Источник – тип коннотации
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ ОРФОГРАФИИ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ/СТРОЧНЫХ БУКВ Система орфограмм Орфограммы 3-го раздела по своей сущности являются словесными: продукт деятельности пишущего – графические слова (в т. ч. аббревиатуры) или сочетания слов, при написании которых он решает 2 проблемы: 1) выделяются ли эти единицы из обычной лексики? 2) если выделяются, то в какой степени? Отсюда вытекает парадигматика орфограмм. По характеру решаемых проблем выделяются: 1. Качественная орфограмма: прописная/строчная буква? (в начале слова/сочетания; начальное числительное может иметь цифровую форму). 2. Количественная орфограмма: количество прописных букв? Орфограммы 3-го раздела могут иметь 4 источника: 1. Тип денотата. 2. Тип коннотации. 3. Словообразовательная структура. 4. Синтаксическая структура. Синтагматика орфограмм. Количественная орфограмма всегда зависит от качественной, т. е. возникает только при её решении в пользу прописной буквы. Качественная орфограмма может быть одиночной (табл. 7.1). Табл. 7.1. Распределение орфограмм 3-го раздела
Орфографические нормы 3-го раздела самым тесным образом связаны с общественным сознанием и подвержены резким изменениям при смене идеологических установок. Яркие примеры даёт советская эпоха: был наложен запрет использования прописных букв в религиозной терминологии; появилась система оформления названий учреждений, организаций и должностей, весьма сложная и некорректная по отношению ко всему «не советскому» [см. Правила 1956, §§ 95, 105–106; Розенталь 1984]. В последние годы данные фрагменты 3-го раздела подверглись оптимизации (см. 10.3). Однако в других фрагментах (составные географические названия, иноязычные собственные наименования и т. д.) сохраняются серьёзные проблемы: усложнённые и недостаточно чёткие правила, неоправданные исключения. Правила решения орфограмм рассматриваются в порядке, соответствующем их классификации: 1) по локализации; 2) по характеру решаемых проблем; 3) по источнику. Качественные орфограммы в словах и словосочетаниях Источник – тип денотата Орфограмма возникает в существительных, начальном компоненте субстантивных словосочетаний, а также в продуктах двусторонней конверсии (субстантивации и наоборот, перехода существительных в другие части речи). Решается она по ЛК: имя нарицательное = апеллятив (член класса) Þ строчнаябуква; имя собственное = оним (уникальный объект – см. табл. 7.2) Þ прописная буква. Табл. 7.2. Типы онимов
Осложнённые варианты орфограммы возникают при одинаковом звучании апеллятивов и онимов. Омофоны типа вера : Вера (антропоним), орёл : Орёл (топоним), шарик : Шарик (зооним) семантически не связаны и потому легко различимы. Бóльшие трудности создают взаимные семантические переходы – полисемия, конверсия (табл. 7.3–7.4). Табл. 7.3. Переход апеллятивов в онимы (ЛК)
Табл. 7.4. Переход онимов в апеллятивы (ЛК)
Источник – тип коннотации Орфограмма возникает в существительных, местоимениях, субстантивных словосочетаниях и субстантиватах. Решение её определяется не самим денотатом, а отношением к нему со стороны адресанта (наличием/отсутствием оценки и её характером – табл. 7.5). Табл. 7.5. Начальные прописные/строчные буквы как показатель оценки (ЛК)
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |