Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций



2018-07-06 640 Обсуждений (0)
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок




Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.77 ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года (Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года)

Для осуществления данных мероприятий создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.88 ст. 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года (Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.99 Бринчук М.М. Экологическое право:Учебник. -М.: Изд-во «Юристъ»,2005. - 670с.

Комплекс мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, включая реабилитацию нарушенных природных комплексов, снижение уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду оформляется в виде проекта федеральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения.

Функции государственного заказчика федеральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения возлагаются на инициатора объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проекта Программы совместно с местными природоохранительными и санитарно-эпидемиологическими органами управления и контроля, научно-исследовательскими и проектными организациями.

Подготовка федеральной целевой Программы включает в себя два аспекта:

- разработку неотложных мер и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения;

- создание условий для субъектов хозяйствования в целях организации устойчивого социально-экономического развития территории.

Источниками финансирования Программы являются целевые средства федерального бюджета; средства бюджетов различных уровней; средства предприятий-экологопользователей, загрязняющих окружающую среду, и их отраслевых объединений; средства экологического фонда; заемные средства (кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранные инвестиции.

Организация деятельности по выполнению утвержденной Программы и ответственность за ее выполнение возлагаются на главу администрации территории, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации.

По истечении срока выполнения этой Программы администрация территории подготавливает материалы о состоянии окружающей среды и реализации мероприятий Программы и представляет их на государственную экологическую экспертизу.

Вопрос о снятии статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается по результатам государственной экологической экспертизы по истечении срока, который был установлен Правительством РФ при подготовке решения об объявлении зоны. Госкомэкология РФ подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «О снятии с территории статуса зоны чрезвычайной эко-логической ситуации». После рассмотрения и одобрения материалов государственной экологической экспертизы Правительство РФ представляет Президенту РФ этот проект для принятия соответствующего решения.110 Приказ МПР РФ от 6 февраля 1995 года N 45 Об утверждении "Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации"0

Предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод должны осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными собственниками водных объектов, которые обязаны принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод, таких, как наводнения, затопления и подтопления; разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ могут создаваться специальные комиссии, решения которых, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для всех граждан и юридических лиц.

Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах призваны принимать участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Эти мероприятия проводятся по согласованию с федеральным уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда и с органами местного самоуправления.

Правительством РФ утвержден План взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации; ежегодно утверждается план основных мероприятий РФ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; утверждены Федеральные целевые программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае".

Значительную угрозу представляет подтопление. В целях защиты городов, населенных пунктов, хозяйственных и других объектов от подтопления подземными водами, предотвращения аварийных ситуаций и улучшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки систематически принимаются постановления Правительства РФ, одобряются меры по защите от подтопления территорий Российской Федерации. Среди них:

разработка концепции защиты освоенных территорий России от подтопления и его неблагоприятных последствий; организация и введение учета наличия и состояния подтопленных земель на территориях Российской Федерации;

обеспечение контроля за соблюдением нормативных требований при использовании подверженных подтоплению земель включая их застройку и эксплуатацию зданий и сооружений;

разработка и осуществление неотложных организационных и инженерных мероприятий по защите территорий от подтопления; изучение процессов подтопления территорий промышленных районов и сельскохозяйственных земель.

Одним из распространенных в России видов стихийных бедствий и подтоплений являются ежегодные паводки в апреле - мае. Ежегодным постановлением Правительства РФ, например "Об организации безаварийного пропуска паводка... года", предусматривались обеспечение безопасности и информирование населения, подготовка его возможной эвакуации, организация медицинской помощи и жизнеобеспечения, комплекс первоочередных противопаводковых работ по защите городов, населенных пунктов и хозяйственных объектов, расположенных на паводкоопасных территориях.

Подобные постановления адресуются: Федеральному агентству водных ресурсов; Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Министерству промышленности и энергетики РФ; органам исполнительной власти субъектов РФ, т.е. организаций, заинтересованных в предупреждении высокого весеннего паводка.

Паводковые комиссии, создаваемые Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, являются наиболее распространенными из специальных комиссий для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Комиссиям предоставляются широкие права, в частности по приостановлению водопользования в соответствии с ВК РФ; внесению предложений и принятию решений, за неисполнение которых устанавливается и применяется административная ответственность в соответствии с КоАП РФ; ограничению прав собственности на водные объекты согласно ГК РФ.

Обильные водостоки как на европейской, так и на азиатской части России актуализируют проблемы предупреждения вредного воздействия вод. Наводнения на реках Лене и Кубани уже в XXI в., повлекшие человеческие жертвы и принесшие значительный ущерб поселениям, имуществу, потребовали пересмотра отношения общества, государства к финансированию противопаводковых мероприятий, к принятию срочных мер, предусмотренных водным законодательством.

Против виновных в невыполнении требований законодательства возбуждены уголовные дела, за короткий период с федеральной помощью восстановлен г. Ленск в Республике Саха (Якутия), перенесены на более высокие места строения ряда поселений в Краснодарском крае.111 С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев. Комментарий к Водному Кодексу Российской Федерации (постатейный) ЗАО «Юстицинформ», 2007 г.1

Законодательством предусматривается порядок организации работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях. В частности, в ней сказано, что владелец инфраструктуры и перевозчик принимают незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта. Для принятия указанных в настоящем пункте мер владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственных средств должны содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями.

Порядок действий участников перевозочного процесса при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель, получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаны обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своих представителей на место транспортного происшествия в зависимости от его тяжести.

Федеральный орган исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказывают владельцам инфраструктур и перевозчикам помощь в ликвидации последствий таких ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владельцы инфраструктур и перевозчики входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.112 Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды". - Изд-во «Ось-89» 2006 г. - 480 с.2

 



2018-07-06 640 Обсуждений (0)
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)