Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обследование речи ребенка преддошкольного возраста



2018-07-06 831 Обсуждений (0)
Обследование речи ребенка преддошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




«Детская речь не является личной деятельностью ребенка», индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотруд­ничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого (Л.С. Выготский, 1984. — Т. 4. — С. 356). В процессе социализации ребенок постепенно ов­ладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологичес­кие, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кри­зисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка раннего возраста.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правиль­но выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и рече­вого развития,чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

Последовательность стадий овладения родным языком в онто­генезе определяет специфические особенности его использования в речевом общении у детей раннего возраста:

— обязательное опережающее развитие понимания обращенной речи (семантический аспект);

— первоочередное усвоение некоторых прагматических ас­пектов (диалогическая последовательность высказыва­ний, использование утвердительных и отрицательных кивков головой, умение поприветствовать и попрощаться с собеседником, умение смотреть в глаза взрослому во время разговора и т.д.) при более медленном и постепенном овладении фонологическим, морфологическим и синтаксическим аспектами;

— использование для выражения коммуникативных на­мерений значительного количества разнообразных не­
вербальных средств (крики, протягивание рук, направленные взгляды, улыбки, лепетание и вокализа­ции, указательные жесты, подталкивание в нужную сторону);

— корреляция между накоплением словарного запаса и развитием мышления;

— выраженная зависимость уровня речевого развития от
других важных показателей развития ребенка раннего
возраста (развитие общей и тонкой моторики, ус поение
социо-культурных навыков и т.п.).

Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом разви­тии использует следующие методы обследования:

— анкетирование (анкета для родителей (матери), опрос­ники);

— беседу с родителями;

— наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в ес­тественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных зада­ний;

— изучение медицинской документации;

— беседу с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию, методистом;

 

— ознакомление с педагогической характеристикой, если
ребенок посещает ясли или детский сад;

— собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуля­ции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес), дифференцированности слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и
сложных речевых инструкций, объем пассивного и ак­тивного словарного запаса.

Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возра­ста включает задания, которые можно условно разделить на не­сколько диагностических блоков:

— исследование неречевых процессов: конструктивной де­ятельности, рисования, слухового внимания, зрительно­
го восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и
праксиса, общей и тонкой моторики — проводится дет­ским психологом;

— исследование фонетической и фонематической стороны
речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние
фразовой речи проводится логопедом.

Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уров­ня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многомопределяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с ис­следователем (Е.А. Стребелева, 1998. — С. 99).

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое вниманиена:

— умение ребенка выполнять действие по словесной инст­рукции;

— то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «рабо­тает» руками (использует обе руки или только одну);

— ловкость или неумелость действий с маленькими предме­тами;

— эмоциональные возгласы и слова, произносимые во вре­мя выполнения заданий.

Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок созна­тельно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обяза­тельно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить за­дание.

Для объективности фиксации результатов исследования целе­сообразно записывать ход обследования на магнитофон или дик­тофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание. Ниже мы приво­дим некоторые задания, которые могут быть предъявлены логопе­дом ребенку конца второго года жизни, родители которого обра­тились с жалобами на задержку речевого развития.* При выпол­нении этих заданий их последовательность можно менять, одна­ко следует придерживаться некоторых общих принципов.

Первые задания («Полоса препятствий», «Собери пирамидки»), относящиеся к блоку неречевых заданий, проводимых психоло­гом, приводятся нами не для использования их логопедом в диаг­ностических целях (определение уровня моторного и интеллекту­ального развития), а носят предварительный, ориентировочный характер для оценки перцептивных, моторных, когнитивных предпосылок формирования речевой деятельности.

Большинство речевых заданий носят вариативный характер, их можно использовать как для обследования пассивного, так и ак­тивного словаря, причем чаще всего маленькие дети на первом обследовании будут преимущественно показывать нужный предмет или его изображение, а не называть его.

Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто так гово­рит?»). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предмет­ном, но и на картинном материале («Что это такое?», «Что дела­ет?» и т.п.).

Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводит­ся с ребенком, даже если родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы по картинкам не слушает, т.к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуаль­ный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказы­вает его.

Полоса препятствий»

Задание направлено на определение уровня моторной компе­тенции ребенка (общая моторика) и его умения выполнять раз­нообразные движения по словесной инструкции.

Оборудование: ковер с геометрическим рисунком в виде полосы шириной 20-25 см по краю, несколько деревянных или пластмассовых брусочков (15 см х 15 см х 40 см), мяч среднего размера, детская лесенка с перилами.

Проведение обследования

Обследование лучше проводить в игровой или спортивной ком­нате яслейсада, кабинете лечебной физкультуры детской поли­клиники. Надо предложить ребенку:

— поиграть в «догонялки»;

— пройти по дорожке, перешагивая через брусочки («Вот
дорожка. Иди ко мне. Осторожно, не наступай на «кир­пичики!»);

— подняться и спуститься по детской лесенке;

— поиграть в мяч со взрослым.

В последнем задании специально проверяется умение ребенка играть вместе со взрослым, выполняя различные речевые коман­ды («кати» — «бросай»). Например, сидя на ковре напротив малы­ша, мы катим ребенку мяч, а ему надо бросить его нам («Бросай!»). В случае затруднений со стороны ребенка задание проводится в са­мой простой форме: логопед и ребенок просто перекатывают мяч друг другу по ковру.

2) «Собери пирамидки»

Задание направлено на выявление у ребенка умения соотносить свои действия с речевой инструкцией, а не только выполнять задания по показу, изучение процессов становления его зритель­ного гнозиса и праксиса, моторной ловкости (мелкая моторика).

Оборудование: 2 пирамидки с кольцами, контрастными по размеру (большие кольца крупнее маленьких в 3 раза).

Проведение обследования

Перед ребенком ставят 2 пирамидки и затем на его глазах обе пирамидки разбирают так, чтобы все колечки лежали на столе перед его глазами.

Далее берут одно большое колечко и надевают его на стержень.

Просят малыша найти такие же колечки и собрать пирамидку. Из оставшихся колечек — собрать другую пирамидку.

Когда обе пирамидки собраны правильно, малыша просят по­казать: «Где большие колечки?» «А где маленькие?»

Если малыш все показал правильно, ему предлагается вто­рой вариант задания: «Давай строить пирамидку вместе! Дай мне одно большое колечко. Я надеваю колечко на палочку. Вот так! Сделай так же: надень большое колечко на палочку! Хо­рошо! Теперь дай мне маленькое колечко. Я надеваю малень­кое колечко на палочку. Надень еще одно маленькое колечко на палочку».

Таким образом, малыш отбирает и нанизывает сначала два больших, а потом два маленьких колечка, пока не соберет всю пи­рамидку.



2018-07-06 831 Обсуждений (0)
Обследование речи ребенка преддошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обследование речи ребенка преддошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)