Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности



2019-07-03 728 Обсуждений (0)
Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности

1.2 Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности

ГЛАВА2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования

2.2 Валютное регулирование

ГЛАВА3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Договоры во внешнеэкономической деятельности

3.2 Основные формы расчетов, применяемые при осуществлении внешнеэкономической деятельности

3.3 Органы по разрешению споров между участниками внешнеэкономической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО В ИНФОРМАЦИЙ


ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов хозяйственной деятельности предприниматели выходят на международный (мировой) рынок, т.е. осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Таким образом мы видим, что данная тема является актуальной в наше время.

Термин "внешнеэкономическая деятельность" в теории и практике хозяйственной деятельности стал употребляться не сразу. Вплоть до 1980-х гг. сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности. Предпосылки для использования понятия внешнеэкономической деятельности появились лишь тогда, когда сотрудничество между организациями и гражданами различных стран вышло за рамки внешнеторговых операций и начало осуществляться в области международного производственного сотрудничества и кооперации, международной инвестиционной, лизинговой и некоторых других видов деятельности. Последние стали рассматриваться в рамках общей категории - внешнеэкономической деятельности.

Понятие внешнеэкономической деятельности в Федеральном законе "Об экспортном контроле" определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)". Многие авторы отметим мнение Ерешова И.В. он считает, что определение имеет собирательный характер, т.е. закон перечисляет виды деятельности, которые должны составлять понятие внешнеэкономической деятельности. Однако Тихомиров Ю.А., Новкшонов И.Б., Реут А.В., Попондопуло В.Ф., Морозов А.Д. считают, что открытый перечень и отсутствие признаков, на основании которых иной вид деятельности может быть отнесен к категории внешнеэкономической деятельности, позволяют сделать вывод о несовершенстве данного определения.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования внешнеэкономической деятельности. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, рассмотрение:

- понятия и видов субъектов внешнеэкономической деятельности;

- государственного воздействия на осуществление внешнеэкономической деятельности;

Методологической основой является: логический, метод сравнительного анализа и юридически-формальный метод.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности

О внешнеэкономической деятельности мы говорим, когда имеем в виду деятельность российских хозяйствующих субъектов на мировом рынке и деятельность зарубежных предпринимателей на территории России. Во-первых, к внешнеэкономической деятельности относится международная торговля. Во-вторых, международные инвестиции. В целом, можно определить все это одной фразой – международный бизнес. Авторы одного из самых популярных зарубежных учебников по международному бизнесу так определяют его понятие: международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые проводятся между двумя и более странами. Для частных компаний эти операции осуществляются с единственной целью – извлечение прибыли. Государственные компании могут преследовать и другие цели. Какие же существуют виды хозяйственных операций, проводимых между двумя и более странами?

Во-первых, это экспорт и импорт товаров, а также экспорт-импорт услуг различного рода, таких как перевозка. Далее - перемещение активов за рубеж с целью получения от иностранного лица, использующего эти активы, периодических платежей (они еще часто называются «роялти»). В-третьих, осуществление подрядных работ для иностранного заказчика. Все перечисленное выше с точки зрения экономистов находится в первой, так называемой «торговой» группе, поскольку операции имеют торговый характер. Вторая группа - это инвестиционная деятельность, т.е. вложение имущества в создание бизнеса на территории другой страны. Инвестиции делят на прямые (когда средства вкладываются в производство) и портфельные – покупка акций, ценных бумаг и т.д. Кроме того, любая хозяйственная операция чаще всего связана с перемещением валютных ценностей в счет оплаты той или иной сделки. Такое перемещение само по себе является хозяйственной операцией и в российском праве рассматривается как валютная операция. Между тем, то факт, что валютные операции присущи фактически любой форме международного бизнеса, их не выделяют в какую-либо отдельную группу, если речь не идет о перемещении капитала как самостоятельной операции, что происходит, например, в отношениях по кредитованию зарубежных партнеров.

Итак, под внешнеэкономической деятельностью понимают, как правило предпринимательскую деятельность, связанную с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ для иностранного заказчика.

Из этого далеко не полного определения мы можем выделить следующие признаки внешнеэкономической деятельности – ее предпринимательский и внешний характер.

