Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория влияния окружающей среды Дж. Локка. Теория влияния окружающей среды Джона Локка(1632-1704)



2018-07-06 2077 Обсуждений (0)
Теория влияния окружающей среды Дж. Локка. Теория влияния окружающей среды Джона Локка(1632-1704) 4.67 из 5.00 3 оценки




Основные работы:

«Некоторые мысли об образовании» (1693).

«Эссе о человеческом понимании» (1690).

«Два трактата о правительстве» (1689.

Взгляд Локка на развитие

Отправным пунктом для теории Локка стала доктрина о врожденных идеях. До Локка многие философы считали, что некоторые идеи, такие как математические истины и вера в Бога, являются врожденными, существуют в сознании до опыта. Локк считал, что наблюдения за детьми показывают, что эти идеи не присутствуют с самого начала и что дети их усваивают. Локк говорил, что будет правильным считать детское сознание tabula rasa, чистой доской, а все, что приходит в сознание, возникает из окружающей среды (Locke, 1690). Локк отметил, что, хотя по большей части человеческий опыт основывается на окружающей среде, человек может также постепенно учиться путем размышления о своих мыслях и убеждениях. Локк также признавал, что существуют некоторые врожденные эмоции и некоторые врожденные отличия среди людей. Но в целом Локк говорил, что именно окружающая среда формирует сознание. Локк подчеркивал, что влияние окружающей среды особенно сильно в первые годы жизни ребенка. Именно тогда сознание ребенка наиболее гибко, и мы можем формировать его по своему желанию. И когда мы так делаем, то подготавливаем его базовый характер для дальнейшей жизни (Lock, 1690, s. 1-2).

Многие наши мысли и чувства развиваются в процессе ассоциации. Две идеи, как правило, возникают вместе, поэтому мы не можем думать об одной, одновременно не думая о другой. Например, если у ребенка был негативный опыт в определенной комнате, ребенок, входя в комнату, при этом автоматически испытает негативные чувства (Locke, 1690, s. 47) По большей части наше поведение развивается в процессе повторения. Когда мы делаем что-то снова и снова, например, чистим зубы, эта практика становится нашей естественной привычкой и мы тревожимся, когда нам не удается ее осуществить (Locke, 1690, s. 66).

Кроме того, мы учимся в процессе подражания. Мы склонны делать то, что, как мы видим, делают другие. Таким образом, на наш характер влияют модели. Если мы часто оказываемся рядом с глупыми и ворчливыми людьми, то сами становимся глупыми и ворчливыми; если мы оказываемся рядом с более благородными умами, то и наше сознание облагораживается (s. 67).

Наконец, и это самое важное, мы учимся в процессе вознаграждений и наказаний. Мы ведем себя так, чтобы чувствовать похвалу, получать комплименты и другие вознаграждения; мы воздерживаемся от тех действий, которые могут привести к неприятным последствиям (s. 54).

Как считал Локк, при формировании характера эти принципы часто срабатывают вместе. Например, маленькая девочка, скорее всего, будет вешать свои вещи, если видит, как это делают ее родители, она начинает подражать им. После того, как она повесит свои вещи несколько раз подряд, эта хорошая черта превращается у нее в привычку, и эта привычка становится сильнее, если она получает за нее похвалу или комплимент.

Философия образования Локка

Локк много размышлял о роли образования в формировании характера ребенка и в то же время о самом академическом обучении. Локк утверждал, что главная цель образования — самоконтроль: «Мне кажется ясным, что принцип всякой добродетели и совершенства заключается в силе отрицания нами самими удовлетворения собственных желаний, когда разум их не оправдывает» (s. 38).

Чтобы установить самодисциплину, нужно укрепить здоровье ребенка. Когда тело ребенка больно и слабо, ребенок мало способен контролировать требования тела. Необходимо давать детям много упражнений, чтобы их тела стали сильными, и нужно, чтобы дети играли на улице во все времена года, чтобы они научились выдерживать трудности самой разной погоды.

