Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика преподавания технологии в начальной школе. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.



2018-07-06 2229 Обсуждений (0)
Методика преподавания технологии в начальной школе. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей. 4.40 из 5.00 5 оценок




В школе Технология – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии и др. и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предметная область «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих уч деятельности: планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д Задачи по ФГОС:Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении др уч предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельностиЗадачи курса: - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); - Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития. Классификация методов обучения по источникам информа­ции, включают в себя три основных вида: словесные, демон­страционные и практические методы. Словесные методы: Объяснениехарактеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке к работе учитель объясняет, как рационально орг рабочее место; при планировании — как составить чертеж и определить последовательность работы; в процессе объяснения учитель знакомит детей со свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными трудовыми действиями, приемами и операциями, новыми техни­ческими терминами. Инструктаж понимается как объяснение способов трудовых действий, направленных на фор­мирование представлений о правильном и безопасном выпол­нении трудовых действий, на корректировку практической дея­тельности учащихся. Различают вводный, текущий и заключи­тельный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановку конкретной трудовой задачи, характеристику опера­ций, объяснение правил выполнения трудовых приемов и про­ведения самоконтроля. Текущий инструктаж включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправиль­ной работы и объяснение правильных приемов. Заключитель­ный инструктаж включает в себя анализ хороших работ, харак­теристику допущенных в работе ошибок и оценку работы уча­щихся. Рассказприменяется учителем в основном для сообще­ния новых знаний. Он должен быть четким, лаконичным и со­четать в себе точные технические сведения с ярким живым по­вествованием. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае учи­тель знакомит детей с конкретными объектами техники и про­изводства и постепенно переходит к обобщениям; во втором — знакомит учащихся с общими понятиями, а затем иллюстри­рует их конкретными примерами; в третьем — подводит школь­ников к пониманию объектов, показывая историю их возникно­вения. Рассказ учителя в нач кл, как правило, опирается на ранее приобретенные учащимися знания, систе­матизирует представления и понятия детей об известных объек­тах, учит их применению знаний на практике. На рассказ учи­теля на уроке труда отводится очень мало времени; поэтому его содержание должно быть предельно кратким, строго соот­ветствовать цели урока и практической трудовой задаче. Обыч­но рассказ учителя сопровождается демонстрацией материалов, инструментов, оборудования, графических пособий. При упот­реблении новых терминов учитель должен четко произносить их и записывать на доске. Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закреп­ление их путем устного обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации детского мышления: под руко­водством учителя дети осмысляют учебный материал, обсужда­ют его, устанавливают связи между теоретическим материа­лом и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах урока. Проводимая в начале урока беседа помогает детям устанавливать связи с предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты необходимые для рабо­ты, представлять последовательность трудового процесса. Осо­бенно ценной следует считать эвристическую беседу, которая позволяет максимально активизировать мыслительную деятель­ность учащихся, самостоятельно находить решение посильных учебных задач. В ходе практической работы может возникнуть необходимость проведения текущей беседы, в которой путем постановки конкретных вопросов и ответов на них учитель передает дополнительную инф о трудовом процессе. После окончания практической работы часто проводится итоговая беседа, основная цель которой — привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучение их критическому отношению к результатам своего труда. Наглядные методы:Демонстрационные методы реа­лизуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосред­ственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрацион­ные методы активизиру­ют сенсорные и мысли­тельные процессы ребен­ка, облегчая ему усвое­ние учебного материала. Демонстра­ционные пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобрази­тельные. К натуральным пособиям относят мате­риалы, инструменты, об­разцы готовых изделий и т. п.; к изобразитель­ным — макеты, модели, таблицы, картины, фото­графии, чертежи, диа­граммы, тех­нологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбира­ет для урока наиболее оптимальные наглядные пособия. Каждое пособие — фабричное и самодель­ное — должно отвечать учебно-воспитательным задачам, быть научно до­стоверным, соответство­вать возрастным особен­ностям учащихся. Учитель обычно сочетает демонстрацию по­собия с объяснением. словиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации. Обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др При знакомстве учащихся с трудом взрослых учитель демонстрирует картины, диафильмы, кинофильмы о целлюлозно-бумажной, полиграфической, текстильной, керами­ческой, строительной промышленности. При изучении материа­лов, инструментов, приемов работы, организации трудовой дея­тельности, изучении техники безопасности широко используют­ся таблицы. В одних случаях учитель использует таблицы как иллюстрации, в других — как инструкции. Например, таблицы, показывающие процессы сгибания бумаги, при объяснении при­емов работы используют как иллюстрации, а во время прак­тической работы — как инструкцию.