Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод индивидуального руководства чтением и его формы



2019-07-03 198 Обсуждений (0)
Метод индивидуального руководства чтением и его формы 0.00 из 5.00 0 оценок




План

I. Роль библиотеки в формировании культуры чтения

II. Основные методы и формы руководства чтением

2.1 Метод индивидуального руководства чтением и его форм

2.2 Метод массового руководства чтением и его формы

2.3 Работа с активом читателей

2.4 Библиотека и семья

III. Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г.Тирасполь

Литература

 


I . Роль библиотеки в формировании культуры чтения

 

Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности.

Все жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека.

Страстный искатель истины и справедливости, А.И. Герцен, размышляя о библиотеке и книге - источники знаний, сказал: « Вся жизнью человечества оседала в книге: племена, моде государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в ней записано та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автография, которая называется всемирная историей».

Вооружая нас знанием, опытом жизни и борьбы, развела наш город до кругозора человечества, книга становиться орудием труда. А усваивая опыт прошлого, созидая настоящее, мы закладываем стартовую площадку для бедующего. И книги – веков соединительная ткань – дают возможность преобразовать мир и себя в этом мире.

Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека?

Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю – подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.

В практике работы библиотек используется методы индивидуального и массового руководства чтения и их формы.

 


II . Основные методы и формы руководства чтением

Метод индивидуального руководства чтением и его формы

 

В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение подростков.

В повседневной работе на абонемент и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном; индивидуальные консультации у выставок, у книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.

Наиболее распространенная форма индивидуального руководства чтением в библиотеке – беседа.

Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней создавая соответствующую установку для ее восприятия.

Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя , его возраста, уровня развития.

Часто библиотекарю приходиться сначала выяснить, о чем хотел бы подросток прочитать.

Затем он показывает книги различной тематики, кратко знакомя читателя с их содержанием.

Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать свой спрос.

Рекомендательная беседа важна и в случаях, когда читатель просит книгу на определенную тему.

Выяснив почему подросток интересуется этой темой что уже прочитано им библиотекарь подбирает книгу и кратко характеризует ее.

Даже когда читатель спрашивает конкретную книгу это не означает что рекомендательная беседа не уместна .опыт работы с подростками и знанием подсказывают библиотекарю на какие трудные и важные моменты в книги надо обратить внимание читателя.

При удовлетворении конкретного спроса подростка библиотекарь рекомендует ему также литературу по данному автору. Интерес к автору создает эмоциональный контакт с ним в процессе чтения книги, открывает двери в мир творчества писателя.

Внимание требует читательский опрос “чего-нибудь новенького”, характерный для старших школьников, читающих очень много. Погоня за новеньким не редко может быть показателем “престижности чтения”, “моды” на определенные книги. Задача библиотекаря- повышать качество чтения. Один из путей ее решения – побудить юношей к перечитыванию лучших литературных произведений.

Прием рекомендации книг читателям во многом зависит от типа литературы. Например научно художественное произведение нужно рекомендовать так чтобы возникла связь между содержанием книги и тем , что известно читателю из других источников информации (кино, телевидение, радио). Важны и вопросы к читателю, пробуждающие его любознательность, желание получить в рекомендуемой книге ответы на разнообразные “что”, ”как”, и ”почему”. Во время рекомендательной беседы по научно– художественной книге нужно подготовить читателя к встрече с новыми для него научными сведениями, помочь ему не упустить эти факты.

Первоначальное приобщение к литературе по различным областям знания целесообразно начинать с рекомендации книг, содержащих конкретные факты, близкие опыту читателя.

Возникает эффект “узнавания”, что усиливает интерес к чтению, обуславливает усвоение содержания.

Выяснение мотивов спроса при беседе с читателем показывает, например, что подросток, спрашивая конкретную книгу, подчас не подозревает о существовании других книг, иногда более ценных и доступных его возрасту. Нередко читатель, заинтересовавшись книгой, спрашивает “что-нибудь такое же”. Библиотекарь должен детально конкретизировать читательский спрос. Без выяснения, чем произведения увлекло читателя, удовлетворение последующего спроса не может быть удачным.

Если библиотекарь готовится к выдаче ежедневно, это позволяет ему не только избежать ошибок при рекомендации, но и помогает найти более верные приёмы привлечения читателя чтения тех книг, которые важны на данном этапе его читательского развития.



2019-07-03 198 Обсуждений (0)
Метод индивидуального руководства чтением и его формы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод индивидуального руководства чтением и его формы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)