Если детям надо стать более дисциплинированными, с самого начала нужно вести себя с ними твердо. Многие родители балуют своих детей и уступают как только те начинают хныкать; они думают, что такая снисходительность нормальна, потому что дети еще маленькие. Они отказываются осознавать, что привычки раннего детства трудно сломать. Дети, которые понимают, что могут получить все, что хотят просто когда просят или плачут, никогда не отучатся

не должны вознаграждать детей, желающих получить вещи, которые им не нужны. Дети должны усвоить, что они получат, только те вещи, которые их родители сочтут нужными дать (s. 38-40).

По мнению Локка, нужно уделять пристальное внимание тому, как мы подкрепляем поведение наших детей. Использование вознаграждений и наказаний, однако, непростое дело. Не все вознаграждения и наказания приводят к желаемому эффекту. Локк особенно противился применению физического наказания. Во-первых, его применение приводит к нежелательным ассоциациям. Если девочку бьют или подвергают порке за то, что она «отвлекается во время уроков чтения», она будет ассоциировать боль не только с тем, что отвлеклась, но и с самими книгами. Далее, физическое наказание зачастую оказывается неэффективным. Ребенок подчиняется, когда видит перед собой розгу, но как только он замечает, что никто на него не смотрит, ребенок делает все, что захочет. Наконец, когда физическое наказание срабатывает, оно cpaбатывает слишком. Оно приводит к тому, что «сознание ломается; и потом, вместо ребенка-хулигана, у вас появляется уныло хнычущее создание» (s. 51).

Точно так же не все виды вознаграждений являются желательными. Локк противился применению денег или сладостей в качестве вознаграждений, потому что их применение препятствует достижению главной цели образования: подавлять желания и подчиняться разуму. Когда мы вознаграждаем ребенка едой или деньгами, мы только поощряем детей к тому, чтобы они довольствовались этими вещами (s. 52).

Самое лучшее вознаграждение — это похвала и лесть, а самое худшее наказание — это неодобрение. Когда дети делают все хорошо, нам нужно похвалить их, заставить их чувствовать гордость; когда они плохо себя ведут, нам нужно холодно взглянуть на них и заставить их пережить чувство стыда.

Локк говорил, что если вы можете заставить детей «полюбить удовольствие от того, что о них хорошо думают, вы можете воспитать их так, как вам понравится и дети полюбят добродетель» (s. 58).

Локк ценил смелость, способность «справляться с опасностями, которых мы боимся, и со злом, которое мы чувствуем» (s. 115). Эта способность очень полезна для взрослых, так как мы «подвергаемся нападениям со всех сторон; и поэтому очень желательно предоставлять детям такое вооружение так рано, как только возможно» (s. 115).

Проблема заключается в том, что дети усваивают многие страхи. Например, их первоначально привлекают животные, но потом когда животное кусает ребенка, он ассоциирует вид животного с болью и боится его. Локк учил, что мы можем исключить страх, или будем постепенно сближать ребенка и животное. Во-первых, надо позволить кому-то еще сесть рядом с животным на некотором расстоянии, пока ребенок не сможет наблюдать за животным, не испытывая страха. Затем нам нужно медленно и постепенно приблизить ребенка к животному и убедиться, что ребенок может наблюдать за ним, не испытывая особой тревоги. Наконец, мы позволяем ребенку коснуться животного, пока его держит другой человек, и делаем так до тех пор, пока ребенок не перестанет волноваться (s. 115).

Локк также рекомендовал приучать детей к ощущению боли — опять-таки постепенно. (Он, по-видимому, имел в виду боль, с которой ребенок может столкнуться во время занятий спортом, например, погружение в холодную воду). Нам следует начать, когда ребенок в хорошем настроении и подвергнуть ребенка слабой боли, которую он может вытерпеть, при этом нужно хвалить его. Постепенно можно усиливать ощущение боли, но делая это постепенно и обязательно хваля ребенка за смелость. Таким образом, мы воспитаем ребенка, который может, скорее, сохранить репутацию смелого человека, чем уклониться от слабой боли (s. 115).

По мнению Локка, большинство родителей устанавливают разного рода правила и затем наказывают детей, когда те не слушаются. Эта практика в целом бесполезна. Детям очень трудно усваивать и запоминать абстрактные правила, и они недоумевают или злятся, когда их наказывают за нарушение правила, которое они едва могут удержать в сознании. В качестве альтернативы приказаниям Локк предложил две процедуры.