Понятие предпринимательского характера деятельности субъектов имущественных отношений содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Остановимся на некоторых признаках предпринимательской деятельности:

1. Направленность на извлечение прибыли. Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Поскольку в такой деятельности иногда принимают участие публично-правовые образования, целью деятельности которых никак не может быть извлечение прибыли, мы говорим, что такая деятельность «как правило» является предпринимательской. Однако, следует учитывать, что, с одной стороны, контрагент таких субъектов все равно будет действовать как предприниматель, а с другой - тот факт, что к отношениям с участием публично-правовых образований применяются правила, предусмотренные для юридических лиц, а поскольку по общему правилу такие лица являются предпринимательскими организациями, можно говорить о том, что ГК устанавливает предпринимательский режим к операциям публично-правовых образований. В этом контексте нельзя не сказать о статье 51 Бюджетного Кодекса РФ, которая выделяет доходы Российской Федерации от внешнеэкономической деятельности среди неналоговых доходов федерального бюджета. Кроме того, стоит отметить мнение профессора В.А. Бублика о том, что специальное внешнеэкономическое законодательство позволяет шире трактовать признак направленности на извлечение прибыли. Речь идет о статье 1 федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», которая, с точки зрения ученого, впервые в российском законодательстве рассматривает результат предпринимательских усилий шире – не только как классическую прибыль, но и как достижение иного полезного эффекта.

2. Рисковый характер. Рисковый характер предпринимательской деятельности в деятельности внешнеэкономической проявляется, пожалуй, наиболее ярко. При проведении международных операций возникает множество рисков, которые затрагивают интересы экспортеров, импортеров и, конечно же, инвесторов. При этом выделяются риски, связанные с личностью контрагента – «риск неисполнения», «кредитный риск» или риск неплатежа в силу несостоятельности контрагента или его нежелания платить, а также риски, связанные с событиями, не зависящими от воли сторон: собственно имущественные риски (риск уничтожения товара или транспортных средств в силу аварий и других событий), политические риски и риски изменения экономической ситуации. Для защиты от рисков усложняется порядок расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности, в частности расчеты проводятся по аккредитиву и документарному инкассо, контракты включают условия об имущественном и кредитном страховании. Наиболее сложным риском является политический, так как международный бизнес еще не выработал достаточно устойчивых механизмов защиты от неплатежей в силу политических обстоятельств. Страхование таких рисков в рамках известных видов страхования невозможно.

3. Регистрация участника предпринимательской деятельности.

Как известно, предприниматель вправе заниматься коммерческой деятельностью только после регистрации в установленном порядке. В России действует ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001года. Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны – происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.

Согласно статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.

С точки зрения права внешне экономической деятельности внешний характер отношения определяется следующим образом. Можно выделить два фактора.

1. Первый – характеристика субъектного состава участников правоотношения. Второй - «география» перехода прав на имущество, передаваемое по сделке. С точки зрения характеристики субъектного состава мы должны констатировать, что отношение является внешнеэкономическим, если в нем принимает участие хотя бы один резидент и хотя бы один нерезидент (что, в принципе, соответствует концепции третьей части ГК РФ, поскольку налоговое, валютное законодательство понимает под нерезидентами иностранные лица, в том числе их филиалы в России).

Стоит учитывать, что ряд международных договоров, применяемых к международному бизнесу, по-иному определяет необходимый субъектный состав. В частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 год) так раскрывает этот признак: договор купли-продажи считается имеющим международный характер, если коммерческое предприятие одной из сторон находится за границей. То есть филиал иностранной компании в России, являющийся по нашему законодательству нерезидентом, не будет считаться «коммерческим предприятием, находящимся за рубежом», и с точки зрения этой Конвенции договор купли-продажи, заключенный российским предпринимателем с таким филиалом, не считается международным. Стоит, однако, учитывать, что такое иное определение в ряде международных договоров необходимого субъектного состава внешнеэкономических отношений не влияет на данное выше описание признака субъектного состава. Это связано с тем, что подобные международные договоры через сужение субъектного состава участников соответствующих отношений лишь очерчивают ту сферу международного бизнеса, к которой они должны будут применяться, и не регламентируют само понятие внешнеэкономической деятельности, определяемое национальным законодательством.

