Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Библиографический список



2018-07-06 334 Обсуждений (0)
Библиографический список 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

Реформацией называют религиозное и общественно-политическое движение, протекавшее в XVI – начале XVII века в Западной и Центральной Европе, а соответствующий временной период – «эпохой Реформации» (или «Северным Возрождением»). На первый взгляд это движение было направленно лишь на реформирование в соответствии с Библией христианского вероучения (католицизма), но в социокультурном плане оно стало выступлением против устаревших феодальных порядков, теоцентрической науки и картины мира и средневековой культуры в целом, которые защищала католическая церковь. Этот процесс стал важнейшим шагом в секуляризации общественной жизни и становлении светской культуры.

Протестантизм получил распространение во всей Европе, хотя и в форме различных вероучений: лютеранства, кальвинизма, анабаптизма, цвинглианства и англиканства. В истории европейской культуры английская Реформация занимает особое место. Как явление неоднозначное и во многом противоречивое, она оценивается зачастую необъективно, с впадением в некоторые крайности, обозначившиеся в традиционной «школьной» историографии. Одна из этих крайностей – сведение сложного социокультурного процесса к событиям жизни короля Генриха VIII (развод с Екатериной Арагонской и брак с Анной Болейн). Противоположная точка зрения, согласно которой Реформация в Великобритании является величайшим поворотным моментом современной истории, характерна прежде всего для британских историков. Например, Джеймс Фроуд писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англо-саксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества», а Дэвид Гум утверждал, что «английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом». Объективная оценка английской Реформации находится где-то между этими крайними точками, не лишенными, впрочем, субъективности и эмоциональности.

Характеризуя Реформацию в Англии, можно сказать, что, во-первых, она была движением скорее политическим, нежели теологическим (как в случае с Лютером), во- вторых, она была «островной» – имела четко ограниченные рамки распространения, не выходя за пределы Англии, и, в-третьих, это была не народная, а аристократическая реформа, осуществляемая «сверху». Именно этим объясняется и «половинчатость» данной реформы, ее гораздо менее радикальный характер, нежели на континенте. В частности, это можно увидеть, анализируя важнейший документ английской Церкви – «39 статей» (1571 г.).

Данный документ является суммарным изложением веры Церкви Англии. Статьи соответствуют умеренному курсу правления Елизаветы I, поэтому характеризуются вероучительной широтой и полиинтерпретативностью. Они сформулированы достаточно пространно и неопределённо, однако их анализ позволяет достаточно четко выявить основные особенности Реформации в Англии.

«39 статей» являются частью «Книги общих молитв», которая также содержит изложение всех богослужений и треб Англиканской церкви. Однако исследователи указывают на ряд противоречий между текстами «39 статей» и другими разделами «Книги общих молитв». Принято говорить о большей традиционности «Книги общих молитв» и о протестантском радикализме «39 статей». Возможно, это связано с конкретными историческими реалиями: статьи рождались в полемике не только с католиками, но и с крайними течениями материковой Реформации, что отражало две культурные тенденции: унификацию на общеевропейский манер и выделение культуры Англии как уникальной. С точки зрения современного человека, большинство статей посвящены малоактуальным для современного богословия вопросам (целибат духовенства, власть римского епископа, присяга в суде и т.д.), но совершенно не касаются фундаментальных вопросов, относящихся к систематической теологии (например, эсхатологии). Эти особенности документа хорошо отражают специфику английской Реформации в целом – она не была «реформацией богословской», подобно лютеровской.

По своему характеру английская Реформация менее радикальна, чем европейская. И дело не столько в обособленном, островном положении Великобритании (которое делало контакты протестантов более редкими), сколько в религиозности и традиционности сознания широких масс населения. Для английской Реформации, инициированной «сверху», факт возможного противодействия со стороны населения в случае радикальной смены культурного курса был определяющим. Поэтому правительство нашло некий срединный курс, реформируя часть внешних элементов религиозной составляющей (брак священников, уменьшение количества таинств, отмена иконопочитания, причастие мирян под двумя видами и пр.), не касаясь фундаментальных доктрин, носящих не столь явный для массы подданных характер.

Особенно важным в аспекте рассматриваемой проблемы является отношение к церкви. «39 статей» подчёркивают, что христианское учение основано исключительно на Священном Писании, то есть последовательно развивает в этом отношении тезис, весьма существенный для протестантов в их борьбе с католической церковью.

В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.

Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ей в самом широком объеме. Епископы всецело зависели от короны, светские лорды большей частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений.

Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. Пуритане объявляли основой религии личную веру каждого и отрицали священную монополию духовенства. Они отрицали обряды и утварь, иконы, скульптуры – всё, что противоречило идеалу мирского аскетизма. Пуритане отрицали иерархический епископальный строй. Организационные принципы пуританской церкви, получившей название пресвитерианской, строилась таким образом, что во главе общины стоял пресвитер (старейшина), избранный из среды наиболее почитаемых людей. В сущности это были большей частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. Впоследствии их стали называть индепендентами.

 

Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

Ещё одним результатом реформации стало создание новой, англиканской, церкви, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

Библиографический список

1. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Л.Т. Мильская, В.И. Рутенбург, М.А. Барг и др. – М : Наука, 1993. – Т. 3. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.). 653 с.

2. Кареев Н. И. Учебная книга по новой истории [Электронный ресурс]. –URL:http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutnewtime/479-reformation-in-england

3. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учеб. по спец. «История» / В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; под ред. Е. Е. Юровской и И. М. Кривогуза. – М.: Высшая школа, 1998. 415 с.

4. Норт, Дж. История Церкви / Джеймс Норт. – М.: Протестант, 1993. 413 с.

5. Соколов, В. Реформация в Англии / В. Соколов. – М.: Б.И., 1881. 548 с.

 

 

Доклад подготовил студент гр. Нт­-304о-Сои, Жбанов А.А.

 

 

ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН И ЕГО РОЛЬ В ВОЙНЕ
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

 

Джордж Вашингтон, первый президент США, родился 22 февраля 1732 года в семье крупного землевладельца Августина Вашингтона, проживавшего в североамериканской колонии Вирджиния. Землемер по своему основному роду занятий, отец все дни проводил на обширных плантациях, окружавших их поместье. Мать будущего главы государства – Мария Бол Вашингтон, вела домашнее хозяйство, посвятив себя детям, которых в семье было пятеро. Её уроки стали тем домашним и единственным образованием, которые в ранние годы получил Джордж.

Лишившись в одиннадцатилетнем возрасте отца и унаследовав его профессию землемера, будущий президент Вашингтон рано начал трудиться. Уже в 1748 году он принял участие в геодезических работах, проводившихся в долине Шенандоа, а через год стал официальным землемером графства Калпеппер.

Джордж Вашингтон – главнокомандующий американскими вооруженными силами Джордж Вашингтон один из основателей и ярких личностей в национальной истории Соединенных Штатов Америки. Интерес его личности вызван тем, что он сыграл большую роль в обретении независимости США, внес большой вклад в становление нового государства, принимал участие в борьбе с Великобританией в качестве главнокомандующего американскими войсками.

Соединенные Штаты Америки возникли в последней четверти XVIII века на базе английских переселенческих колоний в Северной Америке, история которых к тому времени насчитывала уже более 160 лет. История новейшей, цивилизованной Америки открывается одной из тех великих, действительно освободительных, революционных войн, которых было так немного среди громадной массы грабительских войн, вызванных раздорами между королями, помещиками, капиталистами из-за дележа захваченных земель или награбленных прибылей. Война за независимость США проходила с 1775-го по 1783-й годы как борьба против диктатуры Великобритании.

Против английского господства выступили в данном случае не коренные племена, а поселенцы, прибывшие из Европы, главным образом из Англии. Эти поселенцы были захватчиками и агрессорами в отношении индейцев, но сами в свою очередь оказались объектом колониального угнетения со стороны Англии. Таким образом, их восстание, имевшее целью освобождение от колониального ига, явилось общей частью освободительной борьбы народов Британской империи.

17 апреля 1775 года произошло первое вооруженное столкновение между британскими войсками и американскими сепаратистами. Тем временем, 10 мая в Филадельфии собрался Второй Конгресс тринадцати колоний, который, с одной стороны, подал петицию королю Англии Георгу III о защите от произвола колониальной администрации, а с другой, начал мобилизацию вооруженного ополчения, во главе которого стал Джордж Вашингтон. Это явилось не только проявлением доверия к его качествам военного руководителя, но за этим скрывалось намерение мобилизовать этим назначением новоанглийские колонии, которые находились под непосредственной угрозой.

4 июля 1776 года конгресс принял составленную Т. Джефферсоном Декларацию независимости, ставшую эпохальным документом не только американской, но и мировой истории. Это была первая перенесенная на практическую почву декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских философов XVII в., особенно Джона Локка, французских просветителей XVIII века, а также на традицию борьбы за свободу американских колонистов. «Все люди сотворены равными, — гласила Декларация независимости, — все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью... Всякий раз, когда форма правления начинает противоречить этим целям, право народа — изменить ее либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство...»

3 июля 1775 года в Кембридже, штат Массачусетс, Вашингтон принял командование войсками, которые окружили оккупированный британцами Бостон. В марте 1776 года удалось освободить город .

До 1778 года, когда союз с Францией решительно укрепил позиции восставших, главная заслуга Вашингтона состояла в том, что он сумел удержать своих солдат и избежал сокрушительного поражения в борьбе против лучше обученной и профессионально руководимой британской армии. Благодаря тактике выжидания и затягивания и нерегулярным и неожиданным атакам он компенсировал первоначальные ошибки и постепенно вновь взял инициативу в свои руки. Уважение и любовь подчиненных завоевал жесткой дисциплиной и неустанными выступлениями в интересах офицеров и солдат. Он стал полюсом спокойствия в сопротивлении, потому что даже в тяжелейших условиях, как, например, в зимнем лагере Валлей Фордж в 1777-1778 гг., умел вселить уверенность в победе.

К числу наиболее важных событий войны относится: битва при Саратоге в октябре 1777 года, когда американские войска окружили и принудили сдаться в плен шеститысячный экспедиционный отряд англичан, вышедший из Монреаля в южном направлении. Эта победа не только придала уверенности молодой американской армии, но и стала поводом для заключения союзного договора между США и Францией, что и решило исход войны. Этот договор о дружбе, торговле, оборонительном союзе, подписанный с американской стороны Франклином, стал первым официальным признанием нового государства. Кроме того, он способствовал активному вовлечению европейских государств в войну против Великобритании.

На протяжении войны самой большой проблемой Вашингтона было вооружение и снабжение армии. Несмотря на разочарования и интриги, которые плелись против него в Конгрессе, Вашингтон никогда не оспаривал первенство гражданского руководства. Все политические вопросы он предоставлял Конгрессу и принимал важные военные решения только после подробного обсуждения с доверенными людьми, к которым, прежде всего, принадлежали Александер Гамильтон из Нью-Йорка и французский маркиз де Лафайет. Его убеждение, что не партизанская тактика, а только победа в обычном сражении сможет принудить британцев сдаться, подтвердилась, наконец, в Йорктауне в Виргинии. Благодаря хорошо скоординированной акции с французской армией и флотом он добился 19 октября 1781 года капитуляции генерала Корнваллиса с 7 000 британских солдат. Этим он открыл путь к переговорам, которые два года спустя привели к формальному заключению мира и к международно-правовому признанию американской независимости.

После Йорктауна в кругах офицеров, которые опасались, что нерешительный Конгресс может лишить их зарплаты за службу, существовало тайное стремление сделать главнокомандующего диктатором или королем. Личным обращением к офицерскому корпусу в марте 1783 года Вашингтон восстановил дисциплину и еще раз демонстративно закрепил принцип подчинения военного руководства политическому. Вашингтон был избран президентом Общества Цинциннати, офицерского братства, напоминающего европейские аристократические общества.

После завершения военных действий Джордж Вашингтон вернулся в свое поместье. Однако история родной страны продолжала его интересовать, и он чутко следил за политической обстановкой в США. В 1786 году его сторонники после его призыва помогли свести на нет восстание массачусетских фермеров.

Вскоре Вашингтона избрали главой филадельфийского Конституционного конвента, который в 1787 году издал новую Конституцию США, далее были проведены выборы. Главнокомандующий в отставке был настолько популярен в обществе, что выборщики единогласно проголосовали за него (как в первый раз, так и при переизбрании президента).

На посту главы государства Джордж Вашингтон стремился привить американцам уважение к Конституции, сохранить демократические изменения последних лет, окружать себя представителями интеллигенции, способными работать на благо Америки. При этом Вашингтон старался сотрудничать с Конгрессом и не вмешиваться в политические конфликты внутри страны. На втором сроке первый президент США разработал грамотную программу промышленного и финансового развития страны, уберег Америку от вовлеченности в европейские конфликты, вынудил индейцев отказаться от многих территорий (преимущественно с использованием военной силы), запретил дистиллированный алкоголь.

Внутренняя и внешняя политика Джорджа Вашингтона встречала сопротивление в некоторых общественных слоях, но попытки бунтарства президенту и его армии удавалось оперативно пресекать. По завершении двух сроков правления он получил предложение баллотироваться и на третий срок, однако отказался от него из-за положений Конституции.

 



2018-07-06 334 Обсуждений (0)
Библиографический список 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Библиографический список

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)