Натуральные средства– это объекты природы. Среди натуральных средств можно выделить: коллекции, гербарии, живые объекты природыэто комнатные растения, а также животные, которые могут содержаться в уголках живой природы или в специально оборудованном кабинете. Основные приемы работы с натуральными средствами – демонстрация объектов, практическая и исследовательская деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры и т.д. Практические методы: Этими методами формируют практические умения и навыки. К этой группе методов можно отнести все упражнения, опы­ты, эксперименты, а также работу с учебником и другими дидактиче­скими материалами. Отдельные, самостоятельные упражнения на уроках трудового обучения в начальных классах проводятся сравнительно редко, но в процессе выполнения практических работ младшие школьники все-таки «упражняются» много и постепенно осваивают приемы пользо­вания простейшими ручными инструментами, способы обработки различных материалов. Опыты и эксперименты. На прак­тике, непосредственно в процессе работы над изделиями, школьники знакомятся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, картона, ткани, древесины, пластических и других мате­риалов. Разумеется, учитель может орг и спец опыты и наблюдения, однако с учетом ограниченного времени на изучение предмета «технология» это становится практически нереальным. Что касается самостоятельной работы с учебником и другими дидактическими материалами, учитель должен уделять спец внимание тому, чтобы приучить школьников грамотно пользоваться ими в своей работе. Речь идет о внимательном анализе содержащей­ся в них информации, ее правильном отборе и практическом исполь­зовании. Зачастую младшие школьники совершенно не умеют вы­полнять подобную работу, поскольку привыкают на уроках технологии только следовать прямым инструкциям и указаниям. Репродуктивные методы способствуют формированию уме­ний запоминать инф и воспроизводить ее. Различают а) объяснительно-иллюстративный б) собственно репродуктивный. Объяснительно-иллюстративный метод предполагает предъявление учащимся знаний в готовом виде(в виде рассказа, объяснения, инструкции в учебнике и пр.). от учащихся при этом требуется запоминание или воспроизведение полученной информации. Основное отличие данных методов состоит в том, что учитель занимает активную позицию, показывает и объясняет, а дети воспроизводят. В начальной школе на уроках трудового обучения, особенно в первом-втором классах, без методов данной группы обойтись сложно, так как детей необходимо обучить базовым знаниям и операциям. Репродуктивные методы рекомендуется применять только при освоении учащимися нового технологического приема и для последующего его первичного закрепления (например, сгибание и складывание, разметка по шаблону, наклеивание деталей, приемы работы ножницами, разметка с помощью чертежных инструментов и др.). Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Окруж мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-ху идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов уч текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках. ИЗО – использование средств худ выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил Дпи и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства худ выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Структура уроков технологии в начальной школе: 1.Орг урока, установление порядка и дисциплины. 2. Подготовка учащихся к практической работе (вступительная беседа, рассказ учителя); 3.Практическая работа по изготовлению изделия; 4. Подведение итогов урока; оценка проделанной работы; 5. Уборка рабочего места. Орг урока. перед самым звонком учитель ещё за дверью предлагает им тихо войти в класс и занять свои места. Подготовка учащихся к предстоящей практической работе. Главное назначение этого этапа - актуализация тех знаний, умений и способностей учащихся: которые будут использоваться, пополняться и развиваться в практической работе; беседа, анализ образцов - аналогов, демонстрирующих возможные образные решения; способы конструирования тех или иных форм; показ отдельных технологических приёмов; музыкальных фрагментов, демонстрация слайдов, чтение стихотворений. Включение в урок элементов игры и занимательности. Не менее распространённым приёмом «подготовки учеников к работе» являются загадки. Практическая работа по изготовлению изделия школьников может быть реализована в различных орг формах: индивидуальной или коллективной. Этот этап занимает основное время урока. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, помогает справиться с отдельными операциями. Может подсказать какие-то идеи. Если учитель будет время от времени демонстрировать всем какие-то необычные решения особо удачные идеи отдельных ребят. Во-первых, это создаёт дополнительный стимул для творческих поисков; во-вторых, помогает ученикам не потерять основного направления работы. Подведение итогов урока оценка проделанной работы. Главный смысл этого этапа урока заключается не в выставлении отметок ученикам. А а) привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений; б) повторение и обобщение пройденного на уроке; В) формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга; г) развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; д) формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе. Чаще других приёмов можно использовать организацию выставки работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. Уборка рабочих мест- каждый ученик должен обязательно привести в порядок рабочие инструменты, собрать со стола мусор и сложить пригодные к дальнейшей работе материалы.

 

 



2018-07-06 2229 Обсуждений (0)
Методика преподавания технологии в начальной школе. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей. 4.40 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Методика преподавания технологии в начальной школе. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)