2. Второй фактор заключается в том, что деятельность участников отношения должна быть направлена на перемещение через таможенную границу Российской Федерации определенного имущества.

Так, законодательство связывает с внешней деятельностью осуществление операций по экспорту и импорту. Согласно статье 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: экспорт - вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе, импорт - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Стоит особо подчеркнуть, что закон не связывает ни импорт, ни экспорт с субъектным составом участников отношений, а только с фактом пересечения границы.

В зависимости от того, что является объектом внешнеэкономической деятельности, необходимо выделить следующие формы осуществления внешнеэкономической деятельности:

1) Внешнеторговая деятельность в узком смысле, т.е. деятельность по экспорту и импорту товаров, а также иным операциям по перемещению товаров и передаче имущественных прав;

2) Внешняя торговля услугами и выполнение работ;

3) Инвестиционная деятельность, или перемещение капиталов, т.е. вложение имущества в осуществление предпринимательской деятельности за рубежом;

4) Научно-техническое сотрудничество (перемещение объектов интеллектуальной собственности) – договоры о создании и/или передаче объектов интеллектуальной собственности, лицензионные договоры, научно-техническое сотрудничество (включая франчайзинг);

Вопрос о субъектах, в принципе, изучается во всех фундаментальных дисциплинах, таких как гражданское, административное право и так далее. Поэтому, мы остановимся на нем достаточно кратко. Как мы уже видели, в отношения по осуществлению внешнеэкономической деятельности вовлечены 2 группы субъектов:

1. Частные субъекты, которые непосредственно осуществляют внешнеэкономическую деятельность;

2. Субъекты публичного права, которые преимущественно эту деятельность регулируют.

 Первая группа субъектов представляет собой зарегистрированные в установленном порядке юридические лица, индивидуальных предпринимателей, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но в правоспособность которых согласно иностранному законодательству входит правомочие на занятие предпринимательской деятельностью. Все эти субъекты делятся на резидентов и нерезидентов.

Резиденты:

 Юридические лица, которые созданы (имеют место государственной регистрации) на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они российским или иностранным собственникам. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, которое выдается регистрирующим органом. В настоящий момент таким органом является районная Инспекция ФНС, на территории, где находится место нахождения организации, под которым по общему правилу признается место нахождения ее руководящих органов.

Специальное законодательство, в частности: о валютном регулировании, налоговое, рассматривает также в качестве резидентов филиалы и представительства российских организаций, находящиеся за рубежом. Строго говоря, они не являются самостоятельными субъектами правоотношений, в том числе и по поводу международного обмена товарами, работами и услугами. Однако, указание в законе, что такие филиалы и представительства являются резидентами, связано с избежанием недоразумений, которые могли бы возникнуть при толковании соответствующих нормативных актов.

Физические лица, имеющие постоянное место жительство на территории Российской Федерации (не обязательно граждане России), в том числе временно находящиеся на территории иностранных государств. Постоянное проживание означает проживание в России 182 дня и более, однако, на практике этот факт доказать затруднительно. По общему правилу таким доказательством будет отметка о государственной регистрации по постоянному месту жительства на территории России. Однако с этим возникнут проблемы, если такая отметка отсутствует. В частности, у лица может и не быть постоянного места жительства по какому либо конкретному адресу в России и т.д. В отношении проживания за рубежом (для доказывания нерезидентного статуса), как правило, достаточно предъявления доказательств наличия жилья за пределами России.

Нерезиденты:

Логично было бы утверждать, что к нерезидентам относятся все остальные субъекты правоотношений, а именно:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах «б» и «в».

При осуществлении внешнеэкономической деятельности имеет большое значение вопрос об идентификации иностранного контрагента и установлении его правоспособности.

Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны – происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.

Согласно статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.

Для идентификации нам необходим перечень определенных документов, доказывающих статус контрагента.

Деятельность иностранных юридических лиц на территории РФ может осуществляться или непосредственно головной организацией, или путем открытия представительств или филиалов. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, но налоговое законодательство признает филиалы иностранных юридических лиц на территории РФ российскими налоговыми резидентами. В соответствии со ст.21 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ филиалы иностранных юридических лиц в РФ вправе осуществлять свою деятельность только с момента его аккредитации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.199 №1419 (по филиалам) и Приказом Минюста от 25.11.199 №341 (по представительствам – требования об аккредитации представительств в законе нет) аккредитацию осуществляет государственная регистрационная палата при Минюсте РФ. Видимо, в связи с изменением структуры ФОИВ следует ожидать передачи этой функции налоговым органам.

