) клаузула, в) цезура, г) перенос.
31. Трехсложный размер с ударением на 3-м слоге: а) дактиль, б) амфибрахий, в) спондей, г) анапест. 32. Рифма – это: а) звуковой повтор, б) совпадение согласных звуков, в) совпадение гласных звуков, г) повторение слов.
33. Трехсложный размер с ударением на 1-м слоге: а) дактиль, б) амфибрахий, в) спондей, г) пеон. 34. Стихи – это: а) форма произведения, б) способ организации художественной речи, в) поэзия, г) лирика. 35. Стихи без рифмы: а) верлибр, б) логаэд, в) белый стих, г) пеон.
Контрольные задания (выполняются письменно, высылаются преподавателю):
1. (По Пз.№1) Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Жалобная книга». Жалобная книга Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте: «Милостивый государь! Проба пера!?» Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано: «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя». «Подъезжая к сиейстанцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». «Кто писал не знаю, а я дурак читаю». «Оставил память начальник стола претензий Коловроев». «Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвинакоторый меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеевакоторый знает мое поведение. Конторщик Самолучшев». «Никандров социалист!» «Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка... (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим... (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки... (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев». «В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник». «Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.». «Господа! Тельцовскийшуллер!» «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!» «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов». «Лопай, что дают»... «Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу». «Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский». «Добродетелью украшайтесь». «Катинька, я вас люблю безумно!» «Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й». «Хоть ты и седьмой, а дурак».
Представьте, что писатель ничего не сочинял, а просто «подсмотрел» комические записи в настоящей жалобной книге и сделал из них рассказ.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |