Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Введение в экономическую теорию.



2018-07-06 364 Обсуждений (0)
Тема 1. Введение в экономическую теорию. 0.00 из 5.00 0 оценок




Очерк развития мировой экономической науки. Некоторые вехи развития русской экономической мысли. Предмет экономической науки. Метод экономической науки.

Тема 2 Основные принципы функционирования рыночной экономики.

Проблемы выбора и экономические системы. Специфические черты рыночной экономики. Структура рыночной экономики и типы рынков. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

Тема 3 Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Спрос, предложение и их взаимодействие. Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие и государство.

Тема 4 Основы теории потребительского поведения

Маржинализм и теория потребительского поведения. Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское поведение. Ординализм: категория потребительских предпочтений. Статическое и динамическое равновесие потребителя.

Тема 5 Фирма как главный субъект макроэкономики.

Природа фирмы. Типы организаций предприятий. Малый бизнес: индивидуальные предприятия и товарищества. Крупный бизнес: акционерные общества. Государство ка предприниматель. Унитарные предприятия

Тема 6 Издержки

Природа бухгалтерских издержек. Издержки в краткосрочном периоде. Издержки в долгосрочном периоде.

Тема 7 Совершенная конкуренция.

Особенности совершенно конкурентного рынка. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Совершенная конкуренция и эффективность экономики.

Тема 8 Монополистическая конкуренция.

Общие черты несовершенной конкуренции. Особенности рынка монополистической конкуренции. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Общеэкономическое значение рекламы.

Тема 9 Олигополия.

Особенности олигополистического рынка. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Разновидности олигополии. Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в России.

Тема 10 Монополия.

Особенности олигополистического рынка. Принципы антимонопольной политики. Проблема монополизации Российского рынка.

Тема 11 Рынок труда и заработная плата.

Общие проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор «труд» и его цена. Формы заработной платы. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок труда в России.

Тема 12 Рынок капитала.

Понятие о капитале и о его структуре. Рынок основного капитала. Понятие о проценте как доходе фктора «капитал»

Тема 13 Рынок природных ресурсов.

Земля как фактор производства. Рынок невозобновляемых природных ресурсов. Рынок возобнавляемых природных ресурсов.

Тема 14 Экономика информации, неопределенности и риска.

Выбор в условиях неопределённости. Рынки с асимметричной информацией. Спекуляция и ее роль в экономике. Риски инвестиционных решений.

Тема 15 Теория общественного выбора.

Методологические основы теории общественного выбора. Общественный выбор в условиях прямой демократии. Общественный выбор в усоловиях представительной демократии.

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

4.1.1. В ходе реализации дисциплины «Экономическая теория. Ч.1. Микроэкономика» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

– при проведении занятий семинарского типа:

входное тестирование на семинаре

сообщение на семинаре

выходное тестирование на семинаре

конспект

домашняя контрольная работа

контрольное компьютерное тестирование

4.1.2. Зачет проводится с применением следующих методов (средств):

Зачет проводится в форме компьютерного тестирования и написания экономического эссе на заданную тему. Компьютерное тестирование представляет собой ответы на 30 тестов. На выполнение работы отводится 35 минут. Студент должен дать не менее 16 правильных ответов. Данный результат оценивается в 9 баллов. За следующие (после 16-ти) правильные ответы начисляются дополнительные баллы.

Если количество правильных ответов составит 15 и менее, в ведомость ставится оценка «не зачтено» независимо от количества баллов, набранных студентом в течение семестра.

 

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.

Типовые оценочные материалы. Пример вопросов для опроса (темы 1-15):

1. Почему величина потребления, как правило, не равна доходу?

2. В чём разница между потреблением и сбережениями и что у них общего?

3. Каковы основные факторы, влияющие на потребление и сбережения?

4. В чём общий смысл гипотезы жизненного цикла?

5. В чём основной смысл кейнсианской и неоклассической функций потребления?

6. Какие теории потребления возникли в ответ на критику кейнсианской функции потребления?

7. Каково взаимодействие потребления и сбережений в кейнсианской и неоклассической моделях?

Типовые оценочные материалы. Пример теста (темы 1-15):

Тема 01. Введение в экономическую теорию

Вариант 1.1

Выберите верный ответ

Искусство делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основа которой, по мнению Аристотеля, была не сфера производства (как при экономии), а обращения – это: а) домоводство; б) хрематистика; в) кулинария; г) спекуляция.
Учение о происхождении, структуре и способах применения всей сово­купности познавательных средств. В наиболее широком смысле к нему относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат– это: а) метод; б) статистический метод; в) эмпирический метод; г) метод научной абстракции.
Качество экономической модели определяется главным образом тем, насколько: а) точен прогноз, составленный на ее основе; б) много реалистических предпосылок в ней содержится; в) легко её верифицировать (проверить); г) много уравнений она содержит.
Школа в экономической теории, которая исследует процесс выбора наиболее эффективного, оптимального способа использования ограниченных ресурсов для получения максимально возможного полезного эффекта – это: а) классическая политэкономия; б) неоклассическая экономическая теория; в) маржинализм; г) меркантилизм.
Выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, в котором они существуют, т.е. имеет место констатация фактов; направлен на установление объективных закономерностей и явлений в том виде, в котором они существуют, т.е. имеет целью констатацию факта; наука, изучающая развитие объективно складывающихся экономических явлений и процессов – это: а) качественный анализ; б) количественный анализ; в) нормативный анализ; г) позитивный анализ.
Повторяющиеся устойчивые связи экономических явлений – это: а) антиномия; б) силлогизмы; в) экономические законы; г) экономические категории.
Трактаты «Никомахова этика» и «Политика» написал древнегреческий философ: а) Аристотель; б) Ксенофонт; в) Платон; г) Сократ.
Предметом микроэкономического анализа НЕ является: а) рыночная экономика; б) особенности устройства и деятельности предприятий; в) процесс принятия решений по использованию редких ресурсов; г) разработка экономической политики; д) соотношение труда и капитала на фирме.
Основное значение экономической науки сегодня в том, что она: а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес; б) даёт ученым возможность реализовать свои способности; в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей; г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.
«Все богатые и развитые страны Запада в 80—90-е гг. использовали в экономической политике рекомендации неоклассической экономической теории. Россия стремится стать богатой и развитой страной. Поэтому для подъёма экономики надо использовать неоклассические методы». Это высказывание: а) истинно; б) ложно, так как используется неполная индукция; в) ложно, так как сделана подмена тезиса; г) ложно, так как в качестве аргумента используется положение, само нуждающееся в доказательстве.
«Деньги имеют значение» - это утверждение сформулировано представителями: а) маржинализма; б) меркантилизма; в) монетаризма; г) институционализма.
Позитивный анализ – это тип экономического анализа, для которого характерны: а) исследование закономерностей экономической действительности; б) выработка рекомендаций по рациональному использованию ресурсов; в) установление функциональных зависимостей между явлениями; г) верно а) и б); д) верно а) и в).
Экономические модели используются для: а) предсказания будущего; б) предсказания того, что вероятнее всего произойдёт при определённых условиях; в) точного установления местоположения экономики в любой момент времени; г) всё перечисленное верно; д) нет верного ответа.
В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал о своем литературном персонаже, что он «умел судить о том, как государство богатеет… и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». А.С. Пушкин хотел тем самым сказать, что его герою были близки взгляды: а) средневековых схоластов; б) представителей классической политэкономии; в) маржиналистов; г) меркантилистов.
Используемый в микроэкономическом анализе принцип равновесного подхода означает, что: а) все экономические явления находятся в равновесии относительно друг друга; б) экономические явления не подвержены изменениям; в) экономические явления анализируются при таком их состоянии, когда у них отсутствуют внутренние мотивы для изменения сложившегося состояния; г) экономические явления предполагают применение одинаковых способов анализа; д) всё перечисленное верно.
Экономическая теория изучает то, каким образом: а) полностью удовлетворить наши желания; б) обществу распределять ограниченные ресурсы; в) сократить наши желания до того уровня, когда они могут быть удовлетворены имеющимися ресурсами; г) избежать выбора; д) снизить издержки производства и повысить цены.
Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является: а) описательным; б) гипотетическим; в) дедуктивным; г) индуктивным.
Н.Д. Кондратьев не стал лауреатом Нобелевской премии по экономике, потому что: а) Нобелевские премии посмертно не присуждаются; б) экономисты Запада считают концепцию «длинных волн» ошибочной; в) Нобелевские премии дают только за эконометрические труды; г) советские экономисты не выдвигали его в число соискателей Нобелевской премии, поскольку он был репрессирован.
Потребление нефти в США с 1970 по 1974 г., в период «нефтяного шока», выросло с 14,7 млн. баррелей почти в 2 раза. Следовательно, существует положительная связь между ценой нефти и её потреблением. Какая логическая ошибка допущена в этом утверждении: а) нет ошибки; б) при прочих равных условиях; в) причины и следствия; г) композиции?
Нормативная экономика занимается: а) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущности; б) выявлением связей между экономическими процессами и явлениями; в) определением взаимосвязей между природой и обществом; г) использованием экономических законов и принципов при решении определённых социально-экономических задач.
Какая из ниженазванных ситуаций подходит к современной модели «экономического человека»? а) частная собственность и высокая компетентность позволяют обеспечить реализацию целей человека при свободной конкуренции; б) «винтик» в системе централизованно регулируемого производства и распределения» в) человек не в состоянии достичь своих целей без вмешательства государства – он слишком слаб и не уверен в себе; г) ни одна из вышесказанных.
В качестве методов анализа микроэкономика использует: а) предельный анализ; б) функциональный анализ; в) экономическое моделирование; г) принципы диалектики; д) верно а), б) и в).
Какое из положений не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории? а) максимальное удовлетворение потребностей; б) экономическое благо; в) неограниченные потребности; г) неограниченные ресурсы; д) эффективное использование ресурсов.
Геометрическое место точек, каждая из которых показывает максимальный потенциально возможный объём производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне – это: а) кривая Лаффера; б) кривая Лоренца; в) кривая предложения; г) кривая производственных возможностей; д) кривая спроса.
Наука о производственных отношениях – отношениях между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления на разных этапах развития человеческого общества – это: а) классическая политэкономия; б) марксистская политэкономия; в) маржинализм; г) меркантилизм.


2018-07-06 364 Обсуждений (0)
Тема 1. Введение в экономическую теорию. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Введение в экономическую теорию.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)