Отказ в аккредитации возможен в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Кроме того, иностранные организации могут участвовать в создании юридических лиц на территории РФ. Раньше существовала самостоятельная организационно-правовая форма – совместное предприятие. В настоящее время такие организации образуются в одной из известных российскому законодательству организационно-правовых форм и они являются резидентами РФ. Тем не менее законодательство об иностранных инвестициях предоставляет таким российским лицам с иностранными инвестициями определенные льготы, не очень значительные, впрочем.

Вопрос об участии лиц публичного права во внешнеэкономических отношениях имеет двойственную природу. Во-первых, это государственные органы, которые выступают в административных отношениях при государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. В частных отношениях РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в лице их органов. Согласно ст.11 ФЗ «Об основах госрегулирования ВТД» эти субъекты могут участвовать в ВЭД только в случаях, предусмотренных законодательством. В случае самостоятельного выступления государственных и муниципальных образований, в отношении них действуют исключения из общих правил законодательства. Например, существует иммунитет государства, который разделяется на: иммунитет собственности государства, означающий запрет на конфискацию или иное принудительное отчуждение имущества, принадлежащего иностранному государству; судебный иммунитет, который означает невозможность привлечения государства к ответственности на территории другого государства. Традиционно иммунитет является абсолютным, но с некоторых пор распространение получил т.н. «функциональный иммунитет», согласно которому государство не может быть привлечено к иностранному суду за действия, которые являются актами власти, но по делам, связанным с коммерческой деятельностью государства, судебный иммунитет не действует. Ст.251 АПК РФ: «иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти…» кроме того, в отношениях с публичными субъектами действуют ограничения в выборе применимого права. как правило, в таких отношениях применяется собственное право государства, вне зависимости от содержания коллизионных норм.

Дипломатические представительства также выступают как субъекты гражданских прав и обязанностей. При этом традиционно иностранные представительства на территории РФ считаются нерезидентами, а российские за границей – резидентами РФ. В публично-правовых отношениях государственные органы выступают как носители государственной власти. Высшие органы государственной власти (Президент, Правительство РФ) выполняют, в основном, функции по нормативному регулированию ВЭД. Непосредственное регулирование осуществляется различными ФОИВ. Основным здесь является Министерство экономического развития и торговли РФ, в составе которого теперь действует Федеральная таможенная служба РФ. В полномочиях этого министерства большинство функций государственного регулирования ВЭД – оно не только осуществляет тарифное регулирование посредством ФТС, но и выдает экспортные и импортные лицензии, применяет меры по защите экономических интересов РФ при внешней торговле, осуществляет функции экспортного контроля. Помимо налогового регулирования осуществляет еще и часть функций валютного контроля. Основным органом валютного контроля является ЦБ РФ.

Отдельные публично-правовые функции возложены государством на частных субъектов. Так, законодательство о валютном регулировании выделяет фигуру агентов валютного контроля, которыми являются, в частности, уполномоченные банки. Эти банки – это частные кредитные организации (формально говоря, даже Сбербанк – это частная организация – ОАО), но выполняют публичные функции.

Международные организации. Они, конечно же, также участвуют и в частно-правовых отношениях для хозяйственного обеспечения своей деятельности, а так как они не принадлежат никакому государству, то всякая их сделка будет носить внешний характер. Но для нашего предмета более интересна роль некоторых международных организаций в регулировании ВЭД. Наибольшее значение в этом отношении имеет ВТО, в которую пытается вступить Россия. Вступление в эту организацию означает снятие многих ограничений, установленных в отношении российских товаров в других странах. В то же время и РФ должна будет открыть свои рынки для иностранных товаров, что может повлечь коллапс отдельных отраслей российской экономики. Отсюда – длительные переговоры, направленные на минимизацию потерь российской экономики от вступления РФ в ВТО.

 



2019-07-03 728 Обсуждений (0)
Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)