Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды готовностей к обучению в школе.



2018-07-06 726 Обсуждений (0)
Виды готовностей к обучению в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел VI.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Практическое занятие 14

Тема VI.1 Современные тенденции психологической готовности детей с ОВЗ к школьному обучению

Виды готовностей к обучению в школе.

· Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

 

Личностная готовность

· Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;

· Сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;

· Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;

· Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, интеллектуальных(радость познания), нравственных.

 

Умственная готовность

· Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений.

· Речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи; становление и развитие различных форм речи(монологическая - диалогическая; внешняя - внутренняя).

· Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность восприятия, использование системы сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий; большая опосредованность памяти и внимания; развитие сенсо-моторной координации и мелкой мотортики.

 

Волевая готовность

Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение мотивов.

· Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

 

1. Физическая готовность к школе.

 

Физическая готовность ребенка к обучению — это состояние здоровья, определенный уровень

морфо-функциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физическая и умственная работоспособность.

Каждый ребёнок перед поступлением в школу проходит медосмотр по следующим критериям:

— наличие или отсутствие хронических заболеваний;

— уровень функционального состояния органов и систем;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным условиям;

— уровень достигнутого развития (каждому возрасту соответствуют его анатомо-физиологические особенности);

— степень гармоничности развития ребёнка.

По этим критериям врач определяет для ребёнка соответствующую группу здоровья, которая учитывается при обучении в школе. В частности учителем, который определяет место, на котором будет сидеть ребёнок. Но главное, группа здоровья ребёнка учитывается учителем физической культуры, который распределяет физическую нагрузку для каждого ребёнка.

Итак, какие группы здоровья выделяются?

I группа здоровья – абсолютно здоровые дети по всем критериям.

II группа здоровья – практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные отклонения – низкий гемоглобин, нарушения остроты зрения, начальные признаки нарушения обмена веществ, плоскостопие и т.д. и сниженную сопротивляемость организма. Каких детей относят к часто болеющим детям?

· На первом году жизни, если ребёнок переболел 4 и более раз острым заболеванием;

· От 1 года до 3 лет, если ребёнок болел в течение года 6 и более раз;

· От 3 до 5 лет, если ребёнок болел в течение года 5 и более раз;

· От 5 до 6 лет, если ребёнок болел в течение года 4 и более раз;

· От 6 до 7 лет, если ребёнок болел в течение года 3 и более раз.

К данной группе здоровья относятся также дети, перенесшие тяжелое соматическое или инфекционное заболевание.

III группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, т.е. заболеваниями, которые можно вылечить.

IV группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, т.е. заболевания, которые совсем вылечить нельзя, но резервные возможности организма до конца не исчерпаны и функциональные возможности организма постоянно поддерживаются.

V группа здоровья – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, т.е. возможности организма практически исчерпаны. Заболевания не лечатся. К этой группе здоровья относятся дети с ОВЗ.

 

2. Специальная готовность к обучению.

 

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних детей процесс адаптации завершается на протяжении первого года обу­чения.

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармонич­ность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельнос­ти; непонимание профессиональной роли учителя и неумение стро­ить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к про­извольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельнос­ти, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение при­способиться к темпу школьной жизни.

 

3. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем.

Обобщая, можно говорить, что интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:

• дифференцированное восприятие (может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов восприятия (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета);

• развитое внимание (способен работать, не отвлекаясь, в течение 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой);

• аналитическое мышление (способен перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия – мебель, молочные продукты, водный транспорт и т.д.; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ и др.);

• логическое запоминание (способен запомнить 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу);

• развитое воображение и творческое мышление (способен превратить геометрическую фигуру в какой-то предмет/картинку, дорисовав линии в соответствии со своим замыслом);

• интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

• овладение разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

• развитие тонких движений руки и зрительно-моторных координаций.

 

4. Личностная (мотивационная) и социально – психологическая готовность.

 

Мотивационная готовность. Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности .Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

 

Социально - психологическая готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

 

5. Эмоционально-волевая готовность к школе.

Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы; в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Дошкольники с ОВЗ характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению детей с ОВЗ зачастую усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их нервной системы, обусловливающим низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость.

 



2018-07-06 726 Обсуждений (0)
Виды готовностей к обучению в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды готовностей к обучению в школе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (726)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)