Во-первых, так как дети понимают больше на примерах, чем из наставлений, мы можем обучать их, предоставляя им хорошие модели. Дети будут живо моделировать свое поведение, наблюдая за поведением добродетельного человека, особенно когда мы хвалим их за это (s. 68).

Во-вторых, Локк предложил вместо приказаний приучать детей желаемой модели поведения. Например, вместо того, чтобы заставлять детей кланяться, когда они встретят леди, лучше показать на практике, как нужно поклониться, и каждый раз хвалить их за то, что они кланяются правильно. После повторений они будут кланяться так же естественно, как и дышать, не думая и не предаваясь в целом чуждой для них рефлексии (s. 66).

Рассуждение Локка о тщетности применения правил, непонятных для детей, привнесло нечто новое в его систему. До этого он называл рассудок ребенка куском глины, из которого мы могли лепить все, что пожелаем. Теперь же он говорил, что у детей есть свои собственные когнитивные способности, устанавливающие границы того, чему мы можем их научить. Он также предполагал, что дети обладают особым темпераментом, например, они любят шум, потасовки и веселье, и добавлял, что глупо пытаться менять их естественную предрасположенность (s. 63). Таким образом, Локк, казалось, допускал, что дети не «чистые доски». Некоторые его утверждения противоречили его собственной базовой теории окружающей среды, но он не обращал на это внимания.

Академическое обучение

Вдохновившись идеями великого чешского педагога Коменского (Comenius, 1657), Локк указал, что инструкция оказывается наиболее эффективной, когда нравится детям. Он предположил, что дети могут узнать о многих вещах (чтение букв, слов и т. д.). Локк также рекомендовал, чтобы наставления давались детям постепенно так, чтобы они могли полностью овладеть одной темой, прежде чем переходить к следующей, и он хотел, чтобы дети в своих занятиях видели порядок и пользу (s. 180).

Локк признавал, что детям могут не нравиться некоторые уроки, которые нам кажутся необходимыми для их будущего. В этих случаях учитель должен попытаться облегчить детям задачу. Конечно, учитель не должен наказывать детей физически или сильно pугать их. Суровая дисциплина лишь пугает ребенка, а учитель ничего не может сделать с пугливым ребенком. Как писал Локк: «Точно так же невозможно нарисовать прекрасный и правильный характер в дрожащем сознании, как портрет на трясущейся бумаге» (s. 167). Лучше всего опираться на такие вознаграждения и наказания, о которых мы говорили раньше: на похвалу и неодобрение.

Локк подчеркивал (s. 118-119) необходимость воспользоваться естественным любопытством ребенка. Дети, говорил он, учатся ради учебы; их сознание стремится к знаниям, как глаза к свету. Если мы просто слушаем их вопросы и прямо отвечаем на них, то их сознание расширяется за пределы того, что мы считали возможным.

Оценка

Как психолог Локк далеко опережал свое время. Его принципы научения — принципы ассоциации, повторения, моделирования, вознаграждения и наказания — стали краеугольными камнями всех со-временных теорий научения. Его мысли о корректировке поведения «при помощи постепенных изменений» - основа основ для современных сторонников этих теорий. Как мы увидим в дальнейшем, Локк во многом предвосхитил современные идеи.

Кроме того, идеи Локка о педагогике довольно близки к мыслям современных исследователей в области образования. Большинство учителей применяют вознаграждения и наказания (похвалы, оценки и критику), чтобы мотивировать детей учиться. Наиболее просвещенные учителя также понимают влияние моделей и потребность в постепенных шагах при воспитании ребенка, отвергая физические наказания.

Большинство современных работников образования разделяют непоследовательность Локка. Хотя они верят, что необходимо формировать характер детей, применяя вознаграждения и наказания. Они также признают, что такое социальное влияние не всемогуще. Они чувствительны к готовности ребенка учить различные вещи и признают, что ребенок лучше всего учится, когда проявляет спонтанное любопытство о конкретном предмете. Тем не менее, как и Локк, они не готовы опираться на внутреннюю мотивацию детей и понять ее. Учителя верят, что от них, от взрослых, зависит, научат они детей правильным вещам или нет. В действительности они не верят, что дети усвоят то, что нужно, не подвергаясь внешним стимулам, таким как похвала и оценки. В целом они разделяют взгляд Локка, что образование — это в основном процесс социализации. Ребенок учится завоевывать наше одобрение и таким образом усваивает то, что ему или ей нужно знать, чтобы стать полезным и добродетельным членом нашего общества.

2. Принцип системности. Элементаризм.

Принцип системности — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Центральной проблемой в развитии системного понимания психического выступает выяснение механизма, порождающего системы.

Формулировка системы как «комплекса элементов» включает образ элемента или компонента как чего-то, изначально объясняющего природу системы.

В понимании системы как «комплекса компонентов» наиболее сложным пунктом становится именно объяснение ее целостности.

Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Это понятие употребляется практически в любом системном исследовании». Понятие «связи» выступает обычно вторым моментом, характеризующим системы наряду с понятием комплекса элементов или компонентов.

«Связи» выступают, на первый взгляд, чем-то существенно отличающимся от элементов, что и побуждает использовать их для характеристики именно целостности системы. Но при более внимательном рассмотрении «связи» оказываются тоже элементами, на которые раскладывается сложная внутренняя структура системы.

Идеи системного подхода, т.е. идеи анализа всех открытых самоорганизующихся и саморазвивающихся образований как систем, обсуждаются уже около полувека, начиная с работ Л. фон Берталанфи. В психологии предполагается, что системный подход является обязательным, поэтому исследователи почти всегда декларируют его использование. Предложено несколько критериев для выявления того, в какой степени соблюдается системный подход.

Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов. С точки зрения Б.Ф. Ломова, системный анализ предполагает:

1) многомерность образования;

2) его многоуровневость и иерархичность;

3) многомерную классификацию его свойств;

4) признание его полидетерминированности;

5) изучение взятого образования в его развитии.

М.С. Роговик выделил четыре принципа системного подхода:

1. Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т.е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.

2. Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т.е. системный подход включает в себя функциональный.

3. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой. То есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.

4. Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход.

В. А. Ганзен выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный. С точки зрения В. А. Ганзена описание системы должно включать:

1) ее элементный состав;

2) структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами;

3) функции системы, ее подсистем и элементов;

4) интегральные свойства системы;

5) системообразующие факторы;

6) взаимосвязи со средой.

Конкретизации принципов системного подхода в психологии.

I. Принцип целостности системы. Система (или данный тип систем) имеет один или несколько фундаментальных атрибутов, отличающих ее от других систем. Атрибут системы — это ее принадлежность, необходимая для существования в диапазоне экологически нормативных параметров среды, внешней и внутренней, действительной и идеальной, а также для характеристики этой системы. При патологии одной из подсистем (или одного из атрибутов) система теряет свою целостность, и ее функционирование приобретает ауто- и гетеродеструктивный характер.

II. Принцип функциональной детерменированности системы и ее подсистем. Функция системы (или подсистемы) является образующим ее фактором (системообразующим фактором — СОФ).

III. Принцип генетико-иерархической структурно-уровневой организации системы.

Принцип структурно-уровневой организации. Следование ему считается необходимым для любого современного исследования, как теоретического, так и эмпирического. Этот принцип предполагает, что любая относительно сложная система имеет несколько уровней организации, у каждого из которых — свое строение и механизмы.

Структурно-генетический принцип сформулирован позже других. В соответствии с ним каждый качественный этап в филогенезе живой саморазвивающейся системы закрепляется в ее строении и представляет собой очередной уровень ее организации.

IV. Принцип вертикальной регуляции генетико-иерархических уровней в системе имеет две составляющих:

а) исходные, более общие законы нижних уровней сохраняются на верхних уровнях с определенными ограничениями. Их сохранение не означает неизменности; накладываемые ограничения порождают частные варианты общих законов. Примерами этого являются знаменитые феномены Пиаже и уровни актуального перцептогенеза, выделенные Беккером;

б) верхние уровни в структурной организации влияют на функционирование нижних уровней. Как правило, осуществляется коррекция по механизму отрицательной обратной связи (положительные обратные связи бывают очень редко). В неврологии и психической деятельности тормозящее влияние вышележащих образований на нижележащие было открыто И. М. Сеченовым

Общие принципы системного подхода в психологии могут быть дополнены рядом определений, существенных при разработке теории системного объекта.

1. Дефиниция системы в ее оптимальном варианте. Известно, что на начальных этапах распознавания системы не всегда возможно дать полное ее определение и только на зрелых этапах познания возможна дефиниция в виде родо-видовой конструкции с учетом фундаментальных функций познаваемого.

2. Компонентами системы являются прежде всего составляющие ее элементы. Это — психические образования, обладающие определенной степенью самостоятельности и поэтому выделяющиеся в системе как ее состав.

3. Структура системы. Под ней понимаются подсистемы, каждая из которых обеспечивает какую-либо фундаментальную функцию и объединяет для этого ряд компонентов психики, появившихся в процессе эволюции.

4. Функции системы — это те отношения системы со средой (или подсистем с метасистемой), которые объясняют цель появления системы (или подсистем).

5. Свойства системы — те качественные признаки, по которым система выделяется из среды (или подсистема из метасистемы).

6. Системообразующие и системоформирующие факторы. Системообразующие факторы, внешние по отношению к системе, детерминируют ее возникновение. Системоформирующие факторы суть те объектные свойства действительности, которые дают возможность системе (или подсистеме) сформироваться.

7. Генезис и эволюция (происхождение и развитие) системы.

ЭЛЕМЕНТАРИЗМ

— философская концепция, утверждающая приоритет единичного, частного перед целым. С точки зренияэлсментаристов, целое — вторично, и есть-лишь некоторая интегральная характеристика суммысоставляющей его частей. При этом возможны различные интегральные обобщения, преставление одной итой же суммы элементов в зависимости от точки зрения, угла рассмотрения решаемой проблемы и т. п. Наиболее ярко элементаристская концепция представлена в таких науках, как математика, механика, физикаи др. Элементаристская концепция явилась важной составной частью механицизма как философскойпарадигмы классического естествознания. В современной философии науки элементаризм рассматриваетсякак одна из возможных и наиболее эффективных стратегий для решения огромного числа научных ипрактических задач. Противостоящей ей и столь же значимой исследовательской стратегией современнойнауки для решения также значительного класса важных научных проблем является холизм. (См. редукционизм, холизм, системность).

3. Закономерности развития психики с позиции бихевиоризма.

С позиций бихевиоризма предметом психологического исследования является поведение человека от рождения до смерти (англ. behaviour – поведение). Поведенческие акты подобно другим объектам естественных наук можно исследовать общими методами. Чувствования, ощущения, сознание, воображение, волевые проявления в логике бихевиористов не могут рассматриваться в качестве подлинных феноменов психологии, так как не поддаются объективному изучению. Центром внимания школы бихевиористов (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер), таким образом, стало изучение развития поведения, которое отождествлялось с развитием психики как таковой. Механизм психического развития заключается в оформлении стимулов и возникающих на их основе реакций. «Развитие поведения, в основе которого лежит формирование между стимулами и реакциями, происходит в процессе жизни ребёнка под влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде, т.е адаптация в этой школе считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребёнка. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно». Детское развитие в концепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. В зависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иные реакции, что способствует формированию определённых навыков. Это положение отвергает возможность построения возрастной периодизации, так как не существует единых закономерностей развития детей определённого возраста. Доказательствами могут служить примеры того, что при создании определённых условий, двух-трёхлетние дети могут не только читать, но и писать.

В русле бихевиоризма возникло учебно-теоретическое направление воспитания родителей. Школа воспитания родителейнацелена на обучение необходимым навыкам семейной жизни, гармонизирующим взаимоотношения между родителями и детьми.

В качестве ведущих теоретических положений этого направления можно назвать следующие – поведение родителей и детей заучено и изменить его можно методом переучивания;

поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей;

существуют три способа формирования поведения:

* положительное и отрицательное подкрепление,

* наказание,

* отсутствие подкрепления;

изменения в окружении ведут к изменению поведения.

 



2018-07-06 2077 Обсуждений (0)
Теория влияния окружающей среды Дж. Локка. Теория влияния окружающей среды Джона Локка(1632-1704) 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Теория влияния окружающей среды Дж. Локка. Теория влияния окружающей среды Джона Локка(1632-1704)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2077)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)